штемпель. История науки зарождение науки наука в античном мире и в средние века (период до xiv века)
Скачать 22.23 Kb.
|
История науки: зарождение науки; наука в античном мире и в средние века (период до XIV века) Существуют различные представления о времени возникновения науки. Одни считают, что наука возникла вместе с человеком – в те древние времена, когда он стал изготавливать первые орудия труда. Другая крайность – отнесение начала науки к тому этапу истории, когда появилось опытное естествознание (XV-XVII вв.). Многие исследователи полагают, что точного ответа на вопрос о времени возникновения науки не может быть, так как науку можно рассматривать в нескольких аспектах – и как способ познания мира, и как отрасль культуры, и как социальный институт, и т.д. Разное время рождения имеют и конкретные науки: античность дала миру математику и астрономию, Новое время – физику, химию, биологию (классическое естествознание); ХIХ век – обществознание. Наука – это сложное многогранное общественное явление, которое вне общества не могло ни возникнуть, ни развиваться. Наука появляется тогда, когда для этого создаются особые условия: более или менее четкий запрос на объективные знания о мире; социальная возможность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот запрос; накопление знаний, навыков, познавательных приемов и способов символического выражения и передачи информации и др. Античная наука Наука как самостоятельная отрасль культуры и теоретическое знание появилась в Древней Греции в VI-IV вв. д.н.э. В отличие от Древнего Востока здесь не было замкнутой касты жрецов и доступ к знаниям имел любой свободный человек. Большая часть знаний была открытой. Греки разделяли практические знания и умения и теоретические знания о мире, которые и были предметом науки. Научные знания в Древней Греции почти не были связаны с повседневной жизнью и ее запросами. Наукой там занимались из чистого интереса к истине. Научное познание отождествлялось с созерцанием природы. Знания о природе развивались в форме натурфилософии – чисто умозрительного учения об устройстве мироздания. Подлинная цель науки виделась в непосредственном усмотрении истины в природе, а всякие практические действия с природными объектами рассматривались как мешающие научному познанию. Причиной тому была такая особенность греческой цивилизации, как рабовладение. Оно обусловило пренебрежительное отношение свободных греков к физическому труду, а затем и ко всей практической деятельности и сформировало идеологию созерцательности, абстрактно-умозрительного отношения к действительности. Отказ от материально-практического отношения к познанию породил идеализацию – умение мыслить понятиями, образовывать их, двигаться в плоскости «чистой» мысли. Ведь никакому практику никогда не придет в голову заниматься вопросами сущности мира, познания, истины, прекрасного, а без этого невозможна подлинная наука. Но решительный отказ от практической деятельности имел и обратную сторону – неприятие эксперимента как метода познания. Именно древнегреческой культуре принадлежит несколько основополагающих идей, составивших основу науки и научного познания мира. Среди них – идея рождения мира из первоначального Хаоса и превращения его в разумно организованный и устроенный Космос. Превращение Хаоса в Космос связывалось с действием универсального космического закона – Логоса. Еще одна важная идея – представление о единстве микро- и макрокосмоса, подобии человека и мира. Отсюда вытекала возможность познания Космоса, так как подобное познается подобным. Стремление понять изменчивое многообразие явлений приводило к поискам единого начала, «материальной причины» всех вещей. Поэтому одним из ключевых для древнегреческих мыслителей был вопрос о первоначале мира, из которого все возникает и в которое со временем все возвращается. Не случайно первые древнегреческие философы, представители милетской школы, начали с поисков этого первоначала: Фалес нашел его в воде, Анаксимен – в воздухе, Анаксимандр – в некоем вечном начале, которое он назвал апейроном. Со временем утвердилось представление о том, что все на свете состоит из четырех стихий (огня, земли, воды и воздуха), смешанных в определенной пропорции. Аристотель ввел пятую стихию – невидимый и неосязаемый эфир, заполняющий все пространство и являющийся первоосновой остальных элементов природы. Древнегреческие мыслители стремились представить все мироздание в целом, совершенно не беспокоясь об отсутствии конкретных знаний о явлениях природы. Поэтому античная картина мира была целостной и наглядной, но наряду с гениальными догадками содержала немало выдумки и фантазии. Постепенно в рамках натурфилософии возникли: геометрия Евклида, механика Архимеда, учение об атомах Демокрита, астрономия Птолемея. Уже в VI в. д.