Главная страница

История развития семейного воспитания до ХY1 в. История развития семейного воспитания до хy1 в История развития семейного воспитания в России тесно переплетается с культурой и историей нашей страны


Скачать 18.12 Kb.
НазваниеИстория развития семейного воспитания до хy1 в История развития семейного воспитания в России тесно переплетается с культурой и историей нашей страны
Дата24.03.2022
Размер18.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория развития семейного воспитания до ХY1 в.docx
ТипЗакон
#412689

История развития семейного воспитания до ХY1 в.. История развития семейного воспитания в России тесно переплетается с культурой и историей нашей страны. Анализ историко-архивных, законодательных документов в области образования на Руси позволяет говорить о семейном воспитании как сложном образовательном процессе, обусловленным изменением общественного, социально-культурного и экономического положения страны.

Начиная с глубокой древности, народ создавал свою педагогику, готовил детей с помощью разнообразных воспитательных средств жизни и практической деятельности в жизни и семье.

Дохристианская эпоха характеризуется разнообразными воспитательными формами. В VI веке у древних славянских племен стали зарождаться элементы наставнической деятельности. При матриархате дети обоих полов воспитывались в доме матери, затем мальчики переходили в дом мужчин, где обучались практическим умениям.

Воспитание детей поручалось наставникам, которые обучали житейской мудрости в «домах молодежи». При отсутствии дядей выбирались по благочестию соседи, что получило название «кумовство». Таким образом, воспитание осуществлялось через подобные внесемейные формы: дядьки, кумовство, «дома молодежи».

Воспитание детей княжьего рода имело свои особенности. Дети княжеского рода передавались на воспитание в другую семью. Эта форма воспитания получила название «кормильство» (В.К. Гарданов, 1959).

С VШ в. отроков перестали отдавать на воспитание «в другие руки». Обычай посылать детей на сторону остался только в семьях князей и феодальной знати. С этого времени можно говорить, что в семье появилась воспитательная функция. Перестала необходимость во внесемейных формах. Старшие дети заботились о младших, дети рано привлекались к труду, отвечали за быт и хозяйство. Основными приемами народной педагогики были сказки, былины, игры, песни и другие средства народной педагогики. В них раскрывались лучшие черты славянского народного характера: уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь. Они отражали богатую и самобытную историю славянского народа, укрепляя и сопровождая ее с первых лет жизни.

Семейное воспитание и семейные отношения в России уходят корнями в духовные и религиозные традиции государства. Одним из основополагающих регуляторов взаимоотношений между членами семьи являлась христианская вера. В связи с этим целесообразно разделить историю семейного воспитания на два периода: дохристианский и христианский. История развития человечества свидетельствует, что именно христианство изменило отношение к человеку, актуализировав его личностное начало. Феномен личности и свободы неразрывно были соединены ориентацией жизни по образу и подобию Божию.

Христианская эпоха в народной педагогике началась с освещения Крещением Руси святым равноапостольным князем Владимиром.

Основным педагогическим принципом этого периода являлась репродукция (перенос) образа жизни в систему воспитания, закрепленная в первых литературных памятниках Древней Руси. Особенностью воспитательной системы в Древней Руси с приходом христианства стало выполнение данной функциисвященнослужителями, которая перешла к ним от добропорядочных соседей. В Х – ХШ вв. увеличивается потребность обучению грамоте, высокий общий культурный уровень, по мнению С.Д. Бабишина и Б.А. Рыбакова: «Общая культура русского народа была в высшей степени педагогична».

Это отразилось и на домашнем воспитании и, прежде всего, княжеской семьи. Воспитание детей княжеского рода имело ряд отличий. Первые знания они получали при дворе – в школе «книжного учения», где обучались вместе с детьми бояр и дружинников. Учили там очень основательно, что даже сыновья английского и шведского королей получили там образование. Учили по типу стран Западной Европы – «семи свободным искусствам» (философии, астрономии, геометрии, грамматики, диалектики, риторики, музыки). Завершая это образование, дети княжеского рода передавались на воспитание в другую семью.

Семейное воспитание с «Домостроя» до Х1Х в.

