Главная страница

История как наука


Скачать 1.2 Mb.
НазваниеИстория как наука
Дата25.10.2022
Размер1.2 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаIstorija_kak_nauka.pptx
ТипЛекции
#754359

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Дисциплина: История

Тема: История как наука

План лекции:


  • Предмет истории как науки: цель, задачи и методы ее изучения.
  • Сущность, формы и функции исторического сознания.
  • Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.

Основная литература:

Основная литература:

История России [Текст]: учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 567[1] с.

История Отечества [Текст]: учеб. пособие / [сост. Е. А. Андриянова и др.]. - Саратов: Изд-во Сарат. мед. ун-та, 2014. - 209[1] с. 

Дополнительная литература:

История [Текст]: [для бакалавров и спец.] / В. В. Фортунатов. - СПб.: Питер, 2012. - 463[1] с. 

История России [Электронный ресурс]: Учебник / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко; Под ред. Н.И. Павленко. - М.: Абрис, 2012. – Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785437200636.html

Журнал «История и современность» https://www.isras.ru/History&Modernity.html

Журнал «Новейшая история России» http://modernhistory.ru

Журнал «Genesis: исторические исследования» http://e-notabene.ru/hr

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

Электронная библиотека медицинского вуза - http://www.studmedlib.ru

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru

Научная электронная библиотека КиберЛенинка - https://cyberleninka.ru

Библиотека Гумер - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks

Источники и исследования по истории России http://www.bibliotekar.ru

Портал «Память Народа» https://pamyat-naroda.ru

История России, всемирная история http://www.istorya.ru

1. Предмет истории как науки: цель, задачи и методы ее изучения

История (от греч. historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что указано, исследовано) – это наука о прошлом человеческого общества.


Одна из древнейших наук, ей около 2500 лет.

Основоположник – Геродот (V в. до н.э.).

Особенности труда Геродота:

- используется термин «история» в значении «рассказ о прошлом»;

- сформулирована цель написания труда: сохранить память о деяниях предков;

- сформирована концепция: превосходство эллинов над «варварами»;

- широкое использование устных источников;

- подчеркивается воспитательная роль истории;

- активно используется прямая речь и другие художественные приемы.

.

.


Объект исторической науки — это совокупность обществ, составляющих человечество.

Предмет изучения истории — деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Цель: получение исторической истины - объективного, системного, верифицируемого, конкретного знания исторического процесса развития конкретного общества.

По широте изучаемого объекта историю составляет:
  • история мира в целом (всеобщая (всемирная) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (его этногенез);
  • история континентов;
  • история отдельных стран, народов и цивилизаций с древнейших времен до наших дней.

.

.


Задачи:

- приобретение знаний по основным теоретико-методологическим проблемам исторической науки;

- понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам;

- знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

- понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

- формирование навыков работы с разноплановыми источниками, осмысление процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, на основе принципов научной объективности и историзма;

- аргументировано вести дискуссию по различным проблемам истории.

Функции исторического познания

  • 1. Познавательная функция (выявление закономерностей исторического развития).
  • 2. Воспитательная функция (способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах).
  • 3. Прогностическая функция (возможность предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего).
  • 4. Функция социальной памяти (исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности).
  • 5. Практически-рекомендательная (на основе исторических знаний возможна выработка научно обоснованного политического курса).

История является одной из важнейших общественных наук и тесно связана с другими науками:

- социология;

  • психология;
  • философия;
  • политология;
  • филология;
  • статистика.
  • В отличие от других наук история:

  • рассматривает процесс развития общества в целом;
  • анализирует совокупность явлений общественной жизни, всех ее сторон (экономика, политика, быт и пр.).
  • археология;
  • военная история;  
  • гражданская история;
  • история государства и права;
  • история культуры;  
  • история религии;
  • история хозяйства;  
  • политическая история;
  • социальная история;
  • экономическая история;
  • этнография.

Генеалогия - происхождение родов, семей и отдельных лиц, их родственные связи

Геральдика - гербы государств, городов, ремесленных корпораций, родов и фамилий

Метрология - меры длины, площади, веса; развитие различных систем измерения

Нумизматика - денежные системы, монеты, ордена, медали, история торговли

Ономастика - имена собственные (личные имена, географические названия, имена божеств и др.)

Палеография - внешние признаки рукописных источников (знаки письменности, почерк, орудия письма и др.)

Социальный этикет – система отношений внутри различных социальных групп в ее развитии

Сфрагистика – печати

Фалеристика –наградные знаки

Хронология - системы времяисчисления, их развитие


ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА

рассмотрение фактов событий в соответствии с конкретной исторической обстановкой во взаимосвязи и взаимообусловленности и в развитии.

ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ

каждое явление рассматривается в его многогранности и противоречивости (совокупности положительных

и отрицательных сторон).

ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА

предусматривает проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений.

ПРИНЦИП АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ

определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей

и возможностей.

Метод – способ исследования, способ извлечения из фак­тов новых знаний.

В историческом познании применяются конкретные методы исследования:

  • общие (универсальные);
  • общенаучные;
  • специальные:
  • специально-исторические;
  • специальные методы других наук.
  • Общие (универсальные):

    анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, классификация.

    Классификация – универсальный метод познания.

    Общенаучные методы исследования:

  • методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент);
  • методы теоретического исследования (моделирование, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, аксиоматический, исторический, логический и др.).
  • историко-генетический;
  • историко-сравнительный*
  • равнение в историческом исследовании

    Сравнение – один из древнейших приемов описания прошлого. Постепенно на его основе сформировался сравнительный метод и его сравнительно-историческая версия. Возникло целое «семейство» научных направлений – компаративистика (сравнительно-историческое языкознание, историческая компаративистика и др.).

    Цель сравнения в историческом исследовании: получения новых знаний о сравниваемых объектах.

    Сравниваются сопоставимые объекты (чем ближе они друг к другу типологически – тем лучше). Сравниваться могут синхронные и асинхронные явления, процессы, институты.

  • историко-типологический;
  • историко-системный;
  • диахронический анализ.
  • Специальные методы других наук:

  • математические методы анализа процессов;
  • метод статистики;
  • социологических исследований;
  • социальной психологии.
  • Ва

  • Источник – окно в историю, отражение минувшего; свидетельство прошлого, отраженное в какой либо  форме.
  • Содержит факты.
  • Критика источника позволяет извлечь факты.
  • Ключ к созданию объективной научной картины прошлого.
  • Источник – отражение субъективного начала (автора) и культурного контекста.
  • Содержит информацию, позволяющую конструировать факты.
  • Интерпретации источников позволяют создать различные модели прошлого.
  • Исторические источники: типовая классификация

    Типы исторических источников:

  • письменные источники;
  • вещественные памятники;
  • устные (фольклорные) источники;
  • этнографические памятники;
  • лингвистические источники;
  • кино-фото-фонодокументы;
  • конвенциональные источники.

Письменные источники

Основные письменные источники:

- документы;

- анналы;

- исторические исследования;

- мемуары;

- прочие литературные произведения.

Материал для письменных источников:

- бумага;

- кожа (пергамент);

- папирус;

- дерево и древесная кора;

- кость;

- глина;

- камень;

- металл.

Вещественные памятники

Основную часть вещественных источников составляют археологические памятники – изготовленные человеком древние предметы, сооружения или погребения, сохранившиеся на поверхности земли, под землей или под водой.

Основные археологические памятники:

- орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения;

  • поселения, отдельные жилища, древние крепости;
  • остатки древних гидротехнических сооружений;
  • поля древнего земледелия;
  • дороги;
  • горные выработки и мастерские;
  • - древние могильники, различные намогильные и культовые сооружения;

    - наскальные изображения;

    - архитектурные памятники;

    - затонувшие древние суда и их грузы.

Устные (фольклорные) источники

Устные (фольклорные) источники – это художественный образ реальной действительности, характеризующийся устной формой передачи и коллективностью создания, исполнения или распространения.

Этнографические памятники

Этнографические источники – это непосредственно наблюдаемые и изучаемые:

-  народные суеверия;

- обряды;

-  верования;

-  обычаи;

  • поверья.

Лингвистические источники

 Лингвистические и источники рассматриваются как древнейшая группа источников.

Антропонимы – имена и фамилии людей.

Ойконимы – названия населённых пунктов.

Топонимы – наименования географических объектов.

Этнонимы – названия народов (экзоэтнонимы и эндоэтнонимы).


Лингвистические источники - это памятники языка, которые содержат ценные сведения по истории его развития и способствуют изучению этнической истории, истории культуры, науки и т. д.

Кино-фото-фонодокументы

Кино-фото-фонодокументы – это такой тип источников, появление которого было обусловлено развитием прежде всего техники фотографии, кинематографии и звукозаписи.

Конвенциональные источники

(лат.) conventionalis, conventio – договор, условие и означает условный, принятый, соответствующий установленной традиции.

• Все системы условных обозначений графическими знаками: ноты, математические, химические и т.п. символы.

•Изобразительно–схематические, например электрокардиограмма, данные ультразвукового исследования и т.п.

• Информация на различных машинных языках, дискетах, винчестерах; компьютерных носителях – компьютерные программы, базы данных.

1. Выявление исторических источников.

2. Анализ происхождения исторического источника:

- атрибуция*;

- подтверждение подлинности;

- исторический контекст;

- история текста.

