Текст. История развития вычислительной техники
Скачать 38.34 Kb.
|
<Заголовок 1> ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ <Заголовок 1> <Заголовок 2> Первые счетные устройства <Заголовок 2> Потребность в автоматизации обработки данных, в том числе вычислений, возникла очень давно. Считается, что исторически первым и, соответственно, простейшим счетным устройством был абак, который относится к ручным приспособлениям для счета. Абак – счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений в Древней Греции, Риме, затем в Западной Европе до 18 в. Доска разделялась на бороздки. Одна бороздка соответствовала единицам, другая – десяткам и т.д. Если в какой-то бороздке при счете набиралось более 10 камешков, их снимали и добавляли один камешек в следующем разряде. В странах Дальнего Востока был распространён китайский аналог абака – суан-пан (в основе счета лежала не десятка, а пятерка), в России – счёты. <Заголовок 2> Механические устройства <Заголовок 2> Первой дошедшей до нас попыткой решить задачу по созданию машины умеющей складывать многоразрядные целые числа был эскиз 13-разрядного суммирующего устройства разработанный Леонардо да Винчи около 1500 г. В 1642 году Блез Паскаль изобрел устройство, механически выполняющее сложение чисел. В основе принципа действия счетчиков в машине Паскаля лежит идея обыкновенной зубчатой пары – двух зубчатых колес, сцепленных между собой. Для каждого разряда имеется колесо (шестеренка) с десятью зубцами, представляющими одну из цифр от 0 до 9. С прибавлением в данном разряде каждой единицы счетное колесо поворачивается на один зубец, т. е. на одну десятую оборота. Требуемую цифру можно установить, поворачивая колесо до тех пор, пока зубец, представляющий эту цифру, не встанет против указателя или окошка. Ознакомившись с трудами Паскаля и изучив его арифметическую машину, Готфрид Вильгельм Лейбниц внес в нее значительные усовершенствования, и в 1673 году сконструировал арифмометр, позволяющий механически выполнять четыре арифметических операции. Начиная с 19 века, арифмометры получили очень широкое распространение и применение. На них выполняли даже очень сложные расчеты, например, расчеты баллистических таблиц для артиллерийских стрельб. Существовала специальная профессия- счетчик. Первая фирма, специализировавшаяся по выпуску счётных машин, была основана в США в 1887 году. В России арифмометры начали выпускаться с 1894 года и производились более 70 лет. <Заголовок 2> Аналитическая машина Бэббиджа <Заголовок 2> Несмотря на явный прогресс по сравнению с абаком и подобными ему приспособлениями для ручного счета, данные механические вычислительные устройства требовали постоянного участия человека в процессе вычислений. Человек, производя вычисления на таком устройстве, сам управляет его работой, определяет последовательность выполняемых операций. Мечтой изобретателей вычислительной техники было создание считающего автомата, который бы без вмешательства человека производил расчеты по заранее составленной программе. В первой половине 19 века английский математик Чарльз Бэббидж попытался создать универсальное вычислительное устройство – Аналитическую машину, которая должна была выполнять арифметические операции без участия человека. В Аналитическую машину были заложены принципы, ставшие фундаментальными для вычислительной техники, и были предусмотрены все основные компоненты, имеющиеся в современном компьютере. Аналитическая машина Бэббиджа должна была состоять из следующих частей: <Список маркированный> «Фабрика» – устройство, в котором производиться все операции по обработке всех видов данных (АЛУ). «Контора» – устройство, обеспечивающие организацию выполнения программы обработки данных и согласованную работу всех узлов машины в ходе этого процесса (УУ). «Склад» – устройство, предназначенное для хранения исходных данных, промежуточных величин и результатов обработки данных (ЗУ, или просто память). Устройства, способные преобразовывать данные в форму, доступную компьютеру (кодирование). Устройства ввода. Устройства, способные преобразовывать результаты обработки данных в форму, понятную человеку. Устройства вывода. <Список маркированный> В