В то же время «Домострой» - это правила домашнего устройства, которые касались духовной жизни, отношений внутри семьи и ведения домашнего хозяйства. «Домострой» регламентировал поведение человека, как в государственной, так и в семейной жизни, поэтому был сочинениям строгим. Основой семейного воспитания было послушание, богобоязнь, уважение родителей, трудолюбие и гражданство. Осуждению подвергались праздность, и суетность, пьянство и объедение, клевета и алчность. Важной частью «Домостроя» являются его главы «О мирском строении»; «Как жить с женами, детьми и домочадцами», т. е. как бы регламентировались отношения человека с близкими ему людьми. Прежде всего, это касалось вопросов взаимоотношений между мужем и женой. Размышляя о ведении домашнего хозяйства и управлении имением, автор переходит к рассказу о том, как надо воспитывает сыновей и дочерей. Как и вся средневековая педагогика строилась на телесных наказаниях. «Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его; воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение».

Эпоха Петра изменила взгляды на образование. И домашнее воспитание получило новое направление – обучение этикету, иностранным языкам, приобщение к западноевропейской моде. Преклонение перед всем иностранным привело к тому, что образование стали получать за границей, либо дома под руководством учителя иностранца. ХVШ век – век гувернерства. Слово «гувернер» от французского – «управлять».

При Елизавете Указ 1755 запретил обучать и воспитывать русских детей иностранцам, не выдержавшим экзамен в Академии наук и не представившим свидетельство о личности. Т.к. бывало выписанные из Франции, лакеи поступали в качестве учителей в частные дома.

Конец ХIХ - начало ХХ вв. характеризуется стремлением прогрессивных деятелей государства, интеллигенции сохранить национальные черты воспитания. Добролюбов, Толстой, Пирогов, Ушинский подчеркивали о необходимости изучения русского языка и сохранения менталитета российского гражданина. Анна Родионовна, Няня Татьяны уходили в прошлое. 1812 г. Указом царя было запрещено принимать иностранцев на службу без аттестации. Подобные указы вышли в 1831, 1834 гг. – требовалась аттестация учителей иностранцев и свидетельства о нравственном поведении.

Параллельно началась подготовка отечественных кадров гувернеров. В Х1Х в. в России складывалась система среднего педагогического образования.

Возникновение «Семейной педагогики» в России

Семейная педагогика стала выделяться из общей педагогики со второй половины ХIХ века, и лишь к началу ХХ столетия обрела свои теоретические положения. Одним из самых ярких ученых, которого можно смело назвать основоположником этой науки в России, был П.Ф.Каптерев. Была создана организация «Родительский кружок» в Петербурге в 1884 г., свой печатный орган «Энциклопедия семейного воспитания» – 59 выпусков, По его инициативе в Петрограде прошел в 1908 г I Съезд по семейному воспитанию. Главной темой Съезда было обсуждение вопроса о соотношении семейного и общественного воспитания, а также путей просвещения родителей. К слову сказать, на разных этапах развития страны этот вопрос решался по-разному. И именно поэтому, возможно, развитие теории семейной педагогики имеет несколько пунктирную историю.

В трудах К.Д. Ушинского, Н.В. Шелгунова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, М.И. Демкова подчеркивалось о необходимости изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка. Домашнее воспитание рассматривалось как важнейшая обязанность родителей.

Таким образом, усилиями ученых было заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи обучения и воспитания детей в семье. Многие положения актуальны и сегодня: воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством и обществом единый целостный характер воспитание, учет индивидуально–возрастных особенностей.

Первые десятилетия ХХ века семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания.

После 1917 г. домашнее образование и гувернерство как вид частной педагогической деятельности были запрещены. Сохранялись лишь элементы наставничества в форме репетиторства, который носил стихийный характер. Отличительная особенность этого периода перемещение акцента в деятельности гувернера с воспитательной на образовательную функцию.

Основной акцент в исследовательских работах разных времен делался не столько на разработке теории семейного воспитания, сколько на изучении семьи (Т.А.Маркова), родительства (И.Кон), отдельных видов деятельности детей в семье (Г.Н.Гришина, Д.О.Дзинтаре), формировании силами родителей разных качеств личности ребенка (В.П.Дуброва, Л.В.Загик). Некоторые исследователи (И.В.Гребенников, И.В.Филин, А.Ю.Гранкин и др.) обращались к осмыслению взглядов педагогов советского и постсоветского периода (Н.К.Крупской, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш.Амонашвили) в контексте семейного воспитания.

В настоящее время педагогическая наука подошла вплотную к необходимости научного осмысления перспектив семейной педагогики, так как современная социокультурная ситуация требует внятной интерпретации новых взглядов исследователей на то, что происходит с ребенком до школы и вне школы.


написать администратору сайта