2. Анализ содержания источника:

- интерпретация (извлечение или конструирование фактов);

- установление степени достоверности.

3. Использование информации источника в историческом исследовании.

*атрибуция – установление авторства, времени и места создания исторического источника.

2. Сущность, формы и функции исторического сознания

Под историческим сознанием подразумевают свод накопленных наукой знаний и стихийно возникающих представлений, всевозможных символов, обычаев и других явлений духовной сферы, в которых общество воспроизводит, осознает, т. е. запоминает, свое прошлое.

Историческое сознание:

  • массовое (групповое)
  • индивидуальное

Массовое историческое сознание представляет собой способ рационального воспроизведения и оценивания социумом движения общества во времени.

Индивидуальное историческое сознание является результатом, с одной стороны, приобщения к знанию о прошлом, а с другой — осмысления прошлого и генерации чувства сопричастности с ним.

Этапы развития исторического сознания

  • Мифологическое – первобытное общество
  • Космологическое – античная цивилизация
  • Теологическое (религиозное) – средневековая цивилизация
  • Рационалистическое – Новое время

Виды исторического сознания:

  • целерациональное - ориентация на конкретный исторический результат, на осмысление хода исторических событий, их причин и следствий;
  • ценностно-рациональное - ориентируется не на конкретный результат, а на стоящую за ним ценность.
  • Историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки.

    Исторический миф — это эмоционально окрашенное представление об исторической действительности, вымышленный образ, замещающий действительность в сознании.

Трансформация исторического сознания происходит обычно в условиях кризиса общественной системы, при смене политических режимов, при резком изменении курса развития, когда в ситуации переоценки социально значимых ценностей начинается переписывание истории. Целостное историческое сознание выступает в качестве одного из факторов социальной стабильности, выполняя функцию интеграции, консолидации различных поколений, социальных групп и индивидов на основе осознания общности своей исторической судьбы.  

Периодизация истории – установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии.

Критерии периодизации истории – система классификации исторических этапов.

Периодизация

Первобытное общество: на Ближнем Востоке — до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и Нижнего Египта);

Древний мир: в Европе — до 476 года н. э. (падение Римской империи);

Средние века: 476 год — конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий);

Новое время: конец XV в. — 1918 год (окончание Первой мировой войны);

Новейшее время: 1918 год — наши дни.

3. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании

Сущность категорий «метод» и «подход»


МЕТОД

способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. Метод в науке – также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения.

ПОДХОД

комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и (или) практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей.

Формационный подход


Основные понятия:

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, являющийся определенной ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производстве производства со своим базисом и надстройкой.

Критерии деления исторического процесса: социально-экономические.

Разработана в 40-60 –х годах XIX века К. Марксом. Получила развитие в трудах В.И. Ленина и в трудах советских историков и философов с 1930-х до конца 1980 –х годов.

Формационный подход

Движущей силой истории К. Маркс считал материальное производство («базис»).

Понятием общественно-экономической формации в марксизме обозначаются качественно своеобразные ступени истории человечества.

К. Маркс выделял ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства:

Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, приводит к революциям (социальным и политическим).


Первобытнообщинная - период господства общественного присвоения

Рабовладельческая – господство частной собственности

Феодальная - господство частной собственности

Капиталистическая - господство частной собственности

Коммунистическая – возврат к общественной собственности

Принципы формационного подхода


принцип единства человечества

принцип исторической закономерности

принцип детерминизма

(причинно-следственных связей)

принцип прогресса

Сильные стороны формационной концепции


детальнейшая разработка теории экономического фундамента (базиса) общества

открытие законов экономического развития, показ внутренних связей общественного организма (формации)

создание четкой модели всего исторического развития

Недостатки формационной концепции


известный детерминизм, при котором ограничивается свобода выбора человека, государственного деятеля

прогресс в марксистском учении рассматривается линейно, он не имеет обратного хода

многие государства не подходят под формационную модель

Цивилизационный подход


Основные понятия:

 Цивилизация - это целостная общественная система, культурно-историческая общность, все составные которой тесно взаимосвязаны, несут на себе печать своеобразия той или иной культуры, развиваются во времени.

Своеобразие определяется рядом факторов:
  • природная среда; 
  • система ведения хозяйства; 
  • политическая система и социальная организация общества;  
  • религия (или идеология, возведенная в ранг религии); 
  •  духовные ценности;  
  • менталитет.

Каждый автор в зависимости от критериев дает свое определение.

Выделяют признаки состоявшихся цивилизаций: продолжительность их существования, охват обширных территории, распространение на огромное число людей и их уникальность (самобытность).

Критерии деления исторического процесса:

социально-культурная

Разработана в конце XIX - начале XX века Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби

Цивилизационный подход

Основные фазы развития:

  • Возникновение
  • Рост
  • Надлом
  • Упадок
  • Разложение

Движущей силой развития цивилизаций считал «творческое меньшинство», которое создает неповторимый духовный облик каждой цивилизации

Цивилизационный подход

Теория изложена в книге «Россия и Европа».

Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому».

Ввел понятие «культурно-исторические типы».

Каждый из них проходит свой исторический путь развития, который состоит из стадий рождения, цветения и увядания.

Стадии цветения («цивилизации») в своем развитии сумели достичь 10 культурно-исторических типов.

Цивилизационный подход

Выделяет и описывает восемь «великих культур».

В основе каждой культуры лежит особый «образ души».

Отказывается от идеи единства всемирно-исторического процесса, а также от идеи «прогресса».

Стадии:

  • Зарождение
  • Юность/взросление
  • Расцвет/зрелость
  • Увядание/старость/смерть

Тип цивилизации – тип развития определенных народов, этносов.

Основные типы развития цивилизаций:

  • замкнутый;
  • циклический;
  • интенсивный.

К подобным этносам относятся эскимосы, индейцы, некоторые племена бассейна р. Амазонки и др.

Распространение других типов цивилизаций в рамках цивилизаций названного типа ведет, как правило, к гибели последних.

Цивилизации замкнутого типа развития по сравнению с другими имеют ряд существенных достоинств:

  • глубочайшее познание природы;
  • богатейшее абстрактное мышление;
  • экологическая чистота этих цивилизаций и т. д.
  • Из-за вмешательства извне таких цивилизаций в чистом виде практически не осталось.

  • В целом весь социум распадается на три уровня:
  • 1. Единоличный правитель.
  • 2. Управляющая бюрократия.
  • 3. Основная масса населения, существующая в общинах.
  • В цивилизациях этого типа не государство служит обществу частных собственников, а сообщество людей без собственности подчинено власти-собственности в лице бюрократии, которая стремится к консервации существующего порядка.

    Общество данного типа развивается циклически и по спирали.

    В течение одного цикла оно проходит последовательно 4 стадии:

    1. Централизация и укрепление власти;

    2. Кризис власти, усиление центробежных сил;

    3. Упадок власти;

    4. Социальная катастрофа (бунт, «революция», нашествие).

Цивилизации интенсивного (западного, или европейского) типа развития.

В истории известны две цивилизации подобного типа: греко-латинская или античная; европейская.

В цивилизациях этого типа существует правовое государство, позволяющее обществу, состоящему из множества собственников, контролировать власть, зависящую от них.

Западной цивилизации присущ ряд противоречий, которые являются факторами ее разрушения.

Факторы разрушения западной цивилизациие:

– рынок и социально-классовые отношения порождают социальные противоречия, социальную борьбу и идею общества социальной справедливости, кровавые революции и конфликты;

– образование национальных государств и империй привело к тому, что нации стали высшей сакральной ценностью, резко возросла апологетика шовинизма, национализма, колониализма, уже принесшая человечеству две мировых войны;

– индустриальная эпоха обусловила разрушение многих гуманистических, духовных ценностей и обеспечила господство техногенных идей, но человеческое общество не может жить только по законам техники;

– индустриальная эпоха дала власти такие средства, при помощи которых она может разрушить свою зависимость от общества и установить над ним тотальный контроль, как это уже имело место в ряде стран;

– обострение противоречий между научно-техническим прогрессом и окружающей средой, поставившее человечество на грань экологической катастрофы, есть предел научно-технического прогресса в его индустриальных формах, за которым следует разрушение человечества как такового. 

Цивилизационный подход


Постпромышленная цивилизация (постиндустриальное, информационное общество)

Промышленная цивилизация (индустриальное общество)

Варварство (аграрная культура)

Этапы:

Дикость (культура собирателей и охотников)

Сильные стороны цивилизационного подхода


«Очеловечивание истории»

Универсальность, ориентированность на познание истории общества с учетом стран и регионов

Представление об истории как многовариантном, многолинейном процессе

Большое значение отводится духовно-нравственному и интеллектуальному факторам

Недостатки цивилизационного подхода


Универсальность работает главным образом на "глобальном уровне",

а разработка конкретных проблем требует применения других методик

Аморфности критериев выделения типов цивилизации

Индикаторы ментальности расплывчаты, мало уловимы

Недостаточная разработка понятийного аппарата

Применимость формационного и цивилизационного подхода

Каждый из рассматриваемых подходов имеет сильные и слабые стороны, но, если не впадать в крайности, а взять лучшее, что имеется в той и другой методологии, историческая наука только выиграет.

Спасибо за внимание!



написать администратору сайта