Главная страница

Сборник исторических документов. Сборник историч.доков. История отечественного государства и права


Скачать 0.56 Mb.
НазваниеИстория отечественного государства и права
АнкорСборник исторических документов
Дата04.12.2019
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСборник историч.доков.doc
ТипДокументы
#98690
страница5 из 7
1   2   3   4   5   6   7
ГЛАВА Х. О СУДЕ

  1. Суд государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии, судити бояром и околничим и думным людем и дияком, и всяким приказным людем, и судьям, и всякая росправа делати всем людем Московского государства, от большаго и до меньшаго чину, вправду. Также и приезжих иноземцев, и всяких прибыльных людей, которые в Московском государьстве будут, тем же судом судити и росправа делати по государеву указу вправду, а своим вымыслом в судных делех по дружбе и по недружбе ничего не прибавливати, ни убавливати, и ни в чем другу не дружита, а недругу не мъстити и никому ни в чем ни для чего не норовити, делати всякие государевы дела, не стыдяся лица сильных и избавляти обидящаго от руки неправеднаго.

  2. А спорныя дела, которых в приказех зачем вершити будет не мощно, взносити ис приказов в доклад к государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, и к его государевым бояром и околничим и думным людем. (...)

    1. А которой ответчик умрет после того, как он в ысцове иску обвинен, а с ысцом он до смерти своей не розделался, и за таких умерших ответчиков велеть исцов иск править на жене его и на детех, или на братье, кто после его во дворе и в животах его останетца.

    2. А будет кто поместной, и вотчинной имянной и прожиточный человек всякаго чину учнет похвалятца на кого смертным убивством, и тот, на кого он похвалитца, учнет государю бити челом, чтобы государь велел ему на того, кто на него похвалитца, дата опасную грамоту з болшею заповедью, а заповеди велел бы государь во опасную грамоту написати на того, кто на него похвалитца, пять тысящь или шесть или седмь тысящь рублев и болши, и тому дать такая опасная грамота. Да будет за такою грамотою и за заповедью тот, на кого та грамота будет дана, того, кто на него бил челом, сам убьет, или по его наученью кто иной его убьет, и того убитого жене и детем и роду и племяни его на того убойца дати суд, а с суда сыскать. Да будет сыщетца про то допряма, что того, кому дана опасная грамота, убил тот сам, на кого дана опасная грамота, или по его наученью кто иной то смертное убивство учинит, и того убойца самого, и кого он на такое убойственное дело научил, самих казнити смертью же, безо всякого милосердия. Да из его же животов и с поместья и с вотчины взять заповедь против опасной грамоты сполна, и половина тоя заповеди взята в государеву казну, а другую половину отдать убитого жене и детем и роду его, кто на того убойца учнет государю бита челом. А будет тот, ма кого дана опасная грамота з заповедью, того, кто на него бил челом, ранит, а не до смерти убьет: и на нем тому, кого он ранит, взять бесчестье смотря по человеку, да убытки его по сыску, да заповедь против опасные грамоты сполна, и тое заповеди половина взята в государеву казну, а другая половина отдать челобитчику. А будет у того убойца животов его с заповедь не будет, и у него в тое заповедь взята животы его и вотчины, сколько у него чего есть, и ис того взятово половину взята на государя же, а другую половину отдата челобитчику, а чего за тем в заповедь не дойдет, и то на нем править, и такие заповеди ему не отдавать, и бить его на правеже безо всякие пощады не для того, что на нем те достальные деньги взять, для того, чтоб на то смотря, иным неповадно было так воровать. А будет кто в убойственном деле, взяв на кого опасную грамоту с заповедью, сам так учинит, и ему тот же указ, чего б довелся тот, на кого он бил челом.

    3. А будет после заповедной грамоты люди обоих, исца и ответчика, где в торгу, или на дороге, или на корчме съехавъся без ведома бояр своих, учинят задор и межь собою смертное убивство, или они межь себя ково ранят, и в том обе стороны, истец и ответчик, от заповедных вин свободны, а искати им того бою и увечья людей своих судом, а с суда учинити им указ, до чего доведется.

