Главная страница
Навигация по странице:

  • Коллегия курфюрстов (elector, electeur) — в Германии избирательный князь (от старонемецкого слова küren — избирать), облеченный правом избирать на вакантный императорский престол.

  • Аугсбургский религиозный мир

  • Ге́рцогство Пру́ссия

  • Мартин Опиц

  • Развитие научных знаний

  • Готфрид Вильгельм Лейбниц

  • Начало немецкого Просвещения.

  • Иммануил Кант

  • Иоганн Давид Михаэлис

  • Ответы на вопросы зачета по предмету История и география Германии. Билеты по Истории.. История и культура Германии. Диф зачетзачет. Билет 1


    Скачать 102.06 Kb.
    НазваниеИстория и культура Германии. Диф зачетзачет. Билет 1
    АнкорОтветы на вопросы зачета по предмету История и география Германии
    Дата04.12.2019
    Размер102.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты по Истории..docx
    ТипДокументы
    #98610
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    История и культура Германии. Диф зачет/зачет.

    Билет №1. Древние германцы. Франкское королевство. Империя Карла Великого.

    В V в. н.э. на значительной части Западной Европы, ранее входившей в состав Римской империи, жили франки - воинственные германские племена, разделившиеся затем на две большие ветви - приморских и прибрежных.

    Одним из вождей франков был легендарный Меровей, сражавшийся с Аттилой и ставший родоначальником королевской династии Меровингов. Однако наиболее видным представителем этого рода был не сам Меровей, а король салических франков Хлодвиг, известный как отважный воин, сумевший покорить обширные области в галлии, а также как расчетливый и дальнозоркий политик. В 496 году Хлодвиг принял обряд крещения, а вместе с ним в христианскую веру перешли три тысячи его дружинников. Обращение в христианство, обеспечив Хлодвигу поддержку духовенства и значительной части гало-римского населения, во многом облегчило ему дальнейшие завоевания. В результате многочисленных походов Хлодвига в самом начале VI веке было создано Франкское королевство, охватившее почти всю прежнюю римскую Галлию.

    Именно ко времени правления короля Хлодвига, к началу VI века, относится начало записи Салической правды - старинных судебных обычаев франков. Этот древний судебник является ценнейшим достоверным историческим источником о жизни и нравах франков. Салическая правда делилась на титулы (главы), а каждый титул на параграфы. В ней подробно перечислялись различные случаи и наказания за нарушение законов, норм.

    Нижние социальные ступени занимали полусвободные крестьяне и вольноотпущенники - рабы, отпущенные на волю; ниже их были только рабы, впрочем, немногочисленные. Основную массу населения составляли крестьяне-общинники, лично свободные и пользовавшиеся достаточно широкими правами. Над ними стояла служилая знать, состоявшая на службе у короля, - графы, дружинники. Эта правящая верхушка формировалась в период раннего Средневековья из родоплеменной знати, а также из среды свободных зажиточных крестьян. Кроме них, в привилегированном положении находились служители христианской церкви, так как Хлодкиг был чрезвычайно заинтересован в их поддержке при укреплении королевской власти и тем самым своего собственного положения.

    Хлодвиг, по свидетельству современников, - человек хитрый, решительный, мстительный и вероломный, способный годами таить обиду, а потом молниеносно и жестоко расправляться с недругами, к концу своего правления добился полной единоличной власти, уничтожив всех своих соперников, в числе которых было и немало его близких родственников.

    Его потомки, стоящие во главе Франкского королевства в VI - начале VIII вв., видели свою задачу в продолжении линии Хлодвига. Стараясь, для укрепления собственных позиций, заручиться поддержкой нарождающейся и быстро усиливающей знати, они активно раздавали своим приближенным земли за службу. Это приводило к усилению многих аристократических родов, и параллельно шло ослабление реальной власти Меровингов. Некоторые области государства открыто заявили о своей самостоятельности и нежелании подчиняться дальше Меровингам. В связи с этим Меровинги получили прозвище "ленивых королей", а на первый план выдвинулись представители богатого, знаменитого и сильного рода Каролингов. В начале VIII в. династия Каролингов сменила на троне династию Меровингов.

    Первым в новой династии был Карл Мартелл (Молот), известный своими блестящими военными победами над арабами, в частности, в битве при Пуатье (732 г). В результате завоевательных походов он расширил территорию государства и племена саксов и баваров платили ему дань. Ему наследовал его сын, Пипин Короткий, который, заточив в ее монастыре последнего из Меровингов, обратился к папе римскому с вопросом, хорошо ли, что в королевстве правят некоронованные короли? На что папа отвечал, что лучше именовать королем того, кто имеет власть, нежели того, кто живет королем, не имея реальной королевской власти, и вскоре короновал Пипина Короткого. Пипин умел быть благодарным: он завоевал Равеннскую область в Италии и предал ее папе, что явилось началом светской власти папства.

    После смерти Пипина Короткого в 768 г. Корона перешла к его сыну Карлу, названному впоследствии Великим, - таким деятельным он был в военных и административных делах и искусным в дипломатии. Он организовал 50 военных походов, в результате которых покорил и обратил в христианство саксонов, живших от Рейна до Эльбы, а также лангобардов, аваров и создал обширное государство, которое в 800 г. Было объявлено папой Львом III империей.

    Центром управления империи Карла Великого стал императорский двор. Дважды в год в королевский дворец приглашались крупные землевладельцы для совместного обсуждения и решения важнейших текущих вопросов. Империя делилась на области, во главе которых стояли графы (наместники). Граф собирал королевские пошлины, командовал ополчением. Для контроля за их деятельностью Карл время от времени командировал в области специальных чиновников. Такого было содержание административной реформы.

    Карл Великий также провел судебную реформу, в ходе которой были упразднены выборные должности судей из народа, и судьи стали государственными чиновниками, получавшими казенное жалование и подчинявшиеся графу - руководителю данной области.

    Еще одной важнейшей реформой стала военная. В результате ее крестьяне были полностью освобождены от несения военной службы, и основной военной силой с тех пор выступали королевские бенефициарии. Войско короля, таким образом, становится профессиональным.

    Карл Великий прославился как покровитель искусств и наук. Культурный расцвет королевства в его правление именуется "Каролингским возрождением". При дворе короля была создана академия - кружок богословов, историков, поэтов, которые в своих сочинениях возрождали древние латинские каноны. Влияние античности проявилось и в изобразительном искусстве, и в архитектуре. В королевстве были созданы школы, где обучали латыни, грамоте, богословию и литературе.

    Для империи Карла Великого была характерна чрезвычайная пестрота этнического состава населения. Кроме того, разные ее области были развиты неодинаково в экономическом, политическом, социальном и культурном отношении. Наиболее развитыми были Прованс, Аквитания, Септимания; от них существенно отставали Бавария, Саксония, Тюрингия. Сколь-нибудь существенных хозяйственных связей между регионами не существовало, и это стало основной причиной распада империи вскоре после смерти Карла Великого в 814 году.

    Внуки Карла Великого в 843 г. Подписали Верденский договор, по которому полоску земли вдоль левого берега Рейна (будущую Лотарингию) и Северную Италию получил Лотарь, земли к в востоку от Рейна (будущую Германию) - Людовик Немецкий, земли на запад от Рейна (будущую Францию) - Карл Лысый. Верденский договор послужил началом образования Франции как самостоятельного государства.

    Билет №2. Германия 9-10 веков. Оттон 1 и образование Священной Римской Империи Германской Нации.

    Германия как самостоятельное государство выделилось из монархии Карла Великого после её распада, оформленного Верденским договором 843 года. По этому договору внуку Карла Великого Людвигу – королю Немецкому достались все зарейнские земли и Бавария. Кроме того, в состав складывав-шегося Германского государства вошли земли и по самому Рейну, а именно область Майнца, Вормса и Шпайера. Эта территория, как уже отмечалось, окончательно выделилась из состава Франкского государства лишь в конце IX века. Её жители стали называть себя позднее (с XI века) тевтонами. Это старое название немцы удерживали многие столетия (Teutschen или Deutschen). Французы называли и до сих пор называют немцев алеманами (allemands) по имени ближайшего к ним германского племени алеманов (швабов).

    Германия не представляла собой единства ни в этническом, ни в поли-тическом отношении. Она подразделялась на самостоятельные племенные герцогства: Швабию (по верхнему Дунаю), Баварию, Франконию (по средне-му Рейну и Майну) и Саксонию с Тюрингией (в средней части Германии на запад от Эльбы). В первой половине X века к ним присоединилась ещё Ло-тарингия, со смешанным романским и германским населением.

    Выделение Германии как самостоятельного государства из Каролинг-ской империи, после распада последней, привело к образованию здесь мест-ной королевской династии. Обычно считается, что переход от Восточно-Франкской к германской империи произошёл в 911 году, когда после смерти последнего Каролинга королём был франкский герцог Конрад I. (Немецкое слово «герцог» (Herzog) означает «военачальник» и имеет в своей основе два слова: Heer – войско и ziehen – вести). Он считается первым германским ко-ролём. Этот выбор вдохнул жизнь в новую государственную вертикаль, по-лучившую название «королевство немцев». Место поселения шести германских племён – франков, саксов, швабов, баварцев, фризов и тюрингцев – в центре Европы с их открытыми границами на востоке и на западе и без чётко очерченного политико-географического центра стало важнейшей предпосыл-кой для формирования векторов исторического развития Германии. А сильные позиции племён обусловили будущее федеративное устройство Германии.

    С 919 года в Германии начали править короли Саксонской или Отто-новской династии (919 – 1024), названной так по её основателям – герцогам саксонским. Наиболее значительными представителями этой династии были Генрих I Птицелов (919 – 936) и его сын Оттон (936 – 973)

    Завоевав Саксонию и Среднюю Италию, Оттон I (Отто) стал настоя-щим властителем империи. Его могущество проявилось в том, что в 962 году он заставил папу Иоанна XII короновать себя императорской короной, воз-обновил императорский протекторат над Римом и добился признания своего титула Византией. С тех пор германский король был вправе носить импера-торский титул.

    Официальный титул верховного германского правителя гласил: «франкский король», позже «римский король». С XI века империя называ-лась Римской империей, с XII века – Священной Римской империей, в XV веке – Священной Римской империей германской нации. В XI – первой поло-вине XIII века Священная Римская империя представляла собой реальное государственное образование. Она включала в себя собственно Германию, которая занимала господствующее положение, а также другие королевства, герцогства и земли, в том числе часть Италии, Чехию, Бургундское королев-ство, Нидерланды, швейцарские земли.

    Билет №3. Социально=экономическое и политическое развитие Германии в период правления династии Гогенштауфенов.

