Главная страница
Навигация по странице:

  • «каноникой» .Особенность учения Филона Александрийского основана на том, что познать настоящую истину бытия невозможно

  • Рациональное познание

  • методах научного познания

  • «моторным» .Надсознание

  • Природа познания. Возможность познания заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения.

  • Субъект и объект познания: Субъект познания

  • Проблема познаваемости мира. В ответах философов на вопрос: познаваем ли мир можно выделить две основные позиции. Одни из них (гносеологические оптимисты)

  • В состав понимания входят: 1.

  • Восприятие

  • Рациональное познание (мышление)

  • Понятие

  • Умозаключение

  • Законы диалектической логики

  • Интуиция

  • Альтернативные подходы к пониманию истины: Объективные идеалисты

  • Релятивизм

  • познание. История развития теории познания в философии


    Скачать 39.31 Kb.
    НазваниеИстория развития теории познания в философии
    Дата28.09.2021
    Размер39.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапознание.docx
    ТипЗакон
    #237978

    Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

    Под познанием в философии принято подразумевать приобретение человеком знаний об окружающей действительности. Речь идет о житейской мудрости, об изучении своей сущности и прочего. Все это имеет многообразное содержание и большое значение, так как является источником осмысленного подхода к собственной жизни.

    Изучение своего Я и сферы бытия — это система, которая складывалась веками. Ее отличительным признаком является многообразие. Речь идет о многообразии изучаемых абстрактных понятиях, о различных выдвигаемых определениях, терминах и тезисах, каждый из которых имеет свою характеристику. Ее отличие от умозаключений в других науках заключается в ориентире на собственный опыт. Ярким тому примером является категория «счастье». Каждый будет называть под этим словом что-то свое. И это название определяется исходя из собственного опыта.

    История развития теории познания в философии

    Теория познания в философии называется гносеологией. Она строится на взаимодействии двух составляющих. Это субъект и объект. Под субъектом подразумевается тот, кем осуществляется познание. Объект — это то, что познается субъектом.

    К теории познания принято относить информацию, добытую субъектом через практический опыт. Полученная подобным путем теоретическая база по некоторым сходствам объединена в самостоятельные группы.

    Процесс познания может осуществляться через такие формы, как чувственное познание и рациональное. Чувственноестроится на ощущении, восприятии и представлении. Ощущения складываются после воздействия чего-либо на органы чувств субъекта. Под восприятием принято считать целостный образ, при контакте с которым появились определенные ощущения. Конечным результатом чувственной формы познания принято назвать представление, что возникло после ощущения и восприятия. 

    Рациональная форма познания осуществляется через понятия, рассуждения, выводы. Первоначальным этапом является понятие. Это своего рода форма мышления субъекта, которая позволяет определить значимые свойства предметов. Осмыслив связь понятия с действительностью, можно говорить о зарождении процесса рассуждения. На этапе осуществления рассуждения делаются умозаключения.

    Примечание

    Гносеология как раздел философии был определен в XIX веке. Но знакомство с самим собой и с окружающей действительностью началось еще во времена Древнего Мира. Это нашло отражение в трудах Платона, Эпикура, Филона Александрийского.

    Теории Платона, Эпикура и Филона Александрийского

    Две формы познания, представленные выше, были определены благодаря учениям Платона. Но, будучи глубоким рационалистом, Платон утверждал, что познание, основанное на чувствах, является первоначальным, мнимым. Чтобы осознать все суть происходящего, необходимо удалиться от ощущений и постараться осмыслить осязаемое через рассуждения и выводы. 

    Теории Платона противопоставляют учение Эпикура. Он утверждал, что все познание мира строится на первоначальном ощущении. Даже рациональное осмысление, по его мнению, обусловлено первоначальным ощущением. Говоря о чувственной форме познания, Эпикур не признавал суеверие и колдовство. По этой причине свою теорию познания он называл «каноникой».

    Особенность учения Филона Александрийского основана на том, что познать настоящую истину бытия невозможно. По его мнению, сколько бы человек ни пытался постичь мир, это будут лишь минимальные проблески среди множества вероятностей. Что касается формы познания, то философ наделял равнозначным значением, как чувственную сторону, так и рациональность.

    Учения древнегреческих философов были тщательно рассмотрены и обобщены, что легло в основу формирования видов познания.

    Основные виды познания, их особенности и признаки

    В наше время определены следующие виды познания:

    1. Житейское. Это своего рода жизненный опыт человека, основанный на его кругозоре. За его основу берется здравый смысл. Если говорить о житейской мудрости различных поколений, то свойственна многоплановость. Это обусловлено влиянием развития цивилизации, прогресса и культуры на кругозор людей.

    2. Рациональное познание. Эта разновидность также не может быть однообразной, поскольку она зависит от опыта и степени обученности индивида.

    3. Интуитивный вид — это связь ощущений при контакте с первыми выводами после первичного взаимодействия. Под интуицией принято понимать мгновенное чувство. Оно может быть основано либо после первичного интеллектуального осмысления, либо на зрительном контакте.

    Каждый вид познания истины может быть осуществлен тем или иным типом.

    Особенности типов познания

    На сегодняшний день выделено 3 типа постижения истины философии:

    1. Обыденная философия — это индивидуальный опыт субъекта. Он не связан с религией, ни с мистикой, ни с открытиями других людей. Это та информационная база, что была получена собственными ощущениями и собственным путем.

    2. За основу религиозного познания берутся многовековые знания в пределах одного вероисповедания. Религиозные знания представлены как догмы, которые никогда не переосмысляются, поскольку в центре всего находится вера.

    3. Философия мистики представляет собой духовный опыт, как одного субъекта, так и целой этнической группы. Знания могут быть получены разными способами, но трактуются они посредством разума.  

    В современном мире с точки зрения разума трактуются многие факты. Это легло в основу научного познания.

    Методы научного познания

    Определение

    Под научным познанием подразумевается постижение окружающей действительности через научные факты.

    Накопленный годами опыт представлен здесь разрозненно: информация прошлого, настоящего и возможное открытие в будущем. Факты если и обобщаются, то с целью доказать, что ничего случайного в мире нет. Все имеет свое значение, суть которого предстоит раскрыть. Для этих целей были определены теоретические и эмпирические уровни.

    Теоретические и эмпирические

    Определение

    Теоретический уровень — это такой уровень знания, который опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия. 

    Эмпирический уровень — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент).

    Эмпирический уровень имеет две формы постижения истины: научный факт и эмпирический закон.

    Фомы познания теоретического уровня — это формулировка проблемы, гипотезы и выявление теории. Представленные формы не носят разрозненный характер. В процессе определенного исследования они взаимодействуют.

    Разнятся представленные уровни в методах научного познания. Для эмпирического характерно:

    • наблюдение;

    • изменение;

    • описание;

    • сравнение;

    • эксперименты.

    Теоретический уровень базируется на формализации, где в единстве представлена историческая и логическая информация.

    К универсальным методам познания, применяемым во всех уровнях, относятся:

    • анализ с синтезом;

    • дедукция с индукцией;

    • аналогия и моделирование.

    Подобные научно-философские исследования нашли свое отражение в психологии, нейробиологии и нейрофизиологии. Здесь принято считать, что познание осуществляется через действие. И такой принцип называется «моторным».

    Надсознание(творческая интуиция) — это некая составляющая духовного творчества, которая не контролируется сознанием и приводит к выдвижению новаций и гипотез.

    Подсознаниевключает в себя психические процессы, которые когда-то осознавались, но доведенные до автоматизма, перестали нуждаться в контроле, продолжая функционировать, при этом, помогая человеку жить и трудиться без лишних психических перегрузок, конфликтов с другими людьми и самим собой.

    Функции сознания:

    1. Познавательная,дающая возможность человеку получать истинные знания о явлениях и процессах действительности;

    2. Оценочная,позволяющая человеку на основе воспринятого и познанного выработать оценочное отношение к нему, а позже — ценности;

    3. Нормативная,способствующая созданию определённых правил, норм поведения человека или группы людей;

    4. Целеполагания,дающая возможность формировать цели теоретической и практической деятельности, а также способы их достижения;

    5. Прогностическая, решающая задачу предвидения будущего объектов познания, а также результатов собственных поступков и деятельности вообще;

    6. Коммуникативная, позволяющая людям общаться.

    7. Самосознания.Сознание обладает способностью быть направленным на самого себя. Следовательно,самосознание есть осознание человеком самого себя — своих мыслей, чувств, мотивов, действий и т. д. Развитое самосознание является основой успешного самовоспитания, самосовершенствования личности, достижения намеченных человеком целей.

    Интроспекция — это осуществление человеком анализа собственной деятельности и явлений сознания.

    Теория познания.

    Проблемой познания, его возможностей и закономерностей занимается теория познания или гносеология (от греч. gnosis — знание, и logos — учение), которая является одним из разделов философии.

    Познание — это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Это процесс получения знания.

    Природа познания.

    Возможность познания заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения.Превращается это возможность в действительность в результате сложного и длительного процесса возникновения и развития сознания человека, способного адекватно отражать объективный мир выявлять его закономерности.

    В сознании познающего субъекта формируется образ изучаемого объекта. Его идеальный характер нельзя до конца понять, оставаясь в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых, нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности человека — вот тот специфический фактор, который вызывает к жизни идеальное, психическое высшего «постживотного» порядка. Учеными уже давно установлено, что чем выше существо поднялось по лестнице эволюции, тем меньше формы его жизнедеятельности заранее определяются строением нервных узлов, тем больше «степеней свободы» обретает организм в плане индивидуально- прижизненной приспособительной активности. И человек как высшая ступень этой эволюции может существовать не иначе, как только благодаря использованию познания как социальной формы отражения; являющейся посредствующим звеном его общественной деятельности.

    Процесс отражения:

    1. Отражаемое первично, а его отражение, то есть образ — вторично. Отношение между объектом познания и образом представляет собой отношение между оригиналом и «виртуальной» копией. Наши знания являются как бы фотоснимком с действительности, но идеальным, лишенным всякой вещественности.

    2. Сознание человека, отражая объективный мир, способно давать верные представления о нем.

    3. Образ субъективен по форме, носителю, но объективен по содержанию. Субъективность образа обусловлена тем, что он является продуктом сложных физиологических и психических процессов, а объективность — содержанием познаваемого объекта. Следует, однако, иметь в виду, что в объективное содержание гносеологического образа могут проникать субъективные моменты (искания, додумывания, фантазии и т. д.), что может привести к субъективизму в познании.

    4. Отражение — это не пассивное созерцание, а активный творческий процесс формирования знаний на основе практического взаимодействия субъекта познания и его объекта. Активность субъекта проявляется, во-первых, в постепенном проникновении в сущность познаваемого объекта и, во-вторых, в так называемом «опережающем отражении», то есть способности человека предвидеть результаты своей деятельности, «конструировать» в своем сознании образы предполагаемого результата деятельности.

    Субъект и объект познания:

    Субъект познания— это активно осуществляющий познавательную деятельность производитель знания. Субъектом познания является, прежде всего, личность. Именно она непосредственно наделена способностью познавать. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом.

    Объект познания— это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:

    • Первичные, то есть фрагменты природной и социальной действительности;

    • Вторичные — различные проявления духовного мира людей;

    • Третичные — свой собственный духовный мир.

    Проблема познаваемости мира.

    В ответах философов на вопрос: познаваем ли мир? можно выделить две основные позиции. Одни из них (гносеологические оптимисты) признают принципиальную познаваемость мира, другие же сужают возможность познания или вообще ее отрицают. В этом и состоит суть учения агностицизма (греч, а не, gnosis — знание), который может выступать в различных формах.

    Одной из первых был скептицизмфилософов античного мира (Пирон, Энесидем и др.). Они утверждали, что все знания нужно подвергать сомнению. Такая позиция играла положительную роль в борьбе против различного рода догматов.

    Крайняя форма скептицизма родилась в XVIII веке в рассуждениях английского философа Д. Юма, который вообще отрицал вопрос о существовании объективного мира, поскольку, по его мнению, сознание человека не может выйти за пределы субъективных ощущений, а, следовательно, не может и познать мир. Несколько смягченной является другая форма агностицизма — дуалистическая позиция И. Канта, согласно которой признавалось реальное существование мира вещей, но отрицалось возможность их всестороннего познания. Человек, по мнению И. Канта, может познать явления объективного мира лишь до определенных пределов; проникнуть же в их сущность («вещь в себе») ему не дано.

    В современных условиях агностицизм чаще всего выступает в форме релятивизмаи иррационализма.Если первый преувеличивает, абсолютизирует относительность наших знаний, объявляет любые научные теории условными и относительными, то второй принижает роль разума в науке, утверждает, что мир по своей природе иррационален, а потому и непознаваем.

    Агностицизм в познании обусловлен причинами гносеологического и социального порядка. К гносеологическим причинам относят:

    • Сложность и противоречивость любого объекта познания, неполное совпадение явления и сущности;

    • Определенную ограниченность и противоречивость самого процесса познания (ошибки чувственного восприятия, возможность заблуждений, неполнота знаний и т. д.);

    • Непонимание диалектики объективного мира и его познания, ошибочность методологических позиций (субъективизм, метафизичность).

    Социальнойпричиной является позиция определенных социальных сил, заинтересованных в утрате широкими массами гносеологического оптимизма для их оглупления и выключения из социальной жизни.

    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

    Общие закономерности процесса познания:

    1. Закономерность, показывающая основополагающие этапы познания: движение от живого созерцания к абстрактному (в данном смысле, рационально — отвлеченному) мышлению и от него к практике. «Живое созерцание» — это непосредственное активное взаимодействие субъекта с объектом познания, где преобладающую роль играет чувственное отражение действительности. «Абстрактное мышление» оперирует понятиями, суждениями и умозаключениями, не выбрасывая полностью и форм чувственного познания. На этом этапе происходит постижение скрытой сущности объекта. Проверка результатов познания осуществляется на практике, которая, в конечном счете, подтверждает или опровергает правильность чувственного и логического отражения объекта.

    2. Закономерность, показывающая универсальную направленность познания: движение от явления к сущности и обратно.Человек постоянно углубляется в объект, двигаясь от сущности как бы «первого порядка» к сущности «второго», «третьего» и т. д. порядка, вскрываются новые и новые внутренние и внешние связи и отношения.

    3. Закономерность, показывающая универсальные способы познания: движение от непосредственного созерцания к рассудочному мышлению и от него к разуму.Непосредственное созерцание — это восприятие мира с помощью нерасчлененного единства чувств и мышления, при котором возникает поверхностное отражение явлений действительности без выяснения их внутренних взаимосвязей. Рассудок — это абстрактное и по форме (отвлечение мысли), и по содержанию (нецелостное) мышление, сводящее действительность либо к одной из формальных противоположностей, либо — к количественному описанию явлений и внешних связей между ними. Разум — это диалектический способ мышления, в процессе которого преодолевается поверхностность непосредственного созерцания и односторонность рассудка и создается синтетическая мысленно-конкретная картина целостного, но вместе с тем многообразного бытия.

    4. Закономерность, характеризующую диалектику познания: движение через единство и борьбу двух сторон познания — отражение и понимание.

    Понимание — особая сторона и элемент сознания (в широком смысле), функция и метод научного познания (в узком смысле), которая заключается в выявлении сущности предметов, их смысла и значения и в их интерпретации.

    Понимание представляет собой «раскодирование» научных и обыденных смыслов, оно непосредственно направлено не на сам объект знания, а на форму отражения объекта в знании. Отражение невозможно без предварительного понимания, так как субъект налагает на действительность свой смысловой контекст, определенным образом понимает ее, наполняет смыслом.

    Понимание превращается в процесс связывания идей, установления отношений между ними, приведения их к целостному, системному виду.

    В состав понимания входят:

    1. Психофизиологическое восприятие физического знака (слова, цвета, пространственной формы). 2. Узнавание его (как знакомого и незнакомого). Понимание его повторимого (общего) значения в языке. 3. Понимание его значения в данном контексте (ближайшем и более далеком). 4.Активно-диалогическое понимание (спор-согласие). Включение в диалогический контекст.

    Если пониманиегосподствует в науках об обществе, то объяснение — в науках о природе.

    Объяснениепонимают как совокупность приемов, помогающих установить достоверность суждений относительно какого-либо неясного, запутанного дела или имеющих целью вызвать более ясное отчетливое представление о более или менее известном явлении. Это способность субъекта передать свое понимание объекта другим.

    В любом объяснении должны содержаться две части, различающиеся по своим функциям: эксплананд — то, что надлежит объяснить — языковое отображение объяснимого объекта, и эксплананс — совокупность объясняющих положений. При этом следует подчеркнуть, что объясняемыми являются реальные объекты, а не положения о них, а объясняющими являются положения о реальных объектах, а не сами объекты.

    Приемами объяснения могут быть сравнение, описание, аналогия, различие, указание на причины, составление простейшей модели и т. д.

    Формы познания:

    Чувственная, рациональная, интуитивная.

    Чувственное познание: это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств, в результате которого человек получает первичные знания об объекте.

    Простыми формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

    Ощущения — это начальная, исходная форма познания, осуществляющая непосредственную связь с миром, превращение физиологического процесса в психический, в факт сознания и возникновение идеального образа отражаемого объекта. Ощущения (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус) отражают лишь отдельные стороны объекта и не дают целостной картины о нем.

    Восприятие — это комплекс нескольких ощущений; процесс построения целостных образов предметов и их взаимоотношений, действующих в данный момент на органы чувств.

    Представление — это воспроизведение с помощью памяти и воображения уже имевшихся в прошлом личном и общественном опыте восприятий. Представление служит связующим звеном между чувственным и рациональным познанием.

    Выделяют два рода чувственных форм: первого рода или индивидуальные ощущения, восприятия и представления окружающей действительности и второго рода, то есть ощущения слов, рисунков, фотографий, образцов, клипов, проекций и прочих выработанных человечеством средств, для передачи содержания ощущений и восприятия многих и многих действующих людей.

    Рациональное познание (мышление): это форма познания, в.

    Процессе которой человек получает вторичные (выводные) знания, используя не непосредственный контакт с предметами и явлениями, а опосредующую промежуточную связь в виде абстрактных форм.

    Рациональное познание осуществляется в трёх простых формах: понятии, суждении и умозаключении и сложных (высших) формах мышления: темах, проблемах, гипотезах, теориях, науках и т. д.

    Понятие — это исходная форма рационального познания, логическая форма мышления, в которой отражаются существенные свойства и отношения предмета.

    Суждение — это мысль, в которой утверждается или отрицается что — либо относительно предметов или явлений.

    Умозаключение— это такая форма мышления, благодаря которой из нескольких взаимосвязанных суждений выводятся новые.

    Типы мышления:

    I. Первым, изначальным типом мышления, присущим как первобытным людям, так и ребенку, является мифопоэтическое мышление. Истина в мифопоэтическом стиле мышления носит всеобъемлющий характер — все истинно, а ложного ничего нет.

    Законы мифопоэтической логики:

    1. Закон метаморфозы,который гласит, что все идеальное может быть материальным и, наоборот; что любое средство или вещество может быть обращено по воле Бога в любое другое.

    2. Закон абсолютного достижения цели,который определяет абсолютность преодоления препятствия или разрешения заданной герою задачи (выполнение невыполнимого, достижение недостижимого, осуществление неосуществимого).

    3. Закон пространственно-временной произвольности,который гласит, что пространство и время могут быть сжаты или растянуты, или вовсе отсутствовать без соотношения с самим материальным и духовным объектом.

    4. Закон ложного основания, который гласит, что правильное дедуктивное доказательство покоится на предрешенном основании или молчаливом допущении, не требующем доказательства.

    II. В тесном единстве с мифопоэтическим мышлением сосуществует мышление эмоциональное (так называемая «женская логика»). Истинным здесь считается то, что приятно.

    III. У взрослых людей рецидивы мифопоэтического и эмоционального стилей мышления с точки зрения познания окружающего мира создают для него весьма серьезные препятствия, ибо отучают от поиска истинных причин и закономерностей происходящих событий. Поэтому вполне закономерным был переход к следующему типу мышления — формально-логическому.Формула истины здесь такова: либо «да», либо «нет», а третьего не дано.

    IV. В отличие от формально-логического типа мышления, сущность которого составляет непротиворечивость в форме или-или, диалектический тип,наоборот главу угла ставит противоречие в форме и-и.Непротиворечивость есть проявление статики, а противоречие динамики материальной действительности.

    Законы диалектической логики:

    1. Рассмотрение предмета во всех его связях и отношениях, то есть системно;

    2. Рассмотрение предмета в движении и развитии;

    3. Раздвоение единого на противоположности;

    4. Рассмотрение развития предмета через понимание взаимоперехода количественных и качественных изменений.

    5. Отрицание как переход предмета из одного состояния в другое;

    6. Закон единства исторического и логического (этапы развития мыслей о предмете должны соответствовать этапам в истории отображаемого предмета);

    7. Закон единства анализа и синтеза (анализ должен быть синтетическим — отображающим связи этапов и процесс формирования из частей — целого из элементов — системы).

    8. Закон единства дедукции и индукции (построение из понятий системы понятий должно опираться на всесторонние опытные данные);

    9. Закон единства абстрагирования и конкретизации (из односторонних знаний должно складываться всесторонне, внутренне связанное, конкретное знание).

    Интуиция: это непосредственное внезапное неосознанное получение знаний. Она принадлежит к надсознательной области духовного мира человека.

    Виды интуиции:

    1. Чувственная (мгновенное чувство).

    2. Рациональная (мгновенное решение логических проблем).

    3. Эйдическая, как синтез чувственной и рациональной интуиции.

    ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ.

    Истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, соответствие содержания наших знаний объективной реальности самой этой реальности. Это верное знание о предмете.

    Альтернативные подходы к пониманию истины:

    Объективные идеалисты считают, что истина представляет собой соответствие объекта той идее, которая предшествует ему, составляет его основу, его сущность. А поскольку идея существует объективно, то и истина в конечном итоге объективна в буквальном смысле слова, то есть существует вне познающего субъекта.

    Субъективные идеалисты полностью отрицают какую бы то ни было объективность истины утверждают, что истина — это либо соответствие наших знаний нашим же субъективным ощущениям (позиция солипсизма), либо взаимосвязанность и взаимосогласованность предположений по правилам формальной логики (позиция некоторых неопозитивистов), либо то, что общепринято научным сообществом.

    Свойства истины:

    Во-первых, истина представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного, то есть она объективна по содержанию и субъективна по форме.

    Во-вторых, истина, будучи результатом процесса логического отражения, выступает как процесс постоянного углубления познающего субъекта в сущность изучаемого объекта.

    В-третьих, истина — это диалектическое единство абсолютного и относительного.

    Абсолютная истина — это полное, точное, исчерпывающее значение об объекте познания, которое не может быть опровергнуто в процессе познания. Под ней понимается:

    1) Полное, исчерпывающее значение о мире в целом и в этом смысле абсолютная истина недостижима;

    2) Точное, полное знание о каких-либо сторонах, свойствах, отношениях, фрагментах объективного мира. В этом значении абсолютная истина вполне достижима на каждом конкретном этапе процесса познания и ненарушима в своей «системе координат», в определенном времени, месте и отношении. При изменении этих условий абсолютная истина может переходить в разряд относительных истин.

    Под относительной истинной понимается правильное, но в чем-то неполное, незавершенное, приблизительное знание. Это знание предмета в исторически обусловленных пределах. Любое объективно истинное знание в конкретном выражении является относительной истинной, так как оно неполно и неточно отражает сложные связи и отношения объекта познания. В то же время в нем содержится момент, сторона истины абсолютной, потому что точно и исчерпывающе отражены отдельные стороны, свойства и связи этого объекта. Так из бесконечной суммы относительных истин постепенно складывается истина абсолютная.

    Диалектическое понимание соотношения абсолютной и относительной истины предостерегает от релятивизма и догматизма — одинаково ошибочных, односторонних способов мышления и действия.

    Релятивизмутверждает, что все знания носят относительный характер и тем самым отрицает возможность познать абсолютную истину.

    Догматизм,напротив, абсолютизирует знание как раз и навсегда данные, не признавая в них наличие моментов относительной истины.

    В-четвертых, нет истин вообще, безотносительно к месту, времени, объекту и субъекту познания; истина всегда конкретна. Абсолютно истинное в одном отношении может быть относительно истинным в другом, и наоборот. Конкретность истины обусловлена характером объекта и условиями его функционирования, историческими рамками, в пределах которых данный объект сохраняет присущую ему качественную определенность.

    В-пятых, у истины есть свои критерии.

    Сенсуалисты считают, что критерием истины являются непосредственные показания органов чувств.

    Одна часть неопозитивистов развивает теорию верификации, то есть сведение любого научного положения к простейшим высказываниям, подтверждаемых показаниями органов чувств, другая — утверждает, что критерием истины является логика, то есть непротиворечивость одной мысли другой.

    Что же может быть взято в качестве критерия истины? С одной стороны, он не должен находиться ни в рамках субъекта (ибо это чревато субъективизмом), ни в рамках объекта, ведь истина есть знание о нем самом. С другой стороны, критерий должен быть с ними тесно связан.

    Феноменом, отвечающим этим условиям, является практика.

    Практика — это целенаправленная, предметная, преобразующая деятельность людей.Она не сводится к личному опыту индивида, а является материальной деятельностью людей во всем ее объеме (производственном, потребительском, экономическом, научном, художественном и т. д.) и историческом развитии. Именно историчность, изменчивость практики обуславливает ее относительный характер: на каждом конкретном этапе познания она имеет ограниченные возможности, которые не позволяют проверить все добытые знания.

    Практика является хоть и решающим, но не единственным критерием истинности познания. К ним относятся также математический и логический способы получения знания, особенно в сферах, недоступных практической проверке.

    Агностицизм - идеалистическое философское учение, утверждающее, что для человеческой души невозможно познание как сверхчувствтвенного, так и объективного мира и его закономерностей, достижимость истины и, следовательно, невозможно богопознание (!). Всякое познание, по мнению агностиков, приобретается только при посредстве органов чувств, познанием явлений. Следовательно, предметом человеческого познания может быть лишь то, что доступно этим чувствам, т.е. один чувственный мир. Создаваемые человеком нравственные принципы и представления о высшем существе, о Боге, суть не более, чем результат того же опыта и деятельности души и ее естественного стремления найти вездесущую и всепроникающую силу, которая обуславливает и сохраняет мировой строй. 
    Термин "агностицизм" был введен в 1869 г. английским естествоиспытателем Т.Гексли. 
    Основные идеи агностицизма можно найти уже в античной философии, в частности в софизме и скептицизме. 

    Субъект-объектное отношение представляет исходную структуру процесса познания. Классическая гносеология всегда исходила из фундаментальной предпосылки, согласно которой основной задачей теории познания является раскрытие познавательных способностей субъекта, обеспечивающих ему возможность достижения истинного знания об объекте.

    В самом широком смысле под субъектом познания понимается человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.). Реализация этих способностей, собственно, и обеспечивает человеку возможность познавать мир.

    Объект познания рассматривается как фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Он трактуется как независимый от субъекта устойчивый центр приложения его познавательных способностей.

    Строго говоря, и о субъекте, и об объекте познания можно судить только в рамках субъект-объектного отношения. Проблема объекта познания, как и другие вопросы гносеологии, обретают смысл и значение лишь постольку, поскольку они соотнесены с проблемой субъекта познания.

    В истории классической философии можно выделить четыре гносеологические программы, каждая из которых обосновывала свое понимание природы субъект-объектных отношений.

    Наивно-реалистическая теорияпознания.Наиболее полно представлена в философии созерцательного или метафизического материализма Нового времени (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро, Л. Фейербахи др.). В этой теории субъект познания трактуется как антропологический субъект, т. е. естественно-природный человек, биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы.

    Программаидеалистического эмпиризма (Д. Юм, Дж. Беркли, Э. Мах, Р. Авенариус и др.). В рамках этой программы субъект познания интерпретируется как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления). Существование объекта познания также определяется субъективными формами чувственного опыта. Поэтому вещь, объект, как считал Беркли, есть совокупность ощущений («идей»). «Существовать – значит быть воспринимаемым».

    Программа трансцендентальной гносеологии. Впервые разработана родоначальником немецкой классической философии И. Кантом. Основополагающая идея – утверждение о том, что мир объектов не есть некая внеположенная субъекту реальность, независимая от него. Наоборот, объекты познания существуют как результат активного их конструирования в творческой деятельности субъекта. Но при этом субъект интерпретируется Кантом не как биологический индивид. Под субъектом Кант имеет в виду «трансцендентальный субъект» – некое чистое, доопытное и внеисторическое сознание. В структуре трансцендентального субъекта выделяются априорные (т.е. предшествующие реальному, единичному акту познания) формы организации познавательной деятельности. К ним относятся: априорные формы чувственности; априорные формы рассудка; априорные формы чистого разума. Именно благодаря наличию этих форм познания становится возможной познавательная деятельность как процесс генерации нового знания.

    Социокультурная программа представлена в двух ее основных версиях: в объективно-идеалистической философии Гегеля; в марксистской философии. В рамках этой программы обосновывается принципиально новое понимание субъекта познания. Он трактуется как социально-исторический субъект. Согласно такой трактовке, субъект познания есть продукт (результат) социально-исторического опыта, накопленного в процессе развития теоретической и практической деятельности людей. Совокупность этого опыта интерпретировалась Гегелем как историческая последовательность форм объективного духа. В марксистской философии она понималась как объективация форм социальной практики и культуры. Таким образом, человек становится субъектом познания лишь постольку, поскольку он приобщается к культурно-историческому наследию и усваивает определенный набор культурных традиций, социальных норм и ценностей.

     

    Агностицизм — это философское учение, отрицающее познаваемость объективного мира и объективное значение истины.

    Анализ — это прием мышления, связанный с условным расчленением изучаемого объекта, разложением его на составные части, стороны, тенденции развития и функционирования с целью относительно самостоятельного их изучения.

    Аналогия — это такой прием научного мышления, который заключается в том, что на основе сходства объектов по некоторым свойствам, признакам выдвигается предположение об их сходстве в других отношениях.

    Гносеология — это теория познания, раздел философии, изучающий возможности познания, исследующий источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности.

    Дедуктивный метод — прямо противоположен индукции, он характеризуется движением мысли от знания общего к знанию частного.

    Диалектика — это всеобщий метод научного познания, с позиции которого все явления объективной действительности рассматриваются в постоянном движении и взаимосвязи друг с другом.

    Знания — это важнейший компонент науки.

    Индуктивный метод — при познании явлений объективной действительности мысль движется от знания частного к знанию общего, знанию законной.

    Истина — это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.

    Метод — это способ или совокупность способов достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

    Наблюдение — это целенаправленное изучение предмета (явления), опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление.

    Наука — это сложное явление, представляющее целую сферу человеческой деятельности, в процессе которой создаются знания об окружающем мире, о его закономерностях.

    Образование — это целенаправленная систематическая деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений и навыков, получаемых в общих и средних специальных и высших образовательных учреждениях, а так же путем самообразования.

    Объект познания — это то, на что направлено познание, что отражается в сознании субъекта.

    Обыденное познание — это процесс человеком чувственно воспринимаемых вещей и процессов окружающего мира, приобретение им эмпирических знаний, складывающихся в ходе повседневной жизни.

    Скептицизм — это философское воззрение, характеризующееся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.

    Сравнение — это сопоставление однородных характеристик разных объектов.

    Субъект познания — это тот, кто познает окружающий мир, в чьем сознании отражается объективная реальность.

    Суждение — это форма выражения мысли, в которой посредством связи понятий устанавливается наличие или отсутствие какого-либо признака, свойства предмета, его связи с другими предметами.

    Умозаключение — это вывод из нескольких других суждений, посредством которого появляется новое, полученное логическим путем, знание.

    Чувственное познание — это начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами; это отражение внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений, фиксируемых в явлении.

    Эксперимент — это целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем.

    Философские концепции познания

    К пониманию сущности познания философы подходят по-разному.

    1. Причинная концепция (Гоббс, Локк и др.) исходит из того, что познание представляет собой результат взаимодействия двух природных систем, а знание возникает лишь в силу ак- тивного физического воздействия опыта на органы чувств пассивного субъекта.

    2. Деятельностная концепция познания (Выготский, Лекторский, Копнин и др.) нахо- дит выражение прежде всего в социальной теории познания как отражения, где познаватель- ный процесс предстает как взаимодействие объекта и субъекта, в котором активность субъ- екта понимается как способность человека, обусловленная социокультурной средой.

    3. Генетическая эпистемология (Ж.Пиаже) рассматривает познание как взаимодейст- вие объекта с активно действующим природным (биологическим) субъектом. Благодаря это- му взаимодействию, субъект, раскрывая и познавая объект, организует действия в стройную систему, составляющую операции его интеллекта или мышления.

    4. В эволюционной теории познания (Г.Фоллмер и др.) основанием познания считается некий «мир средних размеров», «мезокосм», который только и является доступным человеку для наблюдения и из которого он получает образы-восприятия. Соответствие результатов познания познаваемому миру объясняется здесь способностью психики эволюционировать, приспосабливаясь к изменениям в окружающей среде

    Помимо этих концепций существуют и другие теории, что позволяет вести конструк- тивное общение между ними, способствуя дальнейшему развитию гносеологи


    написать администратору сайта