Главная страница

доклад. История развития репортажа в постсоветском пространстве


Скачать 147.85 Kb.
НазваниеИстория развития репортажа в постсоветском пространстве
Анкордоклад
Дата13.02.2023
Размер147.85 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаKapusta_Doklad.rtf
ТипДоклад
#934142

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра «Журналистика»

Доклад

на тему «История развития репортажа в постсоветском пространстве»

Подготовила:
Студентка 3 курса,

направление "Телевидение"

Группа А
Преподаватель:
ассистент кафедры журналистики
В. В.Лемак

Донецк- 2023
Репортаж является одним из самых популярных и любимых жанров современного журналиста. Вместе с этим он представляет собой отдельное и своеобразное направление новостной журналистики. Со времен появления жанра на страницах газет и до сегодняшнего дня он не потерял своей актуальности. Репортаж на разных этапах развития отечественной журналистики удерживал интерес читателей, слушателей и зрителей благодаря своему точному и максимально полному отображению окружающей реальности. Главная особенность жанра – его синтетическая природа. В репортаже объединены и отражены элементы других жанров. То, как репортер использует в своей работе эти элементы, говорит о его профессиональном мастерстве. Востребованность и распространенность репортажа на протяжении многих лет можно объяснить тем, что он всегда придерживается своей информационной природе и отображает действительность. Вместе с этим зрителю передаются авторские впечатления и эмоции, которые испытывает репортер в данный момент времени при определенном стечении обстоятельств.

В начале ХХ века репортаж пришел в Россию. В его становлении большую роль сыграли произведения отечественных журналистов. Теоретик журналистики Р.Г. Овсепян писал, что «именно в репортажах публицистов и журналистов XIX-XX вв., как В. Гиляровский, М. Кольцов, Л. Рейнснер, данный жанр приобретает свои индивидуальные признаки и черты, которые и дали основание для создания теории современного репортажа». До середины прошлого столетия в СССР журналистские материалы, которые по своим признакам относились к репортажу в современном понимании термина, называли информационной корреспонденцией, очерками или зарисовками. Именно в этот период в отечественной журналистке на страницах газет нельзя было найти репортаж в чистом виде. Причиной тому стал культ личности Сталина. Репортеры не могли давать личные оценки, как того требует жанр. Официальным доказательством возвращения жанра в печать стала статья 1955 года А. Распевина с громким названием «Нужен репортер, нужен репортаж» в популярном профессиональном издании «Советская печать». В материале автор говорит о дефиците «мастеров живой подачи материала», которые ранее работали в жанре путевых заметок и зарисовок, но в связи с политической обстановкой в стране «самодемобилизовались». Во всех газетах моментально были созданы рубрики «Репортаж дня», «Репортаж с переднего края» и другие. Журналисты активно поддерживали жанр и считали, что советская печать остро нуждается в репортаже, который способен впечатлять читателя своим живым описанием действительности. На репортаж возлагается «миссия» рассказать об успехах СССР зарубежной аудитории. Тем временем телевидение не оставалось в стороне. Телевизионщики также активизируются и вступают в общую журналистскую дискуссию. Они дают определение и теоретическое обоснование того, чем они занимаются на практике. Известный работник советского телевидения Александр Яковлевич Юровский в своей статье в журнале «Советская печать» (современный журнал «Журналист») писал: «Есть…форма, точнее, жанр телевизионной передачи, в котором решающее значение имеют элементы, отличные и от радио, и от кино. Это телевизионные репортажи. Термин «телерепортаж», быть может, не точен, но за неимением других мы в своей практике пользуемся им, подразумевая под этим телевизионную передачу, ведущуюся не из студии, театра или концертного зала, а непосредственно с места, где происходит то или иное событие». В данной работе исследователь отметил: «Нельзя заменить показом документальных кинофильмов специфический жанр репортажа – яркий, доходчивый, впечатляющий рассказ о жизни советских людей, о выдающихся событиях в общественной жизни страны». Живые репортажи должны не только внести разнообразие на советское телевидение, но показать окружающую действительность в новом «ракурсе».