    В 1125 году в Германии прекратилась Франконская династия. Нача-лась борьба за престол. Самыми сильными претендентами на корону были Штауфены (или Гогенштауфены) – герцоги Швабии и Франконии, Гвельфы (или Вельфы) – герцоги Баварские и, наконец, герцоги Саксонские. На корот-кое время престол перешёл к Саксонской династии, но потом был закреплён за династией Штауфенов.

    1138 год ознаменовался началом столетия династии Штауфенов. Фри-дрих I, которого итальянские современники за его рыжую бороду называли Барбароссой (1152 – 1190, имп. с 1155 г.), привёл империю к новому расцве-ту, ведя борьбу с папством, верхнеитальянскими городами и своим главным соперником в Германии саксонским герцогом Генрихом Львом. Но при нём началось территориальное раздробление, которое, в конечном счете, ослаби-ло центральную власть. При преемниках Барбароссы Генрихе VI (1190 –1197) и Фридрихе II (1212 – 1250, имп. с 1220) этот процесс продолжался, не-смотря на огромную императорскую власть. С падением Штауфенов (1268) фактически пришёл конец универсальной императорской власти на Западе. Борьба императоров с папой римским привела во второй половине XIII века к утере империей Италии, ослабление императорской власти и к усилению от-дельных германских княжеств. Центробежные силы мешали Германии стать национальным государством, а в это время в других странах Западной Евро-пы процесс его формирования уже начался. Здесь корениться одна из причин того, почему немцы стали «запоздалой нацией».

    Билет №4. Ключевые события в первый период существования Священной Римской Империи: введение коллегии Курфюрстов, создание Рейхстага, Аугсбургский церковный мир.

    Коллегия курфюрстов (elector, electeur) — в Германии избирательный князь (от старонемецкого слова küren — избирать), облеченный правом избирать на вакантный императорский престол.

    «Возникновение института курфюрстов было связано, прежде всего, с особенностями политического развития феодальной Германии, с образованием там территориальных княжеств, длительным закреплением политической раздроблённости и ослаблением центральной власти»[2].

    Права и особые привилегии курфюрстов как признаваемые «с незапамятных времён», были документально оформлены Золотой буллой Карла IV (1356) и первоначально были привязаны к некоей общеимперской должности, которую занимал обладатель статуса курфюрста.

    Кроме того, действовало «родовое право»: король дол-жен был быть в родстве со своим предшественником. Однако этот принцип неоднократно нарушался. Столицы у империи не было. Король правил наез-дами. Не было имперских налогов. Своё содержание король получал, прежде всего, с «имперских владений», которыми он управлял как опекун. Могуще-ственных родовых герцогов он мог заставить уважать себя, только прибегая к военной силе и проводя умеренную союзническую политику. Города непо-средственно подчинялись императору, и ему же непосредственно подчиня-лись графы и рыцари. Знать собиралась на хофтаги – собрания князей, из ко-торых впоследствии выросли более широкие общеимперские сословные представительства – рейхсхофтаги, дававшие согласие на действия импера-тора в общеимперских делах. А из них возник рейхстаг, который в XV сто-летии стал важным институтом имперской политики.

     В рамках проведения «имперской реформы» в 1495 году было достигнуто соглашение между императором Максимилианом I и высшими сословиями империи об учреждении рейхстага как высшего представительного органа имперских сословий с законодательными и судебными функциями. Вестфальским мирным договором 1648 года полномочия рейхстага были существенно расширены, в результате чего он превратился в верховный законодательный орган власти и центральный элемент всей конституционно-правовой системы Священной Римской империи. С 1663 года рейхстаг приобрёл постоянный характер и до падения империи в 1806 году заседал в Регенсбурге.

    Аугсбургский религиозный мир — уния, соглашение, заключённое 25 сентября 1555 года[1] в рейхстаге в Аугсбурге между лютеранскими и католическими субъектами Священной Римской империи и римским королём Фердинандом I, действовавшим от имени императора Карла V. Аугсбургский мир признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания. Условия договора имели статус имперского закона, легли в основу государственного устройства Священной Римской империи нового времени и обеспечили восстановление политического единства и стабильности в Германии на протяжении второй половины XVI века. В то же время Аугсбургский мир не признал свободы вероисповедания подданных империи, что привело к возникновению принципа cujus regio, ejus religio («чья земля, того и вера») и создало почву для возобновления конфессионального противостояния. Система, созданная на основе Аугсбургского мира, распалась в начале XVII века, что стало одной из причин Тридцатилетней войны.

    Билет №5. Реформация в Германии и М. Лютер. Создание Прусского герцогства.

    Начало Реформации в Германии

    Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Св. Петра в Риме, приобрела особенно широкий размах при папе Льве X (1513-1521 гг.). Человеком, бросившим ему вызов, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483—1546).

    31 октября 1517 г. в соответствии с принятым в те времена обычаем Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге знаменитые «95 тезисов» — свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается началом Реформации.

    Переведённые с латыни на немецкий язык тезисы Лютера стремительно распространялись по всей Германии, заставляя миллионы его соотечественников задуматься над сложившимся в их стране положением. Попытка папы опровергнуть опасные мысли привела лишь к тому, что внимание народа ещё более сосредоточилось на Лютере.

    В 1520 г. Лютер сделал следующий, ещё более решительный шаг, опубликовав обращение «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства» и ряд других сочинений, в которых опровергал основные догматы католической церкви и осуждал господствовавшие в ней нравы. В доказательство серьёзности своих намерений Лютер демонстративно сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви.

    В 1521 г. Лютер был вызван на рейхстаг в Вормсе, где предстал перед судом императора Карла V.

    Церковный раскол позволял князьям-лютеранам самим решать вопросы цер-

    ковной жизни на своих территориях, в результате чего конфессиональная сфера полностью включалась в бюрократический государственный аппарат. Последствия Реформации проявились не только в религиозной области. В движение пришли все социальные структуры. В 1522 – 1523 гг. началось вос-стание имперского рыцарства, в 1525 году – Крестьянская война. Это были первые крупные революционные движения в германской истории, в которых слились политические и социальные устремления. Оба восстания потерпели неудачу и были жестоко подавлены. Выгоду от этого получили только мел-коземельные князья. По Аугсбургскому религиозному миру 1555 года они по-лучили право определять религию своих подданных. Протестантское вероис-поведание приобрело равные права с католическим. А тем гражданам, веро-исповедание которых не соответствовало правящей верхушке, было дано право выезда в страну, вероисповедание которой их устраивало. Тем самым был закреплён религиозный раскол Германии. В период Аугсбургского рели-гиозного мира Германия на четыре пятых была протестантской.

    В результате Реформации произошло полное преобразование Германии. Отныне Империя была расколота на две неравные части. Протестантизм победил преимущественно на севере. Юг Империи, включая наследственные владения Габсбургов и Баварию, остался по большей части католическим. 

    Каждый князь сам устанавливал веру своих подданных, что ещё более усилило раздробленность Германии и уничтожило какие-либо возможности для предотвращения её в централизованное государство по образцу других стран Европы.

    Ге́рцогство Пру́ссия — немецкое лютеранское герцогство, созданное в 1525 году из прусских владений Тевтонского ордена.

    Последний великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский (1490—1568) заступил на эту должность в 1511 году, Под влиянием идей Реформации Мартина Лютера он пожелал стать светским правителем и превратил Тевтонский Орден в 1525 году в герцогство Пруссия. Альбрехт подписал 8 апреля 1525 года в Кракове мирный договор с Польским королевством и 10 апреля 1525 года принес вассальную присягу королю Польши Сигизмунду как герцог Пруссии (1525—1568). После этого он выехал в прусскую столицу Кенигсберг и там 6 июля 1525 года одним из первых немецких князей объявил себя сторонником Реформации Лютера. Герцогство Пруссия стало лютеранским по вероисповеданию.

    В герцогстве Пруссия установилась династия Гогенцоллернов, к которой принадлежал Альбрехт I. Его преемник Альбрехт II Фридрих (1568—1618) страдал слабоумием и поэтому Польша в 1577 году назначила собственных администраторов герцогства, которыми с 1603 года были курфюрсты Бранденбурга. После смерти Альбрехта II Фридриха в 1618 году курфюрсты Бранденбурга, которые тоже принадлежали к династии Гогенцоллернов, унаследовали титул прусских герцогов, однако Пруссия по-прежнему считалась вассалом Речи Посполитой.

    Билет №6. Тридцатилетняя война (1618-1648) и ее последствия для Германии.

    Локальный конфликт в Богемии послужил поводом для Тридцатилет-ней войны, которая со временем переросла в общеевропейскую. В войне сталкивались и политические, и конфессиональные противоречия между германскими государствами, но не в меньшей степени она была вызвана ост-рыми территориальными спорами в борьбе за гегемонию в Европе между Австрией и Францией, а также борьбой ряда стран, прежде всего Швеции, за господство на Балтике. При этом в период между 1616 и 1648 гг. обширные германские территории были опустошены и обезлюдели. Война и Реформа-ция сильно ослабили империю. После Тридцатилетней войны имперское устройство определялось положениями Вестфальского мира 1648 года, ко-торый был заключён в Мюнстере и Оснабрюке. В результате подписания це-лой серии договоров европейские государства создали для себя своего рода конституцию, которая стала исходным пунктом для закладки фундамента со-временного международного права. Прежняя система конституционного устройства, основу которого составляли «Золотая булла» и Аугсбургский ре-лигиозный мир, была дополнена и углублена. В результате официального признания кальвинизма наряду с католичеством и лютеранством многокон-фессиональность империи получила юридическое закрепление. Князья фор-мально обрели полный суверенитет над своими землями в духовных и свет-ских делах. Владетельные князья получили право создавать собственные во-оружённые силы, во внешней политике – заключать союзы с другими госу-дарствами, превратившись, таким образом в самостоятельные субъекты меж-дународного права. Власть императора окончательно приобрела номиналь-ный характер.

    Вестфальский мир стал основным законом Священной Римской импе-рии германской нации, которая после длительной опустошительной войны превратилась, по выражению местного историка Х. Шульце, в «мягкое ядро европейской системы государств». По Вестфальскому миру 1648 года Фран-ция и Швеция отторгли от Германии ряд территорий. Условия мира подтвер-дили выход Швейцарии и Голландии из имперского союза. После Вестфаль-ского мира такие государства, как Бавария, Бранденбург (позднее Пруссия), Саксония и Ганновер превратились в самостоятельные центры власти, пере-няв по примеру Франции абсолютизм как форму правления. Австрия, кото-рая отбила нападение турок и завоевала Венгрию, а также ряд турецких тер-риторий на Балканах, стала великой державой. В XVIII веке у неё появился соперник в лице Пруссии, которая при Фридрихе Великом (1740 – 1786) пре-вратилась в ведущую военную державу.

    Билет № 7. Культура Германии в 16-18 веках.

    Переходной характер эпохи раннего Нового времени, ментальные и со-циальные изменения, распространение гуманистических идей существенно повлияли на культурное развитие немецких земель. Одни из мощнейших факторов влияния было итальянское Возрождение. Синтез различных тра-диций сделал культуру Германии XVI века многокомпонентной, с выражен-ными региональными особенностями. Стили, художественные образы и сим-волизм Средневековья переплетались в ней с ренессансными чертами.

    Изобразительное искусство и архитектура. Ренессанс и гуманисти-ческая идеология оказали сильное влияние и своеобразно преломились в творчестве выдающихся немецких художников. Ренессансное влияние наиболее ярко проявилось в творчестве самого крупного художника немец-кого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Будучи живописцем, графиком, теоретиком искусства, он стал одним из воплощений ренессансно-го «титанизма».

    В гораздо большей степени к традициям готики тяготел Матис Нитхардт (1475-1528), более известный под именем Грюневальд. Его кар-тины проникнуты мистицизмом и религиозным драматизмом.

    Особенно тесно связал своё творчество с Реформацией Лукас Кранах Старший (1472-1553). Ему принадлежат портреты ведущих деятелей Ре-формации – Лютера и Меланхтона.

    В архитектуре Германии начала XVI века господствовал позднеготический стиль.

    Литература. В постгуманистический период в Германии широко рас-пространилась «гробианская» литература – сатирические произведения, опи-сывающие пороки людей с помощью приёмов примитивного комизма.

    Усиление провинциализации немецкой культуры и возраставшее засилье французского языка в среде аристократии ставило патриотическую задачу защиты родного языка. Во главе движения стали литературно-языковые общества. Самым влиятельным из них стало «Плодоносящее общество», куда входили крупнейшие литераторы первой половины XVII века – поэт-лирик Мартин Опиц (1597-1639), поэт и драматург Андреас Грифиус (1616-1664). М.Опиц, опираясь на авторитет античного искусства, связи с голландскими классицистами, повёл борьбу за развитие национальной культуры на раннеклассицистской основе. В творчестве А.Гриффиуса ярко выразилось трагическое мироощущение эпохи Тридцатилетней войны. Наиболее известно его произведение «Слёзы отечества, год 1636».

    Образование. Реформация и католические реформы привел к колоссальным изменениям в системе образования. Огромная роль в реализации задуманного принадлежала Ф.Меланхтону, сподвижнику М. Лютера. Им написано большинство учебников для протестантских школ, среди них пособия по латинской и греческой грамматике (выдержало 44 издания), логике, риторике, диалектике, богословию, этике, физике, подготовлены программы для гимназий. Идеи школьно-гимназического образования нашли выражение в знаменитом «Саксонском школьном плане» (1528). Из круга учеников Меланхтона вышли почти все выдающиеся немецкие учителя и университетские профессора второй половины XVI века. Всё это принесло ему славу «наставника Германии».

    К середине XVI века сложилась более или менее стройная система школ нескольких уровней. Обучение начиналось в немецкоязычных городских школах (частных или содержащихся городскими магистратами), где получали образование выходцы из бюргерской среды. Наряду с немецкоязычными начальными школами в XVI веке существовали и городские латинские начальные школы, в которых учили составлять деловую документацию и корреспонденцию на латинском языке. В сельских школах – как протестантских, так и католических – учили основам культа и элементарной грамотности. Подготовка к университету, включавшая в себя и основательное изучение древних языков, осуществлялась в гимназиях.

    Высшей ступень образования оставались университеты. Гуманистические традиции, укоренившиеся в университетах Германии, позволили существенно преобразить содержание читаемых курсов. Они были сориентированы на изучение античного опыта. Всё большую популярность приобретали практические специальности (медицина, юриспруденции, химия). Университеты становились в большей степени центрами профессионального образования на службе у государства и должны были готовить чиновников, администраторов, судей, дипломатов.

    Развитие научных знаний в XVI-XVII веках ознаменовались коренными переменами в развитии естествознании и математических наук. Идеи Коперника об организации солнечной системы получили развитие в трудах Иоганна Кеплера (1571-1630), который открыл три закона обращения планет вокруг Солнца. Опубликовав данные законы в работах «Новая астрономия и «Гармония мира», он снабдил их новыми, более точными таблицами движения планет. На основе математических расчётов и разработанных формул Кеплер подтвердил правильность тории гелиоцентризма. Наряду с Коперником и Галилеем, он стал создателем новой астрономии.

    Ряд крупных открытий в фармакологии сделал Парацельс.

    Билет №8. Особенности абсолютивизма в Германии. Возвышение королевства Пруссии в 18 веке. Фридрих Великий и Семилетняя война.

    В период абсолютизма в Германии был создан мощный культурный потенциал, который помог ей устоять во время революционных войн и стал основой нового взлёта и развития немецкой культуры в веке XIX

    Немецкое барокко.

    Барокко по праву называют искусством эпохи абсолютизма. Оно зародилось в Южной Европе, проникло в Англию, Голландию, Францию, в последней трети XVII пришло в Германию. Здесь оно получило название «имперского стиля» и нашло своё проявление в архитектуре, скульптуре, живописи, а также музыке, театре и поэзии. Новая архитектура, наполненная причудливыми орнаментальными мотивами в виде раковин (в так называемом стиле «рококо», особенно развившемся во Франции при Людовике XV), воплотилась в возведённых княжеских замках с их садами, скверами, аллеями, театрами, которые служили не просто местом приёмов и представлений дворянского общества, но и показателем благосостояния и символом власти.

    Центры архитектуры барокко находились в Австрии, Баварии, Верхней Швабии, Франконии и на Рейне. Среди наиболее знаменитых сооружений, выполненных в этом стиле, – венский Бельведер, (Иоганн Лука Гильдебранд), королевский дворец в Берлине (Андреас Шлютер), епископская резиденция в Вюрцбурге (Иоганн Бальтазар Нёйман), дворец и парк Шёнбрун в Вене (Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах) и др.

    На службе архитектуры стояли скульптура и живопись барокко. Произведения искусства (росписи стен и потолков) украшали дворцы и храмы.

    Характерным выражением барокко явилось также искусство оперы, которая стала его доминирующим видом, а в XVIII веке получила признание как элемент немецкой культуры в произведениях К.-В. Глюка и В.-А. Моцарта. При дворах в Вене, Мюнхене, Берлине, Вольфенбюттеле, Мангейме исполнялась и итальянская опера. Музыка оставалась благодаря выдающимся композиторам (И.-С. Баху и Г.-Ф. Генделю) и придворным искусством. Особой заботой пользовалась церковная музыка в стиле барокко в протестантской Германии (песни, кантаты, оратории).

    Вклад Германии в общее развитие науки в XVII веке оставался относительно небольшим.

    Основополагающей наукой оставалась математика, с которой был связан прогресс в оптике и механике. На этом поприще действовал Готфрид Вильгельм Лейбниц, один из величайших умов Германии.

    В Вене развивалась медицинская наука, которая, благодаря лейбмедику Марии Терезии Герхарду фон Свитену, достигла невиданных прежде высот.

    Новые импульсы школьное образование получило от пиетизма и Просвещения, которые были во многом педагогическими движениями. Благодаря им человек, гражданин, патриот стали идеалом и конечной целью образования.

    Начало немецкого Просвещения. Просвещение достигло своего расцвета в XVIII веке благодаря Вольтеру и французским энциклопедистам.

    В философии, пришедшей на смену теологии, отразилась оптимистическая вера в добро человека и постоянный прогресс в достижении счастья на земле для людей, жаждущих выйти из состояния «несовершеннолетия», как называл прошлое человечества Иммануил Кант (1724-1804).

    Первые шаги на пути распространения идей Просвещения в Германии были сделаны в университете Галле и связаны с именами Кристиана Томазиуса (1655-1728) и Кристиана Вольфа (1679-1754). С позиций естественно права они трактовали легитимность абсолютной власти, стали пропагандировать идеи религиозной терпимости, философски обосновали многие важные научные выводы в области права.

    Распространение и влияние идей Просвещения в разных немецких государствах было различно. Центрами Просвещения стали, во-первых, университеты Лейпцига, Галле, Йены и, прежде всего, Гёттингена, где развернул свою критику Библии Иоганн Давид Михаэлис (1717-1791), а Иоганн Кристоф Гаттерер (1727-1799) изучал историю. Здесь же творил Август Людвиг Шлёцер (1735-1809) – учёный историк и публицист, чей голос был слышен не только в канцеляриях и княжеских кабинетах, но и в домах простых немецких бюргеров.

    Естественные и гуманитарные науки развивались также в открывшихся в середине XVIII века академиях: Берлинской, Эрфуртской, Мюнхенской. Духом Просвещения был пропитаны немецкие театры, которые всё более служили не только удовлетворению запросов князей, дворов и аристократии, но и привлекали народ на свои моралистические и драматические спектакли. С Просвещением связано появление е Германии «национального театра» (в Гамбурге, Вене, Мангейме). Ещё больше заслуг имеет публицистика, внушавшая людям идеи свободы и гуманизма, мужественно вскрывавшая неравноправие и боровшаяся с деспотизмом и фанатизмом

    В начале XVII века к Бранденбургу была присоединена Пруссия, т.е. бывшие земли тевтонского ордена, принадлежавшие другой ветви тех же Гогенцоллернов. Со времени Фридриха Вильгельма 1 (1688 – 1740) (а уже его отцу Фридриху

    Вильгельму курфюрсту Бранденбургскому, так называемому Великому кур-фюрсту (1640 – 1688) разрешено было именовать себя «королём Пруссии», поскольку Пруссия не входила в состав империи) Бранденбург-Пруссия начинает играть уже значительную роль в международных делах. Необходи-мость охраны речных торговых путей и постоянная борьба соседями, в первую очередь со Швецией, за овладение побережьем Балтики, через кото-рую хлеб и другое сельскохозяйственное сырьё сбывались за границу, пре-вратили Пруссию в мощную военную державу. С этого же времени Пруссия становится соперницей Австрии в пределах Германии. Наибольшие успехи в деле расширения своего государства принадлежали Фридриху II Великому (1712 – 1786), который в войнах за австрийское наследство, именуемых ещё «силезскими войнами», добился значительного расширения границ Пруссии, прежде всего, за счёт присоединения Силезии и ввёл своё государство в пя-тёрку великих европейских держав. Семилетняя война (1756 – 1763), в кото-рую были втянуты все крупные европейские страны, положила начало геге-монии Пруссии в Германии, что предрешило будущее объединения Герма-нии под эгидой Пруссии.

    Билет №9. Германия в период Наполеоновских войн. Венский конгресс и создание Германского союза.

     Наполеоновские вой­ны ока­за­ли ог­ром­ное вли­яние на судь­бы не­мец­ко­го на­ро­да. В Гер­ма­нии бы­ла ус­та­нов­ле­на ге­ге­мо­ния На­по­ле­она, а зна­чи­тель­ная ее часть очу­ти­лась под фран­цуз­с­ким гос­под­с­т­вом. В 1803 г. на­чал­ся про­цесс лик­ви­да­ции ду­хов­ных кня­жеств и мно­гих мел­ких вла­де­ний­, зем­ли ко­то­рых бы­ли при­со­еди­не­ны к бо­лее круп­ным го­су­дар­с­т­вам. В 1806 г. был соз­дан Рей­нс­кий со­юз, его про­тек­то­ром стал На­по­ле­он. Со­юз ох­ва­тил к 1812 г. все не­мец­кие го­су­дар­с­т­ва, за ис­к­лю­че­ни­ем умень­шен­ных Ав­с­т­рии и Прус­сии и тех зе­мель, ко­то­рые не­пос­ред­с­т­вен­но бы­ли вклю­че­ны в сос­тав Фран­ции. Соз­да­ние Рей­нс­ко­го со­юза при­ве­ло в ав­гус­те 1806 г. к лик­ви­да­ции Свя­щен­ной Рим­с­кой им­пе­рии гер­ман­с­кой на­ции.

        Государства Рей­нс­ко­го со­юза на­хо­ди­лись в обо­ро­ни­тель­ном и нас­ту­па­тель­ном со­юзе с Фран­ци­ей­, и На­по­ле­он ис­поль­зо­вал их вой­ска. В го­су­дар­с­т­вах Рей­нс­ко­го со­юза по об­раз­цу Фран­ции бы­ли про­ве­де­ны мно­гие ан­ти­фе­одаль­ные пре­об­ра­зо­ва­ния и, в час­т­нос­ти, от­ме­не­на кре­пос­т­ная за­ви­си­мость крес­ть­ян­с­т­ва; в не­ко­то­рых из них вво­дил­ся Граж­дан­с­кий ко­декс Фран­ции, бы­ла осу­щес­т­в­ле­на эман­си­па­ция ев­ре­ев и т. д. Од­на­ко мо­дер­ни­за­ция не­мец­ких го­су­дарств про­хо­ди­ла толь­ко в пре­де­лах, ко­то­рые бы­ли вы­год­ны на­по­ле­онов­с­ко­му ре­жи­му. Фран­цуз­с­кое гос­под­с­т­во про­яв­ля­лось в мас­со­вых рек­ви­зи­ци­ях, при­ну­ди­тель­ных зай­мах, уве­ли­че­нии на­ло­гов, в осо­бой тя­жес­ти рек­рут­с­ких на­бо­ров. Все это, а так­же кон­ти­нен­таль­ная бло­ка­да, тя­же­ло от­ра­жав­ша­яся на эко­но­ми­чес­ком по­ло­же­нии не­мец­ко­го на­се­ле­ния, вы­зы­ва­ло не­до­воль­с­т­во и про­ти­во­дей­ст­вие.

        Созданию Рей­нс­ко­го со­юза и ук­реп­ле­нию фран­цуз­с­кой ге­ге­мо­нии в 1806 г. пос­та­ра­лась вос­п­ре­пят­с­т­во­вать Прус­сия, от­ка­зав­шись от ней­тра­ли­те­та. Но вступ­ле­ние Прус­сии в вой­ну за­кон­чи­лось в 1806 г. раз­г­ро­мом прус­ских войск под Йе­ной и Ау­эр­ш­тед­том. Фран­цуз­с­кие вой­ска вош­ли в Бер­лин и в хо­де даль­ней­ших бо­ев ок­ку­пи­ро­ва­ли Прус­сию. Толь­ко бла­го­да­ря вме­ша­тель­с­т­ву им­пе­ра­то­ра Алек­сан­д­ра I На­по­ле­он по Тиль­зит­с­ко­му ми­ру в июле 1807 г. сог­ла­сил­ся на ее сох­ра­не­ние. Прус­сия по­те­ря­ла зем­ли за­пад­нее Эль­бы, во­шед­шие во вновь соз­дан­ное ко­ро­лев­с­т­во Вес­т­фа­лию, поль­с­кие зем­ли, ото­шед­шие к Ве­ли­ко­му гер­цог­с­т­ву Вар­шав­с­ко­му, дол­ж­на бы­ла зап­ла­тить боль­шую кон­т­ри­бу­цию и прим­к­нуть к кон­ти­нен­таль­ной бло­ка­де.

