Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ на тему: «История развития спортивной гимнастики . » Автор работы

  • Руководитель работы: ПреподавательКупрюшин Андрей ДенисовичСодержание

  • Зарождение гимнастики как вида спорта Расцвет и упадок

  • Второе рождение гимнастики

  • Место и значение гимнастики в системе физического воспитания

  • Гимнастика в программе Олимпийских игр.

  • Российские чемпионы: краткие биографические справки

  • Список используемых источников

  • 22.Летние Олимпийские виды спорта. История развития спортивной гимнастики.


    Скачать 38.16 Kb.
    НазваниеИстория развития спортивной гимнастики.
    Анкор22.Летние Олимпийские виды спорта
    Дата23.11.2020
    Размер38.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла22.docx
    ТипРеферат
    #152982

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Дзержинский филиал РАНХиГС

    Колледж экономики и права
    Специальность 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

    Дисциплина: Физическая культура

    РЕФЕРАТ

    на тему:

    «История развития спортивной гимнастики.»

    Автор работы:

    Студентка 3 курса, группы 18ОЛО/1

    очной формы обучения

    Мазур Полина Сергеевна


    Руководитель работы:

    Преподаватель

    Купрюшин Андрей Денисович
    Содержание

    1. Введение 3

    2. Зарождение гимнастики как вида спорта 4

    3. Второе рождение гимнастики 6

    4. Место и значение гимнастики в системе физического воспитания 8

    5. Виды гимнастики 13

    6. Гимнастика в программе Олимпийских игр 22

    7. Список используемых источников 36


    Введениие

    В Гимнастика (от греческого «гимназо» – обучаю, тренирую) – система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, – служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого «гимнос» – обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.
    Гимнастика древних помимо общеразвивающих и военных упражнений, упражнений в верховой езде, плавания, имитационных и ритуальных танцев содержала и упражнения, по которым проводились публичные состязания – бег, прыжки, метания, борьба, кулачный бой, езда на колесницах, включавшиеся в программы Олимпийских игр древности, проводившихся с 776 года до н.э. по 392 год н.э. в течение 1168 лет.
    После падения Римской империи, в средние века, когда господствовало мракобесие и схоластика, аскетизм, достижения античной культуры и искусства, в том числе и гимнастика, были забыты.


    Зарождение гимнастики как вида спорта
    Расцвет и упадок
    Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.
    Гимнастика древних помимо общеразвивающих и военных упражнений, упражнений в верховой езде, плавания, имитационных и ритуальных танцев содержала и упражнения, по которым проводились публичные состязания - бег, прыжки, метания, борьба, кулачный бой, езда на колесницах, включавшиеся в программы Олимпийских игр древности, проводившихся с 776 года до н.э. по 392 год н.э. в течение 1168 лет.
    После падения Римской империи, в средние века, когда господствовало мракобесие и схоластика, аскетизм, достижения античной культуры и искусства, в том числе и гимнастика, были забыты.
    С утверждением на рубеже XIV-XV вв. гуманизма - направления общественной мысли, характеризующегося защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего, в том числе и физического, развития борьбой за человечность общественных отношений - начинается обращение к культурному наследию античности. В систему воспитания постепенно внедряется физическое воспитание - гимнастика. Значительную роль в ее возрождении сыграло сочинение итальянского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606) "Об искусстве гимнастики", взгляды на воспитание французского писателя, автора романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле (1494-1553), швейцарского педагога Песталоцци (1746-1827), французского философа-просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778), чешского педагога Яна Амоса Каменского (1592-1670).

    Второе рождение гимнастики
    В конце XVIII - начале XIX вв. в Германии в педагогике под влиянием идей гуманистов сложилось течение филантропистов. В созданных ими школах - филантропинах - важное место заняла система физического воспитания - гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит (1763-1836), И. Гутс-Мутс (1759-1839). Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф. Л. Ян (1778-1852), разработавший гимнастическую систему, названную "турнен", и обогатившую немецкую гимнастику упражнениями на перекладине (турнике), кольцах, брусьях и коне.
    Оригинальные системы гимнастики были созданы: во Франции Ф. Аморосом (1770-1847), в Швеции (шведская) П.-Г. Лингом (1776-1839), а в Чехии (сокольская) - Мирославом Тыршем (1832-1884).
    Непросто установить, когда гимнастика, система физического воспитания, стала видом спорта. Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша - "соколы" - проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались. Но все это эпизоды. Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.
    С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике - системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке - лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.
    Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье - опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения - и по отдельным видам.
    С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид - шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

