Соцпед. текстсоцпед. история возникновения социальной педагогики
Скачать 126.06 Kb.
|
Чему же в первую очередь надо учить, и какие возможности для этого предоставляет жизнедеятельность организации? У детей необходимо развивать базу для речевого общения, которая характеризуется наличием достаточного запаса слов, правильностью речи, логикой в построении и изложении высказывания, способностью выделять из услышанного основной смысл; правильностью постановки вопроса и т. д. Отсутствие подобной базы приводит к отсутствию уверенности, необходимой для свободного общения. 15 Современные образовательные технологии в социальной сфере Также необходимо формировать у учащихся социально ценные установки. Важно, чтобы они рассматривали партнеров по взаимодействию как цель, а не способ достичь собственного благополучия. У ребят необходимо вызвать интерес к самому процессу взаимодействия, а не только к его результату. Они должны понять, что взаимодействие — это диалог, требующий толерантности к идеям и к мелким недостаткам партнера, умения слушать и понимать собеседника. Наряду со свободным владением речью и формированием определенных установок в сфере взаимодействия важно и развитие у детей, подростков, юношей коммуникативных умений. Умения, необходимые для взаимодействия, приобретаются и развиваются во всех сферах жизнедеятельности и в быту воспитательной организации. Эффективным способом целенаправленного развития этих умений может стать ролевая игра (которая, кстати, может использоваться как при проведении различных дел, так и специально в указанных целях во всех возрастах). Суть ролевой игры как способа обучения взаимодействию состоит в том, что та или иная задача (научиться завязывать контакт, правильно вести беседу) разрешается в ходе импровизированного разыгрывания участниками определенной ситуации. Успешность обучения взаимодействию зависит от ряда условий, важнейшими из которых можно считать следующие. Руководителям необходимо целенаправленно использовать многообразие быта и жизнедеятельности воспитательных организаций. Для этого необходимо, во-первых, чтобы они имели установку на обучение взаимодействию в быту и жизнедеятельности; во-вторых, чтобы они представляли, чему 16 Современные образовательные технологии в социальной сфере надо учить и как для этого можно использовать те или иные формы взаимодействия в быту и жизнедеятельности. Руководителям необходимо создавать такую атмосферу своего взаимодействия с коллективом, которая исключала бы возникновение чувства страха перед неудачным словом или действием, способствовала бы стремлению членов коллектива к самостоятельным поискам, стимулировала бы их отказ от тривиальных способов решения проблем и ситуаций. Е,§Ё ,н,?"!:;:§:" ,$' 17 ,О Современные образовательные 0 технологии в социальной сфере «ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ» Современные образовательные технологии в социальной сфере Цель: проанализировать аспекты воспитательного влияния различных социальных организаций в контексте социализации человека. Религия является важнейшим социальным институтом. В процессе секуляризации значимость религии падала в обществе. Тем не менее, ее роль в настоящее время по-прежнему значима, а в некоторых государствах ее влияние продолжает расти. В нашей стране присутствуют все четыре великие мировые религии - христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм и многие их разновидности. Социализирующее влияние религиозных организаций чувствуют на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того, различные конфессии ведут активную деятельность по привлечению новых верующих. Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. Иное дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та или иная организация, роль механизмов и их соотношение свои. В процессе социализации большинство религиозных организаций реализуют ряд функций. Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций видна в том, что они проповедуют своим членам определенную систему верований, позитивное отношение к религиозным ценностям. Это производится как в процессе культовых действий, так и в различных видах религиозного просвещения. Регулятивная функция прослеживается в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это 2 Современные образовательные технологии в социальной сфере происходит в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организации, а также через различные формы контроля. Коммуникативная функция осуществляется в создании новых условий для общения верующих, в определенных видах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительным методам конкретной религии. Милосердная функция религиозных организаций реализуется во многих сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации получают специфический опыт. Компенсаторная функция реализуется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в некой духовной защите от мирских потрясений и неприятностей. Воспитательная функция — религиозное воспитание человека. В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам очень тонко внушаются мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии. Выделяют два уровня религиозного воспитания рациональныи И мистическии. Рациональный уровень имеет три основных компонента- информационный, нравственный и деятельностный, состав которых часто подразумевает конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент — это тот объем знаний, который воспитуемые приобретают по истории церкви, 3 Современные образовательные технологии в социальной сфере богословию, догматике, священной истории; нравственный компонент — это обучение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный — участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия. Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно объяснить лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в разных вероисповеданиях имеет свои особенности. Например, мистический уровень православного воспитания определяют следующие моменты — подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания СВЯТЫНЬ. В процессе религиозного воспитания используются специфические формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания, но получают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием. Многообразны средства религиозного воспитания, определяющиеся конфессиональными особенностями. В процессе и в результате религиозного воспитания верующие приобретают специфическую для той или иной конфессии ценностно-нормативную специфические особенности мышления и жизни, а в целом — стратегии адаптации систему, свои поведения, стиль и обособления в социуме. Воспитательные организации — одна из разновидностей социальных организаций, в которых присутствует фиксированное членство, а также системы власти, социальных ролей и формальных позитивных и негативных санкций. Воспитательные организации — специально воспроизводимые 4 Современные образовательные технологии в социальной сфере государственные и негосударственные организации, главной задачей которых является социальное воспитание некоторых возрастных групп населения. Посредством системы воспитательных организаций общество и государство пытаются обеспечить равные возможности, с одной стороны, для воспитания непосредственно всего подрастающего поколения, а с другой стороны, для удовлетворения каждым своих позитивных потребностей, способностей и интересов. В процессе социализации детей, подростков, юношей воспитательные организации играют двоякую роль. С одной стороны, только в них осуществляется социальное воспитание как более или менее социально-контролируемая социализация, с другой стороны, они (как разные человеческие ОбщнОСти) влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своим характеристикам мало или вообще не совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в процессе социального воспитания. Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации принято считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий, которые способствуют индивидуальному развитию и духовно- ценностной ориентации; отделение подрастающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными свойствами применительно к действительной социально-профессиональной структуре общества. На процесс самоизменения своих членов воспитательная организация воздействует в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, создающих более или менее нормальные условия для развития 5 Современные образовательные технологии в социальной сфере человека, удовлетворения им своих позитивных потребностей, способностей и интересов. В то же время практика реальной жизни организации влияет на вектор самоизменения. Воспитательные организации играют главную роль в контролируемой социализации. Социальное воспитание происходит в создаваемых специальных воспитательных учреждениях, помогающих развить возможности человека, его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для социума, в котором он растет. Организация социального опыта проявляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп; организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; создание возможностей самодеятельности в формализованных группах и воздействие на неформальные микрогруппы. Социальный опыт в самом широком смысле совокупность различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Образование складывается из: системы обучения, просвещения, т. е. распространения и несения культуры; стимулирования самообразования. Индивидуальная помощь осуществляется в процессе содействия человеку в разрешении проблем; создания определенных специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения и Т. Д. 6 Современные образовательные технологии в социальной сфере Индивидуальная помощь — это сознательное влияние на человека в приобретении знаний, установок и навыков, которые нужны для удовлетворения его позитивных потребностей и интересов и удовлетворения таких же потребностей других людей; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии благотворительности по отношению к себе и к другим, к социальным проблемам; в развитии душевного чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке стратегий адаптации и автономизации в социуме. Естественно, что мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи непосредственно зависят от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их этноконфессиональной и социально-культурной принадлежности. Естественно также, что в различных типах воспитательных организаций и в конкретных организациях объем и соотношение отдельных составляющих (организации социального опыта, образования и индивидуальной пОмОщи) различны. Различия зависят как от типа организации, так и главным образом от ценностных устремлений, установок и имплицитных концепций воспитания, которые реализуют в своей деятельности работающие в них педагоги. Последнее, в частности, определяет то, какое взаимодействие реализуется в воспитательной организации. Взаимодействие — общение или диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой. Осуществляемое в процессе взаимодействия социальное воспитание создает более или менее благоприятные условия и 7 Современные образовательные технологии в социальной сфере возможности для овладения человеком позитивными социальными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для его самопознания, самоопределения, самореализации, а в целом для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе. Организационно-социальное воспитание осуществляется в воспитательной организации через коллективы. В общем виде коллектив можно определить, как формализованную контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации. В воспитательной организации создаются первичные коллективы (классы, кружки, секции, клубы и т. п.), совокупность которых образует вторичный коллектив, охватывающий всех членов организации. Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во взаимодействии с другими объединениями, в которые входят его члены. Это определяет его открытость по отношению к окружающей действительности. В абсолютно любом коллективе начинают образовываться две структуры отношений - формализованная и неформализованная. Формализованная структура коллектива появляется непосредственно под влиянием его руководителей для того, чтобы прилично организовать коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Формализованная структура отражает деловые отношения между всеми членами коллектива и отношения управления, которые образуются между руководителями, функционерами органов самоуправления и остальными членами коллектива. Характер отношений в коллективе определяется полем интеллектуально-морального напряжения и в чистом виде 8 Современные образовательные технологии в социальной сфере может быть гуманистическим, просоциальным, асоциальным, а на практике обычно представляет собой различные их сочетания в различных соотношениях. Отношения, складывающиеся в коллективе, существенно влияют на возможности развития и духовно-ценностную ориентацию его членов. Социальный аспект вбирают в себя те ролевые ожидания и предписания, которые диктуются содержанием и формами организации жизнедеятельности коллектива и несоблюдение которых ведет к социальным последствиям (негативным санкциям). Психологический аспект — это субъективная пропаганда членами коллектива своей роли, которая не обязательно совпадает с социальными ожиданиями и предписаниями. Это несовпадение, если оно реализуется в жизнедеятельности, может вызвать негативные санкции, а если не проявляется, может вылиться во внутреннее напряжение, фрустрацию. Контркультурные организации — объединения людей, сообща реализующих интересы, программы, цели, социально- культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, ценностям и правилам общества. Контркультурные организации появились довольно давно. Во второй половине ХХ в. значительно возросло их многообразие и количество. В современном российском обществе существует множество квазикультовых сект и криминальных объединений, а в последнее десятилетие растет число и политических тоталитарных организаций. ПОСкольку в состав контркультурных организаций входят много подростков и юношей, а ряд организаций исключительно молодежные, постольку их необходимо рассматривать наряду с другими микрофакторами социализации подрастающих поколений. 9 Современные образовательные технологии в социальной сфере Контркультурные организации обладают общими для любой организации. Однако, признаками, ценностно- содержательные характеристики этих признаков, во-первых, существенно отличаются от свойственных просоциальным организациям, а во-вторых, специфичны в различных видах и типах контркультурных организаций. Контркультурная организация обладает жестко фиксированным членством и жесткой иерархической структурой руководства — подчинения. Обычно во главе организации стоит харизматический лидер, т. е. человек, отличающийся притягательной силой для членов организации и обладающий вследствие этого непререкаемым авторитетом. Сложившиеся в организации иерархические группы (страты) фиксируются с помощью различных стратификационно-маркирующих элементов: специальных наименований каждой араты, привилегий в чем-либо или ограничений и запретов на что-либо, элементов внешнего оформления — одежды, причесок, макияжа, татуировок и пр. Жизнедеятельность контркультурной организации и каждого ее члена определяется и регулируется соответствующими ее характеру (криминальному, экстремистскому, квазикультовому) нормами, регулирующими отношения внутри группы и отношение к «чужим»; образцами взаимодействия и поведения; системой социального контроля — клятвами и проклятиями, способами стимулирования- вознаграждения, принуждения и наказания. Контркультурные организации имеют определенные центры объединения. Обычно это помещения, в которых собираются их члены, как принадлежащие организации, так и «персонализированные» ими (кафе, клубы, спортивные залы, которые стали местами их постоянных встреч). Как правило, 10 Современные образовательные технологии в социальной сфере подобные организации имеют определенную атрибутику: от кличек и татуировок до формы и знамен, а также нередко они обладают каким-либо имуществом (у некоторых оно может быть довольно значительным). В организации образуется и формируется система коммуникаций, создающих каналы организационных и иных связей, которые обеспечивают прохождение информации, необходимой для реализации целей организации, и ее жизнедеятельности в целом. |