Историческая родословная. История продолжается
Скачать 37 Kb.
|
ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ (Первая часть) Наконец-то в Сухошинах прошла первая литургия, а за ней вторая, третья, четвертая… Скоро им потеряется счет. С двухтысячного года, когда прихожане подняли вопрос о возрождении храма, прошло больше шести лет. Первая литургия далась нелегко, пришлось преодолевать множество препятствий. Сухошинский храм уже стал для многих храмом первой исповеди и первого причастия. Постепенно формируется приход, в людях просыпается чувство религиозного самосознания. Возьмем деревню Дубровки. Это одна из самых больших деревень прихода. Много здесь крепких семей. И школа есть, и детсад, и клуб. Живут в Дубровках люди с душой. Именно здесь возник и существует только на энтузиазме настоящий краеведческий музей, на общественных началах создан народный ансамбль, в столярной мастерской изготавливают удивительной красоты мебель. А как Дубровки помогали и помогают Сухошинскому храму! И в школе, и садике с 2006 года преподаются «Основы православной культуры». Дело это новое, педагоги порой сталкиваются с непониманием, но все-таки продолжают свое дело, потому что осознают его важность. Их труд – попытка дать положительный ответ на вопрос, есть ли у Дубровок будущее. Ведь если не будет будущего у русской деревни, откуда оно возьмется у России в целом? В 2006 году удалось разыскать новые архивные материалы, раскрывающие неизвестные страницы истории Сухошин. Первое упоминание относится к 1664 году и свидетельствует о том, что «…по государеву цареву и Великого князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белая России самодержца указу и по приказу воеводы Тимофея Ивановича Пущина взято во Ржеве Володимереве в государеву казну стрелецкого хлеба и ямских денег… с Ржевского уезду Живоначальной Троицы Селижарова монастыря, с пустоши, что было село Сухошино…» Следующее упоминание 30 июля 1690 года гласит, что «Милостию митрополит Казанский и Свияжский по повелению Великих Государей, царей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великая и Малая и Белая России самодержцев Ржевского уезду Селижарова монастыря игумена Феодосия з братьею благословил, велел им на новую церковь лес готовить и в том лесу во Ржевском уезде в Волговской волости, в вотчине их, в селе Сухошине на старом церковном месте построить новую церковь во имя Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Один престол, а верх на той церкве зделать почину против протчих деревянных церквей и олтарь зделать круглый тройной, а в церкве в олтарной стене царские двери были б посреди, а по правую их сторону южныя, а по левую северныя, а подле царских по правую сторону, меж южных, вначале, поставить образ всемилостиваго Спаса, а подле Спасова образа поставить образ настоящаго того святаго храма, а по левую сторону царских дверей, меж северныя, вначале, поставить образ пречистыя Богородицы и иныя образы по чину, а как та церковь построена и ко освящению изготовлена будет, и о освящении тоя церкви, и о антиминсах святым и кому святить впредь бить челом на Москве. Писан на Москве…» Что же важное мы узнаем из этого документа? То, что Сухошинский храм был построен в 17 веке братией Селижаровского монастыря, по специальному указу будущего самодержца Петра Первого. С архитектурной точки зрения не совсем так, как прочие деревянные храмы, но на старом церковном месте. Церковь, построенная по указу 1690 года, не простояла и ста лет – сгорела. Но очень быстро, к 1779 году, тщанием прихожан была вновь отстроена: холодная, деревянная, во имя Преображения Господня с холодным же приделом во имя святителя и чудотворца Николая. Два купола были «покрыты жестью, окрашены, звезды позолочены». Были в церкви и статуи: Иисуса Христа в терновом венце и Нила Столобенского. На западной стороне, над проходом, возвышались деревянные хоры с точеными позолоченными решетками. Ведомости о церквах Осташковского уезда за 1862 год сообщают, что «при сей церкви находится деревянная часовня в деревне Подберезье во имя Преображения Господня, построена издавна среди деревни, неизвестно по какому случаю, крепка, длиною и шириною в 2 3/4 аршина». Прошло еще сто лет. Деревянная церквушка «с таковою же колокольнею» стала «ветха основанием, покачнулась на левую сторону». В 1878 году епархиальным начальством разрешено было строить новый каменный храм с колокольней за счет прихожан. Наблюдение за производством работ по постройке каменного храма принял осташковский гражданский инженер Петр Степанович Корбутовский, расчет эллиптического свода с определением коэффициентов его устойчивости и размеров к проекту произвел инженер-архитектор В. Кузьмин. В прошении о командировке инженера на предмет освидетельствования храма указано, что «церковь с колокольнею совершенно окончена в 1880 году… согласно проекту… утвержденного 8 марта 1877 года». По проекту 1877 года предполагаемая церковь включала в себя пятиглавый основной объем, большую трапезную и колокольню. Однако вместо небольшой центральной главы и четырех маленьких главок по углам четверика была поставлена одна большая глава и две маленькие, предположительно над престолами в трапезной. Изменения в проект вносились, что называется, по ходу дела. Испытание сводов на трапезной церкви производилось ударом пятипудовой «бабы», причем повреждений от ударов, кроме отпадения штукатурки, не последовало, и кирпичи не попадали. Проводивший обследование В. Кузьмин отметил, что стропила на чердаке трапезной устроены таким образом, что стойки давят на свод и вредят прочности, и потребовал от подрядчика переделать часть стропил, а «в холодной церкви положить в своде к двум еще две железные связи. Остальные же две связи, заложенные неправильно в перемычках, вынуть и заложить вновь на линии центра окон и шва перелома скуфьи». В 1883 году были освящены два алтаря в теплой части церкви, а в 1885 главный холодный храм. Прежняя деревянная церковь была снесена в 1889 году, а из ее материала устроена часовня для помещения икон, оставшихся от старой церкви. Место древнего алтаря в настоящее время неизвестно. Многие названия дел из списка Тверской Духовной консистории звучат комично, например: «О вбежании в церковь пса и о пьянственных поступках диакона Карпова. 1819 г.», «О покупке пономарем Александром Макаровым украденного крестьянином Романом Петровым тулупа. 1840 г.», «О наложении церковной епитимии на крестьянскую девку Лукерью Прокофьеву за блудодеяния ея. 1844 г.», «О нанесении неприличными словами обиды дочери священника девице Олимпиаде диаконицею Марьею Стефановою. 1847 г.», «О произнесении во время Божественной Литургии слов к прихожанам: «Кто из вас как моржовая кила ворчит?» - священником Иваном Соколовым». Клировые ведомости за 1785 год сообщают, что в селе раскольников нет, а благочинническая ведомость 1809 года – что приходских дворов 309: в Филистове, например, - 16 дворов, в Кекешеве – 6, в Плоском – 19, в Измайлове – 9, в Шелехове – 14, в вотчине полковницы Параскевы Абрамовой, дочери Ельчанинова, деревне Плющево – 6 дворов, в вотчине подпоручицы вдовы Варвары Ильиной, деревне Дубровки - 3 двора. К приходу церкви села Сухошины относились вотчины помещиков Мистровых, Толбуниных, Дириных, Нарботовых, Ельчаниновых, Плющиных. В разное время в церкви служили священники: Дмитрий Козмин, Иван Дмитриев, Никита Данилов, Михаил Данилов, Алексей Елизаров, Лаврентий Фомин, Никита Данилов, Василий Павлов, Иван Григорьев, Семен Васильев, Иван Лаврентьев, Иван Соколов, Иона Волков, Глеб Соколов, Михаил Соколов, Николай Франтов, Иван Орлов, Дмитрий Воинов, Геннадий Воинов, Михаил Смирнов, Дмитрий Волков, Вениамин Таиров, Михаил Архангельский и др. Историческая межа – 1917 год. Меняется лексика, многое в документах становится непонятным. Из постановлений Сухошинского волостного совета, например, узнаем, что в селе к 1917 году было 24 двора, постройки которых находились в совершенной ветхости, а лесоматериалов на их починку у жителей не было. В донесении Сухошинского волземкомитета в Осташковский уездный комитет сказано: «Сухошинская волость по сгущенности населения и безлесья имеет крайнюю нужду в лесе для ремонта построек, так равно и в топливе дров…» Вы познакомились с историей села Сухошины по материалам, собранным Ольгой Наумовой, которая давно сотрудничает с редакцией и вместе с прихожанами восстанавливает храм в Сухошинах. В следующем номере будут опубликованы собранные ею воспоминания людей, которые продолжат рассказ как о своей жизни, так и об истории храма. |