    Место и значение гимнастики в системе физического воспитания
    Гимнастика как вид спорта и цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон. Помимо привычных для нас общеразвивающих и специальных упражнений гимнастика древних греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду (верховую и на колесницах) и т.д. По одной из версий, само слово «гимнастика» происходит от греческого «gumnos» (обнаженный): как известно, древнегреческие атлеты выступали на состязаниях без одежды.
    Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало – под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, – духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена.
    В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения – в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».
    С началом европейского Возрождения вновь пробуждается интерес к гимнастике древних греков: мыслителями Ренессанса она воспринимается как средство укрепления здоровья и общефизического развития человека. Постепенно закладываются теоретические основы системы физического воспитания (Руссо, Песталоцци и др.). Непосредственным предшественником современной спортивной гимнастики в XVI–XVII вв. стала весьма популярная тогда вольтижировка (упражнения и прыжки) на столе и коне, лазанье по шесту и стенке, поддержание равновесия на канате и деревьях.
    Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики. В XVIII – начале XIX вв. в Германии формируется система физвоспитания, в основу которой была положена гимнастика. Зачинателем немецкого гимнастического движения стал Ф.Л. Ян. Он значительно расширил «гимнастическую область» и изобрел новые упражнения и снаряды (включая перекладину и брусья), заложив тем самым основы современной спортивной гимнастики. В 1811 Ян открыл первую гимнастическую площадку (недалеко от Берлина), а пять лет спустя опубликовал – вместе с одним из своих учеников Е.Айзеленом – книгу Немецкая гимнастика : в ней содержались описания основных упражнений и необходимые методические рекомендации. Приблизительно к этому времени относятся и первые публичные выступления гимнастов.
    Собственные системы физвоспитания разрабатывались в Чехии, Швеции и Франции, а чуть позже – и в России. В этот период культивировались упражнения на снарядах и опорные прыжки. Хотя вольные упражнения в том или ином виде были известны еще несколько веков назад (например, по выступлениям бродячих цирковых трупп, демонстрировавших среди прочего необычные номера на полу или на земле), как одна из гимнастических дисциплин они получили признание не сразу.
    В своем развитии спортивная гимнастика прошла несколько этапов: со временем менялись требования к ней и, соответственно, ее содержание. История гимнастики XIX в. во многом определялась противоборством двух принципиально разных систем: шведской, в которой упор делался, прежде всего, на вольные упражнения (в широком смысле), и немецкой, тяготевшей к упражнениям на снарядах.
    В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум.
    А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».
    До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже – Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР – представители России, Украины и Белоруссии.
    Международная Федерация гимнастики. В 1881 создается Европейская гимнастическая федерация (ФЕГ), в которую поначалу входили всего три страны: Бельгия, Франция и Голландия. Основателем и первым президентом Федерации стал бельгиец Николас Куперус. В 1921 – с появлением в составе ФЕГ первых неевропейских стран – она реорганизуется в Международную Федерацию гимнастики (ФИЖ), которая сейчас объединяет спортивную гимнастику и смежные дисциплины: общую гимнастику, художественную гимнастику, прыжки на батуте, спортивную аэробику и акробатику.
    ФИЖ – старейшее международное спортивное объединение. И одно из самых многочисленных: на январь 2002 в Федерации состояли 125 стран. В различных клубах во всем мире гимнастикой сейчас занимаются более 30 миллионов человек. В мировых и континентальных первенствах участвуют в общей сложности около 2 500 мастеров.
    Европейский гимнастический союз. Интересно, что первенство Европы по спортивной гимнастике стали разыгрывать задолго до того, как в Старом Свете появился соответствующий руководящий орган. В 1955 состоялся первый чемпионат Европы среди гимнастов-мужчин. Два года спустя в борьбу за европейское «золото» вступили и женщины. Вплоть до середины 1980-х чемпионаты Европы проводились под эгидой ФИЖ, – причем соревнования среди мужчин и среди женщин проходили в разное время и в разных странах.
    В 1982 создается Европейский гимнастический союз (УЕЖ). Чемпионат Европы 1986 в Германии стал первым, который Союз организовал и провел самостоятельно – без помощи Международной Федерации (в том же году в состав УЕЖ вступил СССР).
    В настоящее время в Союз входит 46 стран. УЕЖ – одно из самых многочисленных и активных спортивных объединений континента. Помимо чемпионата, разыгрывается Кубок Европы, проводится множество других соревнований (для разных возрастных групп), фестивалей и других мероприятий, связанных со спортивной гимнастикой.
    Самый титулованный «европеец» среди гимнастов – югослав Мирослав Церар, дважды выигрывавший звание абсолютного чемпиона континента и завоевавший, в общей сложности, 21 медаль (из них 9 золотых).

    Виды гимнастики.
    СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА (греч. gymnastike, от gymnazo – упражняю, тренирую), один из древнейших видов спорта, включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. В настоящее время на международных турнирах гимнасты разыгрывают 14 комплектов наград: два в командном зачете (мужчины и женщины), два в абсолютном индивидуальном первенстве (мужчины и женщины) и десять в отдельных видах многоборья (4 – у женщин, 6 – у мужчин).
    В программе Олимпийских игр с 1896.
    Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.
    Правила. Программа соревнований по гимнастике. Упражнения на брусьях .Различают параллельные(муж) и разновысокие (жен) брусья. Снаряд представляет собой две деревянных жерди овальной (в сечении) формы, укрепленные на металлической станине: у мужчин – на высоте 1,75 м, у женщин – 1,65 и 2,45 м. (Высота всех гимнастических снарядов отсчитывается от поверхности расположенных возле них страховочных матов).
    Женские упражнения на брусьях включают, прежде всего, обороты в обоих направлениях вокруг верхней и нижней жерди, а также различные технические элементы, исполняемые над и под ними с вращением вокруг продольной и поперечной оси при помощи хвата одной и двумя руками (а также без помощи рук).
    Мужские упражнения на брусьях сочетают в себе динамичные (вращения, маховые движения и пр.) и статичные (горизонтальные упоры, стойки на руках) элементы. Гимнаст должен использовать всю длину снаряда, «работать» над и под брусьями.
    Вольные упражнения(жен и муж)выполняются на специальном гимнастическом ковре 12 x 12м. Вокруг ковра проходит «граница безопасности» шириной 1 метр. Ковер (шерстяной или синтетический) имеет эластичную поверхность – достаточно плотную для толчков, но в то же время обеспечивающую спортсменам мягкое приземление. Вольные упражнения представляют собой комбинацию из отдельных элементов (кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках и пр.) и их связок, разных по темпу и «настроению».
    По ходу выступления спортсмены должны максимально использовать всю площадь ковра. Оценивается сложность программы и отдельных ее элементов, а также чистота и уверенность исполнения. Не менее важна оригинальность представленной композиции и артистизм спортсмена – особенно у женщин, выступления которых проходят под музыкальный аккомпанемент и включают в себя отдельные танцевальные па, чем во многом напоминают упражнения из художественной гимнастики. Время выступления на ковре ограничено: 1 мин 10 сек у мужчин и полторы минуты у женщин.
    Опорный прыжок (муж. и жен.).Выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры (отсюда и название упражнения). Длина снаряда – 1,6 м, ширина – 0,35 м. Спортсмен разбегается по специальной дорожке длиной 25 м и шириной 1 м, отталкивается ногами от мостика – амортизирующего приспособления высотой 20 см, наклонного к линии разбега, – а затем производит дополнительный толчок руками (у мужчин допускается толчок одной рукой) от снаряда. Исполняемые прыжки могут быть прямые, сальто, с переворотом и т.д. У мужчин снаряд устанавливается на высоте 1,35 м параллельнодорожке разбега, у женщин – на высоте 1,25 м перпендикулярно дорожке. Еще одно существенное различие связано с формулой соревнований: мужчинам предоставляется только одна попытка, женщинам – две, по результатам которых выводится средний балл за выполнение упражнения. Оценивается высота и дальность прыжка, его сложность (число оборотов вокруг продольной и поперечной оси и пр.), чистота исполнения и четкость приземления.
    Упражнения на бревне (жен)– гимнастическом снаряде длиной 5 м и шириной 0,1 м, закрепленном неподвижно на высоте 1,25 м от пола. Упражнение представляет собой единую композицию из динамичных (прыжки, повороты, «пробежки», сальто, танцевальные па и пр.) и статичных (шпагат, ласточка и т.д.) элементов, исполняемых стоя, сидя и лежа на снаряде. Спортсменки должны использовать всю длину бревна. Судьи оценивают гибкость, чувство равновесия и элегантность гимнасток. Продолжительность выступления – не более 1 минуты 30 секунд.
    Упражнения на коне (муж.) – специальном снаряде с ручками, позволяющими выполнять маховые движения ногами. (Тот же снаряд, но только без ручек используется в опорном прыжке.) Конь фиксируется на высоте 1,05 м. Упражнения представляют собой комбинацию маховых и вращательных движений, а также стоек на руках, при выполнении которых должны быть задействованы все части снаряда.
    Упражнения на кольцах (муж.) – подвижном снаряде в виде двух деревянных колец, закрепленных на специальных тросах на высоте 2,55 м. Упражнения на кольцах (подъемы, обороты и выкруты) демонстрируют не только гибкость, но и физическую силу спортсмена. Статические элементы этих упражнений не менее сложны для исполнения, чем динамические. По правилам, соскок с колец по окончании выступления должен представлять собой акробатический элемент. Как и при выполнении упражнений на перекладине, занимая исходное положение на кольцах, спортсмен может воспользоваться помощью тренера или ассистента.
    Упражнения на перекладине (муж.) – штанге из полированной стали диаметром 27–28 мм и длиной 2,5 м, укрепленной на двух стойках при помощи растяжек на высоте 2,55 м. По правилам, выполняя вращения (в разных направлениях) вокруг перекладины, спортсмен не имеет права касаться ее телом. В ходе выступления он должен продемонстрировать различные типы хватов и умение чисто и четко переходить от одного их вида к другому.
    Очередность выполнения программы обычно такова:
    – вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, опорный прыжок, брусья, перекладина (у мужчин);
    – опорные прыжки, упражнения на брусьях, бревно, вольные упражнения (у женщин).
    Судейство и оценка. Выступления гимнастов оценивают главный судья и восемь судей, «обслуживающих» тот или иной снаряд.
    Судьи разбиты на две группы. Двое оценивают сложность и композицию упражнения по 10-балльной системе, а шесть других судей – технику исполнения. Для быстрой фиксации технических элементов, продемонстрированных гимнастом в ходе выступления, судьи используют более 1000 специальных письменных знаков – по типу стенографических.