    4. А будет кто беспоместной и безвотчинной или иноземец кормовой, или кто ни буди, похвалится на кого смертным убивством в очи, или за очи, и тот, на кого он похвалиться, учнет на него государю бита челом, и на него дата суд, а с суда сыскати. Да будет в сыску обыскные люди скажут до челобитчике, и по тому сыску того, кто на кого похвалится убийством, вкинута в тюрму на три месяцы. А как он в тюрме те урочныя месяцы отсидит, и на него тому, на кого он похвалялся, взята запись за его рукою в том, что ему над тем, на кого он похвалялся, впредь никакова дурна не учинити. А будет он, в том дав на себя запись, сворует, того на кого он похвалялся убиет до смерти, и его самого казнити смертию же. А будет кто на кого в похвальбе смертнаго убойства учнет государю бита челом, а сыскати про то неким, и им в том дата суд, а с суда учинити указ, до чего доведется.

    5. А будет кто на ком учнет искати бою и грабежу, и ответчик в бою не запрется, и про грабежь скажет, что не грабил, и на нем велети исцу за увечье и за безчестае доправити против окладу вдвое, а в пене его, что государь укажет. А в грабеже указ им учинити по судному делу, до чего доведется. А будет тот ответчик в грабеже не запрется, а про бой во ответе скажет, что он не бивал, и на нем велети грабежь доправити против исковой челобитной и отдата исцу. А в пене тому ответчику, что государь укажет. А в бою указ учинити по суду же, до чего доведется. Да и во иных делех будет кто ответчик на суде против чьей исковой челобитной учнет винитися не во всем иску, и на них велети правити то одно, в чем они учнут винитися, а в чем винитися не учнут, и в том указ чинити по суду же, до чего доведется.

    6. А приставным памяти исцом подавати за своими руками, и как дьяк ту память подъпишет, и ту память записата в книгу того же числа, в котором числе память будет подписана. А записав в книгу, отдата ту память приставу, а ему по той памяти сыскав ответчика дата на поруки, и к суду ответчику срочити безволокитно. А котораго ответчика в городе пристав не сыщет, и приставу по того ответчика итти к его двору, и по приставной памяти дати его на поруку к суду потому же безволокитно.

    7. А будет которой ответчик учнет у пристава укрыватися, и во дворе у себя не учнет сказыватися, и приставу, взяв с собою товарыщей, стеречь у двора его день и два и три. Да как тот ответчик сам, или человек его, или дворник з двора сойдет, и того ответчика, или человека его, или дворника, приставу взяв, привести в приказ, и сказати про него судьям, судьям его по тому же велети дата на поруки к суду.

    8. А будет пристав по приставной памяти ответчика, или его людей поймает у ворот его, или где на улице, и станет по нем просити поруки к суду, или поведет его в город, и тот ответчик, или человек его у пристава отобьются, и приставу в том месте, где они у него отобьются, являти на них окольним людем, и имена окольним людем записав, подати в приказе судьям за своею рукою. А судьям велети теми окольними людьми сыскати. Да будет окольныя люди в сыску скажут, что они то видели, как тот ответчик и люди его у пристава отбилися, и судьям по того ответчика послата подьячего от места доброго, да с ним того же пристава, кто по него ходил, и велети им, не доходя его двора, взята с собою понятых, тутошних сторонних людей, сколько человек пригоже, и с теми понятыми велети им итти к нему на двор, и на дворе ему приставную память вычесть, и выговорити ему, что он то учинил негораздо, от пристава отбилъся, и по приставной памяти поруки по себе не дал; а выговоря ему, велети его по приставной памяти приставу дата к суду на поруки, а бес поруки его не отпускати. Да будет он поруки по себе не даст и в город не пойдет, и в свое место не пошлет, учинится приставу силен, и отбивъся от пристава, с Москвы събежит в вотчину или в поместье, и у него взята з двора людей его или дворника, и велети их дата на поруку, что им того своего боярина поставити в приказе на срок, и в том им дата поверстной срок по указу. Да будет те люди по себе поруки съберут, и им велети быта до сроку за поруками. Да будет тот их боярин для их в приказе объявится, и на него исцу дата суд по челобитной, а что он государева указу не послушал, поруки не дал, и отбивъся у пристава, с Москвы бегал, и за то ему учинити наказание, вкинута на неделю в тюрму, да на нем же велети исцу доправити проести и волокиты с того числа, которое в приставной памята написано, неделю спустя, да по то число, как он на Москве обьявится, по гривне на день. (...)

  1. А будет кто кому чем должен по кабалам, или по записям, или по иным каким крепостям, а заплатить будет ему того долгу вскоре не мощно, потому что он в убожество впал и изволением божиим от огненаго запаления, или животы его какими мерами потонули, или его розбойники, или тати, или иные какие лихие, или воинския люди разорили, и животы его розграбили, и таким должником во всяких долгех давати сроку по разсмотренью на год и на два или на три, а больши трех лет в таких долгех сроку не давати. И в тех долгех имати по них поручные записи в том, что им те долги тем людем, кому они должны, заплатить на указные сроки, безо всякого переводу, и никуды не збежать, и не изменить, ни в которые в ыные государьства не отъехать, а порутчиков по нем в том велеть в поручную запись писать людей добрых, которым бы в том мощно было верить, и по тем поручным записям велеть тем должником долги платить тем людем, кому они чем должны, на указные сроки, безо всякого переводу, без росту. А будет которой должник на указной срок того долгу не заплатит, и в лицах его не будет, и тот долг взята на его попутчиках, и отдать тому, кому тот должник чем должен, без росту же. А будет которой должник, дав по себе поруку в том, что ему не изменить, да изменит, отъедет в ыное государьство, и та его изменничья вина и долг на порутчиках же его. А будет тот должник до указнаго сроку умрет, а в поручной записи будет написано, что ему тот долг заплатить на срок, а не заплатит того долгу на срок, и тот долг по кабале или по записи заплатить порутчиком его. И после умершаго заимщика тот долг платить жене его и детем. А будет чего на жене и на детех взять будет нечего, и тот досталной долг взять на порутчиках его, кто будет в лицах.

  2. А будет по таких должниках в таких долгах никто не ручается, а окупитися им нечем, и их за такия долги отдавати исцом до искупу, опричь дворян и детей боярских. А на правеже дворян и детей боярских бити до тех мест, покамест с должники розделается.

  3. А будет по ком порутчики ручаются до сроку в статье, а после того тот, по ком ручалися в статье, умрет до сроку, и до порутчиков его по такой поручной записи дела нет потому, что они ручалися по нем в статье, а не в долгах.

  4. А будет кто у кого возмет денег в займы, или чего нибудь для торговли, и тот долг истеряет своим безумием, пропьет, или проворует каким нибудь обычаем, а сыщется про то допряма, а окупитися ему будет нечем, и его отдати исцу головою до искупу же.

  5. А будет кто кому учинит какое насильство, или бой или раны, или какие нибудь убытки и обиды, и будут на него в том челобитчики, и с суда про то его насильство сыщется допряма, а он в том в ыску не розделався умрет, а после его останутся вотчины или животы, а в тех его вотчинах и животах будут жена и дети, и исцом велеть иск их доправити того умершаго на жене и на детех.

  6. А будет кто помещик, или вотчинник, или люди их и крестьяне загонят к себе из своего хлеба, или с некошеных лугов чьи лошади, или иную какую животину: и ему про то явя сторонним людем, послати к тому, чья та животина, чтобы он, пришед с сторонними людьми, досмотрил потравленого его хлеба, или лугов. Да будет тот человек, чья та животина, пришед к нему с сторонними людьми, потравленого его хлеба, или лугов досмотрит, и тот его потравленой хлеб или траву ему заплатит, и ему ту животину, которую он ис того своего хлеба, или с лугов загонит, отдать тому, чья та животина, все вцеле. А будет тот, чья та животина, на досмотр потравленого хлеба или лугов не пойдет, и ему животину его держати у себя, а на него в потравленом хлебе и в лугах бити челом государю и искати судом. Да будет с суда про то сыщется допряма, что его хлеб или дуги потравлены тою животиною, которую животину он к себе загнал, и на том, чья та животина, велети ему тот потравленой его хлеб и луги, сметя по сыску, доправити сполна; да ему же велеть на том, чья та животина, доправити той животины прокорм сметя же, да на том же виноватом велети за его насильство доправити с суднаго дела государевы пошлины вдвое.

  7. А будет кто чюжую животину загнав к себе на двор или своего хлеба, или с лугов учнет держати в запоре, и держав в запоре голодом уморит, и в том будут на него челобитчики и с суда про то сыщется допряма, и за ту животину, которую он уморит, велеть на нем доправити цену по указной цене, и отдати исцу. А будет у исца та лошадь, или иную какую животину напередь того кто торговал, и давал денег больши того, а сыщется про то допряма же, и ему за ту умершую лошадь, или за иную животину велеть на том, кто ея уморит, доправити ту цену, что купцы давали.

