История экономики
Скачать 34.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ВятГУ») Институт гуманитарных и социальных наук Факультет истории, политических наук и культурологии Кафедра истории и политических наук ДОКЛАД НА ТЕМУ: Жизненный путь и взгляды Семена Ефимовича Десницкого (1740 – 1789 гг.) ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ» Выполнила студентка II курса группы ИСБ-2201-01-00 очной формы обучения Аккузина Ангелина Витальевна Преподаватель: канд. ист. наук, доцент кафедры истории и политических наук: Соловьева Ирина Абрамовна Киров 2019 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Семен Ефимович Десницкий - экономист, профессор Московского университета, философ, юрист, преподаватель экономического либерализма в России. Он жил и работал в эпоху правления Екатерины II - эпоху просвещенного абсолютизма. Этот период в истории Российской империи характеризовался наивысшей степенью крепостнического гнета, обострением противоречий между различными сословиями российского общества, зарождением разночинной интеллигенции, резким возрастанием масштабов осуществления идеологической функции государства, оформлением консервативного и либерального течений дворянской политической идеологии, а также значительными успехами в развитии русской политико-правовой мысли. В это время в России в особое направление выделилась антикрепостническая, просветительская мысль. Россия установила тесные связи с Европой, где бурно развивались идейные течения, впоследствии оказавшие большое влияние на формирование государственно-правовых воззрений русских просветителей. С. Е. Десницкий являлся одним из таких просветителей, занимал видное место среди русских ученых того времени и по праву признавался одним из выдающихся представителей экономической теории и практики в России. Мотивом для написания данной работы послужил интерес, возникший к этой персоне на лекции. Именно его упомянули как человека, который одним из первых в России во второй половине XVIII века написал труды, посвященные историко-экономическим исследованиям. Это, безусловно, привлекло мое внимание. Стоить отметить и тот факт, что С. Е. Десницкий был мне знаком и раньше, как праотец русской юридической профессуры. Эти аспекты подтолкнули меня к более подробному изучению жизненного пути, взглядов и работ данного ученого. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ Биографические сведения о Десницком остаются весьма скудными, что связано с почти полной гибелью архива Московского университета в 1812 году в результате пожара, вспыхнувшего в Москве после Бородинской битвы и при вступлении в город армии Наполеона. Известно, что он родился в конце 30-х — начале 40-х годов XVIII в. в украинском городе Нежине, в семье мещанина. Первоначальное образование получил в семинарии Троицкой Лавры. В 1759 г. его направили для дальнейшего обучения в гимназию Московского университета. Одновременно с ним здесь учились будущие выдающиеся деятели русского просвещения — Н. И. Новиков и Д. И. Фонвизин, ряд известных впоследствии ученых, поэтов, писателей, переводчиков и педагогов. Через год он был зачислен в число студентов. Именно там он познакомился с Иваном Андреевичем Третьяковым. С этих пор жизненный путь обоих был непрерывно связан. Студентом Московского университета С. Е. Десницкий был недолго: в том же году он был вызван в Петербург для подготовки к поездке в один из заграничных университетов. Пройдя обучение по философии, физике и красноречию (элоквенции) в Академическом университете, С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков были командированы в Англию в Глазговский университет для выучки греческому языку, натуральной и нравоучительной философии, метафизике и математике, а также юриспруденции. Они провели в Глазго безвыездно шесть лет. Живя среди студентов и горожан, несомненно, быстро овладели английским языком. Слушали лекции одного из основоположников политэкономии, Адама Смита, по нравственной философии и Дж. Миллара по гражданскому праву, познакомились с Джеймсом Уаттом, идеологом промышленной революции. В наибольшей степени на формирование мировоззрения Десницкого повлияли теория нравственных чувств Адама Смита и метафизика Дэвида Юма. В лекциях А. Смита, известного своей трудовой теорией стоимости, экономические вопросы занимали центральное место. Вероятно, именно с этого момента у Десницкого появляется интерес к экономике. В частности, А. Смит много говорил об эволюции собственности по мере развития человеческого общества, и эта тема впоследствии заняла видное место в сочинениях Семена Ефимовича. Находясь в Глазго, Десницкий постоянно испытывал материальные затруднения, поскольку деньги из России присылались нерегулярно и далеко не полностью. Несмотря на это, он добился значительных успехов: в 1765 году Семен Ефимович был удостоен ученой степени магистра искусств, а в 1767 году получил звание доктора гражданского и церковного права. Помимо этого, С. Е. Десницкому специально были пожалованы «привилегии английского гражданства», несмотря на то, что он оставался российским подданным, он стал почетным гражданином города Глазго. МОСКОВСКИЙ ПРОФЕССОР Вернувшись в 1767 году в Россию и выдержав экзамен на право чтения лекций, С. Е. Десницкий двадцать лет занимал должность профессора права в Московском университете, где сначала читал римское право, а потом первый начал разработку русского права и вообще преподавание права на русском языке. В стенах университета Десницкий воспитал много способных молодых людей. Чтение лекций на русском языке встретило поначалу резкое противодействие со стороны профессоров-иностранцев, преподававших на латинском и немецком языках, вплоть до того, что вопрос этот был рассмотрен Екатериной II, принявшей сторону Десницкого. Императрица прямо высказалась, «что в университете пристойнее читать лекции на русском языке, а особливо юриспруденцию». Педагогическая деятельность Десницкого не ограничивалась только чтением лекций. Он был знатоком и ценителем английского языка, который в то время был мало известен в России. С 1771 по 1786 год Семен Ефимович преподавал английский язык; в процессе занятий им была составлена грамматика английского языка, оставшаяся в рукописи. Любовь к английскому связывалась у него с убеждением, что на нем написаны и пишутся сочинения, выражающие, как образно сказал по этому же поводу А. Н. Радищев, «упругость духа вольности». Десницкий неоднократно выступал в качестве редактора и переводчика. Под его смотрением на русском языке издавалась книга Дильтея «Начальные основания вексельного права, а особливо российского купно со шведским». В 1780 году он переводит с английского языка книгу Томаса Боудена «Наставник земледельческий». Книга выходит с предисловием переводчика, кроме того, Десницкий делает в текст книги ряд вставок. В 1781 году издается под смотрением профессора Семена Десницкого книга А. А. Самборского «Описание английского практического земледелия». Важное значение имела работа над переводом книги выдающегося английского юриста Блэкстона «Комментарии к английским законам». Для самодержавной и крепостнической России это была очень смелая книга. Интеллектуальные интересы Десницкого были широки, он даже переводил Шекспира. Семен Ефимович считается членом-основателем петербургской масонской ложи Озириса (с 1781 года работала в Москве). В 1776 году он был одним из трёх ораторов ложи. Некоторыми историками указывается, что в масоны он был принят ещё в Шотландии. Также установлено, что он сотрудничал в изданиях русского просветителя Н. И. Новикова. В 1783 г. при основании Российской академии, призванной заниматься изучением русского языка и подготовкой первого толкового словаря, Десницкий был избран ее членом и разрабатывал юридическую терминологию для академического словаря. В своих сочинениях Десницкий выступает как самостоятельный и оригинальный мыслитель. Вместе с тем через всю жизнь пронес он прогрессивные и гуманные идеи своих учителей — лучших деятелей шотландского Просвещения. Как справедливо говорит Браун, «Десницкий заплатил долг своим глазговским профессорам тем, что смело поддерживал многие из их основных идей в среде, которая часто была крайне враждебна таким радикальным взглядам». Главные сочинения Десницкого — записка для правительства о реформе государственного управления в России и серия университетских речей, которые публиковались под заглавием «слов» или «рассуждений». В 1787 году С. Е. Десницкий оставил профессорскую службу по болезни, и вскоре (15 июня 1789 года) скончался. ДЕСНИЦКИЙ И «НАКАЗ» ЕКАТЕРИНЫ II Теоретическое наследие Десницкого – это его предложения по либеральному усовершенствованию государственного устройства России. Он вернулся в Россию в пору, когда общество было охвачено надеждами и иллюзиями. В 1767 г. была создана «Комиссия о сочинении проекта нового Уложения» — выборный совещательный орган из представителей всех сословий, кроме крепостных крестьян. Для комиссии Екатерина II собственноручно написала «Наказ», в котором идеи самодержавия переплетались с фразеологией, заимствованной из сочинений западных просветителей. В 1768 г. Десницкий, только что ставший профессором Московского университета, направил царице документ, озаглавленный «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи». Он состоит из обращения к Екатерине, основного текста и четырех приложений. Сторонник монархии, Десницкий сочувствовал идеям буржуазного либерализма и поддерживал идею правовой регламентации общественных и государственных отношений. Впервые в истории России он выдвинул принцип разделения властей и предложил ограничить администрацию судебным контролем. Гарантию против беззакония властей, тирании и падения нравов профессор видел также в создании подчиненного монарху законосовещательного органа, Сената, своего рода парламента из 600—800 членов. В этом органе должны быть представлены не только дворянство и духовенство, но и русское «третье сословие» — купцы, мещане, свободные крестьяне-собственники, а также разночинная интеллигенция — представители «университетов и разных корпусов, училищ, наук и художеств». Только дворцовые, государственные и помещичьи крестьяне были бы отстранены от выборов и участия в этом законодательном органе. Для избирателей и сенаторов он предлагал ввести имущественный ценз, т. е. допускать к выборам и тем более к сенаторским креслам только состоятельных людей. Таким образом, старый сословный принцип сочетался с чисто буржуазным подходом к формированию органов власти. Десницкий наделял Сенат достаточно широкими полномочиями. Оговариваясь, что все равно монарх будет выше Сената, он, возможно, думал о том, что самодержавие будет в какой-то степени защищать интересы «третьего сословия» от посягательств дворян, которые неизбежно должны были оказаться в Сенате в большинстве. Десницкий, видимо, надеялся, что постепенно положение изменится и «третье сословие» оттеснит дворян от власти. Заявив о крепостных крестьянах, что «нет возможности без нарушения спокойствия государства дать оным земледельцам права и имущества», Десницкий вместе с тем предлагал ряд конкретных мер, которые законодательно ограничивали бы власть помещиков над крестьянами и узаконивали бы право крестьян на определенную частную собственность. Это было достаточно смело для времени, когда крепостное право продолжало распространяться вширь и вглубь. Идеи Десницкого остались без всякого внимания со стороны Екатерины. Но весьма интересно, что в некоторых конкретных вопросах императрица или ее советники в дальнейшем использовали записку московского профессора. В апреле 1768 г. Екатерина подписала «Дополнение к Большому Наказу», которое посвящено исключительно экономическим и финансовым вопросам. В нескольких местах оно дословно повторяет записку Десницкого. Например, профессор пишет о «предлогах», т. е. объектах, «накладки» (налогообложения): «Считают пять предлогов, на которые можно учинить накладку: 1) лица, 2) имения, 3) произрастания домашние, употребляемые народом, 4) товары отвозные и привозные, 5) действия». ВЗГЛЯДЫ С. Е. ДЕСНИЦКОГО Десницкий разработал проект финансового законодательства, представленный под названием «Об узаконении финансовом». В нем он предлагал постепенно перейти от подушной подати, налагавшейся только на крестьян и посадских людей, к косвенным налогам, которые, как он писал, «более касаются для всех вообще государственных жителей». Это позволило бы перераспределить налоговые тяготы на справедливых началах и облегчить положение беднейших граждан страны, лишив необоснованных преимуществ высшие слои общества. Особый интерес в финансовой программе представляет его предложение о прогрессивном налогообложении недвижимости, главным образом земли. Гражданские права он предлагал классифицировать по институционной системе: «персоны, вещи и обязательства». Он признавал существование таких «натуральных прав» человека, как права на жизнь, здоровье, честь, собственность, но утверждал, что исторические, географические, политические обстоятельства могут обусловливать необходимость рабства. Семен Ефимович выступал с критикой ограничений в правах определенных слоев населения, в частности полного отсутствия собственности у крепостных крестьян и их бесконтрольной продажи. Разрабатывал положение об историческом происхождении и развитии не только собственности, но и семьи (супружества), ее связи с развитием условий хозяйственной жизни, выступал за равноправие женщин. В области уголовного права он пропагандировал идею соразмерности наказания преступлению, равенства всех перед законом, равного наказания за одинаковые преступления. Возможность применения смертной казни ограничивал умышленным убийством и изменой родине, категорически противился негуманным способам ее исполнения. Десницкий считал необходимым пересмотреть существовавшую классификацию преступлений, поставив на 1-е место по тяжести преступления против личности и собственности, а не против государства и церкви, как это было принято. В 1768 году Десницкий выступил в Московском университете с речью «Слово о прямом и ближайшем способе к научению русской юриспруденции». В ней ученый изложил вопросы экономического развития общества, выделил А. Смита как видного философа, который перешел от проблем этики к исследованию экономических вопросов. Семен Ефимович также смело критикует теорию естественного права в том виде, в каком она сложилась к тому времени в Западной Европе. Он обвиняет ее в схоластике, в отсутствии исторического подхода к человеческому обществу. Ученые этой школы пишут «о вымышленных состояниях рода человеческого, не показывая, каким способом собственность, владение, наследство и пр. у народов происходит и ограничивается...». Здесь уже содержатся истоки взгляда, что развитие человеческого общества определяется в первую очередь отношениями собственности, а эти отношения зависят от способа производства материальных благ. Важные и новые для России идеи Десницкий развил в своей речи 1781 г. «Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в различных состояниях общежительства». В сущности, здесь речь идет о том, какие типы собственности характерны для различных стадий развития человеческого общества. Десницкий формулирует концепцию четырех стадий экономического развития: охотничий период, скотоводческий, земледельческий и коммерческий. Схема отражала эволюционный взгляд на человеческое общество и фиксировала изменения в способах производства материальных благ. Под коммерческим состоянием общества он, в сущности, понимает капитализм или, во всяком случае, его зачатки в недрах феодального общества, отмечает связь коммерческой стадии с развитием общественного разделения труда. Формы собственности Десницкий считает непосредственным базисом, определяющим надстройку,- формы «правления государственного», законодательство и идеологию. Эти взгляды русского ученого надо признать выдающимися для его времени. Под собственностью Семен Ефимович неизменно понимает частную собственность, и ее развитие он считает проявлением прогресса общества. Поэтому у него в охотничьем и отчасти в скотоводческом состоянии собственность как бы вовсе отсутствует. На деле же он характеризует основные черты коллективной первобытнообщинной собственности. Десницкий намекает на нищету русских крестьян, сравнивая их по убожеству жизни с первобытными охотниками. Примечательно в этой работе также использование данных этнографии. Автор приводит свидетельства современных ему путешественников по Африке, знатоков жизни североамериканских индейцев. Профессор считал, что рыночному хозяйству должна соответствовать частная собственность, которая способствует общественной эволюции и является основой и двигателем развития общественного процесса. Коммерческий период дает возможность создавать богатство и развивать эволюцию. Для успешного развития ее также необходима экономическая заинтересованность – интерес, который должен иметь каждый человек. В коммерческом состоянии земледелие, ремесло и искусства достигают совершенства; большое развитие получают торговля, купечество и право собственности. Коммерческое состояние, по мнению Десницкого, таит различные опасности. Он критически относится к развитию экономики Англии и других европейских государств, в которых проявляются негативные тенденции «весьма опасной коммерции, когда оная вся перевалится на руки немногих богачей». Происходит разрыв полюсов богатства и бедности. Искажается нравственность, на исторической арене появляется «миллионщик», который «совсем противными прежними напитан бывает… страстьми и новыми бесчисленными снабден средствами к исполнению своих желаний». «Совершенство и развращение народов» сопутствуют друг другу. Профессор считал, что «безмерной и худо управляемой коммерции» можно избежать, если будет государственное покровительство промышленности и торговли, поддержка мануфактур, учреждение банков, покровительство развитию наук и художеств. Он с одобрением отзывался о государственном строе Англии, но считал парламентское правление неприменимым к России. «Монарх всероссийский, - писал Десницкий, - в Российской церкви и империи есть самодержавец». В то же время Десницкому представлялось, что западное коммерческое общество, основанное на частной собственности, является конечной целью развития человечества, своего рода идеалом. Лишь в таком обществе возможно успешное развитие экономики, создающее, выражаясь языком Смита, богатство народов. Десницкий полагал, что Россия может вступить в сообщество цивилизованных наций, только идя по этому пути. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование жизненного пути С.Е. Десницкого дает нам основание полагать, что этот человек внес заметный вклад в становление и дальнейшее развитие нашего государства. Он своевременно предлагал прогрессивные для второй половины XVIII в. проекты государственных преобразований России, первый переработал нормы российского законодательства в правовые определения и создал цельную систему русского права, был ярым поборником образования и науки, выступал за введение всеобщего образования. Его многолетняя научная и преподавательская деятельность в Московском университете преследовала благородную цель широкого распространения знаний. Он стремился к развитию отечественной науки и не сомневался в ее великом будущем. Его труды, безусловно, значимы для его эпохи. Хотя, не стоит отрицать и тот факт, что взгляды Десницкого для его времени радикальны. Например, говорить об отмене крепостного права в тот момент, когда оно достигает наибольшего расцвета – это смелое решение, даже несмотря на то, что он предлагал постепенное реформирование, с учетом изменений в экономической структуре общества и роста уровня народного просвещения. Наверное, как мне кажется, профессору недоставало только читателей и иностранного имени в свое время. Стоит сказать и о том, что труды Семена Ефимовича не теряют актуальности, поскольку отражают современные конституционные права: на жизнь, здоровье, честь, собственность, равные права между мужчинами и женщинами. Его точка зрения в сфере налогообложения на всех жителей государства, принципы разделения властей, покровительство промышленности и торговле, науке и образованию в целом по сей день актуальны. В целом, информация о жизненном пути и мировоззрении Семена Ефимовича Десницкого значима, поскольку, изучая ее, можно изучить становление российской юриспруденции, проследить зарождение экономической либеральной мысли в России, которая оказала существенное влияние на политику Российской империи не только конца XVIII, но и почти всего XIX века, стала основой для исследований в области социально-экономических отношений в обществе, дала пищу для размышлений рационально мыслящей интеллигенции XIX и XX веков. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|