Главная страница
Навигация по странице:

  • Древнее царство.

  • История Древнего мира. Ранняя древность. История Древнего мира, том Ранняя Древность. (Сборник)


    Скачать 3.48 Mb.
    НазваниеИстория Древнего мира, том Ранняя Древность. (Сборник)
    АнкорИстория Древнего мира. Ранняя древность.pdf
    Дата04.07.2018
    Размер3.48 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория Древнего мира. Ранняя древность.pdf
    ТипДокументы
    #21026
    страница15 из 42
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   42
    Раннее царство.
    Раннее царство — это время правления в Египте I и II
    манефоновских династий, охватывающих более чем двухсотлетний период истории династического Египта (ок. 3000—2800 гг. до н.э.).
    Манефон считает объединителем Египта царя по имени Менее
    (Мина), основателя I династии. Его, вероятно, можно отождествлять с царем, носящим в древнейшей египетской летописи тронное имя Хор-
    Аха («Хор Боец»(Хор, или Гор,— имя одного из главных египетских божеств, солнечного бога, изображавшегося в виде сокола. Царь считался воплощением Хора и носил кроме личного особое «хорово»
    имя.)). Однако он не был первым верхнеегипетским правителем,
    претендовавшим на власть во всем Египте. Так называемая табличка
    Нармера, одного из последних додинастических правителей из
    Верхнего Египта, найденная при раскопках Иераконполя, повествует в символической форме о победе этого царя над жителями Нижнего
    Египта. Нармер представлен на этой рельефной табличке во время своего триумфа увенчанным объединенной короной Верхнего и
    Нижнего Египта. По-видимому, некоторые предшественники Нармера также склонны были уже считать себя покорителями Севера и

    138
    претендовать на объединенную корону. Менее же возглавил список египетских царей, дошедший до нас благодаря сочинению Манефона,
    вероятно, потому, что именно с него началась в Египте прочная летописная традиция. Но и при Менесе, так же как и при его предшественниках, да и последователях, достигнутое единство страны не было еще окончательным. Покоренный Нижний Египет долго не желал признать свое поражение, и там в течение почти всего Раннего царства происходили кровавые военные столкновения.
    Цари первых двух династий были родом, по-видимому, из верхнеегипетского нома Тиниса, находившегося в средней части
    Верхнего Египта. В Тинисском же номе, в окрестностях г. Абидоса, в будущем прославившегося как центр почитания бога мертвых
    Осириса, были обнаружены при раскопках гробницы царей Раннего царства — Джера, Семерхета, Каа и др. В составе имен этих царей,
    как и в составе имени царя Хор-Axa, упоминался бог в виде сокола —
    Хор, покровитель большинства царей Раннего царства.
    Об уровне развития производительных сил тогдашнего общества можно судить по орудиям производства, в изобилии дошедшим до нас из раннединастических погребений. Это прежде всего изделия из меди
    — плоские рабочие топоры, ножи, тесла, гарпуны, рыболовные крючки, пилы, наконечники деревянных мотыг; кроме того, боевые топоры с закругленными лезвиями, кинжалы, чаши и сосуды различных форм. Но наряду с медными найдено много и каменных,
    особенно кремневых орудий и предметов обихода различного назначения. В погребениях найдены также деревянные орудия труда,
    изделия из слоновой кости, украшения из египетского фаянса(Египетским фаянсом называется особая затвердевшая составная, на поверхности стекловидная, масса, обычно окрашенная в голубой цвет.), разнообразная керамическая посуда, изготовленная еще без применения гончарного круга. В строительстве применялись в основном необожженный кирпич, дерево; использование камня в строительстве было ещё очень ограниченно.
    Итак, Египет периода Раннего царства жил в эпоху медно-каменного века. Но уже была создана и постоянно совершенствовалась и расширялась ирригационная система страны, что давало возможность использовать все преимущества природных условий Нильской долины.
    Все это способствовало тому, что при низком еще техническом уровне был достигнут огромный рост производительности труда, прежде всего в земледелии, появился прибавочный продукт, следовательно,
    возникла и возможность его присвоения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
    Раннему прогрессу страны способствовало также то, что почти все необходимое для себя египтяне находили или в самой полипе, или же в непосредственной близости от нее. Повсюду встречались разнообразные породы камня, в том числе мягкого, легкого в обработке известняка. Рощи акаций, ещё обширные, и какой-то

    139
    степени восполняли постоянный недостаток строительного леса, с древнейших времен доставлявшегося в Египет с гор Ливана морем.
    Заросли папируса, который широко применялся египтянами как для производства своеобразной бумаги, так и для плетения папирусных судов,
    использовавшихся при рыбной ловле и охоте на водоплавающую птицу в тихих заводях Дельты, также казались неисчерпаемым источником этого сырья. Молодые побеги папируса шли в пищу. Нил славился изобилием рыбы, основного нерастительного продукта питания египтян.
    Медь, как и в додинастические времена, египтяне добывали в копях
    Синайского полуострова, золото — к востоку от долины, в пустыне, а позже — на юге, в Нильской Эфиопии.
    Из злаковых культур, выращивавшихся в Египте в период Раннего царства, а также в Древнем царстве, основной культурой был ячмень,
    который со временем стал отчасти вытесняться пшеницей- двузернянкой(Двузернянка, иначе эммер, или полба — один из древнейших культурных злаков, вид пшеницы, почти вытесненный впоследствии более урожайными видами.). Широко было развито скотоводство. Памятники свидетельствуют о существовании различных пород крупного рогатого скота, овец, коз, ослов, свиней. Развиваются
    (особенно интенсивно в Дельте) садоводство, огородничество,
    виноградарство. Дошедшие до пас из погребений того времени полотна свидетельствуют о развитии льноводства и ткачества.
    Египтяне занимались также рыболовством, разведением водоплавающей птицы, охотой.
    Создание и упрочение единого государства — процесс сложный и длительный, растянувшийся практически на весь период Раннего царства. Объединение Египта не могло, конечно, не внести существенные изменения в структуру управления страной,
    руководства огромной ирригационной системой Египта, забота о расширении, усовершенствовании, нормальном функционировании которой лежала на царской администрации.
    Период Раннего царства — это время сложения общеегипетского государственного аппарата. Надписи I и II династий изобилуют названиями многих ведомств и должностей, существовавших ранее или впервые возникавших в связи с усложнением хозяйственного и административного управления, как в центре, так и в номах, на протяжении всего Раннего царства. Эти изменения связаны, по- видимому, с поисками оптимальных форм управления, производства,
    учета и распределения производимых материальных ценностей.
    Очень скудны и фрагментарны наши знания об общественных отношениях египтян во времена Раннего царства. Известно, что существовало большое многоотраслевое царское хозяйство,
    включавшее в себя пашни и пастбища, виноградники и сады, пищевое ведомство, ремесленные мастерские и судостроительные верфи.

    140
    Оттиски печатей царского хозяйства I и II династии дошли до нас нс только из царских гробниц, но и из погребений тогдашних вельмож и многочисленных мелких чиновников, которые, по-видимому, получали довольствие из царского хозяйства. Естественно предположить, что кроме царского хозяйства — «дома царя» и «дома царицы» — должны были существовать и нецарские хозяйства, однако сведения о них практически отсутствуют. Но если судить по роскошным для того времени погребениям знати, немногим отличающимся от царских погребений, знать эта, происходившая из номов и тесно с ними связанная, сохраняла большую экономическую самостоятельность и,
    вероятно, располагала еще значительными наследственными хозяйствами в номах. О людях, работавших в царском хозяйстве и в хозяйствах знати, о методах эксплуатации людей, вовлеченных в эти хозяйства, мы не располагаем сведениями: они появятся в более поздний период, уже в эпоху Древнего царства. Анализ погребений периода I и II династий позволяет только сделать вывод о резком имущественном неравенстве в Египте уже в эту раннюю пору его общественного развития: наряду с богатыми погребениями знати известны более скромные погребения людей, занимавших, вероятно,
    определенное положение в египетском административном и хозяйственном аппарате, в хозяйствах царя и вельмож; обнаружены и совсем бедные погребения (просто неглубокие ямки на краю пустыни)
    низших слоев египетского общества.
    Мало что мы знаем и об исторических событиях тех далеких веков.
    Цари первых двух династий вели постоянные войны с ливийскими скотоводческими племенами, захватывая много скота, приводя в
    Египет пленных. Появлялось египетское войско и в горах Синая,
    защищая медные копи от набегов переднеазиатских пастушеских племен; египтяне проникают также за первые нильские пороги, в
    Нубию. Но больше всего сведений дошло до нас о военных столкновениях в Нижнем Египте: борьба с непокорным и бунтующим
    Севером продолжается до конца II династии. Ещё Менесу приписывается основание «Белых стен» (Мемфиса)—города,
    возникшего на левом берегу Нила в преддверии Нижнего Египта на стыке его с Верхним Египтом,— крепости и опорного пункта господства южан над Дельтой. Многолетние войны на Севере завершились окончательной победой Юга при царе II династии
    Хасехемуи, который жестоко подавил последнее восстание в Дельте
    Символически изображая свою победу над Нижним Египтом на подножиях двух своих статуй, он приводит на них и цифры павших в этой последней битве врагов — около 50 тыс. северян.
    В период
    Раннего царства происходит и какая-то внутридинастийная борьба, внешним выражением которой является замена бога Хора, божественного покровителя царей Раннего царства,
    в тронном имени царя богом Сетхом — вечным противником Хора.
    Затем был достигнут временный компромисс, и имена Хора и Сетха соседствуют в тронном имени одного из царей II династии;

    141
    впоследствии же Хор одерживает полную победу над своим противником, и Сетх изгоняется из тронного царского имени.
    Поражение Севера и прекращение династических распрей привели к концу II династии к окончательному объединению страны,
    открывшему новую эпоху в истории Египта — эпоху Древнего царства.
    «Белые стены» царя Менеса — город Мемфис становится столицей единого государства. Согласно наиболее распространенному мнению,
    к одному из названий этого города — Хот-ка-Птах, что значит
    «Усадьба двойника(Ка («двойник»)—по представлениям египтян,
    магическая субстанция всякого изображения, которой приписывалось самостоятельное бытие.) Птаха» — главного бога столицы, и восходит греческое Айгюптос и наше наименование страны — Египет.
    Древнее царство.
    Эпоха Древнего царства (начало XXVIII в. до н.э.— середина XXIII
    в. до н.э.) — это более чем пятисотлетний период египетской истории,
    время правления III, IV, V и VI манефоновских династий, эпоха,
    генетически связанная с Ранним царством, но представляющая собой новый качественный этап развития Египта. Новые явления определялись в первую очередь окончательным прочным объединением страны, сплочением ее в одно политическое целое. Это становится особенно ясным, если учесть, что существенных изменений в орудиях производства по сравнению с Ранним царством не произошло — изменения были, по-видимому, в основном количественные. Только резкое увеличение производства медных орудий труда могло привести, например, к большим изменениям в строительном деле — началу невиданного доселе строительства из мягкого известняка. Известно, что блоки из этого камня выпиливались медными пилами, которые изготовлялись из слитков, подвергавшихся для прочности специальной проковке. Из гробниц Древнего царства до нас дошло большое количество различных медных орудий и их маленьких моделей, но по-прежнему применялись разнообразные каменные орудия, деревянные мотыги, серпы с кремневыми зубьями,
    первобытный деревянный плуг.
    Полное объединение Египта и более целенаправленная организация производства в пределах объединенной страны в огромной степени способствовали общему подъему всех отраслей египетского хозяйства.
    Памятники Древнего царства впервые позволяют осветить некоторые важные стороны египетских производственных отношений.
    Многочисленные документы показывают существование царского хозяйства, храмовых хозяйств и особенно хозяйств частных лиц —
    вельмож, занимавших высокие должности при дворе, в административном аппарате, как в центре, так и на местах — в номах.
    Многочисленные раскрашенные рельефы сплошь покрывают внутренние стены внушительных вельможных гробниц и снабжены краткими пояснительными надписями. Они дают возможность

    142
    представить жизнь большого хозяйства — «собственного дома» (пер джет) вельможи. Эти гробничные изображения были тесно связаны с египетским культом, отражавшим представления египтян о
    заупокойном мире как вечном продолжения земной реальной жизни, и являлись, в сущности, подробным наглядным описанием этой жизни,
    поэтому они и имеют самое прямое отношение к действительному хозяйству вельможи.
    Гробничные рельефы рассказывают нам о самом вельможе и о его непосредственном окружении. Обычно он показан главок большой семьи, в состав которой входят его жена и дети, родные братья и сестры, нередко старая мать, родственники, домочадцы. Здесь же многочисленные личные слуги, музыканты, певцы и певицы,
    танцовщицы, кравчие, парикмахеры, опахалоносцы, телохранители.
    Интересно, что младшие члены семьи наряду с домашними слугами обслуживают хозяина усадьбы или же участвуют в управлении его хозяйством.
    Большое вельможное хозяйство состояло из главной усадьбы н многочисленных владений (дворов и селений), находившихся в различных концах страны, как в Верхнем, так и в Нижнем Египте.
    Многочисленный штат различного рода служащих: писцов,
    надсмотрщиков, учетчиков, хранителей документов, управляющих,
    возглавляемых «домоуправителем», который осуществлял общее руководство всей хозяйственной жизнью «собственного дома»,
    организовывал и контролировал труд многочисленных людей,
    работавших в разных отраслях вельможного хозяйства: земледельцев и пастухов, рыболовов и птичников, огородников и садовников,
    пекарей и пивоваров, медников и ювелиров, гончаров и каменотесов,
    ткачей и сандальщиков, плотников, столяров, судостроителей,
    художников и скульпторов — всех тех, кто так ярко представлен на гробничных рельефах за своей повседневной работой в поле и на пастбище, в ремесленной мастерской и в доме самого вельможи.
    Характерной формой организации труда в полеводстве в период
    Древнего царства были рабочие отряды, трудившиеся при посеве и сборе урожая. Насколько можно судить по сценам сельскохозяйственных работ и надписям к ним, посевное зерно доставлялось земледельцам из житницы вельможного хозяйства,
    тягловый скот (обычно это две длиннорогие коровы) приводился из вельможного стада, собранный урожай, свозимый на тока ослами,
    принадлежал вельможе и после обработки на гумно поступал в его же закрома.
    Рабочие отряды трудились и при перевозке тяжестей, погрузке судов (основное транспортное средство в Египте) и на многих других общественных работах, причем они по мере надобности могли перебрасываться то на одну, то на другую работу.

    143
    Ремесленное производство вельможного хозяйства было сконцентрировано в общих ремесленных мастерских — «палате мастеров», в которой трудились ремесленники разных специальностей. Здесь работали только мужчины. Уделом женщин был труд в отдельных ткацких мастерских. В хозяйстве существовало специальное нищевое предприятие, занятое изготовлением различных продуктов. Bо всех ремесленных работах существовало дробное разделении труда, над одним и тем же изделием на разных этапах его изготовления часто трудилось несколько человек. И в ремесленной мастерской все сродства производства принадлежали владельцу всего хозяйства; изделия, изготовленные мастерами, поступали в вельможные склады. Так обстояло дело и в других отраслях вельможного хозяйства. Следовательно, все виды тружеников.
    вовлеченных в вельможное хозяйство, были лишены собственности на орудия и сродства производства.
    Судя по рельефным гробннчным изображениям, работники вельможного хозяйства получали довольствие из вельможных складов и производств — с огородов, пастбищ, из рыбных угодий, житниц,
    пищевого ведомства — зерно, рыбу, хлеб, овощи; пиво. Мы видим здесь, как земледельцам выдают одежду — короткий передник — и специальное масло для умащения, так как, работая под безоблачным египетским небом при жарком солнце, почти обнаженный земледелец вынужден был смазывать кожу на теле каким-либо жировым составом.
    Были ли у тружеников вельможного хозяйства помимо хозяйственного довольствия какие-то дополнительные средства к существованию, нам неизвестно.
    Но на тех же гробничных рельефах изображен рынок для мелкого обмена, участниками которого были, по-видимому, также труженики вельможного хозяйства. Здесь шла бойкая торговля: зерно, хлеб,
    овощи, рыбу обменивали на рыболовные крючки, обувь, медные зеркала, бусы, другие ремесленные изделия. Мерилом стоимости было зерно. Наличие такого рынка можно объяснить существованием определенного избытка пищевых продуктов у части тружеников, а также, вероятно, и существованием в ремесленном производстве урочной системы. Норма выработки была чрезвычайно высока, едва ли ниже полной производственной возможности ремесленника, —
    недаром египетского труженика часто подгоняли плетьми и палками;
    по работник, справившийся со своим уроком (нормой выработки),
    возможно, мог изготовить дополнительное изделие, которое уже по праву считалось принадлежащим лично ему и могло быть обменено на рынке на вощи или продукты питания, ему необходимые.
    Следовательно, работники, вовлеченные в вельможное хозяйство,
    могли обладать определенной личной движимостью. Царское и храмовые хозяйства эпохи Древнего царства, от которых до нас дошли значительно более скудные сведения, судя по всему, были организованы по тому же принципу(Мы почти не располагаем сведениями о средних и мелких хозяйствах этой эпохи.).

    144
    Учитывая несомненно большую роль вельможных хозяйств в экономике страны эпохи Древнего царства, необходимо выявить их связь с царским (государственным) хозяйством. Известно, что в египетских памятниках «собственный дом» вельможи выступает как нечто «внешнее» по отношению к «внутреннему», государственному
    (царскому) хозяйству. В состав «собственного дома» вельможи входили земли и имущество, унаследованное от родителей.
    Владельцами такого наследия становились по преимуществу старшие сыновья покойного главы семейства. Вот почему, в частности,
    младшие братья вельможи вынуждены были служить в его доме,
    кормиться за счет его хозяйства. Мог располагать вельможа также имуществом, полученным по завещанию от других лиц, а также доставшимся ему «за вознаграждение», т.е. купленным. Складывается впечатление, что унаследованным, завещанным, купленным имуществом и землей вельможа имел право распоряжаться по своему усмотрению, как своей полной собственностью, своим достоянием «по истине» (именно из этого достояния вельможа, вероятно, выделял землю и средства на обеспечение своего заупокойного культа,
    предусматривавшего содержание большого штата заупокойных жрецов при его гробнице). Наряду с достоянием «по истине»
    вельможа располагал достоянием «по службе», которым он, по- видимому, полностью распоряжаться не мог, так как оно принадлежало не ему лично, а его должности и могло быть отобрано вместе с должностью, поэтому свое достояние «по истине» и «по должности» вельможа четко разграничивал. Вместе с тем памятники свидетельствуют, что благополучие вельможи зависело прежде всего от его должностного достояния, и вне служебной карьеры мы не можем представить себе вельможу Древнего царства. Необходимо иметь в виду, что должности в Египте, как правило, были потомственными, передавались от отца к сыну, но при этом такая передача должности всякий раз утверждалась царем. Таким образом,
    личное и должностное в «собственном доме» вельможи тесно переплетается. Не случайно само египетское понятие «собственность»
    (джет) является более широким по сравнению с нашим — оно может служить и для обозначения полной собственности (в нашем ее понимании), и для обозначения только владения, пользования (за службу).
    Естественно, что многочисленный штат организаторов производства в царском, храмовых и вельможных хозяйствах — различные чиновники, писцы, учетчики и контролеры отличались по своему положению в обществе от лиц, непосредственно трудившихся в этих хозяйствах Многие из них занимали определенные государственные должности и сами имели в своем распоряжении земельные угодья и людей, обрабатывающих их. К этой категории лиц следует отнести также мелкий и средний персонал храмов, многочисленных жрецов,
    связанных с заупокойным культом (верховные жреческие должности сосредоточивались в руках высшей придворной и местной провинциальной администрации). В эту же группу лиц, составляющих

    145
    среднюю прослойку египетского общества, могли входить скульпторы,
    архитекторы, живописцы, врачи, талантливые разбогатевшие ремесленники царских, храмовых и вельможных хозяйств. От второй половины Древнего царства до нас дошли многочисленные погребения, порой весьма богатые, принадлежащие представителям именно этих средних слоев населения.
    Термин, обозначающий раба (бак), известен еще со времен Раннего царства. Документы Древнего царства свидетельствуют о том, что рабов можно было покупать и продавать (сохранился, например,
    документ от VI династии, упоминающий куплю рабов). Следовательно,
    в Египте времени Древнего царства существовал рабский рынок.
    Среди рабов были чужеземцы, но преимущественно это были египтяне по происхождению. Пранда, механизм порабощения соплеменников в условиях Древнего царства трудно сейчас восстановить. Преобладание огромных, более или менее замкнутых хозяйственных комплексов, в которых производилось все необходимое, от орудий производства до продуктов потребления, тормозило, естественно, развитие товарно- денежных отношений в стране, поэтому возможность появления в эту эпоху известного по несколько более поздним переднеазиатским древним обществам долгового рабства почти исключается. Возможно,
    что большинство домашних рабов у египтян по происхождению являлись потомками тех жителей Нильской долины, которых в период раздробленности и воин между номами, а затем и между обоими ранними египетскими государствами захватывали и порабощали соседи. Но, безусловно, существовали и какие-то другие пути порабощения соплеменников. Так, высокие должностные лица второй половины Древнего царства, выставляя напоказ свою добродетель,
    хвастаются тем, что не порабощали за всю свою я;изнь ни одного египтянина. Следовательно, сама возможность порабощения соплеменников — жителей Нильской долины была не исключена и имела место, по, очевидно, порабощать их считалось предосудительным, а возможно, и запрещалось царской властью.
    Недаром косвенные сведения о порабощении египтян восходят в основном к концу Древнего царства, когда ощущался уже резкий упадок центральной власти.
    Несомненно, что царское, храмовые и вельможные хозяйства были преобладающими в экономической структуре Древнего царства.
    Однако были ли эти крупные хозяйства единственной формой организации производства в стране, или же за их пределами мог существовать пусть незначительный, но автономный общинно-частный сектор экономики? Ответить на этот вопрос исходя из египетских источников той эпохи трудно, так как все они имеют отношение только к царскому и вельможному хозяйствам. Лишь на основании немногих косвенных данных можно предполагать, что такой сектор, вероятно,
    существовал. Так, например, один вельможа, живший в конце III
    династии, покупает землю у коллектива неких нисутиу («царских»),
    которые, следовательно, имели какие-то индивидуальные или коллективные права на землю и могли распоряжаться ею по

    146
    собственному усмотрению. Возможно, о существовании мелких индивидуальных хозяйств свидетельствуют надписи вельмож конца
    Древнего царства, которые, по их словам, помогали каким-то, по- видимому, мелким производителям посевным зерном и тягловым скотом в период пахоты. Трудно предположить, что такая помощь могла осуществляться в рамках царского и вельможного хозяйства,
    основанного, как мы видели, на совершенно других принципах.
    Наконец, не разорившиеся ли мелкие собственники, попадая в зависимость от владельцев крупных вельможных хозяйств,
    превращались в рабов-бак? Не они ли являлись источниками пополнения столь многочисленной категории заупокойных жрецов,
    обеспечивавших заупокойный культ вельмож? Возможно также, что среди участников обменного рынка, известного нам по гробничным изображениям, были не только труженики, вовлеченные в крупные вельможные хозяйства, но и мелкие индивидуальные производители.
    Однако все это только лишь предположения. Материал слишком незначителен и противоречив, чтобы можно было сделать какие-либо твердые, однозначные выводы.
    Во главе сложившегося египетского государства стоял царь, часто называемый в литературе фараоном — термином, пришедшим из греческого языка, но восходящим к древнеегипетскому иносказательному наименованию царя эпохи Нового царства — пep-'o,
    что значило «Большой дом» (т.е. дворец); само же имя царя считалось священным, и произносить его возбранялось.
    Египетский царь обладал неограниченной экономической,
    политической и верховной жреческой властью. Все значительные мероприятия в стране и за ее пределами производились от имени фараона — большие ирригационные и строительные работы,
    разработка ископаемых и камня в окрестных пустынях, войны и торговые экспедиции, проведение больших религиозных и
    династийных праздников. Царь почитался как бог и был, по египетским представлениям, во всем подобен богам, а, возможно, в глазах народа порой и превосходил их могуществом. Так, в период расцвета Древнего царства усыпальницы царей — пирамиды затмевали своим великолепием храмы богов. Длинная, со временем все более расцвечивающаяся эпитетами титулатура египетского царя содержала в себе пять царских имен, в том числе личное и тронное.
    До конца египетской истории фараон выступал как царь Верхнего и
    Нижнего Египта, что фиксировалось в его титулатуре как воспоминание о некогда существовавших самостоятельных царствах
    Севера и Юга. Пережитком времен двух додинастических царств была и двойственная система некоторых государственных ведомств страны.
    Важнейшим помощником царя был верховный сановник — чати,
    осуществлявший от имени царя общее руководство хозяйственной жизнью страны и главной судебной палатой. В разные времена чати мог занимать и некоторые другие крупнейшие должности, в частности должность главы столичного управления; известно, однако, что ему в

    147
    течение почти всей истории Египта не доверялось руководство военным ведомством, во главе которого стоял другой крупнейший сановник — начальник войска.
    Некогда независимые номы, войдя в состав единого государства,
    превращаются в его местные административно-хозяйственные округа,
    причем во время наивысшего расцвета Древнего царства, при IV
    династии, отмечается полное подчинение номов центральной власти:
    царь может по своей воле перемещать номархов (правителей номов)
    из области в область, из Верхнего Египта в Нижний и наоборот,
    существует жесткий контроль центра над всеми действиями местной администрации. В период III и IV династий высшая столичная знать состояла из узкого круга лиц, находившихся в кровном родстве с царем. Важнейшие должности в государстве — чати, военачальники,
    руководители различных ведомств и работ, верховные жрецы важнейших египетских храмов — были выходцами из царского дома,
    представителями правящей династии. Централизованное управление осуществлялось при помощи огромного разветвленного бюрократического аппарата.
    Единственным родом постоянного египетского войска, начавшего складываться еще в период Раннего царства, была пехота. Воины были вооружены луками, стрелами и короткими мечами. Часто во время походов воинов перебрасывали к месту битвы из мест постоянного расположения на грузовых речных судах. Границы Египта на севере и юге были защищены цепью оборонительных крепостей, в которых размещались военные гарнизоны. Интересно, что полицейские функции в Египте с древнейших времен осуществлялись выходцами из рано покоренной египтянами Северной Нубии —
    маджаями.
    Египет часто образно называют «Страной пирамид». В
    непосредственной близости от Каира и к югу от него разбросаны эти грандиозные погребальные сооружения царей Древнего царства,
    немые свидетельства невиданного доселе могущества египетских правителей, призванные навеки прославить имена фараонов,
    погребенных в подземных камерах этих своеобразных надгробий.
    Первая, еще ступенчатая, 60-метровая пирамида была воздвигнута близ современного местечка Саккара к югу от Каира для фараона III
    династии, основателя Древнего царства Джесера талантливым архитектором, врачом и чати, знаменитым
    Имхетепом,
    отождествленным впоследствии греками с богом-покровителем медицины Асклепием. Незыблемо стоит в пригороде Каира Гизе первое и единственное сохранившееся из семи чудес света древнего мира — великая пирамида наиболее могущественного царя IV
    династии Хеопса (Хуфу)—почти 150-метровая, сложенная из 2 млн.
    300 тыс. великолепно пригнанных огромных каменных глыб. Здесь же высятся пирамиды его преемников — младшего сына по имени Хефрен
    (Хаф-Ра), которая всего на три метра ниже пирамиды отца, и значительно уступающая им 66-метровая пирамида еще одного

    148
    фараона этой же династии, которого звали Микерин (Менкау-Ра).
    Каждый царь Древнего царства начинал строить себе усыпальницу сразу же по восшествии на престол, и возводилась она порой в течение нескольких десятилетий. Геродот, путешествовавший по
    Египту в V в. до н.э., оставил нам яркое, но не совсем точное описание строительства пирамиды Хеопса, как оно сохранилось в памяти далеких потомков.
    Хеопс, по рассказам Геродота, вверг страну в пучину бедствий,
    заставив всех египтян работать на него. Одни перетаскивали к Нилу огромные глыбы камня из каменоломен в восточной пустыне, другие грузили их на корабли и доставляли на левый берег Нила, третьи тащили их до подножия Ливийского плоскогорья к месту строительства. Сто тысяч человек трудились так изо дня в день,
    сменяя друг друга каждые три месяца. Десять лет строили только дорогу, по которой тащили камни, и погребальный склеп, двадцать лет возводилась над ним сама пирамида.
    На самом же деле строительным материалом для сооружения пирамиды служил местный известняк, добываемый тут же, у её
    подножия, а с противоположного берега привозили только высококачественный белый известняк для облицовки внутренних помещений пирамиды и её внешних граней. Непосредственно пирамиду возводило ограниченное количество рабочих отрядов,
    состоявших из постоянных, квалифицированных, специально обученных работников. Специальные рабочие бригадами трудились и на соседних каменоломнях. Несомненно, однако, что на строительстве пирамиды в большом объеме использовался неквалифицированный труд вспомогательных работников и что многие труженики, таким образом, отвлекались от повседневного производства.
    Рядом с пирамидами IV династии возвышается высеченный в скале
    20-метровый Большой Сфинкс, обезображенное временем лицо которого, как полагают, имеет портретное сходство с царем Хефреном,
    во времена которого, по-видимому, сфинкс и был изваян. А рядом,
    возле пирамид, раскинулся большой город мертвых — погребения знати времен расцвета Древнего царства, Которая и после смерти своего владыки желала покоиться рядом с ним у подножия его пирамиды. Возводили себе пирамиды и цари последующих V и VI
    династий. Пирамиды V династии расположены в районе Абусира и
    Саккары; возле последнего селения находятся и пирамиды царей VI
    династии.
    Время Древнего царства оставило нам не столько надписи гарей,
    сколько надписи-биографии вельмож и номархов, повествующие о военных походах, торговых экспедициях, разработке полезных ископаемых за пределами Египта.
    Основатель IV династии парь Снефру совершил большой поход в
    Эфиопию, полонив 7 тыс. нубийцев и уведя 200 тыс. голов скота;

    149
    после похода в Ливию он привел в Египет 1100 пленных ливийцев и новые стада скота. На Сипае с азиатскими племенами боролись цари V
    династии Саху-Ра и Унис, они же предпринимали походы и в Ливию. В
    номинальном храме
    Саху-Ра, например, изображены суда,
    доставляющие в Египет захваченных пленных — азиатов и ливийцев.
    От него же до нас дошли также первые сведения о путешествии египтян в далекий загадочный Пунт(Приведенное чтение этого названия — условное (в действительности оно звучало, вероятно, как- нибудь вроде «Паване»)), находившийся, возможно, на территории современного Сомали. Тогда еще не был прорыт капал между восточным рукавом Нила и Красным морем, поэтому путешествие должно было начинаться в г. Коптосе и Верхнем Египте, откуда по руслу высохшей реки Вади-Хаммамат египтяне пешком доходили до побережья, а затем на судах отправлялись в Пунт, привозя оттуда блоговония, мирру, ладан, золото.
    Boeнныe походы организовывали и цари VI династии. Пиопи I,
    второй царь VI династии, воевал с азиатскими племенами уже за пределами Синайского полуострова, причем египетские войска двигались и сушей и морем. Сын Пиопи I, Меренра, ходил в Эфиопию.
    Многочисленные надписи, оставленные на месте их деятельности должностными лицами, которых царь направлял в рудники и каменоломни, повествуют об организации этих «мирных» походов, о борьбе со степными скотоводами в пути, о победах над ними, о разработках ископаемых. Медь египтяне по-прежнему добывали в горах Синая, там же добывалась и бирюза. Камень был повсюду, но редкие породы камня доставляли иногда издалека. Лазурит,
    например, путем многоступенчатого обмена попадал в Египет с территории современного Афганистана. Многочисленные экспедиции снаряжались на восточный берег Средиземного моря за ливанским кедром. Из Нубии привозили черное дерево, слоновую кость, шкуры львов и леопардов, но о нубийском золоте, россыпи которого впоследствии интенсивно разрабатывались египтянами, сведений еще нет. В период Древнего царства египтяне добывали золото в пустыне к востоку от Нильской долины; привозили его и по Красному морю из страны Пунт.
    Внутреннее положение государства периода Древнего царства,
    несмотря на его бесспорную мощь, было, однако, пе безмятежным.
    Почему-то глубоким мраком окутано время правления III династии —
    нам хорошо известен только ее родоначальник
    Джесер.
    Недостроенная пирамида и разбитые изваяния старшего сына Хеопса,
    Джедеф-Ра, возможно, свидетельствуют о междоусобной борьбе двух братьев, закончившейся победой Хефрена. Скрыт от нас, по- видимому, драматический конец могущественной IV династии и приход на ее место V династии в лице её основателя Усеркафа.
    Восхождение на престол этой династии привело к серьезным идеологическим изменениям, связанным с началом

    150
    общегосударственного почитания солнечного бога Ра — главного бога
    Гелиопольского нома, из которого, возможно, и происходила V
    династия. Теперь в титулатуре царь пе только отождествляется с богом Хором, традиционным покровителем раннединастических египетских царей, но выступает и как сын бога Ра. Каждый царь новой династии возводит в честь бога Ра солнечные храмы с огромным обелиском внутри окруженного оградой двора. При V династии происходят также большие внутриполитические сдвиги, внешним выражением которых стало появление среди высших должностных лиц государства выходцев из знати, не связанной с царем родственными отношениями (что было так типично при предшествующей династии).
    Наконец, вся вторая половина Древнего царства — это время незримой, но длительной и упорной борьбы усилившейся номовой администрации против чрезмерного засилья центральной власти за спою политическую и экономическую автономию. Прямых письменных свидетельств этой борьбы нет, да, возможно, и не было, но многое можно попять, если взглянуть хотя бы на погребения ворхнеегипетских номархов периода VI династии. «Наследственные»
    некрологи номархов той поры обнаружены по всему Верхнему Египту.
    И мы видим, что гробницы номархов от поколения к поколению становятся все более роскошными, особенно гробницы номархов областей, расположенных вдали от центра — Мемфиса, а гробницы царей — их пирамиды — уже не идут ни в какое сравнение с величественными сооружениями могущественных фараонов IV
    династии.
    Постепенно номы подрывают могущество центральной власти, и царской администрации со временем все более и более приходится идти на уступки их правителям. Происходит перераспределение материальных и людских ресурсов страны в пользу номов, по в ущерб центру. Подрывается экономическое могущество мемфисских царей,
    ослабевает их политическое влияние.
    Вскоре после смерти царя VI династии Пиопи II, который царствовал в Египте почти 100 лет, власть Мемфиса над Египтом становится номинальной. Около 2200 г. до н.э. страна распадается на множество независимых областей — номов. Эпoxa Древнего царства завершается.
    Литература:
    Виноградов И.В. Раннее и Древнее царства Египта./История Древнего мира. Ранняя
    Древность.- М.:Знание, 1983 - с.140-160

    151
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   42


    написать администратору сайта