  8. А будет кто чье стадо конское или иные животины с своея, или с чюжия земли взгонит к себе на двор насильством безвинно, и в том на него будут челобитчики, и по суду и по сыску сыщется про то допряма, что он то стадо загнал к себе на двор напрасно, и ему то конское стадо, или иные животины велеть отдати исцу все в целе. А будет он которую животину уморит голодом, или убьет, и на нем за ту животину велеть доправити указную цену вдвое, и отдати исцу против того же, как о том писано выше сего. Да на нем же велеть за его насильство доправити с суднаго дела государевы пошлины вдвое.

  9. А будет кто похочет чюжею землею завладети насильством, и для того ту чюжую землю хлебом посеет, и учнет ту землю называти своею землею и в том на него будут челобитчики, и с суда про то сыщется допряма, что он ту чюжую землю хлебом посеял насильством для того, чтобы ему тою землею завладети, и тот весь хлеб, сколько на той земле будет посеяно, отдати тому, чья земля. А будет он тот хлеб за челобитьем на той чюжой земле погноит, или животиною потравит, или пожав к себе свезет, и на нем велети тот хлеб за насильство сметя доправити вдвое, и доправя отдать исцу, да на нем же велети за то его насильство доправити с суднаго дела государевы пошлины вдвое.

  10. А будет кто посеет хлеб на своей земле, а иной учнет у него в тот его хлеб и в землю въступатися напрасно, и с суда про то сыщется допряма, и на таком исце за ложное челобитье велеть с судного дела государевы пошлины доправити по тому же въдвое.

  11. А будет кто у кого и насильством землю хлебом посеет, и ему земли искати судом, а собою не управливатися, и хлеба с поля без указу не свозити, и животиною не толочити и не травити.

  12. А будет у кого нибудь в вотчинных или в поместных угодьях будут бобровые гоны, а с ыными вотчинами и с поместными угодьи те бобровые гоны будут смежны, и тех смежных угодей помещиком и вотчинником ис тех бобровых гонов бобров отгонять не велети ни которыми делы. А будет те смежные помещики, или вотчинники сами, или люди и крестьяне их ис чьих угодей бобры чем отпускают, или бобры насильством побьют, или покрадут, и в том на них будут челобитчики, и с суда сыщется про то допряма, и на них велети исцом за те бобры доправити денги по указной цене. А будет бобры ис чьего угодья выдут в ыное чье угодье, и учнут водится в новом месте, а старое гнездо покинут: и тем бобровым угодьям владети тому, в чьем угодье учнут они внове водится, а прежняго угодья помещику или вотчиннику до того нового бобрового гнезда дела нет.

  13. А будет кто в чье угодье насильством хмель пощиплет, и хмелник высечет, а с суда сыщется про то допряма, и на нем исцу велеть иск доправити по сыску против исковой челобитной. (...)

  1. А будет кто у кого насильством отымет землю или межи или грани переделает, а сыщется про то допряма, и у того, кто так учинит, та чюжая земля взяв отдати тому, у кого отнял, да на нем же доправити владенье по государеву указу, а за насильство учинити наказание, что государь укажет.

  2. А будет где межи и грани заросли, и доведется их подновити, и о том учнет том, чьи те межи и грани, бита челом государю, и потому его челобитью к тем зарослым межам и гранем послати дворянина добра, и веяети те межи и грани подновити с старожильцы и со окольними людьми при обеих помещиках и при вотчинниках, меж чьими землями те межи и грани учинены, и велети те межи и грани написати в книге. А старых признак на тех межах портить не велети, чтобы впредь о том у помещиков и у вотчинников никакова спору не было.

  3. А будет государевых дворцовых сел и черных волостей у крестьян земля будет смежна с патриаршими или с митрополичи, и с орхиепископли и епископли, и с монастырскими, или с поместными, и с вотчинными землями, и в таких смежных землях учинится спор, и про такия спорныя земли сыскивати писцовыми и дозорными и отделными книгами, и всякими крепостьми и старожилцы и окольными всякими людьми, на которых учнут слатися дворцовых сел и черных волостей крестьяне и вотчинники и помещики, и по сыску в таких спорных землях указ чинити, розводити те спорные земли с старожилцы по старым межам и граням...

  4. А будет в таких спорных землях зачем указ учинити будет не мощно, и на таких спорных землях исцу с ответчиком учинити вера, образное хожение, а со образом велети итти тому, кому в суде дано будет на душю.

  5. А будет на которых спорных землях будут старожилцы с обе стороны, и учинится у тех старожилцов промеж собою спор, одне старожилцы станут правити исца, а другие старожилцы станут правити ответчика, и на той спорной земле исцу с ответчиком дати жеребей, кому из них и против которыя старожилцовы скаски спорная земля с образом отвести, да кому вымется жеребей и тому та спорная земля с образом и отвести.

  6. А будет кто помещик, или вотчинник похочет у себя в поместье или в вотчине на реке плотину зделати, и мелницу устроити вново, а береги оба тое реки будут его, а выше тое плотины у иных помещиков и у вотчинников на той же реке старых мелниц и пашенных земель и сенных покосов блиско берегов тое мелницы не будет, или и будет, да от тое новыя запрудные воды тем верхним мелницам и пашням и сенным покосом никакия порухи не будет, и ему та мелница вново строити вольно.

А будет на той же реке выше того у кого у иного устроены мелницы изстари, или блиско берегов тое реки подошли чьи пашенныя земли, или сенныя покосы, а от тое его новозапрудной воды тем прежним мелницам и пашням и сенным покосам будет поруха, и ему на той реке вново плотины не делати, и мелницы не строити. А будет он на том месте мельницу устроит насильством, и запрудною водою чьи верхние мелницы, или пашни, или сенные покосы потопит, и от того его насильства учинятся кому какие убытки, и в том на него будут челобитчики и с суда сыщется про то допряма, и ему велети воду опустити, чтобы верхним мелницам и пашням, и сенным покосам порухи не было. А что он кому тою новою мельницей учинит каких убытков, и те убытки по сыску велети на нем доправити, и отдати исцом сполна. А будет от тоя мелницы плотину приведет к чюжему берегу, и будут на него о том челобитчики же, и ему велети тое плотину от чюжаго берегу отрыти, и впредь ему плотины к чюжему берегу делати не велети.

  1. А будет у кого бортныя ухожъи, или рыбные ловли, озера, или сенные покосы в государево, или в помещикове, или в вотчинникове лесу, и тем людем теми своими бортными ухожъи, и озеры, и сенными покосы владети по старым межам, и сенных покосов за межею вново на чюжей земле не прибавливати. А будет те старые сенные покосы лесом заросли, и им те сенные покосы росчищати в своих межах, а за межами отнюд на чюжей земле лесу не росчищати, и сенных покосов не прибавливати. А будет в том лесу бортное его дерево повалится со пчелами, или безо пчел, и похочет он ис того дерева пчелы или улей безо пчел высечи, и ему те пчелы с ульем из лесу вывести вольно, а верховья и коренья оставити в лесу тому, чей тот лес, а бревен никаких, ни дров ис того чюжаго лесу не возити ни которыми делы, и в тот чюжой лес не вступатся, и своим лесом не называти. Такоже и тем людем, чей тот лес, чюжим бортным ухожъем, и рыбными ловлями, и сенными покосами, насильством не владети, и в те угодья не вступатся никоторыми делы.

  2. А будет те люди, чей лес, похотят тот лес росчищати, и им росчищаючи тот лес, бортному деревъю никоторыя порухи не учинити. А будет кто лес росчищаючи, чюжое бортное дерево со пчелами, или безо пчол обсечет, или огнем обожжет, или будет кто чюжое бортное дерево у себя на поле на пашне сохою подпашет, и тем бортным деревьям поруху учинит, и в том на них будут челобитьчики, и с суда сыщется про то допряма, и на них велеть за то бортное деревье доправити указная цена и отдать исцом.

  3. А будет кто свой лес весь росчистит и роспашет, а в том его лесу будут чюжие озера и сенные покосы, и ему в те чюжия озера и в сенныя покосы по тому же не вступатися никоторыми делы, и тех людей, чьи те озера, или сенныя покосы, от тех озер и от сенных покосов не отбивать, и дорога им к тем угодьям дать. А тем людем, чьи те угодья будут, ходя к тем своим угодьям, пашни, и сенных покосов не топтати и никоторых убытков не чинити.

  4. А будет кто в своем лесу чюжия озера выловит, или сенныя покосы покосит насильством, и в том на него будут челобитчики, и с суда про то сыщется допряма, и на нем велети исцу убытки доправити по сыску.

  5. У которых вотчинников и у помещиков по писцовым книгам будут бортные их ухожъи на их на поместных и на вотчинных землях, или у них по писцовым же книгам будут поверстные леса в их межах и в гранях, и тем вотчинником и помещиком те свои бортные ухожъи и поверстные леса в своих межах и гранях, которыя межи и грани написаны будут в писцовых книгах, вольно росчищати в пашню и в сенныя покосы, и села и деревни ставити.

  6. А будет кто на ком учнет искати вотчины, или двора, или лавки, или мелницы, или иного чего вотчинного, или поместнаго строения, и ответчик засудяся с ысцом, и не дождався по судному делу указу, то, чего на нем истец искал, кому продаст, или заложит, а по суду и по сыску доведется его в том обвинити, и у того, кому он что продаст, взята и отдати исцу, а тому, кто у него то купил, указати на нем по купчей и по закладной цене назадь деньги. А будет в таком иску доведется •по суду и по сыску ответчика оправити, а исца обвинити, и у купца того, что ему ответчик продаст, или заложит, не отьимати. (...)

  1. А кто кабалу полживит, и в том обличен будет, что кабалу лживил не делом, и за то долг взяти на нем исцу вдвое. А будет тот заимщик, на суде кабалу лживя, и не сходя с суда в том повинитца, что он тое кабалу лживил напрасно, и на нем долг взяти по кабале в однорядь зато, что он вину свою сам объявил.

  2. А будет кто чем должен будет руским всяких чинов людем и чюжеземцем, и исцы руские люди и чюжеземцы того своего долгу учнут на нем искать судом, и тот должник, не хотя чюжеземцу долгу его заплатить, учнет отыматца от него тем, что он опричь того чюжеземца должен многим руским людем, и на таком должнике велеть долговые денги напередь править чюжеземцу, а руским людем велеть на нем долг их правити после. Также будет на ком доведетца взяти что в государеву казну, а в тоже время на него учнут бита челом исцы о долгах, и на нем напередь взяти государево, а должником указати ему платити долги после.

  3. А которою дворяне и дети боярские и всяких чинов люди в ысцовых в кабалных и бескабалных искех по судным делам будут обвинены, и им или людем их стоять на правеже во сте рублех месяц. А которые люди будут обвинены больши, или меньши ста рублев, и тем стоять против того же по росчету. А которые люди учнут бити челом о переводе, и им деньги перевесть и на другой месяц, а больши им того в ысцовых искех сроку не давать, чтобы в том исцом лишние волокиты не было.

  4. А которые люди учнут на правеже отстаиватца, окупитца им будет чем, и у них велеть после указнаго месяца ценить дворы и животы, и отдавать в ысцов иск, или исцов иск велеть за них править в поместьях их и в вотчинах на людех их и на крестьянех.

  5. А будет кому исцова иску заплатить будет нечем, а вотчина у него пуста, и тое вотчину оценя отдать исцу в платежь. А будет тое пустые вотчины истец взяти не похочет, и тое вотчину продать сторонним людем, кто ее купить похочет, и деньги отдать в платежь исцу. А будет та вотчина родовая, или выслуженая, а похотят взяти вотчичи за тое цену, чем ее оценят, и та вотчина за тое цену отдати вотчинам, и деньги взяв за тое вотчину, отдать в платежь исцу. А что за тое вотчину у кого денег взято будет сверх исцова иску, и те лишние деньги отдать тому, чья та вотчина будет продана. А будет за тое вотчину по продаже взято будет денег меньше исцова иску: и те деньги, чего в ысцов иск не дойдет, править на том, кто теми деньгами будет должен.

  6. А будет кому служилым всяких чинов людем, опричь меньших чинов, с правежу окупитися будет нечем, и на них на самих и на людех их долговые деньги после указнаго месяца править безо всякия пощады, а головою исцом их не отдавать, опричь тех: детей боярских, которые ходят в приставех.

  7. А будет стрелцом заемных денег по кабалам или исцовых исков платить будет нечем, и их исцом и в ысцовых искех головою не выдавать, а платить за них исцом из государева денежнаго жалованья на год по четыре рубли. А покаместа они от долгов своих свободятся, и им служити с одного хлебнаго жалованья.

  8. А казаков, и пушкарей, и затиньщиков, и иных меньших чинов служилых и тяглых всяких людей, которым с правежу окупитися будет нечем, после указного месеца выдавати исцом головою до искупу. А работати им, мужескому полу за пять рублев по году, а женскому полу за полътретья рубли по году. А кому они выданы будут, и по тех взяти порука з записью, что их не убити ни изъувечити. А как те выданые люди урочныя лета отработают, и их поставити в приказе.