окончательном варианте машины у нее было три устройства ввода с перфокарт, с которых считывались программа и данные, подлежащие обработке. <Заголовок 2> Электромеханические устройства <Заголовок 2> Бэббидж не смог довести работу до конца - это оказалось слишком сложно на основе механической техники того времени. Однако он разработал основные идеи, и в 1943 году американец Говард Эйкен на основе уже техники 20 века – электромеханических реле – смог построить на одном из предприятий фирмы IBM такую машину под названием «Марк-1». Для представления чисел в ней были использованы механические элементы (счетные колеса), для управления – электромеханические. Еще раньше идеи Бэббиджа были независимо переоткрыты немецким инженером Конрадом Цузе, который в 1941 году построил аналогичную машину. <Заголовок 2> Электронные устройства. Поколения ЭВМ <Заголовок 2> Подлинная революция в вычислительной техники произошла в связи с применением электронных устройств. Первая машина первого поколения ЭВМ ENIAC была создана в США группой специалистов под руководством Джона Моучли и Преспера Эккерта (1945 – 1946 г.г.). Эта машина работала в тысячу раз быстрее, чем Марк-1, однако для задания ее программы приходилось в течение нескольких часов или даже нескольких дней подсоединять нужным образом провода. Большой вклад в теорию и практику создания ЭВТ на начальном этапе ее развития внес крупнейший американский математик Джон фон Нейман. Совокупность «принципов фон Неймана» породила классическую (фон Неймановскую) архитектуру ЭВМ. Один из важнейших принципов – принцип хранимой программы (программы закладываются в память машины, также как и исходная информация). Первая ЭВМ, построенная по принципам фон Неймана (EDSAC), появилась в Англии в 1949 году. Развитие электронной техники в СССР тесно связано с именем академика С.А. Лебедева, под руководством которого были созданы первые отечественные ЭВМ: в 1951 году в Киеве – МЭСМ (малая электронная счетная машина) и в 1952 году в Москве – БЭСМ (большая электронная счетная машина). Лебедев руководил и созданием БЭСМ-6 – лучшей в мире ЭВМ второго поколения (ЭВМ, работавшие на полупроводниковых схемах), уровень которой, по мнению экспертов, на несколько лет опередил уровень зарубежных аналогов. По своей архитектуре она была ближе к ЭВМ третьего поколения и серийно выпускалась вплоть до 1981 года. В машинах второго поколения появилось замечательное изобретение - алфавитно-цифровое печатающее устройство. ЭВМ третьего поколения (ЭВМ, работавшие на малых интегральных схемах) появились в конце 60-х годов. В этих машинах в качестве средства общения с ЭВМ стали использовать видео терминальные устройства – дисплеи (IBM-360 , IBM-370 , EC ЭВМ (машины единой системы) – ЕС-1022 и т.п.). Новые технологии создания интегральных схем (большие интегральные схемы) позволили разработать в конце 70-х начале 80-х годов ЭВМ четвертого поколения, к которым относятся различного рода микро и мини ЭВМ. И, конечно, венцом развития вычислительной техники (на тот момент времени!!!) стало создание персональных ЭВМ, которые можно отнести к отдельному классу машин четвертого поколения. Именно с этого момента в нашем языке вместо ЭВМ утвердился термин персональный компьютер (ПК). И вычислительная техника устремилась «в массы». <Заголовок 1> КЛАССИФИКАЦИЯ ЭВМ ПО ПРИНЦИПУ ДЕЙСТВИЯ <Заголовок 1> Электронная вычислительная машина, компьютер – комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки данных в процессе решения вычислительных и информационных задач. По принципу действия вычислительные машины делятся на аналоговые (АВМ), цифровые (ЦВМ) и гибридные (ГВМ). Критерием деления является форма представления данных, с которыми они работают. ЦВМ – работают с данными, представленными в дискретной, а точнее, в цифровой форме. АВМ – работают с данными, представленными в непрерывной (аналоговой) форме, т.е. в виде непрерывного ряда значений какой-либо физической величины, которая является аналогом вычисляемой величины. Чаще всего это электрическое напряжение. На АВМ наиболее эффективно решать математические задачи, содержащие дифференциальные уравнения, не требующие сложной логики. ГВМ – работают с данными, представленными и в цифровой и в аналоговой форме. Их целесообразно использовать для задач управления сложными быстродействующими техническими комплексами. Наиболее широкое распространение получили ЦВМ с электрическим представлением дискретных данных – ЭЦВМ, которые обычно называют просто ЭВМ. <Заголовок 1> АРХИТЕКТУРА ЭВМ <Заголовок 1> Архитектура- это наиболее общие принципы построения ЭВМ, реализующие программное управление работой и взаимодействием основных ее функциональных узлов. Общие принципы построения ЭВМ, которые относятся к архитектуре: <Список маркированный> Структура памяти ЭВМ Способы доступа к памяти и внешним устройствам Возможность изменения конфигурации компьютера Система команд Форматы данных Организация интерфейса <Список маркированный> <Заголовок 2> Принципы Джона фон Неймана <Заголовок 2> Основы учения об архитектуре вычислительных машин заложил Джон фон Нейман. В 1946 году он вместе со своими коллегами опубликовал статью «Предварительное рассмотрение логической конструкции электронно-вычислительного устройства», в которой убедительно обосновывается использование двоичной системы счисления для представления чисел в ЭВМ (до этого машины хранили данные в 10 – ом виде) и излагаются основные принципы. <Заголовок 3> Принцип программного управления <Заголовок 3> Принцип программного управления обеспечивает автоматизацию процессов вычислений на ЭВМ. Согласно этому принципу программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности. Для понятия этого принципа надо знать следующие определения. Регистр – специализированная дополнительная ячейка памяти в процессоре. Регистр выполняет функцию кратковременного хранения числа или команды. Счетчик команд – регистр устройства управления (УУ), содержимое которого соответствует адресу очередной выполняемой команды, он служит для автоматической выборки программы из последовательных ячеек памяти. Этот регистр последовательно увеличивает хранимый в нем адрес очередной команды на длину команды. Так как команды программы расположены в памяти друг за другом, то тем самым осуществляется выборка цепочки команд из последовательно расположенных ячеек памяти. Если же нужно после выполнения команды перейти не к следующей, а к какой – то другой, используются команды условного или безусловного переходов. Таким образом, процессор исполняет программу автоматически, без вмешательства человека. <Заголовок 3> Принцип однородности памяти <Заголовок 3> Принцип однородности памяти (принцип хранимой команды). Программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Компьютер не различает, что храниться в данной ячейке памяти – число, текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными. Отсутствие принципиальной разницы между программой и данными дало возможность ЭВМ самой формировать для себя программу в соответствии с результатом вычислений. <Заголовок 3> Принцип адресности <Заголовок 3> Принцип адресности. Структурно основная память состоит из пронумерованных ячеек; процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка. Это позволяет обращаться к произвольной ячейке (адресу) без просмотра предыдущих. Компьютеры, построенные на этих принципах, относят к типу фон-неймановских. <Рисунок 1> На сегодняшний день это подавляющее большинство компьютеров, в том числе и IBM PС – совместимые. Но есть и компьютерные системы с иной архитектурой – например системы для параллельных вычислений. <Заголовок 2> Структура современных ЭВМ <Заголовок 2> <Заголовок 3> Начало изменений в классической архитектуре <Заголовок 3> Начало изменений в классической архитектуре относится к 3-му поколению ЭВМ (переход от транзисторов к интегральным схемам). Это было обусловлено возникновением противоречия между высокой скоростью обработки данных внутри машины и медленной работой устройств ввода-вывода (у них механические части). Процессор вынужден простаивать в ожидании данных извне. Стало необходимо освободить центральный процессор от функции обмена данными с внешними устройствами. В современных ЭВМ эта функция передана контроллеру. Контроллер (адаптер) – устройство, которое связывает периферийное оборудование и каналы связи с центральным процессором, освобождая его от непосредственного управления функционированием данного оборудования, т.е. контроллер – это специализированный процессор с собственной системой команд (контроллер НГМФ, контроллер принтера, видеоадаптер и др.). Сейчас любое внешнее устройство имеет контроллер. Схема работы. Центральный процессор при необходимости обмена с внешним устройством выдает задание контроллеру на его осуществление. Контроллер создает канал связи между ОЗУ и внешним устройством. Дальнейшая передача идет под управлением контроллера без использования центрального процессора <Заголовок 3> Следующие изменение архитектуры <Заголовок 3> Появилось принципиально новое устройство – общая шина (магистраль, системная шина) для связи между отдельными функциональными узлами ЭВМ. Системная шина – это основная интерфейсная система компьютера, обеспечивающая сопряжение и связь всех его устройств между собой. Системная шина включает: <Список маркированный> Кодовую шину данных, которая служит для параллельной передачи всех разрядов числового кода. В ПК на базе Intel Pentium шина данных 64-х разрядная, за один такт на обработку поступает сразу 8 байт данных. Что передается. Кодовую шину адреса, которая служит для параллельной передачи всех разрядов кода адреса ячейки основной памяти или порта ввода – вывода внешнего устройства. Данные, передаваемые по адресной шине – трактуются как адреса ячеек оперативной памяти. Именно из этой шины процессор считывает адреса команд, которые необходимо выполнить. В современных процессорах шина адреса 32-разрядная (состоит из 32 параллельных проводников). Куда передается. Кодовую шину управления (командная шина) – служит для передачи управленческих сигналов во все блоки машины. Большинство современных компьютеров имеют 32 разрядную командную шину, но бывают и 64-разрядные. Как передается. <Список маркированный> <Рисунок 2> Как видно такую структуру легко пополнять новыми устройствами – открытость архитектуры. Появление блока видеопамяти связано с разработкой особого устройства вывода – дисплея (монитора). Для получения на экране стабильной картинки ее нужно где-то хранить. Для этого и существует видеопамять. Сначала содержимое видеопамяти формируется компьютером. Затем контроллер дисплея выводит изображение на экран. Конструктивно видеопамять может быть выполнена как часть обычного ОЗУ или содержаться в контроллере дисплея. <Заголовок 3> Особенность современной ЭВМ <Заголовок 3> Существует режим прямого доступа к памяти (ПДП), при котором внешнее устройство обменивается непосредственно с ОЗУ без участия ЦП. Для этого существует специальный контроллер ПДП. Режим ПДП появился только в машинах III поколения. Пример использования ПДП. Работа звуковой карты. Воспроизведение звуков с точки зрения процессора очень медленное (процессор - частота 500 МГц, частота дискретизации CD – 44 Гц) В этом случае процессор лишь помещает в ОЗУ необходимые данные и сообщает контроллеру ПДП их адрес и количество. Последний, не спеша, обеспечивает передачу данных, которая требуется звуковой карте. При описании магистральной структуры с точки зрения архитектуры упрощенно предполагалось, что все устройства взаимодействуют через общую шину. На практике при увеличении потоков данных между устройствами ЭВМ вводится одна или несколько дополнительных шин. Например, одна – для обмена с памятью, вторая для связи с «быстрыми», третья – с «медленными» внешними устройствами. <Заголовок 2> Тенденции в развитии структуры современных ЭВМ <Заголовок 2> <Список нумерованный> постоянно расширяется и совершенствуется набор внешних устройств, что приводит к усложнению связей между узлами ЭВМ; вычислительные машины перестают быть однопроцессорными, для осуществления параллельных вычислений одна операция выполняется сразу несколькими процессорами; использование быстродействующих ЭВМ не только для вычислений, но и для логического анализа данных; возрастает роль межкомпьютерных коммуникаций, компьютеры объединяются в сети для совместной обработки данных. <Список нумерованный> Все это приводит к тому, что происходит пересмотр традиционной фон Неймановской архитектуры. В конвейерной архитектуре процессоры одновременно выполняют разные операции над последовательным потоком обрабатываемых данных (многократный поток команд и однократный поток данных). В векторной архитектуре все процессоры одновременно выполняют одну команду над различными данными (однократный поток команд и однократный поток данных). В матричной архитектуре все процессоры одновременно выполняют разные операции над несколькими последовательными потоками обрабатываемых данных (многократный поток команд и многократный поток данных). Кластерная архитектура. Из нескольких процессоров и общей для них памяти формируют вычислительный узел. Если вычислительной мощности полученного узла оказывается недостаточно, то объединяют несколько узлов высокоскоростными каналами. Именно это направление является наиболее перспективным в настоящее время. Однако вместе со всем выше сказанным на данный момент подавляющее большинство существующих ЭВМ, несмотря на имеющиеся различия, по-прежнему состоят из одинаковых узлов и основано на общих принципах фон неймановской архитектуры. <Заголовок 2> Обобщенная структура ЭВМ <Заголовок 2> Несмотря на все выше сказанное на данный момент подавляющее большинство существующих ЭВМ, несмотря на имеющиеся различия, по-прежнему состоят из одинаковых узлов и основано на общих принципах фон неймановской архитектуры. <Рисунок 3> <Заголовок 3> Микропроцессор <Заголовок 3> Микропроцессор (МП). Центральный блок ПК, предназначен для управления всеми блоками машины и для выполнения арифметических и логических операций над данными. В состав МП входит: Устройство управления (УУ). УУ является функционально наиболее сложным устройством ПК. Оно формирует и подает во все блоки машины в нужные моменты времени определенные сигналы управления, обусловленные выполняемой операцией и результатами предыдущих операций; формирует адреса ячеек памяти, используемых выполняемой операцией; передает эти адреса в соответствующие блоки ЭВМ. Регистр команд – запоминающий регистр, в котором хранится код команды: код выполняемой операции и адреса операндов, участвующих в операции. Регистр команд расположен в интерфейсной части МП, в блоке регистров команд. Дешифратор операций – логический блок, выбирающий в соответствии с поступающим из регистра команд кодом операции (КОП) один из множества имеющихся у него выходов. ПЗУ микропрограмм – хранит в своих ячейках управляющие сигналы (импульсы), необходимые для выполнения в блоках ПК операций обработки данных. Импульс по выбранному дешифратором операций выходу считывает из ПЗУ микропрограмм необходимую последовательность управляющих сигналов. Узел формирования адреса находится в интерфейсной части МП. Вычисляет полный адрес ячейки памяти (регистра) по реквизитам, поступающим из регистра команд и регистров МПП. Арифметико-логическое устройство (АЛУ) выполняет все арифметические и логические операции над данными. Сумматор – вычислительная схема, выполняющая процедуру сложения поступающих на ее вход двоичных кодов, имеет разрядность двойного слова. Регистры – быстродействующие ячейки памяти различной длины: Регистр1 (Рг1) имеет разрядность двойного слова, а Регистр2 (Рг2) – разрядность слова. При выполнении операций в Рг1 помещается первое число, участвующее в операции, а по завершении операции – результат; в Рг2 – второе число, участвующее в операции (по завершении операции данные в нем не изменяются). Рг1 может принимать данные с КШД, и выдавать данные на них, Рг2 только получает информацию с этих шин. Схемы управления принимают от КШУ управляющие сигналы от устройства управления и преобразуют их в сигналы для управления работой регистров и сумматора АЛУ. Микропроцессорная память (МПП) – память небольшой емкости, но чрезвычайно высокого быстродействия, служит для кратковременного хранения записи, выдачи данных, непосредственно используемых в вычислениях в ближайшие такты работы машины. Строится на регистрах и используется для обеспечения высокого быстродействия машины. Регистры – быстродействующие ячейки памяти различной длины в отличие от ячеек основной памяти (ОП), имеющих стандартную длину 1 байт и более низкое быстродействие. Интерфейсная система реализует сопряжение и связь МП с другими устройствами ПК. Интерфейс – совокупность средств сопряжения и связи устройств компьютера, обеспечивающая их эффективное взаимодействие. К этой системе относятся так называемые порты ввода/вывода – аппаратура сопряжения, позволяющая подключить к микропроцессору другое устройство ПК. Генератор тактовых импульсов генерирует последовательность электронных импульсов. Промежуток времени между импульсами определяет время одного такта работы машины. Тактовая частота определяет количество элементарных операций, выполняемых процессором за 1 секунду. Так как, каждая операция осуществляется за определенное количество тактов, то чем выше тактовая частота, тем выше быстродействие машины. Это одна из основных характеристик ПК. Измеряется в МГц (1 Гц = одна операция в секунду). <Заголовок 3> Системная шина <Заголовок 3> Системная шина. Основная интерфейсная система компьютера, обеспечивающая сопряжение и связь всех устройств между собой. Системная шина обеспечивает три направления передачи информации: <Список маркированный> МП ↔ основная память; МП ↔ порты ввода-вывода внешних устройств; Основная память ↔ порты ввода-вывода внешних устройств (в режиме ПДП). <Список маркированный> Все блоки, а точнее их порты в/в подключаются к шине через соответствующие унифицированные разъемы одинаково: непосредственно или через контроллеры (адаптеры). Управление системной шиной осуществляется МП либо непосредственно, либо через дополнительную микросхему – контроллер шины, который формирует основные сигналы управления. Упрощенное представление работы процессора с ячейками памяти через системную шину: <Список нумерованный> Помещает на адресную шину требуемый адрес. На шину управления устанавливает необходимую служебную информацию (операция – «чтение», устройство – «ОЗУ» и т.п.). ОЗУ, увидев на адресной шине адрес, извлекает содержимое соответствующей ячейки и помещает его на шину данных. <Список нумерованный> <Заголовок 3> Основная память <Заголовок 3> Основная память (ОП). ОП предназначена для хранения и оперативного обмена данными с прочими блоками машины. Состоит из постоянно запоминающего устройства (ПЗУ/ROM) и оперативно запоминающего устройства (ОЗУ/RAM). ПЗУ служит для хранения неизменяемых данных. Из ПЗУ можно только читать. ПЗУ является энергонезависимым устройством, поэтому информация в нем сохраняется даже при выключении электропитания. Важнейшая микросхема ПЗУ модуль BIOS (базовая система ввода-вывода), в который «зашиты» еще при изготовлении: совокупность программ, предназначенных для автоматического тестирования устройств после включения питания компьютера, программа-загрузчик операционной системы, программа Setap, предназначенная для задания и изменения таких параметров компьютера, как время, дата, системный диск и т.д. К ПЗУ относится также полупостоянная память CMOS, в которой хранятся настойки компьютера, сделанные с помощью Setap. CMOS имеет отдельный малогабаритный аккумулятор или батарею питания, поэтому информация о конфигурации остается в памяти, даже если долго не включать компьютер. В последние годы в ПК в качестве ПЗУ стали использовать перепрограммируемое ЗУ – FLASH-память, программы BIOS которой можно заменять («перепрошивать») специальным образом прямо в компьютере на более новые версии. ОЗУ предназначено для оперативного хранения данных и программ, непосредственно участвующих в информационно-вычислительном процессе, выполняемых ПК в текущий момент времени. Доступ к элементам оперативной памяти прямой – это означает, что каждый байт памяти имеет свой индивидуальный адрес, что обеспечивает ее быстродействие. Это энергозависимая память, поэтому при выключении питания, данные в ней не сохраняются. Основная память компьютера – это внутренняя память и находится на материнской плате в системном блоке. Здесь следует также сказать еще об одном виде внутренней памяти. Регистровая КЭШ-память – высокоскоростная память сравнительно большой емкости, является буфером между ОП и МП и позволяет увеличить скорость выполнения операций. Регистры КЭШ-памяти недоступны для пользователя (Cache – тайник). В КЭШ-памяти хранятся данные, которые МП получил, и будет использовать в ближайшие такты своей работы. Различают КЭШ-память 1-го уровня, она встроена в МП (для Pentium Pro ее размер 256 – 512 Кб) и КЭШ-память 2го уровня, она размещается на материнской плате вне МП, ее емкость может достигать нескольких мегабайт. Еще один вид памяти – видеопамять, которая используется для хранения изображения, выводимого на монитор. Конструктивно она может входить в ОЗУ или содержаться непосредственно в контроллере монитора. <Заголовок 1> Состав вычислительной системы <Заголовок 1> Вычислительная система – конкретный набор взаимодействующих между собой устройств и программ, предназначенных для обслуживания одного рабочего участка. Состав вычислительной системы называется конфигурацией. Аппаратные (HardWare) и программные средства (SoftWare) вычислительной техники принято рассматривать раздельно. <Заголовок 2> Аппаратное обеспечение <Заголовок 2> К аппаратному обеспечению относятся устройства и приборы, образующие аппаратную конфигурацию. По способу расположения устройств относительно центрального процессорного устройства различают внешние и внутренние устройства. Внешними, как правило, являются большинство устройств ввода-вывода данных (их также называют периферийными) и некоторые устройства для длительного хранения данных. Согласование между отдельными узлами и блоками выполняют с помощью переходных аппаратно-логических устройств, называемых аппаратными интерфейсами. Физически аппаратные средства согласуются друг с другом с помощью механических и электрических разъемов и контактов. Логически они согласуются друг с другом с помощью программ, называемых драйверами устройств. Стандарты на аппаратные интерфейсы в вычислительной технике называют протоколами. Они представляют собой некие правила, которые должны соблюдать разработчики устройств для успешного согласования их работы с другими устройствами. Существуют последовательные и параллельные интерфейсы. Через последовательный интерфейс данные передаются последовательно бит за битом. Их производительность оценивают бит/сек. Применяют для подключения «медленных» устройств (СОМ-порты, мышь, клавиатура и т.д.). При параллельном интерфейсе данные передаются одновременно группами битов, их производительность оценивают байт/сек. Применяют, где важна скорость передачи данных: для подключения печатающих устройств, ввода графической информации, устройств записи данных на внешний носитель и т.п. (LPT-порты). <Заголовок 2> Программное обеспечение <Заголовок 2> Программы – это упорядоченные последовательности команд. Конечная цель любой программы – управление аппаратными средствами. Состав программного обеспечения вычислительной системы называют программной конфигурацией. <Заголовок 1> СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ <Заголовок 1> <Список нумерованный> Информатика для юристов и экономистов / Под редакцией С.В. Симоновича – СПб.: Питер, 2008. Костевич Л.С. Математическое программирование: Информ. технологии оптимальных решений: Учеб. пособие – Мн.: Новое знание, 2003 Гаевский А.Ю. Основы работы в Интернете. Самоучитель. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003 Астахова И.Ф., Толстобров А.П., Мельников Д.М. SQL в примерах и задачах. Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание, 2002. Голицына О.Л., Попов И.И. Основы алгоритмизации и программирования: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М: ФОРУМ, 2008. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных. 8-е издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2005. Джен Л. Харрингтон. Проектирование реляционных баз данных. Пер. с анг. –М.: Издательство “Лори”, 2006. Ильина О.П. Информационные технологии бухгалтерского учета. - СПб.: Питер, 2002. Гарнаев А. Excel, VBA, Internet в экономике и финансах.-СПб.: БХВ-Петербург, 2001. Гончаров А. Самоучитель HTML. – СПб.: Питер, 2002. Ломов А. Ю. HTML, CSS, скрипты: практика создания сайтов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. Петров В.Н. Информационные системы. - СПб.: Питер, 2002. Погонин В.А., Схиртладзе А.Г. Интегрированные системы проектирования и управления. Корпоративные информационные системы: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. Самордак А.С. Корпоративные информационные системы. – Владивосток: ДГУ ТИДОТ, 2003. <Список нумерованный> |