н.э. Пифагором была высказана мысль о шарообразности Земли, доказанная Аристотелем в IV в. д.н.э., а в 300 г. д.н.э. Эратосфен достаточно точно определил размеры земного шара. В античной картине мира утвердилась геоцентрическая система Птолемея: представление о том, что Земля – это шар, неподвижно висящий в центре Космоса, а вокруг него вращаются по идеальным круговым орбитам Луна, Солнце и пять известных тогда планет. Хотя уже в то время существовала более совершенная гелиоцентрическая система пифагорейцев. Очень высокий статус у древних мыслителей имела математика, как наиболее причастная к постижению высшего бытия. По словам Платона, «никто, не познав числа, не может обрести истинного мнения о справедливом, прекрасном, благом и других подобных вещах». Одним из крупнейших достижений античности стала математическая программа, представленная Пифагором (около 500 г. д.н.э.) и позднее развитая Платоном. Самым ярким ее воплощением стала геометрия Евклида, его знаменитая книга «Начала» появилась около 300 г. д.н.э. Научные знания в Средние века Эпоха Средних веков характеризуется в Европе закатом классической греко-римской культуры и резким усилением влияния церкви на жизнь общества. Важнейшей чертой мировоззрения в этот период становится теоцентризм – представление о Боге как единственной подлинной реальности. Главные усилия лучших умов были направлены на обоснование существования Бога, а высшей формой деятельности считалась та, которая была связана с религиозно-нравственной сферой бытия. Естественнонаучному познанию отводилась второстепенная роль. При этом все его выводы проходили через цензуру библейских концепций. Считалось, что «без веры нет знания, нет истины». Поскольку наиболее почитаемым текстом было Священное писание, его истолкование было важнейшим методом познания мира. За ним по авторитету среди средневековых мыслителей шли сочинения отцов церкви и некоторых античных мыслителей, прежде всего Аристотеля. Ссылка на их сочинения служила самым веским аргументом в любом философском или научном споре. В связи с этим любимой формой научных сочинений в Средние века были комментарии, энциклопедии, а также сборники высказываний признанных мыслителей по разным вопросам. Все эти особенности средневекового мировоззрения и познания привели к тому, что наука в то время носила исключительно служебный характер. Она могла только иллюстрировать истины Священного писания и в основном использовалась для решения чисто практических задач. Математика и астрономия, в частности, служили для вычисления дат религиозных праздников. Развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия. Они представляли собой промежуточное звено между ремеслом и натурфилософией и содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки в силу своей практической направленности. В рамках алхимии и ятрохимии были открыты способы получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ. Огромную роль в утверждении экспериментального метода познания сыграли работы ученого монаха-францисканца XIII в. Р. Бэкона. Период раннего Средневековья был для науки временем упадка. Сохранялись лишь жалкие остатки того конгломерата знаний, которым обладала античность. Очень многое погибло в период кризиса и разрушения Римской империи. Немало было целенаправленно уничтожено христианскими идеологами как противоречащее истинам новой религии. В XII в. ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему. В научный обиход вошло все наследие Аристотеля, ставшее известным в результате контактов с арабским Востоком. Немалую роль в подъеме западноевропейской науки сыграли открывшиеся университеты (Парижский, Болонский, Кембриджский) – светские учебные заведения, в которых наряду с богословием преподавались математические и естественнонаучные знания. Большое значение для дальнейшего развития науки имела и технологическая революция, вызвавшая динамичное развитие сферы материального производства. В ходе нее сформировалось уважительное отношение к физическому труду, к деятельности изобретателя и инженера, появилось стремление к совершенствованию техники, использованию ее для облегчения физического труда. Хотя средневековая наука, в отличие от античности, не предложила новых фундаментальных программ, она не ограничивалась только пассивным усвоением достижений античной науки. В этот период появились новые методы исследования, позволившие уйти от созерцательного отношения к действительности, характерного для античной эпохи, и подготовившие почву для экспериментальной науки Нового времени. |