    Из оценки, выставленной первой группой судей, – своего рода «стартовой цены» (это – максимальная сумма баллов, которую может получить спортсмен за выступление), – вычитаются очки за допущенные ошибки: от 0,1 балла за небольшую погрешность до 0,4 балла за грубую ошибку. Падение со снаряда или на снаряд «стоит» 0,5 балла. По правилам, при выполнении опорного прыжка, а также упражнений на брусьях, кольцах и перекладине рядом со снарядом для страховки спортсмена может находиться ассистент, но если гимнаст вынужден воспользоваться его помощью, с выступающего автоматически снимается 0,4 балла. Заступ за ковер (при выполнении вольных упражнений) или несоблюдение временного лимита выступления тоже карается снижением оценки.
    Группа судей, оценивающая сложность представленной программы, выставляет общую оценку. Судьи, следящие за техникой исполнения, выносят оценки независимо друг от друга: лучшая и худшая из них не учитываются, а из оставшихся четырех выводится средний балл.
    Долгое время оценка в 10 баллов, по сути, считалась лишь теоретически возможной. В 1976 во время Олимпийских игр в Монреале юная румынская спортсменка Надя Команечи стала первой в истории гимнасткой, которой это удалось на практике. Причем высшей оценки Команечи была тогда удостоена 7 раз.
    Во время командных соревнований и при розыгрыше абсолютного первенства оценки, полученные командой или отдельным спортсменом в различных видах программы, суммируются. На их основе выводится итоговая оценка. Гимнаст или команда, набравшие наибольшее количество очков, объявляются победителями.
    В командном зачете действует схема «6–5–4». За каждую команду на соревнованиях выступает не более 6 спортсменов, на том или ином снаряде «работают» 5 из них, при этом в зачет идут лишь 4 лучших результата. (Раньше действовала схема «7–6–5».)
    В командных соревнованиях, а также при розыгрыше индивидуального первенства (абсолютного и в отдельных видах программы) спортсмену предоставляется лишь одна попытка на каждом снаряде. Исключение составляют опорные прыжки среди женщин (см. выше ).
    Участники соревнований сами определяют «содержание» своих упражнений на том или ином снаряде, но их выступление должно отвечать существующим требованиям относительно типа и сложности используемых технических элементов.
    В каждом упражнении выделяют начало, основную часть и окончание (соскок).
    Формула соревнований, определение победителя. Крупные международные соревнования по спортивной гимнастике состоят из четырех этапов:
    – Квалификационный (или предварительный) этап среди отдельных гимнастов и команд, по результатам которого определяется состав финалистов;
    – Командный финал проводится среди 6 сильнейших – по итогам «квалификации» – команд (отдельно среди мужчин и среди женщин);
    – Абсолютное первенство в индивидуальном зачетеразыгрывается среди 36 лучших спортсменов;
    – Первенство в отдельных видахразыгрывают по 8 спортсменов, показавших на предварительном этапе лучшие результаты в тех или иных упражнениях.
    На больших соревнованиях на помосте, как правило, одновременно выступают шесть мужских или четыре женских команды (по количеству снарядов). Завершив выступление в одном виде программы, команда переходит к следующему.
    На Олимпийские игры, – в отличие от чемпионата мира, – может попасть ограниченное число участников. Это 12 мужских и 12 женских национальных сборных, показавших лучшие результаты на предшествующем Олимпиаде чемпионате мира. Общее число участвующих в олимпийском турнире по гимнастике в индивидуальном зачете – 98 (и у мужчин, и у женщин). Помимо атлетов 12 лучших сборных в них входят представители стран, занявших на чемпионате места с 13-го и ниже, а также ряд спортсменов, отобранных Международной Федерацией гимнастики (ФИЖ) в индивидуальном порядке.
    По правилам, в финальной части розыгрыша звания абсолютного чемпиона Олимпийских игр могут участвовать не более 3 представителей одной страны, а в розыгрыше первенства в отдельных упражнениях – не больше 2.
    С 1997 в программу чемпионата мира по гимнастике и олимпийского гимнастического турнира больше не входят обязательные упражнения. На смену обязательной и произвольной программам, по результатам которых прежде определялись команды-призеры и состав участников финала в индивидуальном зачете, пришли квалификационный этап среди гимнастов и командный финал.
    Некоторые другие правила. Гимнастика – один из тех видов спорта, в которых в последние десятилетия шел интенсивный процесс «омоложения». Своеобразный рекорд установила в 1987 румынская гимнастка Аурелия Добре, завоевавшая титул абсолютной чемпионки мира в неполные 15 лет. Еще моложе была ее соотечественница Даниэла Силиваш, двумя годами раньше получившая на чемпионате мира золотую медаль за победу в упражнениях на бревне. В настоящее время минимальный возраст участниц крупных международных турниров по гимнастике составляет не 15, – как раньше, – а 16 лет (столько спортсменкам должно исполниться в год проведения соревнований).
    Есть в современной спортивной гимнастике и некоторые «процедурные» ограничения:
    – переход от снаряда к снаряду осуществляется организованно;
    – участникам соревнований предоставляется 30–40 сек на разминку, после чего их вызывают для выполнения упражнения;
    – в ходе исполнения программы тренер не имеет права разговаривать с гимнастом;
    – во время соревнований участники не имеют права покидать площадку без специального разрешения.
    Правилами предусмотрены наказания – отдельных гимнастов и целых команд: например, за неявку на разминку. Неспортивное (и недисциплинированное) поведение атлетов наказывается штрафом.
    Несоблюдение формы одежды тоже может сказаться на результатах выступления гимнаста. Первое замечание влечет за собой вычет баллов – и вплоть до снятия с соревнований в абсолютном зачете.
    Во время исполнения упражнений на снарядах допускается использование специальных кожаных накладок для ладоней – во избежание повреждений.
    О технике. Основу гимнастической техники составляют определенные положения тела на снаряде и выполняемые в ходе упражнения движения.
    Вис – положение, при котором плечи спортсмена находятся ниже точки хвата, а упор – когда они располагаются выше точки опоры. Упор может осуществляться руками, ногами или туловищем.
    Хват – определенный способ удерживания гимнаста на снаряде. Различают хваты: сверху, снизу, снаружи, оборотный хват рук с внутренней стороны снаряда, смешанный, скрестный, дальний и узкий (сомкнутый).

    Гимнастика в программе Олимпийских игр.
    Спортивная гимнастика неизменно входит в программу Олимпийских игр, занимая в ней одно из центральных мест.
    Правда, гимнастическая программа самых первых Игр современности (1896) несколько отличалась от нынешних Олимпиад. 18 гимнастов, представлявших в Афинах 5 стран, соревновались в отдельных видах многоборья: не только в привычных нам упражнениях (за исключением вольных), но также в групповых упражнениях на параллельных брусьях и перекладине и в лазанье по канату. Господство родоначальников гимнастики – немцев – во всех видах программы было практически безраздельным.
    Первым в истории абсолютным чемпионом Олимпийских игр по спортивной гимнастике стал в 1900 француз Гюстав Сандра. Первенство среди команд и в отдельных видах многоборья на Олимпиаде в Париже не разыгрывалось.
    На Играх 1904 в программе соревнований среди гимнастов появилась еще одна необычная дисциплина: упражнения с булавами. Как известно, подавляющее число участников Олимпиады в Сент-Луисе представляли США. Так что безоговорочный успех американцев на гимнастическом помосте был вполне предсказуем.
    На следующих двух Олимпиадах не было равных итальянцу Альберто Бралья. На Играх 1912 к своему титулу абсолютного чемпиона он добавил также «золото», завоеванное в составе сборной Италии в командном зачете.
    Соревнования по отдельным видам гимнастического многоборья вновь появились в олимпийской программе уже после Первой мировой войны – на Играх 1924.
    Четыре года спустя в олимпийском турнире по гимнастике впервые приняли участие женщины. Правда, следующую Олимпиаду гимнастки опять пропустили – и лишь с 1936 стали участвовать в них постоянно. Примечательно, что в программу олимпийского турнира 1936 по женской гимнастике входили и упражнения на параллельных брусьях. А на Олимпиаде-48 женщины выполняли обязательные упражнения на кольцах. Одно время в программу олимпийского турнира по женской гимнастике входили и групповые упражнения с различными предметами (булава, мяч и пр.), позже ставшие составной частью художественной гимнастики. На Играх 1952 в формулу соревнований по женской гимнастике было внесено существенное изменение: спортсменки впервые выступили в индивидуальном зачете (на четырех снарядах). В своем нынешнем виде олимпийская программа по женской гимнастике окончательно определилась в 1960 (Мужчины разыгрывают награды по схеме 6+1+1 с 1936).
    В командном зачете в истории олимпийских турниров по гимнастике не было и нет равных женской сборной СССР, 10 раз поднимавшейся на высшую ступень пьедестала почета. У мужчин чаще других побеждали команды СССР и Японии – по 5 раз. Четырежде праздновала победу мужская сборная Италии – правда, это было еще до Второй мировой войны.
    Звание абсолютного чемпиона Олимпийских игр считается высшим титулом в спортивной гимнастике. Выдающаяся советская гимнастка Лариса Латынина добилась уникального достижения. В ее коллекции 18 олимпийских наград (из них 9 золотых: 6 получено в личном и 3 в командном соревнованиях). Повторить, – а, тем более, превзойти, – этот рекорд пока не удалось никому из олимпийцев. 7 золотых медалей (все – в индивидуальном зачете) завоевала чешская гимнастка Вера Чаславска (Одложикова). Столько же «золота» (а также 5 серебряных и 3 бронзовых медали) в коллекции наград Николая Андрианова. (Андрианов и Латынина – два самых титулованных в истории мировой гимнастики спортсмена.) Другой наш гимнаст Александр Дитятин на Олимпиаде-80 установил еще один своеобразный рекорд, завоевав 8 – из 8 возможных – наград: в командном зачете, в «абсолюте» и в отдельных видах многоборья (3 золотых, 4 серебряных и 1 бронзовая медали).
    Достойно завершил «советскую эпоху» в олимпийской гимнастике Виталий Щербо: выступая на Играх-92 в составе объединенной команды стран СНГ, он завоевал 6 золотых медалей.


    Гимнастика в России
    Самобытная система физического воспитания, издревле сложившаяся в России, содержала множество различных упражнений гимнастического характера. Идеи всестороннего, в том числе и физического, воспитания, оказавшие большое влияние на общественное мнение, содержались во взглядах полководца А.В. Суворова (1799-1880), педагога К.Д. Ушинского (1824-1876). Собственно гимнастика, как средство физического воспитания, утвердилась лишь в конце XVIII века, когда в 1774 году по приказу Екатерины II была включена в программу обучения в сухомлинском кадетском корпусе.
    В 30-е гг. XIX в. гимнастика была введена в обучение войск гвардии, а в 50-е гг. и всей русской армии, в программы средних учебных заведений. В 1855 г. в Санкт-Петербурге был открыт гимнастическо-фехтовальный зал, где офицеры, а за плату и все желающие, могли заниматься гимнастикой. Военным ведомством организуется ряд курсов ("кадров"), готовивших преподавателей гимнастики для армии, которым предоставлялось право преподавать ее и в учебных заведениях: гимназиях и реальных училищах.
    Также в 1875 г. Военное ведомство посылает ученого-анатома, врача и педагога профессора П.Ф. Лесгафта, известного своими работами в области физического воспитания, в страны Западной Европы для изучения опыта преподавания гимнастики. Результатом командировки стала разработка и обоснование отечественной научной системы гимнастики, вннедрение ее в практику физического воспитания.
    В 1896 г. Лесгафт открыл в Санкт-Петербурге двухгодичные курсы руководительниц гимнастики, на базе которых в 1918 г. был создан институт физической культуры, носящий его имя.
    Становление спортивной гимнастики в России связано с созданием в 70-е гг. гимнастических обществ. Правда, их организация была разрешена не сразу. В 1863 г. военный генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф Суворов (однофамилец прославленного полководца) обратился в министерство внутренних дел с просьбой утвердить проект устава городского гимнастического общества. Министр не осмелился принять решение самостоятельно и представил просьбу на рассмотрение Комитета министров, который высказал по этому вопросу такое мнение: "... имея в виду примеры гимнастических обществ в чужих краях, уклонившихся от своей первоначальной цели и обратившихся в некоторых местах в клубы с весьма опасными направлениями, Комитет полагает: ходатайство об учреждении гимнастического общества оставить без последствий." Мнение сановников было доложено царю Александру второму, и 13 декабря 1863 г. он наложил резолюцию: "Дельно, и я со своей стороны ни под каким видом их не допускаю."
    Это резолюция долгое время была жупелом, с помощью которого отклонялись все многочисленные просьбы об организации гимнастических обществ.
    Однако, спортивная гимнастика все-таки пробила себе дорогу в жизнь и быт. В основанном в Санкт-Петербурге в 1863 г. немецком клубе "Пальма" функционировал кружок гимнастов. В 1870 г. немцам, проживавшим в патриархальной Москве, было разрешено организовать "Общество гимнастов в Москве", так и именовавшееся в обиходе "немецким". Оно, правда, будучи закрытым для лиц не немецкого происхождения, заметных следов своей деятельности не оставило.
    К концу 70-х гг. XIX в. в российском обществе наметилось негативное отношение ко всему немецкому, и инициативной группе москвичей во главе суправляющим одного из пароходств О. Селецким в 1881 г. было разрешено организовать, в противовес немецкому, "Русское гимнастическое общество". В числе его учредителей были братья Чеховы: Николай - известный художник и Антон - будущий писатель, а также журналист и писатель, первый российский спортивный репортер Владимир Гиляровский, который в 90-е гг. был даже председателем Совета общества.
    С деятельностью Русского гимнастического общества и связано становление отечественной спортивной гимнастики. Именно оно 16 декабря 1885 г. провело первые в России соревнования гимнастов. Правда, участвовало в них всего 11 человек, но победители - М. Кистер и А. Тейхман - были определены.
    В начале 1897 г. на базе Петербуржского кружка любителей атлетики, организованного врачом В. Краенвским еще в 1885 г., было основано "Санкт-Петербуржское атлетическое общество". Уже в апреле 1897 г. Общество провело первый чемпионат России, в программу которого входили соревнования по тяжелой тлетике, гимнастике, борьбе, боксу, фехтованию, а позднее и стрельбе. Право проводить чемпионаты, а они с 1897 г. стали ежегодными и продолжались вплоть до 1915 г., Общество получило, видимо, потому, что попало под опеку брата царя "его императорского высочества, великого князя" Владимира Александровича, а председателем его совета был граф Г. Рибопьер.
    Первым абсолютным чемпионом России в 1887 г. стал петербуржец Ф. Кребс. К сожалению, о чемпионатах России в печати сохранились очень скудные сведения. Однако имена чемпионов ряда лет известны. Это: Инге, Дутцман, Соколовский, Потеста, Темминен, Ватеркампф, Кара-Мурза. В 1915 г. чемпионом в многоборье стал Кузьмин. Затем прведение соревнований в связи с Первой мировой войной прекратилось.
    Участвовали в чемпионатах главным образом петербуржцы. Проезд в Санкт-Петербург и обратно в вагоне второго класса оплачивался только тем, кто удостаивался медалей.
    Случались на чемпионатах и забавные происшествия. Так в 1900 г. при соскоке с перекладины одного из участников провалился пол. Участник не пострадал, но соревнования пришлось прекратить. В 1903 г. администрация зала, опасаясь, что пол опять не выдержит, не разрешила гимнастам соревноваться в опорных прыжках. В знак протеста они отказались участвовать в соревнованиях.
    К концу XIX - началу XX вв. гимнастические общества создаются во многих городах России. Мощным толчком для их организации стали "Временные правила об обществах и союзах", объявленные правительством в марте 1890 года. По ним право разрешать организацию гимнастических обществ получили генерал-губернаторы на местах. Широко распространяется сокольская система гимнастики. Сокольские кружки, благодаря усилиям генерала В.Н. Воейкова, назначенного главнонаблюдающим за физическим воспитанием в России, открываются практически во всех городах, в средних и высших учебных заведениях. Их участники - "соколы" - в 1907 и в 1912 гг. участвуют в сокольских слетах в Праге, на которых проводились соревнования по гимнастике.
    В 1912 г. команда гимнастов России - Ф. Забелин, Ф. Яснов, С. Куликов, А. Ахун и П. Кушников - участвовала в V Олимпийских играх в Стокгольме (Швеция), но высоких результато не показала.
    В августе 1913 г. в Киеве прошла I Российская Олимпиада. Гимнасты соревновались в командном (участвовало всего две команды) и вличном первенствах. Победила команда открытой в 1909 г. в Санкт-Петербурге Главной офицерской гимнастическо-фехтовальной школы и ее лидер - К. Ватеркампф.
    В 1914 г. российские спортсмены собрались в Риге на свою вторую олимпиаду, но из-за начавшейся I мировой войны Олимпиада закончена не была.

    Российские чемпионы: краткие биографические справки
    Алексей Немов
    Род. 28.05.1976, Тольятти.
    Заслуженный мастер спорта. "Вооруженные силы", Тольятти.
    Выдающийся гимнаст конца XX начала XXI века.
    Абсолютный чемпион Олимпийских игр (2000), чемпион в командном первенстве (1996), в опорных прыжках (1996) и в упражнениях на перекладине (2000); серебряный призер в многоборье (1996) и в вольных упражнениях (2000); бронзовый - в командном первенстве (2000), в вольных упражнениях (1996, 2000), в упражнениях на коне (1996), брусьях (2000) и перекладине (1996). Чемпион мира в вольных упражнениях (1997, 1999), в упражнениях на коне (1999) и в опорных прыжках (1995, 1996); серебряный призер в командном первенстве (1994, 1995) и в упражнениях на брусьях (1996); бронзовый - в командном первенстве (1997), в упражнениях на коне (1996), брусьях (1994) и перекладине (2003). Чемпион Европы в командном первенстве (2000), в вольных упаржнениях (1998, 2002) и в упражнениях на брусьях (1994); серебряный призер в командном первенстве (1994, 1998, 2002). Абсолютный чемпион России (1996). Чемпион России в упражнениях на коне (1999, 2000) и перекладине (1995, 2000), обладатель Кубка России по многоборью (1993); серебряный призер чемпионата России в вольных упражнениях (2000), в опорных прыжках (2000), в упражнениях на перекладине (2004) и в Кубке России по многоборью (2000; бронзовый призер Кубка России по многоборью (2004).

