Главная страница

История Российского Советского кинематографа


Скачать 54.69 Kb.
НазваниеИстория Российского Советского кинематографа
Дата06.10.2021
Размер54.69 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла279751.docx
ТипКурсовая
#242316
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6

2.3 Особенности развития кино в послевоенный период
(1946 – 1953 гг.)



После войны, страна была вынуждена жить и работать в условиях жесткой мобилизации вплоть до окончания правления Сталина. И если в трудное военное время люди были готовы идти на жертвы, то после войны терпеть низкий социальный уровень жизни становилось все сложнее. Народное недовольство росло, руководство страны знало об этом, органы госбезопасности регулярно поставляли тревожные сведения правительству. Правительство пыталось предпринимать некоторые меры, чтобы продемонстрировать людям, что они в курсе тяжелой ситуации и проводят мероприятия для облегчения положения народа (отмена карточной системы, ежегодное снижение цен, была определена единая пониженная стоимость билетов на все сеансы при показе хроникально-документальных, научно- популярных, технических фильмов, в два раза была уменьшена цена билета на детские сеансы). Эти меры правительства быстро привели к прогнозируемым результатам: посещаемость кинотеатров СССР резко возросла. Для того, чтобы сбить этот градус у тогдашнего государства помимо инструмента насилия оставался последний ресурс – многократное усиление института пропаганды. Это был не лучший инструмент, но поскольку ничего другого не оставалось, именно он и был запущен в послевоенные годы на предельные мощности. Последнее обстоятельство по большей части и предопределило судьбу советского кино послевоенного периода.

От существенной части кинотеатров, которых было так много в городах и деревнях, было принято решение избавиться.. За военные годы отечественная городская киносеть утратила более 500 кинотеатров, находившихся в больших городах и промышленных центрах. Сельская киносеть лишилась около 7000 киноустановок, что составляло примерно половину всех устройств. В первые послевоенные годы строительство новых городских кинотеатров осуществлялось очень слабо. Несколько крупных городов имело катастрофически мало кинотеатров.

Перед тем, как развернуть масштабные работы по наведению чистоты среди искусства, сталинское руководство пришло к выводу, что настала пора навести порядок в той самой партийной структуре, которая сама надзирает за порядком в идеологии и культуре. 15 июля 1946г. секретариат ЦК ВКП(б) утвердил «Предложения о мероприятиях по улучшению руководства агитпропработой и по укреплению аппарата Управления пропаганды ЦК ВКП(б). Документ констатировал отставание и серьезные недостатки на всех участках агитационно-пропагандистской работы, начиная с газет и журналов и кончая театром и кино. Там же содержался обширный план конкретных мер и действий. В разделе, посвященном кинематографу, говорилось: «За последнее время произошло снижение идейного, художественного и технического уровня выпускаемых кинофильмов, создано мало картин, отображающих жизнь советского народа, некоторые режиссеры отходят от современной тематики в далекое прошлое, увлекаются постановкой безыдейных картин на мелкие бытовые темы. План производства художественных фильмов на 1946 год, представленный Министерством кинематографии в ЦК ВЕП(б), страдает этими же недостатками» , в постановлении предлагалось разработать и внести на рассмотрение ЦК ВКП(б) новый план производства художественных фильмов на 1946–47гг.. В новом плане предлагалось сократить количество лент на исторические и неактуальные темы, расширить производство фильмов в Прибалтике; развернуть критику недостатков кинофильмов, для чего сосредоточить в Управлении пропаганды лучших критиков по кино, способных предоставить объективную и содержательную критику выходящих картин. В качестве организационных мер по повышению эффективности работы УПИА (Управления агитации и пропаганды) намечалось издание газеты по искусству и культуре как непосредственного рупора Агитпропа, расширялся штат надзирателей, сам шеф УПИА Г.Ф.Александров, получал в помощь себе уже четырех заместителей по основным направлениям деятельности. Штат сектора кино был увеличен до пяти боевых единиц.

Производственные результаты советских киностудий в 1945 г. оказались удручающими. Из задуманных 35 фильмов фактически были закончены только 20 картин. Такой серьезный провал государственного плана в какой-то мере можно было бы объяснить на сложности, с которыми столкнулись в первый послевоенный год. Так как в обстоятельствах мирного времени кинематографии удалось проработать немного более полугода. Но в 1946 году план выпуска художественных фильмов тоже был полностью провален, планировалось выпустить 40 фильмов, по ходу года планы были сокращены до 21 ленты, но даже этот план выполнить не получилось. Эта тенденция продолжалась дальше: вместо запланированного на послевоенную пятилетку многократного роста кинопроизводства число новых советских фильмов каждый год продолжало уменьшаться. В 1946-м г. удалось по официальным данным выпустить на экран 22 ленты (а фактически меньше, т.к. несколько сразу фильмов были запрещены). В 1948-ом было снято только 18 фильмов. Планка кинопроизводства продолжала опускаться все ниже и ниже и в 1951-ом достигла уже печально рекордной отметки – 9 фильмов.

Конец 40-х-начало 50-х – самые гибельные годы советского кино. Ему предстояло пройти еще и самое трудное в своей истории испытание – испытание пресловутым «малокартиньем». Авторство идеи – расходовать на кинематограф меньше денег, однако зарабатывать при этом больше – безоговорочно приписывается Сталину. Что он ее поддержал и реализовал – нет сомнения. Сохранились воспоминания заместителя начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) тех лет Д.Т.Шепилова, вполне проливающие свет на позицию вождя по данному вопросу: «На заседании Политбюро 11 июня 1948г. при рассмотрении плана производства кинофильмов Сталин говорил примерно следующее (цитирую по моей записи, которая сохранилась с того заседания): «Министерство кино ведет неправильную политику в производстве фильмов. Все рвется производить больше картин. Расходы большие. Брак большой. Не заботятся о бюджете. А от кино можно было бы получать 2 млрд. чистой прибыли. Хотят делать 60 фильмов в год. Это не нужно. Это – неправильная политика. Надо в год – четыре-пять художественных фильмов, но хороших, замечательных. А к ним плюс несколько хроникальных и научно-популярных. А мы идем в кино экстенсивно, как в сельском хозяйстве.

Снятия с показа ряда фильмов стали следствием существовавшей жесткой цензуры и развернувшейся идеологической кампании. Так, 14 июня 1948 г. вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О плане производства художественных, документальных и видовых кинофильмов на 1948 год», где говорилось о необходимости «исключить из плана и прекратить работы по постановке следующих фильмов: «Два капитана», «Ночь полководца», «Рейд на Карпаты», «Спутники», «Мать», «Сухой дол», «В садах Колхиды», «Сказка о царе Салтане», «Девушка из Нацихвари».

«Малокартинье» тяжело сказалось даже на таких крупных гигантах кинопроизводства как «Мосфильм» и «Ленфильм», на которых надолго остались не у дел не только ведущие мастера, но и сотни уникальнейших специалистов, работников обслуживающих цехов. Для маленьких республиканских студий, где и прежде снималось максимум 2-3 картины в год малокартинье обернулось настоящим гибельным кошмаром. Из всех республиканских студий на плаву удержалась лишь одна «Грузия-фильм», получившая возможность ставить по два-три, а то и по четыре фильма в год. Сталин, требовавший от актеров, изображавших его на экране, убрать грузинский акцент, скорее всего не забыл, откуда он, и не оставлял своих земляков без своей отеческой опеки. Крупная же Киевская студия оказалась на голодном пайке. Рассчитанная на производство 8–10 фильмов в год она теперь с трудом завоевывала себе право снимать от силы по одной, иногда по две картины в год.

К началу 50-х, по-видимому, и руководству страны и Агитпропу становится очевидным, что политика «малокартинья» ведет в тупик. Толчком к пониманию могли стать очередной крах государственного плана по выпуску фильмов на 1949 год. Неудача опять была громкой. Вместо запланированных 21 фильма студии страны с большим трудом выдали только 10. Годовой план по прокату тоже оказался недовыполнен на 158 млн зрителей. В связи с чем недобрано было 570 млн руб.

Для резкого увеличения выпуска цветных художественных фильмов, улучшения их качества и удешевления их стоимости министр министр кинематографии СССР И.Г.Большаков представил развернутую и убедительную программу неотложных мер по преодолению производственно- технической отсталости советской кинематографии. Среди них на первое место выдвигалось строительство нового «Мосфильма», рассчитанного на выпуск 40 картин в год, расширение и коренная реконструкция «Ленфильма» и других киностудий.

В октябре 1952 г. на XIX съезде партии, было принято решение об увеличении производства кинофильмов.

Это дало плоды уже в следующем году, выпускается 20 художественных картин, это примерно в два раза больше, чем в прошлом, в 1954 г. – 45 лент, в 1955 г. – уже 66 (в эти цифры не входят фильмы-концерты и фильмы-спектакли, которые занимали в кинопроизводстве конца 1940-х годов заметное место).

Несмотря на тяжелое положение отечественного кино в это время, ограничение в бюджете, выходили кинокартины, влюбившие в себя зрителей, – «Сельская учительница», «Подвиг разведчика», «Молодая гвардия».

В послевоенные годы весьма удручающе выглядели историко- революционные киноленты. Нужно заметить, что о В.И. Ленине в этот период не было поставлено ни одного фильма. Хотя С. Юткевичем предпринимал такого рода попытки. В 1947 г. он собирался экранизировать пьесу Н. Погодина «Кремлевские куранты». Но его инициатива одобрения у руководства страны не встретила. Кинолента режиссера С.Юткевича «Свет над Россией» была запрещена еще до завершения съемочного процесса.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта