Византийская империя .. История медицины Византийской империи. Медицина Киевской Руси
Скачать 20.69 Kb.
|
Тема . История медицины Византийской империи. Медицина Киевской Руси. Факторы, способствующие развитию больничного дела в Византийской империи . Некоторые из них : 1) Частная практика врачей была запрещена императором, поэтому все врачи работали в больницах 2) Деловая организация и дисциплина монастырей позволили в трудные годы войн и эпидемий оставаться цитаделью порядка и принимать под свою крышу стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые ксенодохии (т. е. монастырские приюты для увечных и больных путников) – прообразы будущих монастырских больниц. 3) По сравнению с латинским Западом больничное дело в Византии стояло на более высоком уровне. 4) Для подготовки врачей были созданы специальные медицинские школы. Образование в этих школах носило светский характер. 5) Роль в развитии медицины сыграло христианство, ставшее в IV в. господствующей религией. 6) Становление и развитие больничного дела связано с христианской благотворительностью и заключалось в презрении слабых, немощных и бездомных. Основные типы больниц: 1)Первая большая христианская больница была Построена в Кесарии в 370 г. Василием Великим. Она походила на маленький город и имела столько зданий, сколько типов болезней тогда различали. Была там и колония для прокаженных — прообраз будущих европейских лепрозориев. 2) Больница в Константинополе, основанная Иоанном II при монастыре Пантократора в XII веке. В ней было пять отделений, включая отделение женских болезней. Общее число мест достигало 50. Больница имела постоянный штат врачей-специалистов (хирургов, повитух) и их помощников, которые работали в две смены, чередовавшиеся через месяц. В каждом отделении было по два врача, которые принимали и приходящих больных. Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем и монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора. При больнице работала школа для обучения врачебному искусству. Особенности развития медицинских знаний, навыков и умений в Византийской империи. 1) Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена, извлечения из которых служили базисом для компиляций, соответствующих духу христианства. Поиск естественнонаучного объяснения природы болезни приостановился, и на первый план вышло изучение практических приемов лечения, выработанных в предшествующие столетия 2) Будучи практиками, византийские врачи описывали и свои собственные наблюдения, нередко уточняющие описания отдельных растений и их лечебные свойства. 3) Интерес к лекарственным растениям в империи был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений. Основными источниками знаний о растительном мире были труды «отца ботаники» Феофраста. (Theophrastus, 372-287 гг. до н. э.) и римского врача (грека по происхождению) Диос-корида (см. с. 127). 4) Также приготовлением лекарств стали интересоваться и ремесленники-химики. В период средневековья химии как науки еще не существовало: шло количественное и качественное накопление сведений практического характера, составлялись специальные руководства по производству разнообразных веществ, главным образом красителей и лекарств. 5) Накоплению определенных химических знаний способствовала и алхимия, возникшая в первые века нашей эры и достигшая наибольшего развития в средние века. Алхимики верили в трансмутацию металлов и возможность получения химическим путем золота, серебра и драгоценных камней, занимались поисками философского камня и эликсира долголетия, который бы (как они полагали) избавил человека от болезней и обеспечил бы долгую жизнь (и даже бессмертие). 6) Византийские врачи использовали не только античное наследие, но и опыт арабоязычной медицины. На греческий язык переводились и медицинские арабские рукописи. Широкую известность получили прописи арабских лекарственных препаратов. Влияние арабской медицины более ощущается в сочинениях поздних византийских авторов. 7) Предмет медицины в школах преподавался в тесной связи с четырьмя основными предметами высшей позднеантичной школы — математикой, геометрией, астрономией и музыкой, которые объединялись под названием «Quadri-vium» (лат. — четырехпутье). 8) Несмотря на религиозность византийского общества, в основу образования были положены не памятники христианской письменности, а произведения античных авторов, дополненные многочисленными толкованиями. 9) В образовании философия рассматривалась как предварительная ступень к изучению богословия и являлась, таким образом, как бы «служебным инструментом» богословия, которое определялось как венец и цель всех наук. 10) Медицинские знания также накапливались и объединялись в энциклопедиях. Эпоха 4-7 вв. характеризуется большим количеством письменных медицинских источников: энциклопедия Орибасия - выдающегося врачевателя Византии - «врачебное собрание». Здесь систематизированы медицинские знания начиная с Гиппократа и до Диоскорида (в 72 книгах, но до нас дошло лишь 27). Можно сделать вывод, что произошел прогресс в развитии медицины в Византийской империи 3. Охарактеризовать основные виды медицинской помощи Киевской Руси. Сообщения летописей, записи современников свидетельствуют о распространении заразных заболеваний на Руси. Это побуждало к активной выработке самых разнообразных мер борьбы с ними. Так, создавались пограничные заставы и засеки, иногда для этой цели разводили костры. О необходимости разобщения заразных больных и здоровых упоминается в сборнике Святослава (XI в.). Во время морового поветрия в Полоцке в 1092 г. жители прибегали к самозащите в своих жилищах во избежание заражения при встречах с больными на улицах и площадях города. В русских летописях XIV-XV вв. упоминается 12 эпидемий. Заразные болезни называли «прилипчивыми болезнями», «мором», «моровым поветрием», «повальными болезнями». В Новгородских летописях начала XV в. даются подробные описания симптомов черной смерти. Народными средствами борьбы с ними оставались вымораживание, окуривание дымом. В XV-XVI вв. во время эпидемий начали изолировать больных. Так, летописи сообщают, что в 1521 г. во Пскове «князь Михайло Кислица велел... улицу Петровскую запереть с обою концов». Умерших погребали «в тех же дворах, в которых кто умрет, во всем платье и на чем кто умрет», а с XVI столетия стали хоронить за чертой города, вдали от жилых мест и питьевых источников. Для захоронения умерших царским повелением выделяли специальных людей, «кому те трупы забирати». Кормили зачумленных с улицы через ворота. Если эпидемия охватывала весь город, на ведущих к нему дорогах, согласно царским указам, устраивали заставы. Зараженные предметы на таких заставах сжигали на кострах, а деньги промывали в уксусе. Наконец, следует упомянуть и о банях, которые, как говорил Геродот, использовались скифами с глубочайшей древности. Об этом упоминается и в летописях времен христианства. В летописи Нестора (XI в.) содержится первое письменное упоминание о русской паровой бане, целебная сила которой была известна на Руси с самых древних времен. Издавна в ней здесь лечили простуду, болезни суставов и кожные заболевания, вправляли вывихи, делали кровопускания и «накладывали горшки» — прообразы современных лечебных банок. В «Повести временных лет» приведен легендарный рассказ Андрея Первозванного о банях: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною, и только так оживут». В качестве моющего средства здесь упомянут квас, который применяли при вымачивании кож. В одном из «Изборников» XIII в. говорится о растительном моющем средстве — «мыльной траве». Приехавшие на Русь немцы с удивлением описывали русскую баню: «...и возьмут на ся прутье младое, бьются сами и того ся добьют, егода вылезут еле живы обольются водою студенью и пока оживут». Русская баня и до настоящего времени широко применяется в России с убеждением в ее целебной силе и с полным научным обоснованием как профилактического средства. Благодаря развитию торговли и внешних сношений с зарубежными странами на Руси стали появляться врачи-иностранцы. Эти врачи лечили князей и бояр. Народ лечился у знахарей, «ведунов», «бабок», чаще всего прибегая к «заговорам» и «нашептываниям». В этот период широко стали использоваться такие лекарственные средства, как шиповник, валериановый и солодковый корень, сабур. На Руси процветала хирургия как важнейшая отрасль практического врачевания. Потребность в хирургии была вызвана частыми войнами и бытовыми травмами. Возникновение анатомии на Руси, как и в других странах, было связано в первую очередь с потребностью оказания врачебной помощи при травмах и ранениях, полученных на войне. При описании хирургических операций и действия оружия применялись сходные термины: «разрезание тканей», «распластание телес». Виды медицинской помощи в Киевской Руси: Частная медицинская практика врачей-ремесленников. (Свой практический опыт они передавали из поколения в поколение, использовали результаты наблюдательности и опыта, различные методы и приемы врачевания племен. Такая практика оплачивалась, поэтому была доступна только обеспеченным слоям населения). Больничная помощь при монастырях и богодельнях. (Лечение заговорами, нашептываниями; Использование шиповника, сабура, корня валерианы). Медицинское попечительство. (Организация приютов и богаделен для увечных, калек и хронически больных. Содержались за счет самого населения). 4. С вашей точки зрения, как повлияло христианство, на развитие медицины Византийской империи и Киевской Руси. Христианство сильно повлияло на развитие медицины в Византийской империи. Монастыри дали началу развития в больничном деле. Введение христианства оказало влияние на развитие древнерусской медицины. Привезенная из Византии православная религия перенесла в Киевскую Русь установившуюся там связь церквей и монастырей с лечением. Развитие лекарствоведения после принятия на Руси христианства. Этот вид медицины относится к тому времени, когда на Руси уже было принято христианство, то есть когда лекари приезжали из Византии и делились своими знаниями и умениями в области медицины. |