    Светлана Хоркина
    Род. 19.01.1979, Белгород.
    Заслуженный мастер спорта, кандидат педагогических наук. Профсоюзы, Белгород.
    Выдающаяся гимнастка конца XX начала XXI века.
    Чемпионка Олимпийских игр в упражнениях на брусьях (1996, 2000); серебряный призер в многоборье (2004), в вольных упражнениях (2000), в командном первенстве (1996, 2000); бронзовый призер в командном первенстве (2004). Трехкратная (чего не добивались еще ни мужчины ни женщины) абсолютная чемпионка мира (1997, 2001, 2003), пятикратная чемпионка мира в упражнениях на брусьях (1995, 1996, 1997,1999, 2001), чемпионка мира в опорных прыжках (2001); серебряный призер в многоборье (1995), в командном первенстве (1997, 1999, 2001), в опорных прыжках (1994), в упражнениях на брусьях (1994), на бревне (1997), в вольных упражнениях (1997); бронзовый призер в командном первенстве (1994) и в вольных упражнениях (1999, 2001). Рекордсменка мира среди мужчин и женщин по числу медалей мирового достоинства - 20 (9+8+3). Трехкратная абсолютная чемпионка Европы (1998, 2000, 2002) - повторение достижения Н. Комэнечи (Румыния). Чемпионка Европы в командном первенстве (2000, 2002), шестикратная - своеобразный рекорд - чемпионка Европы в упражнениях на брусьях (1994, 1996, 1998, 2000, 2002, 2004), в упражнениях на бревне (2000) и в вольных упражнениях (1998). Серебряный призер в командном первенстве (1994, 1996, 1998), в многоборье (1994) и в упражнениях на бревне (2002). Рекордсменка чемпионатов Европы по числу завоеванных медалей - 18 (13+5+0). Абсолютная чемпионка России (1993, 1995, 1997, 2002). Чемпионка России в опорных прыжках (1994), восьмикратная чемпионка России в упражнениях на брусьях (1993, 1994, 1995, 1997, 1999, 2000, 2001, 2003) - своеобразный рекорд, - пятикратная чемпионка в упражнениях на бревне (1993, 1995, 1996, 2003, 2004), чемпионка России в вольных упражнениях (1994). Обладательница Кубка России в многоборье (1995, 1997, 1998, 2000, 2004). Серебряный призер в многоборье (1994, 1996, 1999), в опорных прыжках (1993, 1995, 2001), Кубка России в многоборье (1994, 1999, 2003); бронзовый призер в опорных прыжках (2003), в вольных упражнениях (1993, 1996, 1999), Кубка России в многоборье (1996, 2001).
    Николай Андрианов
    Род. 14.10.1952, Владимир.
    Заслуженный мастер спорта. "Буревестник", Владимир.
    Выдающийся гимнаст 70-х гг. Обладатель всех высших гимнастических титулов. Абсолютный чемпион XXI Олимпийских игр (1976). Чемпион Олимпийских игр в вольных упражнениях (1972, 1976), упражнениях на кольцах (1976), в опорных прыжках (1976, 1980), в командном первенстве (1980), серебряный призер в командном первенстве (1972, 1976), в многоборье (1980), в вольных упражнениях (1980), в упражнениях на брусьях (1976), бронзовый призер в упражнениях на коне (1976), в опорных прыжках (1972), в упражнениях на перекладине (1980). Своеобразный рекордсмен по числу Олимпийских медалей среди всех участников Олимпийских игр - мужчин - 15 (7+5+3). Абсолютный чемпион мира (1978). Чемпион мира в командном первенстве (1979), в упражнениях на кольцах (1974, 1978), серебряный призер в многоборье (1974), в командном первенстве (1974,1978), на коне (1974), брусьях (1974, 1978), опорных прыжках (1974, 1978, 1979). Абсолютный чемпион Европы (1975). Чемпион Европы в вольных упражнениях (1973, 1975), на коне (1971), брусьях (1975), перекладине (1975), в опорных прыжках (1971, 1973, 1975), серебряный призер в многоборье (1973), в упражнениях на коне (1975), кольцах (1971, 1973), брусьях (1971, 1973), бронзовый призер в многоборье (1971), в вольных упражнениях (1971). Обладатель Кубка мира в многоборье (1975, 1977), в вольных упражнениях (1977), на кольцах (1977), брусьях (1975, 1977), серебряный призер в вольных упражнениях (1975), на коне (1975), опорных прыжках (1977). Абсолютный чемпион СССР (1972, 1973, 1974), обладатель Кубка СССР в многоборье (1972, 1974). Чемпион СССР в вольных упражнениях (1972, 1974, 1975), на коне (1974), брусьях (1974), перекладине (1972, 1975), в опорных прыжках (1971); серебряный призер в упражнениях на коне (1972), кольцах (1972), брусьях (1972) и опорных прыжках (1972), бронзовый призер в многоборье (1979), Кубка СССР по многоборью (1978), Чемпион СССР в опорных прыжках (1979), упражнениях на брусьях (1979).
    Гимнастика на Тамбовщине
    Большой вклад в развитие гимнастики на Тамбовщине внёс ТГПИ (сейчас ТГУ им. Г. Р. Державина).
    В конце декабря 1948 г. В Ленинграде на чемпионате СССР по гимнастике успешно выступила в составе сборной команды РСФСР Л. Туева – второе место после С. Подуздовой (позднее - Муратовой), известной в стране гимнастки. В соревнованиях принимали участие 14 союзных республик, городов Москвы и Ленинграда.
    В октябре 1949 г. на республиканских соревнованиях в Пензе успешно выступила сборная команда области по гимнастике. В её составе были студенты факультета: В. Гвоздев, Е. Кунин, А. Родионов, А. Мозговой, Л. Туева. В упорной борьбе с соперниками команда Тамбовской области заняла 2-е место. В личном зачёте победителем стал представитель ТГПИ В. Трухин – 50 очков из 50 возможных.
    В мае 1950 г. на всесоюзных соревнованиях по спортивной и художественной гимнастике в Москве команда Тамбовского спортивного общества «Большевик» в составе В. Ермакова, А. Мозгового, В. Гвоздева, А. Родионова, Т. Антюфеевой заняла 3-е место. Тамбовские гимнасты опередили сильных соперников из Харькова, Свердловска, Куйбышева, Саратова, Одессы, Горького, Ростова-на-Дону, Крыма и др.
    Высокое мастерство продемонстрировали на физкультурном празднике ТГПИ весной 1950 г. гимнасты факультета Л. Туева, В. Гвоздев, А. Мозговой, В. Скребнев.
    В 50-е годы на факультете физического воспитания стала развиваться акробатика. В этом не малая заслуга ст. преподавателя А. Ф. Разумовского. Традиции заложенные этим замечательным педагогом, дали впоследствии хорошие результаты: студенты факультета Н. Макаров и Ю. Гололобов стали призёрами чемпионата страны. Более пяти лет они оставались сильнейшей акробатической парой Советского союза.
    Студент факультета физической культуры В. Ермаков в 1950 г. стал чемпионом Советского Союза по гимнастике среди юношей. За высокие спортивные результаты ему был присуждён личный приз Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта. После окончания факультета мастер спорта Виктор Ермаков работал здесь преподавателем, затем более 30 лет работал преподавателем кафедры физического воспитания Рязанского радиотехнического института.
    В апреле 1963 г. в спортивном зале общества «Динамо» проводилось первенство области по гимнастике. Студент факультета А. Краснощёк стал чемпионом области среди перворазрядников. У женщин сильнейшей была Ю. Горелкина.
    В мае 1963 г. в составе сборной команды области на зональные соревнования в г. Саратов выезжали В. Гвоздев, Л. Никаноров, А. Краснощёк, А. Муллер, Ю. Горелкина-Овчинникова, Н. Сивоконюк. Команда заняла 6-е место.
    В апреле 1971 г. в первенстве г. Тамбова по спортивной гимнастике среди мужских команд 1-е место у юношей факультета физического воспитания. В личном зачёте чемпионами города стали: по программе КМС – В. Лемягов. Среди перворазрядников лучшим был А. Сычёв

    Список используемых источников


    1. http://sportgym.by/articles/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-gimnastiki/

    2. https://agclub.com.ua/ru/articles-ru/kak-voznikla-i-razvivalas-gimnastika/

    3. https://svastour.ru/articles/raznoe/sport/istoriya-gimnastiki.html

    4. https://svastour.ru/articles/raznoe/sport/istoriya-gimnastiki.html


    написать администратору сайта