Главная страница
Навигация по странице:

  • Влияние византийской культуры на развитие древнерусской философской мысли.

  • Основные мировоззренческие особенности русской философской мысли.

  • Периодизация русской философской мысли.

  • Философия. История философии в России


    Скачать 17.14 Kb.
    НазваниеИстория философии в России
    Дата13.01.2020
    Размер17.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #103824

    История философии в России.

    В историографии нет единого мнения касательно истоков русской философии, её периодизации и её культурного значения. Исторические границы русской философии напрямую зависят от того философского содержания, которое усматривает в русской интеллектуальной истории конкретный исследователь. Традиционно с XIX века выделяют «допетровский/древнерусский» и «послепетровский/просвещенческий» этапы развития русской философии. В современной историографии также выделяют третий, «советский», период. Отталкиваясь от религиозной мысли архимандрит Гавриил — первый историк русской философии — усматривал её истоки в дидактическом «Поучении» Владимира Мономаха, тем самым он напрямую возводил русскую философию к традиционным древнерусским книжникам. Ряд крупных историков русской философии, однако, склонен рассматривать философию в более строгих границах: русская философия оформляется как самостоятельное явление, таким образом, в эпоху Петра Великого.

    Влияние византийской культуры на развитие древнерусской философской мысли.

    Влияние Византии на Русь было значительным и глубоким, это нашло отражение и в развитии русской философской мысли. Россия приняла христианство из Византии, центра христианского мира в восточной его части. Г. Ф. Флоровский писал, что Византия была в X веке “единственной страной, подлинно культурной во всём “европейском” мире.” И в более поздние времена Византия остается живым культурным очагом. Даже в самый канун политического распада и крушения Византийской империи её культура и религиозность переживают новый подъем, отблеск которого виден в итальянском Возрождении, но особенно он ощутим в духовном преображении России. Основным идейно-теоретическим фактором становления древнерусской философской мысли явилось христианство. Вместе с христианством на нашу землю пришла Библия. Она была переведена на церковнославянский язык. В этом проявилась большая подвижническая деятельность просветителей славян, братьев Кирилла и Мефодия. На древнерусскую философскую мысль оказала непосредственное влияние византийская литература. Для византийской литературы характерна была нравственно-поучительная тематика, а также обращение к философской и космологической проблематике.

    Основные мировоззренческие особенности русской философской мысли.

    С точки зрения русской мировоззренческой философии, истина не сводится к соответствию наших представлений об объекте самому объекту. Истина должна быть правдой. Следовательно, знание должно соответствовать всей жизни, жизни целостной и подлинной, смыслу жизни: познать – это пережить. Познание является переживанием: «Полное понимание – это «воссоздание», т.е. обращение разумеваемого в факт нашей собственной жизни». Эта же мысль повторяется и у С. Франка: «Что-то «узнать» – означает приобщиться к чему-либо посредством внутреннего осознания и сопереживания…». А. Лосев называет также знание, вытекающее из непосредственного чувстваверой.

    Вера в русской философии – понятие специфическое. Ее ни в коем случае нельзя рассматривать как антипод знанию. Она включает в себя множество различных оттенков: доверие, убежденность, верность, религиозная вера. Вера понимается как знание, вырастающее из непосредственного повседневного опыта многих поколений и не нуждающееся в дополнительной проверке. Вера – бездоказательное знание, в чем-то она сродни кантовскому априоризму. Н. Бердяев так раскрывает диалектику знания и веры: знание есть форма веры – доверие к ограниченному опыту, вера есть тоже знание, но более полное. В русской философской культуре, мы уже не раз говорили, философия понимается как мировоззрение. А мировоззренческая картина мира не может основываться только на научном знании: у него есть определенные границы. Поэтому научные знания в мировоззрении дополняются другими формами освоения и постижения мира, основанными на ином опыте, более богатом и более бесконечном, чем научный опыт. Существует еще духовный опыт. Таким образом, мы действительно можем говорить об особом русском стиле философского мышления. Безусловно, речь идет не о противопоставлении его европейской философской культуре: мы лишь подчеркиваем национальную особенность философствования, существующую в мировом философском процессе.

    Периодизация русской философской мысли.

    Русская философия составляет важнейший элемент национального самосознания россиян. Она самобытна и занимает почетное место в мировой культуре. В школах и училищах философия начинает преподаваться с XVII в., т. е. в Новое время, когда духовная деятельность становится самостоятельной. С появлением в России университетов в XVIII веке (Московского, Петербургского) философская мысль оживилась, стали возникать собственно российские профессиональные кадры философов. Несмотря на это принято считать, что русская философская мысль в своем становлении и развитии прошла ряд этапов, которые сопоставимы с этапами развития государства и культуры.

    I этап – XI – XVII вв.

    II этап – XVIII – XIX вв.

    III этап – конец XIX – XX вв.

    Это деление условно, так как каждый этап неоднороден, имеет свои особенности и свои внутренние течения.


    написать администратору сайта