        Выходом из уни­зи­тель­но­го по­ло­же­ния Прус­сии и пред­по­сыл­кой ее ос­во­бож­де­ния от фран­цуз­с­кой ге­ге­мо­нии бы­ло про­ве­де­ние ре­форм. С осе­ни 1807 г. в стра­не под ру­ко­вод­с­т­вом ми­нис­т­ра ба­ро­на фон Штей­на на­ча­ли про­во­дить­ся ре­фор­мы, про­дол­жен­ные кня­зем Кар­лом фон Хар­ден­бер­гом. Бы­ла от­ме­не­на лич­ная за­ви­си­мость крес­ть­ян и ус­та­нов­лен вы­куп их пла­те­жей и по­вин­нос­тей­, лик­ви­ди­ро­ва­на це­хо­вая сис­те­ма. Вво­ди­лись ми­нис­тер­с­т­ва по от­рас­лям уп­рав­ле­ния; ус­та­нав­ли­вал­ся прин­цип са­мо­уп­рав­ле­ния в го­ро­дах и др. Бы­ла про­ве­де­на во­ен­ная ре­фор­ма с лик­ви­да­ци­ей дво­рян­с­кой при­ви­ле­гии на офи­цер­с­кие дол­ж­нос­ти, в ар­мии от­ме­ня­лись те­лес­ные на­ка­за­ния, соз­да­вал­ся обу­чен­ный ре­зерв ар­мии - лан­д­вер.

        Испытывавшие на­иболь­ший гнет ино­зем­ных по­ра­бо­ти­те­лей не­мец­кие зем­ли, их ма­те­ри­аль­ные и че­ло­ве­чес­кие ре­сур­сы бы­ли ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ны На­по­ле­оном I для под­го­тов­ки втор­же­ния в Рос­сию с целью ее раз­г­ро­ма. В иде­оло­ги­чес­кой под­го­тов­ке вой­ны про­тив Рос­сии фран­цуз­с­кая про­па­ган­да при­бе­га­ла к рас­п­рос­т­ра­не­нию ми­фа о «рус­ской уг­ро­зе Ев­ро­пе». В сос­та­ве «ве­ли­кой ар­мии» На­по­ле­она I, на­чав­шей в июне 1812 г. вой­ну про­тив Рос­сии, третью часть сос­тав­ля­ли нем­цы. Ряд не­мец­ких го­су­дарств, в том чис­ле Ав­с­т­рия и Прус­сия, бы­ли вы­нуж­де­ны стать со­юз­ни­ка­ми Фран­цуз­с­кой им­пе­рии в вой­не про­тив Рос­сии: вспо­мо­га­тель­ный прус­ский кор­пус в 20 тыс. че­ло­век обес­пе­чи­вал ле­вый фланг фран­цуз­с­кой ар­мии, а ав­с­т­рий­ский вспо­мо­га­тель­ный кор­пус в 30 тыс. че­ло­век - пра­вый фланг.

        Во вре­мя Оте­чес­т­вен­ной вой­ны 1812 г. в Рос­сии наш­ли убе­жи­ще мно­гие не­мец­кие пат­ри­оты, ак­тив­но учас­т­во­вав­шие в борь­бе за ос­во­бож­де­ние Гер­ма­нии от на­по­ле­онов­с­ко­го ига. Боль­шую роль в этой борь­бе в 1812-1813 гг. в Рос­сии сыг­рал быв­ший прус­ский ми­нистр Штейн, приг­ла­шен­ный Алек­сан­д­ром I в Рос­сию в мае 1812 г. «для ве­ли­ко­го де­ла». При­быв­ший в глав­ную квар­ти­ру рус­ской ар­мии в Виль­не за нес­коль­ко дней до втор­же­ния На­по­ле­она Штейн пред­ло­жил об­ра­зо­вать Ко­ми­тет для не­мец­ких дел и сфор­ми­ро­вать не­мец­ко-рус­ский ле­ги­он.

        В июле 1812 г. 10 тыс. эк­зем­п­ля­ров ан­тиф­ран­цуз­с­ко­го об­ра­ще­ния к нем­цам в на­по­ле­онов­с­кой ар­мии, сос­тав­лен­но­го Штей­ном и под­пи­сан­но­го глав­но­ко­ман­ду­ющим Бар­к­ла­ем де Тол­ли, бы­ло рас­п­рос­т­ра­не­но в ба­вар­с­ких, вес­т­фаль­с­ких, прус­ских и дру­гих час­тях, наш­ло мно­гих чи­та­те­лей в ар­мии и про­ник­ло в Гер­ма­нию. Не­мец­ко-рус­ский ле­ги­он при­нял учас­тие в во­ен­ных дей­ст­ви­ях, боль­шую роль в нем иг­рал прус­ский офи­цер Карл фон Кла­узе­виц, бу­ду­щий круп­ный во­ен­ный мыс­ли­тель и ге­не­рал. В но­яб­ре 1812 г. Штейн раз­ра­бо­тал ра­ди­каль­ный план ос­во­бож­де­ния Гер­ма­нии и Ев­ро­пы. В на­ча­ле 1813 г. по по­ру­че­нию им­пе­ра­то­ра Алек­сан­д­ра I Штейн вре­мен­но уп­рав­лял Вос­точ­ной Прус­си­ей­, пе­ре­дал прус­ско­му ко­ро­лю Фрид­ри­ху Виль­гель­му III про­ект со­юз­но­го до­го­во­ра с Рос­си­ей­, ко­то­рый и был зак­лю­чен; по при­ка­за­нию Алек­сан­д­ра I он вре­мен­но уп­рав­лял Сак­со­ни­ей.

        В хо­де ос­во­бо­ди­тель­ных войн 1813-1814 гг. зна­чи­тель­но ук­ре­пи­лись рус­ско-не­мец­кие по­ли­ти­чес­кие свя­зи, рез­ко воз­рос ав­то­ри­тет Алек­сан­д­ра I в Гер­ма­нии.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта