История возникновения и развития граффити
Скачать 28.5 Kb.
|
Оглавление Введение. 1. История возникновения и развития граффити. 1.1 Понятие граффити. 1.2 Истоки. 1.3 Зарождение современного граффити. 2. Материалы для выполнения граффити 3. Типы граффити. 4. Возникновение и развитие граффити в России. 5. Граффити как вандализм. 6. Граффити как искусство. 8. Анкетирование. 9. Результаты анкетирования. Заключение. Библиографический список. Введение Нередко гуляя по улице, на здании, гараже или заборе можно заметить нечто яркое, громадное, непонятное. Ты остановишься, пытаясь разобраться, фантазируешь и ломаешь голову. Наконец, перед тобой вырисовываются буквы, но разобрать – какие, невозможно. Эти буквы, как большая задача, которую нужно непременно решить, не зная ни формул, ни ход решения .[4] Эта задача носит название – граффити. Так что, если хотите идти в ногу со временем и культурой – знакомьтесь с граффити. Актуальность данной исследовательской работы заключается в противоречивости отношения к граффити. Население рассматривает граффити как хулиганство, но в то же время, граффити являются прекрасным средством украсить неяркую городскую и даже сельскую среду обитания человека. Относиться к данному проявлению можно по-разному. Но, испытывая либо восхищение, либо неприязнь, вряд ли кто-то задумывался о том, что перед ним - образец искусства. Искусство, знакомое ещё с древнейших времён и продолжающее динамично развиваться. Объект исследования – граффити мира, России и города: Чулым, Новосибирск. Цель данной работы - выяснить отношение людей к граффити, является граффити искусством или вандализмом. Для проведения исследовательской работы были поставлены следующие задачи: 1) узнать, что такое граффити; 2) изучить историю развития граффити; 3) ознакомиться со стилями граффити; 4) доказать, что граффити – это искусство; 5) узнать мнение учащихся нашей школы о граффити. В процессе исследования были использованы следующие методы: 1) теоретический анализ и синтез информации о граффити; 2) фотогаллерея; 3) анкетирование. Гипотеза – граффити является искусством, если служит для достижения благородных целей, в противном случае - это вандализм. 1.История возникновения и развития граффити 1.1 Понятие граффити Термин «граффити» от греческого слова «Graphein», означающий «писать», и от итальянского слова «Graffito»-«царапать». Граффити - изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.[7] 1.2 Истоки История термина Graffiti переносит нас к доисторическому человеку, рисующему на стене пещеры. Первые образцы граффити были найдены еще на античных памятниках. Широкую известность получили наскальные рисунки урочища Тамгалы, в 2004 году занесенные в Список всемирного наследия. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни. В Древнем Египте наскальными рисунками полнятся усыпальницы и пирамиды. В гробницах фараонов, к примеру, было принято изображать весь их жизненный путь от рождения до смерти. Много интересных сведений о жизни древних римлян позволили получить граффити, найденные при раскопке Помпеи. Древняя Греция и Древний Рим, также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. Греки любили записывать мудрые изречения, римляне отмечали в рисунках доблесть солдат, красоту женщин. Граффити были широко распространены в доколумбовой Америке. В одном из крупнейших поселений майя Тикаль было обнаружено множество прекрасно сохранившихся рисунков. У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 граффити 11 века. Большей частью древнерусские граффити-это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание – молитвенные просьбы. Таким образом, можно сделать вывод, что наскальные рисунки можно назвать самыми первыми на земле граффити. 1.3 Зарождение современного граффити Граффити, каким мы знаем его сегодня, зародилось в Нью-Йорке как часть хип-хоп-культуры. Отсюда, кстати, и обилие хип-хоповских словечек в слэнге нынешних граффитчиков. Родоначальники жанра использовали самые обычные маркеры и аэрозоли, которые нередко “заимствовали” у зазевавшихся продавцов в магазине. Немало рабочих инструментов изготавливалось собственноручно. В ход шло буквально все: от специальных составов для подкраски обуви до штемпельной краски. В качестве корпуса обычно использовался отслуживший свое баллончик из-под дезодоранта. Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Стоящие на страже закона и порядка твердят одно: роспись муниципального имущества - при всей (эстетической) ценности этой самой росписи - представляет серьезную угрозу обществу. Нотациями дело не ограничивается. Немало граффитчиков поплатились за свое творчество внушительными штрафами, кое-кто угодил за решетку. Во многих мегаполисах уличным художникам в свое время отвели так называемые “законные стены и дворы”, но это оказалось пригодно только в рамках контестов (соревнований). Закрепить же за собой стену и ходить рисовать на ней, периодически закатывая предыдущие работы валиком, никто не сможет, ведь такое противоречит самой концепции граффити – опасного, уличного, дерзкого искусства. Кстати, во многом именно из-за этого в граффити так мало девушек. Перелезать через заборы, убегать от «палева» и подавлять нервное напряжение, когда видишь перед собой панель поезда, сможет не каждая. Несколько лет назад переодетые “копы”, под видом британской съемочной группы, делающей фильм об уличном искусстве, арендовали студию и расклеили всюду объявления, приглашающие граффитчиков поучаствовать в съемках. Откликнулось более шестидесяти человек. В итоге они снабдили полицейских подробнейшей информацией о своих излюбленных “объектах” и поставщиках краски, также образцами собственных творений. Сейчас художники стараются быть более скрытными и редко общаются с журналистами. Даже в граффити-тусовке мало кто знает друг друга лично. Нью-Йорк уже не считается мировой столицей граффити – несколько лет назад этот титул “отобрал” у него Лос-Анджелес, но он по-прежнему почитается как “колыбель” граффити. Именно там родился мир уличного искусства - со своей техникой, стилем и слэнгом. Точнее было бы сказать - стилями. Ведь граффити - это множество направлений и течений. Три основных стиля граффити: WILD STYLE (в переводе с англ. дикий стиль) - в этом стиле значение слова или фразы полностью теряется. Основной акцент на сложность переплетения букв. BUBBLE LETTERS - Используется в основном для бомбинга. Это экстремальный вид граффити, обычно рисуется на разных видах транспорта. Изначально это было метро, но московские (и не только) реалии заставили наших современных бомберов переключиться на наземные поезда (хотя это тоже связано с риском). Для бомбинга обычно важно не качество изображения, а количество и скорость, поэтому они рисуют очень быстро и небрежно. С него все и началось. FX STYLE (или daim style) - Буквы трёхмерные и часто завёрнуты настолько, что теряешь чувство нереальности букв. Кажется, что можно до них рукой дотронуться. Но каждому стилю – свое время. Сложность композиции работы – уже не главное, важно разработать шрифт, соблюсти форму и цвет. Также сейчас снова возродился интерес к флопам (те самые bubble letters). В Россию все тренды приходят из Европы и просачиваются через специализированные журналы – каталоги, составленные из фотографий работ разных художников. Многие российские команды совершают трипы в Европу, а Европейские художники часто приезжают к нам. Снимаются видео и передаются «из рук в руки». Иногда они появляются на прилавках специализированных магазинов.[2] 2. Материалы и техника создания Самый главный и необходимый инструмент в граффити - аэрозольная краска в баллонах и умение самого художника. Используя их можно создать огромное количество разнообразных стилей и техник. Аэрозольная краска продается в граффити-магазинах, хозяйственных магазинах или магазинах художественных товаров, причем в настоящее время можно найти краску практически любого оттенка. Современное граффити зачастую включает элементы других искусств и использует новые технологии. К примеру, «Graffiti Research Lab» («Лаборатория по исследованию граффити») вдохновила райтеров на использование в работах проецируемых изображений и магнитных светодиодов. Еще один новый вид уличного искусства, который состоит в украшении уличного пространства с помощью разноцветных вязаных или трикотажных тканей или предметов. [5] 3. Типы граффити Типы современных граффити можно разделить на три условных группы: 1) Трафаретные. Само название говорит за себя – эти рисунки выполняются по заранее приготовленному шаблону, т. е. к стене прикладывают, например, кусок картона с вырезами в форме нужных букв или рисунка. 2) Художественные граффити – это рисунки или слова, выполненные в каком-либо стиле, они намного больше трафаретных. Для того чтобы нанести его на стену, может потребоваться не один день. Такие граффити ценятся больше всего. 3) Малохудожественные. Чаще всего представляют собой надписи или же отдельные слова, очень часто нецензурные и несвойственные литературной речи. Объектами граффити могут быть различные постройки, машины, бытовые предметы, такие как холодильник и т. д. Порой дело доходит даже до одежды.[3] 4. Возникновение и развитие граффити в России Зарождение отечественного граффити движения произошло в 1980-х годах в СССР. Первыми отечественными граффитчиками считаются Крыс (Крис) из Латвии и Баскет из Москвы. С 1980-х годов и до середины 1990-х граффити в России носит эпизодический характер и только к концу 1990-х приобретает массовый характер. Это связано с доступом к информации, которая стала поступать лавинообразно с популяризацией интернета, а также с использованием граффити в шоу-рынке и коммерческих целях (реклама на ТВ и в журналах). На стыке веков граффити получает все большую популярность в среде молодежи, появляется доступ к профессиональной краске, специализированным изданиям и видео. Начинают проводиться первые граффити-фестивали и акции. В 2006 году в Санкт-Петербурге с целью показать реальный уровень российского уличного искусства проходил международный фестиваль граффити. До 2006 года фестиваль проводился в Беларуси (2003—2005 в Гомеле и Минске), в них принимали активное участие и российские райтеры (все, кто рисует на стенах, называются writer'ами). В крупных городах России и Украины проводится ежегодный фестиваль SNICKERS® URБANиЯ, в рамках которого проходит конкурс-граффити. В Чебоксарах c 2001 года проводится ежегодный граффити-фестиваль в рамках международного хип-хоп фестиваля «Кофемолка». В Сибирском регионе силами местных энтузиастов проводится локальный фестиваль Paint Methods, с периодичностью несколько раз в год (самый частый фестиваль в России). В Екатеринбурге ежегодно в первые выходные июля проводится международный фестиваль стрит-арта «Стенограффия».[8] 5. Граффити как вандализм Как вы думаете, сколько на свете существует средств и способов самовыражения? В эпоху технологического прогресса их просто не счесть. Возможности человека стали практически безграничны. Однако, несмотря на это, люди не перестали рисовать на стенах. Только вот далеко не все воспринимают разрисованные стены, как способ самовыражения. Для них это скорее хулиганство, чем творчество. Многие называют это вандализмом. В России на сегодняшний день преобладает негативное отношение общества к этому направлению молодежной субкультуры, что легко объясняется обилием некачественных и неприличных рисунков и нецензурных надписей на улицах наших городов, среди которых редкие шедевры зачастую остаются незамеченными. Кроме того, тем же способом продвижения своих идей в массы часто пользуются не самые благонадежные и миролюбивые молодежные организации. Еще большее неприятие общества райтеры вызывают из-за прямых ассоциаций своего творчества с откровенным вандализмом – уродованием памятников архитектуры, оскорблением национальных и культурных ценностей. Однако на самом деле вандалы не имеют прямого отношения к искусству граффити. В чем связь вандализма и граффити? Согласно Большой советской энциклопедии вандализм – это «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». Но в более широком смысле вандализм означает вредительство, асоциальное поведение. Ну, например, выбросил кто-нибудь мусор в парке, потоптался по газону или разгромил магазин – все это акт вандализма, девиантное поведение. Занимаются этим в основном подростки. Вот только граффити тут причем? Может быть, надпись на стене «Вася – козел» и можно назвать вандализмом, но не всякая надпись на стене – граффити! Некоторые считают, что граффити – это своеобразная форма девиантного поведения, очень распространенная среди подростков и молодежи. С этим можно поспорить.[1] 6. Граффити как искусство Граффити - это своеобразная альтернатива традиционным способам выражать свое мнение, самое свободное из средств самовыражения. Пиши, рисуй о чем хочешь, не боясь нарушить какие-либо нормы и правила, здесь нет никаких табу и запретов. В общем, полная свобода творчества. И такое творчество чаще всего мы видим на улице (стены зданий, гаражей, подземных переходов, таксофонные кабинки, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); транспорт тоже используют для рисования, и, конечно, нельзя забывать про подъезды и лестницы. Если говорить о крупных городах, то там есть так называемые галереи граффити, то есть стены, полностью изрисованные краской. Любой художник стремится не только к самовыражению, но и к признанию, к славе. Ну, как говорится, плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Достичь заветной цели можно разными способами. Самый простой – это, конечно, СМИ. Фотографии работ, интервью, присутствие работ в клипах и т. д. И все-таки, почему люди берут в руки баллон с краской и идут рисовать? Причин тут много: это может быть и негативная реакция, а может быть всплеск положительных эмоций, может быть протест, а может быть и творческие мотивы. Язык граффити становится универсальным, так как все больше людей его понимают и принимают. Рисунки на стенах перестали приравнивать к хулиганству. И уж конечно, вандализмом, это никак назвать нельзя. Граффити – это действительно искусство, искусство самовыражения, искусство нарисовать свое собственное я. 8.Анкета для устного опроса Пожалуйста, помогите мне провести исследование по вопросу «Отношение людей к граффити», заполнив данную анкету 1.Знаете ли Вы, что такое граффити? да/нет 2.Ваше отношение к граффити: положительное или отрицательное? 3.Какие стили граффити Вам известны? 4.Считаете ли Вы граффити искусством? да/нет 5.Есть ли у Вас опыт выполнения рисунков или надписей в стиле граффити? да/нет 9.Анализ проведенного исследования: результаты проведенного опроса среди 8-9 классов МКОУСОШ №1 в таблице:
. По мнению большинства опрошенных подростков, граффити имеет большое значение в современном обществе и они считают, что это доступный способ донести до общества свои идеи и мысли. Заключение Итак, понятие граффити воспринимается по-разному. Для одних - это искусство, для других - вандализм. Стиль и техника граффити как особого вида городского искусства постоянно развиваются и совершенствуются. Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. В процессе проведения данной исследовательской работы было установлено, что у учащихся нашей школы, в общем, сложилось положительное отношение к граффити, но помимо этого присутствует процент тех людей, которые относятся к ним с неприязнью или равнодушно; большинство опрошенных считают, что граффити – это, прежде всего, искусство. Но опыта выполнения граффити у опрошенных нет. Поставленная мной гипотеза в начале исследования полностью подтвердилась: граффити действительно является искусством 21-го века. Это искусство постоянно развивается, и в будущем я думаю, нас ждет что-нибудь еще более интересное. Эта культура будет развиваться дальше, и, может быть, скоро наши серые улицы превратятся в целые музеи уличных произведений. Также граффити нельзя назвать вандализмом, так как вандализм-это причинение вреда или ущерба, а когда ты преобразовываешь и делаешь лучше, то это уже творчество. Тех, кто талантливо и искусно управляется с аэрозольными баллончиками, я думаю, ждет светлое будущее. Граффити является способом передачи информации или настроя, убеждений рисующего, и создаются они лишь тогда, когда им есть что сказать окружающим. Библиографический список 1. Вудуорд, У. Покажи мне, что ты рисуешь. // Ровесник.- 1994г. 2. Мулина, О. В нарисованном городе ярче живется//Семья. – 2009. - №33. С. 93 3. www. Graffiti zone. 4. Изобразительное искусство. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ (Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская и др.); под ред. Т.Я. Шпикаловой. М. : Просвещение,2012. 5. dereksiz.org/graffiti-iskusstvo-ili-vandalizm.html 6. www.oru.wikipedia.org/wiki 7. Прохоров, А. М. Советский Энциклопедический Словарь. // Москва 1988 г. 8. Луков В. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. |