В это же время начинается разработка отечественной теории репортажа. Ученые и исследователи изучают жанр и дискутируют на тему жанровой структуры журналистики и понятия «репортаж» в частности. Практический материал обширен, публикаций в печати более чем достаточно, а вот теоритическую часть приходится создавать с чистого листа. Журналисты в ходе своей профессиональной деятельности выработали правила работы над бытовым, судебным и спортивным репортажем. Тем временем научной базой никто не занимался, создать ее только предстояло. В конце 50-х годов в Советском Союзе скромная теоретическая база создавала преграды для обмена опытом работы в разных жанрах между журналистами. Историю зарождения и развития журналистских жанров отечественные исследователи считали белым пятном в советской науке. Также имело место мнение, что исследовательские работы ученых в то время не имели определенного системного характера. На фоне дискуссий теоретики и практики журналистики все же смогли выявить важнейший жанрообразующий признак репортажа: автор в обязательном порядке должен стать свидетелем события или его участником. Обозначенный теоретиками признак для журналистов становится требованием, которое теперь предъявляется к каждому репортажу. В 70-х годах появляется большое количество научных трудов, посвященных репортажу. Жанр определяется как информационный, но вместе с этим особенный, поскольку включает в себя изобразительные элементы. Репортаж укрепляет свои позиции в системе журналистских жанров и отечественной журналистике в целом.

Что касается практики, то после 50-х годов репортаж заметно видоизменяется. Участники события превращаются в живых героев, которые имеют свои индивидуальные черты и «играют» конкретную роль. Таким образом «эффект присутствия» возрастает до «эффекта соучастия». В репортаже второй половины ХХ века больше внимания уделяется аналитике, он становится по-настоящему проблемным. В 60-е годы появляется большое количество просветительских репортажей, которые открывают советскому человеку неизвестные стороны жизни. Например, серия «космических» репортажей. Страницы центральных газет были наполнены материалами о первом полете человека в космос, запуске спутника, исследовании Циолковского и Королева. Повышая свой профессиональный уровень, журналисты начинают использовать в своей работе метод включенного наблюдения. Успешно меняют профессию А. Гудимов, Г. Боровик, В. Песков и другие репортеры.

До распада СССР репортаж в большинстве случаев использовался как эффективный инструмент массовой информации и пропаганды. Мнение репортера исходило из действующих на тот момент в государстве программных положений, постановлений и директив. Но уже к концу ХХ века репортаж был освобожден от клейма пропагандистского жанра. Он оказался востребован в 90-е. Жанр продолжает пользоваться популярностью и сегодня, ведь его перспективы очевидны. В условиях жесткой конкуренции между различными типами изданий выгодным является выбор в пользу репортажа. Сегодня все редакции выдвигают одинаковые требования к предоставляемой информации. Она должна быть актуальной, оперативной и максимально наглядной. Всем этим критериям соответствует репортаж, поэтому он играет главную роль в газетной, телевизионной и радийной публицистике. Именно репортаж позволяет журналисту предоставлять своей аудитории информацию так, чтобы каждый зритель почувствовал «эффект присутствия» и оказался на месте события.

Репортаж на современном телевидении следует рассматривать и изучать на стыке нескольких взаимосвязанных дисциплин, поскольку репортаж, как жанр журналистики, имеет значительный эффект на зрительскую аудиторию, что никак нельзя не учитывать в ходе исследования. В журналистике многое зависит от автора материала, от его видения ситуации. Создавая репортаж, журналист должен осознавать весь груз ответственности, который ложится на его плечи. Его личные убеждения не должны перечить объективности в освещении происходящего. Необходимо не только констатировать факты, но и быть готовым объяснить причины и возможные последствия и перспективы.

Современное телевидение развивается стремительными темпами. Сегодня все большую популярность набирает селфи репортаж. Это когда репортер берет на себя функцию оператора. Он снимает сам себя при помощи специального штатива, вместе с этим репортер рассказывает о происходящем вокруг. Таким образом, репортер становится участником события. У него нет времени на подготовку, и он говорит то, что видит и чувствует в данный момент времени. Безусловно, данный вид репортажа имеет свои недостатки. Но все же его не стоит игнорировать, поскольку селфи репортаж является самой последней трансформацией жанра. И нам только предстоит его изучить. Именно поэтому исследовать репортаж следует на практике.


написать администратору сайта