Главная страница
Навигация по странице:

  • ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «История» Принятие Христианства на Руси.

  • ФИО студента Серова Ольга Александровна Направление подготовки

  • Группа РСТ-Б-0-З-2021-1 Москва 2022 Принятие Христианства на Руси.

  • Зарождение и становление Христианства на Руси.

  • Крещение князя Владимира. Крещение Руси.

  • Значение принятия Христианства на Руси.

  • Библиографический список: 1.

  • Реферат на тему : Принятие Христианства на Руси. Принятие Христианства на Руси. Итоговое практическое задание по дисциплине История


    Скачать 55.78 Kb.
    НазваниеИтоговое практическое задание по дисциплине История
    АнкорРеферат на тему : Принятие Христианства на Руси
    Дата24.05.2022
    Размер55.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПринятие Христианства на Руси.docx
    ТипДокументы
    #547914







    Российский государственный социальный университет




    ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    по дисциплине «История»


    Принятие Христианства на Руси.

    (тема практического задания)

    ФИО студента

    Серова Ольга Александровна

    Направление подготовки

    49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (бакалавр)

    Группа

    РСТ-Б-0-З-2021-1


    Москва 2022

    Принятие Христианства на Руси.


    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………2

    Зарождение и становление Христианства на Руси…………….……..3

    Крещение князя Владимира. Крещение Руси……….......……………..4

    Значение принятия Христианства на Руси…………………………….7

    Заключение………………………………………………………….……13

    Список литературы………………………….………………………….15 
     

    Введение.

    Обращение в христианство – одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Традиционно в отечественной историографии значение принятия христианства сводилось к развитию письменности и культуры, в то время как в зарубежной литературе этот факт признавался решающим и первостепенным для образования киевской государственности. Современные историки рассматривают это событие в русле синтеза цивилизованного и классового подходов и подчеркивают особую роль православия в формировании восточнославянской цивилизации.

    Христианство возникло как мировая религия, поскольку обращалась ко всем людям безотносительно к их принадлежности, к каждому отдельному человеку, не спрашивая какого он «рода и племени», во что верует, свободный он или подневольный, то есть, к человеку, как таковому, на равных основаниях. Христианство предложило новую систему духовных ценностей и ориентаций, потеснившую идолов ради идеалов, утверждающую связь между Богом и человеком, вверявшую духовному миру человека свободу – прогресс, который был внесен христианством в духовную историю человечества. Культурное наследие (письменность, литература, изобразительные и прикладные искусства, зодчество и т. д.) – все это было тесно связано с духовным возрождением и освобождением. Христианство привнесло эпохальную смену ценностных ориентаций – прогресс в сознании свободы, дающий выход положительному выражению индивидуальности человека.

    Принятие христианства – тема неизменно актуальная. Смена верований в крупнейшем государстве средневековья привлекает, и всегда привлекала внимание историков различных времен.

    Большой интерес во всем мере к принятию христианства Киевской Русью обусловлен тем бесспорным историческим значением, которое оказало православие на развитие русского государства и его международные связи, тем авторитетом, которые приобрела русская православная церковь, борясь за упрочнение мира.

    Актуальность данной темы состоит в том, что христианизация Древней Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с оценкой религии в целом, ее роль в общественной жизни для каждой конкретной исторической эпохи.

    Сегодня, современная действительность, позволяет посмотреть на важное историческое событие, не через призму религиозности, как это было до 1917 года, не через повальный атеизм, как в середине XX века, а трезвым взглядом человека свободного от предрассудков в своих суждениях и оценках.

    Зарождение и становление Христианства на Руси.

    В древнерусском обществе длительное время существовали обычаи и ритуалы, связанные с культом природы и мертвых, но постепенно они уступили место более организованному культу с присущей ему внутренней иерархией различных божеств. Каждый союз племен имел своего «главного бога».

    Но процесс создания древнерусского единого государства объективно требовал установления определенной религиозно-идеологической общности и превращение Киева в религиозный центр славян.

    Известия о частных обращениях жителей южной Руси к христианству начинаются с IV века. Еще задолго до княжения Владимира I началось крещение руссов. В 866-867 гг. была крещена дружина киевских правителей Дира и Аскольда. Однако это еще не означало, что христианство стало государственной религией на Руси. Можно говорить лишь о появлении на Руси христианской общины, центром которой стал Киев. В 882 году Киев был подчинен языческими князьями Новгорода, Олегом и Игорем, но христианская община сохранилась, и по-видимому, даже увеличилась. Известно, что при Игоре в Киеве была уже соборная церковь Святого Ильи.

    Ориентировочно в 957 году в ходе официального визита в Константинополь христианкой стала и киевская княгиня Ольга (вдова Игоря), бабушка князя Владимира, при крещении принявшая имя Елена. Однако при этом она не смогла добиться от басилевса (монарха с наследственной властью в Древней Греции) ряда торгово-экономических и политических преференций. Но после того, как княгиня сделала вид, что задумалась над учреждением церкви на Руси по западному обряду, официальный Константинополь поспешил заключить с Русью крайне выгодный для Киева договор, подобный тем, которые в современной дипломатической практике называют «договорами о дружбе и сотрудничестве». И уже примерно с середины X века в погребениях на Руси стало появляться все больше нательных крестов.

    Таким образом, можно сказать, что во времена правления княгини Ольги христианство стало занимать видное положение и с ней уже были обязаны считаться язычники. Оно представляло собой альтернативу устаревшему язычеству, способную объединить и сплотить русский народ. Однако для обращения большинства русичей в христианство нужна была сильная рука, рука, имевшая большую власть и способная силой заставить креститься русский люд.

    Именно таким человеком, такой сильной личностью, приведшей Русь к христианству, стал Великий Князь Киевский Владимир, признанный Равноапостольным.
    Крещение князя Владимира. Крещение Руси.

    «Историческая память связывает образ Владимира не с его личными качествами и политическими успехами, а с деянием более существенным – выбором веры, одухотворившей жизнь народа». Распространив свою власть практически на все славяно-русские земли, Владимир неизбежно выбирал, как сказали бы сегодня «общенациональную политическую программу», которая в то время выражалась в религиозной форме. Русские «искатели веры» - купцы и воины – вполне представляли себе различия основных европейских религий того времени: православия, католичества и ислама. Принятие определённой веры приводило и к ориентации на определённые группировки внутри страны.

    В «Повести временных лет» в записи, относящейся к 986 г. записано о том, как к киевскому князю явились послы иудеев (хазар), мусульман (волжских булгар), христиан латинского обряда (немцев) и православных греков. Летопись свидетельствует, что на Владимира особенное впечатление произвела беседа с неким православным философом и изображение Суда Господня на церковной завесе, которую тот показал князю. Владимир пожелал быть «справа» от Господа, то есть среди спасённых. Но на предложение креститься, чтобы быть с праведниками после Страшного Суда, князь якобы ответил: «Подожду ещё». Возможно, весь рассказ о выборе веры придуман позднее, но достоверно известно, что послы от князя Владимира побывали в разных странах с целью знакомства с различными верами и похвалили лишь «веру греческую», православную, которую исповедовала бабушка великого князя княгиня Ольга и, возможно, его мать - ключница Малуша.

    Окончательно к принятию христианства в православной конфессии великого князя подтолкнул «ромейский» император Василий Второй, попросивший о военной помощи, и обещавший отдать Владимиру в жёны свою сестру Анну. Тем самым киевский князь породнился бы с царственными особами Константинополя, а Русь приобрела бы огромный авторитет в международных отношениях. Но брак мог бы состояться только после крещения Владимира. Владимир оказал помощь Византии - разбил хазар, но Василий Второй не спешил выполнять своё обещание. Только силой (захватом греческого города Корсуни в Тавриде) Владимир добился бракосочетания с царевной Анной. Там, в Корсуни, в 988 г. Владимир, согласно летописи, принял крещение; многие знатные русские воины, подражая своему князю, перешли в христианство. Князь получил третьестепенный придворный титул, который формально вводил его в иерархическую систему империи.

    По возвращении победоносной рати в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных.

    По преданию, 1 августа 988 г. жители Киева были крещены в Днепре и в его притоке Почайне. Князь предупредил народ: «Если кто не придёт к реке креститься, богатый ли или бедный, тот будет мне противен». Услыхав это, люди шли с радостью, говоря: «Если б эта вера была не хороша, то князь и бояре не приняли бы её». На другой день Владимир вышел с духовенством на Днепр, куда собралось множество людей: все вошли в воду и стояли в ней – одни по шею, другие по грудь, малолетние у берега, возрастные же дальше, и держали на руках младенцев, а священники читали молитвы. 

    После крещения киевлян Владимир приказывает строить церкви и ставить их там, где прежде стояли идолы. Так, была построена церковь Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и прочих богов. Владимир велел ставить церкви и определять к ним священников, так же и в других городах и приводить людей к крещению по всем городам и селам.

    Есть известия, что митрополит с епископами, присланными из Царьграда, со священником Анастасом ходили на север и крестили народ.

    Чем дальше от Киева, тем сложнее проходило утверждение христианства. Жестокая сеча была при Муроме. Жители Мурома заявили о своём желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали в Новгородской и Ростовской землях. 

    Не хотел креститься и Новгород. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991г.), высмеивавшего языческие верования. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная дядей Владимира Добрыней и тысяцким великого князя Путятой. Крещение новгородцев происходило в 3 этапа:

    - крещение нескольких сот человек на Торговой стороне,

    - массовое крещение под давлением Добрыни и Путяты,

    - обращение в христианство упорствующих.

    В 992 г. Новгород был усмирён после жестокой битвы и поджога его окраин, вызвавшего большой пожар. Как память о тех событиях сохранилась пословица: «Путята крестил Русь мечом, а Добрыня – огнём».

    Известно, что князь Владимир ходил с епископами на юго-запад, учил и крестил людей и в Червенской земле построил в честь своего имени город Владимир и деревянную церковь Богородицы в нем.
    Значение принятия Христианства на Руси.

    Огромное историческое значение имел переход к христианству, и он сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.

    Принятие христианства на Руси приобщило к уже христианскому миру обширную и самую отдаленную часть единого пространства – Восточную Европу, открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа».

    Религии имеют свою непростую историю, и, в частности, переход Киевской Руси от язычества к христианству следует оценивать положительно, как переход к «цивилизованной» религии.

    Обязательным элементом языческого культа населявших Европу племен, в том числе и славян, были человеческие жертвоприношения. При похоронах женатого человека убивали его жену, а если он был достаточно состоятельным, то и рабыню, иногда даже нескольких рабынь и рабов. Бывало, что перед сражением в жертву приносили одного из воинов. Известны и жертвоприношения, связанные с благодарственными богослужениями.

    Крещение Руси явилось судьбоносным событием не только для нашей Церкви, но и предопределило цивилизационный вектор развития народов исторической Руси. В духовном смысле благодаря акту Крещения Русь, с одной стороны, была приобщена к семье европейских христианских народов, а с другой - Крещение стало основанием для формирования у наших предков духовно-культурной и национальной идентичности.

    Историю Древней Руси необходимо рассматривать не с точки зрения постоянно менявшихся внутренних и внешних государственно-политических границ, а как первоначальное культурное «ядро» огромной и единой «русско-сибирской», «евразийской» цивилизации.
    Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого-либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя русским православным. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. 

    Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры, пришла на Русь письменность. Появилось гражданское законодательство и судопроизводство.

    Переход Древней Руси в конце X века к «книжному учению» явился огромным событием в истории мировой культуры. Русская средневековая культура, образование и воспитание развивались под воздействием двух факторов, а точнее симбиоза язычества и христианства. Язычество придавало специфические, присущие лишь русскому народу черты, в то время как распространившееся христианство привнесло новшества в жизнь русичей. Церковь стимулировала развитие отдельных сфер культуры: письменности, архитектуры, живописи.

    Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, проник и первый межславянский язык, возникший на основе одного из диалектов древнеболгарского языка. Этот язык, именуемый обычно старославянским (или церковнославянским), стал языком культа и религиозной литературы. На местной восточнославянской основе сформировался древнерусский язык, обслуживавший различные сферы культурной, общественной и государственной жизни. Это язык деловой письменности, исторической и повествовательной литературы, оригинальной и переводной.

    Вопреки сложившимся стереотипам все же письменность на Руси имеет дохристианскую историю. Еще до принятия христианства русичи использовали греческие и латинские буквы: в фундаменте церкви Выдубецкого монастыря в Киеве обнаружены «черты и резы».

    Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простыми горожанами оставлены многочисленные надписи-граффити на стенах Церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов.

    Монастыри, осуществляя свое социальное служение обществу, предоставляли возможность нуждающимся трудом зарабатывать средства к существованию. Опека и нравственное исправление нищих, а не содержание на собственные средства, это было и остается одним из основных призваний, монашествующих в деле социального служения. В средние века единственным местом, где человека обеспечивали всем необходимым и давали возможность заниматься науками, были монастыри. Они играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые разнообразные темы, и воспитывалось новое поколение образованных людей. Князья и цари ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета - ведь нередко тут были самые знающие соотечественники.

    В центре всех христианских обрядов стоит книга, где Слово воспринималось как носитель премудрости Божьей, а книга - как источник Слова. Христианизация по византийскому обряду потребовала от древне-киевского правительства организации «книжного дела», налаживания переводов церковной литературы на русский язык. С принятием христианства началось систематическое обучение правящей элиты. Христианство к 10 веку имело обширную литературу: Священное писание, сочинения «Отцов церкви», книги о порядке богослужения, об истории церкви. На Русь завозилось много разнообразной религиозной литературы. В монастырях собирали книги, переводили и переписывали разные сочинения, вели летописание. Большинство памятников письменности до монгольского времени погибло во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась лишь их незначительная часть - всего около 150 книг. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг.

    Русское православное христианство в процессе развития стало отличаться от христианства католического и от христианства византийского образца. С одной стороны, оно заимствовало из славянского язычества отдельные его элементы. Например, поклонение иконам, моления - «о дожде» и др., культ многих святых (при исповедании единого бога в трех лицах - Святой Троицы): Николая Угодника, Ильи Пророка, Параскевы Пятницы и пр. С другой стороны, именно православие считается истинной религией, сохранившей в себе богословскую традицию в первозданном виде: именно об этом говорит тот факт, что во всем мире православных называют «ортодоксами», а православная Церковь - переводится как «Ортодоксальная». Об истинности и не поврежденности православной веры говорят и такие факты: чин Литургии - главного богослужения остается без изменения с 4 века. Можно сказать, что русичи до такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что Крещение Руси стало симбиозом двух родственных мироощущений. Православная Церковь приняла лишь те языческие традиции, которые не разрушали складывающуюся церковную иерархию. Между светской и церковной властью устанавливается тесная взаимосвязь, причем первая главенствует над второй. Это уникальное отличие того времени для всех европейских стран.

    Под влиянием язычества христианство становится все более «мирским», «обрядовым». Это дает возможность утверждать о появлении, в этих условиях, новой исторической категории - Русского Православия, особенностью которого явилось сочетание понятий «крест» и «совесть». Русское православие развивалось вместе с национальным сознанием и национальным духом русского человека. Прибывшее духовенство не только служит в новых храмах, но и готовит «национальные кадры» для церкви.

    С религией обычно связаны все виды искусств. Христианство позволяло использовать опыт резьбы по камню, росписи стен. Германские авторы выражают удивление, по поводу качества красок в росписях языческих храмов балтийских славян. Во всяком случае, красок такого качества у католических западноевропейских художников не было.

    Вклад православного христианства в архитектуру и строительное дело бесспорен. На Руси ранее не практиковалось каменное строительство. Приглашенные из Византии мастера строят каменные здания и храмы, расписывают их, украшают фресками, мозаикой, иконами, а рядом с ними работают русские, которые учатся неизвестному ранее мастерству. Ярослав продолжает интенсивную строительную деятельность, явно стремясь сделать Киев не хуже Константинополя. Если Константинополь знаменит своим собором Софии, то величественный Софийский собор возводится и в Киеве; и тут и там городские укрепления украшают Золотые ворота. Уже следующее поколение будет возводить сложные сооружения в русских городах, почти не прибегая к помощи иностранцев.

    Вводится летописание. Как всякое развитое государство, Киевская Русь начинает чеканить золотую и серебряные монеты. Изменяется и сельское хозяйство - на Руси появляется огородничество.

    Крещение Руси оказало сильное влияние на развитие благотворительности, которая при активном участии князей, монастырей, приходов все более превращалось в будущую систему социального служения. Появились первые учебные заведения, возрастало общественное внимание к проблемам сиротства. Обычная щедрость становилась милосердием. Это различные акты, ибо акт добро деяния переносился с человека, дающего на тех, кому давалось, а это и было христианским милосердием.
    Заключение.

    Крещение Руси явилось крупнейшим событием как по своим непосредственным результатам, так и по последствиям, ближайшим и отдаленным. Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие, и очеловечивал эту среду, хотя, разумеется, между действительностью и идеалом всегда существует огромный разрыв. При всей развитости традиций восточнославянского язычества только принятие христианства позволило русской культуре через контакт с Византией преодолеть локальную ограниченность и приобрести универсальное измерение. Язычество не выделяло человека из природы, он был нерасторжим с миром ее вечного круговращения. С принятием христианства культура осознает себя и свое место в мире.

    Крещения Руси - событие судьбоносное и поворотное в истории всех народов, населяющих Россию. Данное событие повлекло за собой огромные перемены, изменилась ментальность людей, их нравственность и устройство государственной жизни. Все это подтолкнуло Русь к бурному развитию культуры, искусства. Древняя Русь была не позади, а наравне со всеми другими европейскими странами того времени. И об этом ярко свидетельствуют браки, которые заключались с монархами Западной Европы. Это было, поистине, цветущее государство: от Галиции до Волги, от Балтийского до Черного моря. Именно благодаря выбору святого благоверного и равноапостольного князя Владимира на Руси сформировалась особая система нравственных и духовных ценностей, которая, войдя в культуру, оплодотворила жизнь в начале единого народа Киевской Руси, а ныне - всех народов, преемственно связанных с той самой цивилизацией, с тем самым народом и с тем самым актом Крещения Руси.

    Введение христианства по своему влиянию на сознание человека того времени представляло собой подлинную революцию, принесшую с собой совершенно новые ценности, новые формы жизни, разрушающие прочно укоренившиеся древние стереотипы. Крещение в корне меняло всю сферу мыслительной деятельности и вследствие этого вступало в конфликт со всем предшествующим религиозным миропониманием.

    Произошедшее тысячу лет назад было значительным шагом вперед на длинном пути истории. Мировые религии, распространившиеся практически одновременно, разными путями шли к сознанию народов и этносов, периодически усиливался или терялся их пассионарный запал. В 21 век они пришли с различной степенью духовного и организационного влияния на массы. Нынешний век сейчас характеризуется повышением активности ислама. Поэтому именно сейчас требуется переосмыслить весь опыт христианства на Руси, чтобы извлечь всю мудрость русского православия.
    Принятие Русью Христианства в форме православия в качестве государственной религии явилось важнейшей вехой на пути становления русского этноса.


    Библиографический список:
    1. История России: с древнейших времен до наших дней: учебное пособие. - 4-е издание., перераб. и доп.-Москва: Проспект, 2021.-672 с. А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, А.В. Усов
    2. О.М. Ранов «Официальное крещение Руси» 1984г. 

    3. Соловьев С.М. «Об истории древней России» (сост., авт., предисл., примеч., А.И. Самсонов.) – 2е изд. – М.: Просвещение, 1993.
    4. Введение христианства на Руси: Отв. ред. А.Д. Сухов. М., 1987.

    5. Русская церковь в IХ - первой трети ХII в. Принятие христианства: О.М. Рапов 2-е изд. М., 1998.

    6. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. / А.Г. Кузьмин - М., Молодая Гвардия, 1988. - С. 240.

    7. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь / Д.С. Лихачев. - Новый мир. 1988. №6. С. 249-258.

    8. Янин В.Л. Как и когда крестили новгородцев? / В.Л. Янин. - Наука и религия. 1983. №11.



    написать администратору сайта