  9. А будет такие выданые люди от кого збежат, и тем людем, от кого они збежат, о том явити в том приказе, ис которого приказу ему кто кому будет выдан.

  10. А будет кто на кого учнет бити челом, что выданого человека убил до смерти, и про то сыскати, а сыщется про то допряма, и за то смертное убойство, что государь укажет.

  11. А которые тяглые люди разных сотен и слобод, и в городех торговые и всякие посадские люди учнут стояти на правеже в ысцовых искех от беломесцов по заемным кабалам и по судным делам, а окупитися им будет нечем, а дворы и лавки у них есть, и те их дворы и лавки продавати в окуп исцова иску тяглым же людем, а беломесцом тех их дворов и лавок в ыск не отдавати и не продавати.

  12. А которых людей з грабежным поличным приведут в приказ, и по поличному исцом давати на тех приводных людей суд, а с суда чего доведется.

  13. А которых приводных людей дадут держати приставом до указу, а приставы тех приводных людей упустят, а исцы на тех приставов учнут бити челом государю о указе, что они тех приводных людей отпустили, и приставов давати на поруки з записьми, и велети им тех приводных людей сыскивати, и в сыску давати указныя сроки, что им тех приводных людей сыскав поставити в приказе. А будет в указныя сроки тех приводных людей приставы не сыщут, и исцовы иски правити на тех приставех и на их порутчиках, а в колодничье побеге тех приставов не пытать. А будет на тех приставех и на их порутчиках доправити исцова иску нечего, и тех приставов отдавати исцом головою до искупу, а по тех исцах взяли поручныя записи в том, что им над ними никакова дурна не учинити и не изувечити.

  14. А будет кто мастеровой человек возмет у кого узорочныя товары, камень алмаз, или яхонт или изумруд, или лал, или иной какой камень для олмаженья, или гранита, или печати резати, и небрежением тот камень розломит, или какую нибудь поруху учинит, и в том на него будут челобитчики, и на нем за тот камень взяти цену, чем сторонния люди оценят.

  15. А будет кто у кого возмет к которому нибудь времени на ссуду платье, или платье же возмет делати портной мастер, и то платье мышми истравит, или чем испортит, и в том на него будут челобитчики, и за то изъеденое платье исцом взяти на них цену, а платье им отдати.

  16. А будет кто у кого возьмет в наем лошадь, или иное что, да испортит, и в том на него будут челобитчики, и с суда сыщется про то допряма, что он то наемное испортил, и исцом велеть на нем за то наемное взяти цену по оценке сторонних людей, а то, что он испортит, отдати ему.

  17. А будет кто у кого наймется стеречь двора, или лавки, или чего нибудь, и в том по себе даст поруки, а после того за его сторожею что будет покрадено, и в том на него будут челобитчики, и сыщется про то допряма, что покрадено за его сторожею, и то покраденое велеть на том стороже и на порутчиках доправити. А будет ему и порутчиком его того покраденаго заплатити будет нечем, и их исцу за иск отдати головою до искупу.

  18. А будет кто учнет с кем торговати сложася, и один из них товарыщь поедет куды з деньгами или с товары для торговли в отъезд, и на дороге его воры разобьют, и товары и деньги поемлют у него без остатку, а товарыщь его тех товаров и денег своей половины учнет на нем искати судом и с суда будет сыщется про то допряма, что его розбойники розбили и товары и деньги поймали без остатка, и товарищу его тех товаров и денег на нем править не велеть потому, что ему такое разграбление учинится по невольному случаю. А будет сыщется, что розбойники на него приезжали, а животов ничего не взяли, и тот иск на виноватом доправить и отдати исцу.

  19. А будет кто учнет у себя на дворе ставити хоромы блиско межи соседа своего, и ему тех своих хором на меже соседа своего не ставити, а будет кто на меже хоромы поставит и в том на него будет челобитье, и тому хоромы велеть смежи отнесть.

  20. Также и печи и поварни на дворе к стене соседа своего никому не делати. А будет кто на дворе у себя зделает печь или поварню и к стене соседа своего, и в том на него от соседа его будет челобитье, и у него ту печь и поварню от стены соседа его отломать, чтобы соседу его от тоя его поварни и печи никакова дурна не учинилося. (...)

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта