социология ипз. Итоговое практическое задание по дисциплине Социология
Скачать 38.84 Kb.
|
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Социология» Микросоциологические теории: сущность и основные виды_____________________________________________________ (тема практического задания)
Москва 2021 СодержаниеВведениеМикросоциологические теории: сущность и основные видыПонимающая методология Макса ВебраФеноменологическая социология А. ШюцаТеория коммуникативных действий Ю. ХабермасаКонцепция управления впечатлениямиТеория социального обменаСимволический интеракционизмЭтнометодология Г. ГарфинкеляЗаключениеВведениеМикросоциология есть отрасль социологии, в которую входит наблюдение за индивидом и отношении между индивидами, межличностные отношения, взаимодействие групп и анализ бытового общения. В отличие от макросоциологии, понимающей общество как множество глобальных процессов, здесь большее внимание уделяется “нижним уровням”, человеку, индивидуальными чертам личности, так как все действия, влияющие на остальной социум, происходят от него: грубо говоря, человек дает толчек, объединяет с собой других людей, после чего люди становятся большинством, диктующим другим правила. Собственно, целью микросоциология ставит изучение явлений в малых группах, методы влияния людей друг на друга, закономерности и процессы. Микросоциология в большей степени связана с практикой: само ее появление обусловлено проведением множества исследований, то есть большой базой данных, на основании которых в двадцатом веке сделали некоторые заключения. И уже на их основании выделили главный вопрос микросоциологии: почему существуют общие явления между разными социальными группами, между разными людьми, учитывая, что каждый индивид обладает рядом присущих лишь ему качеств? С чего вдруг возникают схожие ситуации, которые вполне возможно предсказать? В целом это направление в социологии восходит к традиции, заложенной еще в рамках "понимающей" социологии М. Вебера, Г. Зиммеля, которые утверждали примат (верховенство) конкретного индивида над абстрактной реальностью общественных структур. Таким образом, по поводу взаимодействия человека и общества сформировались некоторые мнения, позднее приобретшие статус теорий. К примеру, Джордж Хоманс считал, что люди общаются друг с другом на основе поощрения и наказания: они повторяют те действия и слова других людей, при которых сами ощущали себя лучше, испытывали положительные эмоции (похвала, восхищение, любовь, деньги и т.д.). Гарольд Гарфинкель изучал больше понятийный аппарат и правила, то, как все это влияет на поведение и общение. Эрвин Гоффман считал, что «жизнь подобна театру», поэтому люди играют какие-либо роли постоянно. Г. Зиммель воспринимал социум как «комплекс общественных индивидов». А представители Чикагской школы (У. Томас, Р. Мид, Ч. Кули, Ф. Знанецкий и др.) понимали общество как социальное взаимодействие. Самыми известными микросоциологическими теориями являются: Символический интеракционизм (или теории взаимодействия: Дж. Мид, Ч. Кули.). Здесь внимание обращается на то, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, и общество понимается как продукт этого взаимодействия. В рамках этой теории люди не реагируют на воздействия внешнего мира неосознанно, безусловными рефлексом: в первую очередь люди реагируют на ассоциативные образы, такие как слова, предметы, поступки, любой из триггеров может сработать. Теория ролей: Дж. Морено. Как и Гоффман считает мир театром, в котором актеры реагируют на публику, а члены общества на другие группы, в первую очередь на ту, которую считают авторитетной. Теории обмена: П. Блау, Дж. Хоманс. Социальный мир сравнивают с экономикой, рынком. Люди непрерывно обменивают одни ресурсы (мыслительные, материальные, эмоциональные и проч). Соответственно, мы рассмотрим эти и другие микросоциологические теории более подробно. Микросоциологические теории: сущность и основные видыС момента образования социологии как науки люди ориентировались больше на макросоциологические показатели, важные для общества в целом, не затрагивая иные процессы. Только к тридцатым годам двадцатого века проводятся исследования малых групп, взаимодействия индивидов – начинают складываться иные точки зрения, образовываться микросоциологические теории, рассматривающие общество в целом в ином свете, не со стороны глобальных процессов. Это и социализация индивида, социальное действие и взаимодействие в принципе. Уже к шестидесятым социология окончательно подразделяется на макро- и микросоциологию. Понимающая методология Макса ВебераНачнем с понимающей метологии Макса Вебера. С его точки зрения социум – это взаимодействие людей как социальных субъектов, то есть, лишь понимая человеческие поступки, можно понять структуру общества. Основы, впрочем, были сформулированы Вильгельмом Дильтеем. Это: Интроспекция, то есть самонаблюдение и самоанализ Понимание: эмпатия к другим людям Интерпретация: то есть ассоциативный ряд, индивидуальное понимание конкретным человеком каких-либо действий и явлений. Все эти три действия направлены на познание мира вокруг себя, «духовного мира» по Дильтею, что и позаимствовал Вебер, а позже и представители Чикагской школы. И уже конкретно его методология строится на двух факторах: связи эмпирической социологии и истории, то есть анализ общественных явлений, и первичность этих явлений для объяснения поведения индивидов (групп) в дальнейшем. То есть социальную реальность нужно понимать, во-первых, по поступкам других, анализируя их мотивы, во-вторых – смотреть объективно, опираясь на статистику. Только учитывая и тот, и другой фактор можно говорить об обществе в целом, потому что именно из этих факторов складывается социальное действие индивидов – основной предмет социологии. По мнению Вебера, только индивиды, а не абстрактное общество, реальны, потому ориентироваться нужно не на эти идеальные типы – на человека. Поэтому смысл в понимающей методологии Вебера следующий: нужно понять социальное действие, его причины, чтобы позже его объяснить. И если объективные условия в ситуации схожи, должна произойти ожидаемая последовательность действий. И если цель в таком случае каждым индивидом выбирается свободно, то ситуация задается объективно – обстоятельствами. Феноменологическая социология А. ШюцаОна же «социология обыденного сознания». Феноменологи считают все объективные социальные явления лишь субъективным мнением о них различных индивидов. Построена на основе понимающей социологии Вебера. Щюц читал, что мир вокруг зависит от индивидуального мнения о нем, оттого для каждого мир – свой. Из-за этого систематизация отходит на второй план, вперед выходят личные впечатления о нем и о конкретных событиях, потому что далеко не все чувства и эмоции запоминаются и влияют на дальнейшее. Осмысляются, главным образом прошлые явления, вошедшие уже в субъективный опыт, но не настоящие, не актуальные. Таким образом мы приходим к «потоку опыта», который является основным путем проявления «феномена», объекта нашего осознания, через чувственное восприятие. Восприятие объекта, основанное на пяти чувствах, может только сказать нам, что он есть, определить его цвет, звук, форму и т. д. Но, по сути, лично для нас этот объект ничего не значит. Мы ассоциируем объект с чем-то, запоминаем, маркируем его как-либо, входим с ним в контакт, только тогда предмет становится чем-то, отражает для нас наш личный опыт, вписывается в понимание собственного мира. Это переход от эмпирического опыта к систематизации, и обычно своими ассоциациями человек делится с другими людьми. На этом явлении и строится феноменологическая теория, на том, как люди реагируют на те или иные вещи. Фактически, это относится к феноменологической теории Гуссерля, конкретно к феноменологической редукции, заключении мира в «скобки». По мнению Гуссерля, мы в таком случае не оцениваем материально-пространственное положение предмета, мы лишь ощущаем его. «Мы рассматриваем восприятие красного цвета, а не сам этот трансцендентный воспринимаемый цвет, присущий реальному предмету» . Теория коммуникативных действий Ю. ХабермасаИсходным и центральным пунктом этой концепции является категория «жизненного мира», восходящая к феноменологической традиции. «Жизненный мир» определяется как горизонт значений, который составляет основание жизненного опыта индивида. В понятии «жизненный мир» существуют наши социальные отношения: работа, семья, друзья. Напротив этого стоит «Системный мир», состоящий из анонимных и деловых отношений, которые имеют место на экономическом рынке и в гос. институтах. Миры различны, но в то же время их понятия неотделимым друг от друга. Цель первого есть создание знания вообще на основе рациональности, согласованности (консенсуса) и понимания. Второго: подчинения деятельности критерию одной лишь эффективности. Концепция управления впечатлениямиСоциодраматический подход рассматривает человека как творца образов (Ирвинг Гоффман), он живет, чтоб производить впечатления, эмоции – набирать опыт. С этой точки зрения человек живет, чтобы учиться контролировать себя, потому как контролируя себя, значит имеешь власть над другими, к примеру, с помощью рекламы, вербальных и невербальных средств общения. Однако смысл всего этого в потребности производить хорошее впечатление на других. В процессе общения люди как бы создают некую сцену, на которой выступают в качестве актеров и проектирует свой собственный имидж. Действуют они из выгоды, то есть делая то, что приведет к положительным последствиям. Поэтому социальные роли в данном случае театральные. Теория социального обменаЗадействует экономику как фактор обмена, так как тот, кто производит обмен или участвует в нем, легко может властвовать над другими людьми, если, к примеру, другие не обладают должным капиталом для приобретения чего-либо, не могут получить это где-то еще, не могут получить это своими силами. И пока людям это будет нужно, будет актуальна теория обмена. Предложена американским социологом Джорджем Каспаром Хомансом и его учеником, Питером Блау. По их мнению, люди обращают больше внимание не на победы и поражения, а на то, что они с этого получили и то, что не получили – есть ли у них с произошедших ситуациях какая-либо выгода, какие были издержки, то есть они обращаются к эгоистичности. В своих суждениях Хоманс опирается на принципы "оперантного" поведения, сформулированные американским психологом Б. Скиннером. На этом основывается сама теория обмена: Постулат стимула Постулат успеха Постулат ценности Постулат депривации Постулат распределительной справедливости: чем чаще правило распределительной справедливости оказывается нереализованным в ущерб какому-либо индивиду, тем вероятнее, что данный индивид испытает раздражение. Также теория обмена противоречит структурному функционализму Т. Парсонса и Э. Дюркгейма. Также Парсонс критиковал Хоманса за отсутствие различий между поведением животного и человека – Хоманс говорил об обмене, основываясь на теории Скиннера о голубях (гнев человека имеет схожие черты с реакцией голубя, которого перестали подкармливать после того, как это делалось регулярно в тех же условиях). П. Блау учел критику, и обратился к синтезу идей социального обмена и макросоциологических понятий структурного функционализма. Он создал теорию рациональности, на основании которой индивид, оказавшись перед выбором, отдает предпочтение решению, которое, по его мнению, приведёт к наилучшему результату. Символический интеракционизмВ данной теории жизнь человека рассматривается как реакция индивида на действия остальных людей. Каждый пытается и понять ближних, и представить дальнейшее развитие событий, их действия. При этом используются определенные символы, которые помогают людям понять друг друга. Однозначность символов позволяет общаться. В поведении человека присутствуют два аспекта: «Я»; «Мы». «Я» - собственное сознание, свои влечения, эмоции без опоры на общества. «Мы» — то как «Я» воспринимается другими людьми. Чем больше человек взаимодействует с другими людьми, тем разнообразнее их ответная реакция. Объект в данном случае - это то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения (схема «стимул – интерпретация – реакция». Общество – это сумма межличностных взаимодействий Я и ТЫ, Я и ДРУГИЕ. Личность воспринимает себя косвенно через точки зрения других индивидов. Дж. Мид считал, что все формы взаимодействия людей подразумевают общение, базирующееся на чтении определенных социальных символов. Поведение человека рассматривается в социально-ориентированной позиции как внешнее проявление внутреннего мира в практической жизни. Этнометодология Г. ГарфинкеляБерет за основу этнографию и социальную антропологию, перенося их на современные процессы в обществе. Рассматривает обычные взаимодействия, бытовые, систематизирует их. Основывается на конкретизации: только в контексте разговора можно полностью понять, о чем это разговор: люди, знающие друг друга, понимают, к чему ведет собеседник, потому большая часть разговора остается как бы «за кулисами», лишь в головах людей. Таким образом, этнометодология использует методику «анализа разговора» для дальнейших исследований. Основанием являются «индексные выражения», которые понимают без объяснения во всем обществе. Гарфинкель заимствует это понятие из трудов логиков и феноменологов: "Э. Гуссерль писал о выражениях, смысл которых не может быть понят без обязательного знания им биографии и целей того, кто их использовал, особенностей его манеры речи и т.д» Этнометодология распалась на ряд течений: анализ разговорной речи (Х. Сакс, Дж. Джефферсон), этнометодологическую герменевтику (А. Блюм, П. Мак-Хью), анализ обыденной повседневной жизни (Д. Циммерман, М. Поллнер), этнографические исследования науки и достижения консенсуса в диалогах учёных (К.Д. Кнорр-Цетина, Б. Латур, С. Вулгар и др.). ЗаключениеИтак, на основе изложенного выше можно утверждать, что макросоциология и микросоциология довольно различны: если одно надындивидуально, другое субъективно, если одно структурно, другое имеет деятельно-индивидуалистский социальный механизм. Макросоциология держит человека в рамках, его поведение – результат других глобальных процессов, причинной обусловленности, микросоциология же в этом смысле более случайна, не опирается на общее, сосредоточиваясь на малом. Она отталкивается от понимания общества, государства и прочего как понятий слишком абстрактных, чтобы ставить их объектами своего изучения. С этой стороны человек психологически более понятен и, как бы там ни было, «статичен». Тема микросоциологических теорий в принципе актуальна, так как затрагивает основы философии и психологии, личные взаимоотношения и отношения индивидов (нас) с другими. Как и говорил Гофман, зная правила и приемы актерской игры, можно властвовать над другими. Понимая мотивы людей, легче строить свои дальнейшие действия, угадывать, предсказывать, к чему приведет ситуация и делать что-либо для ее предотвращения либо помогать ее наступлению, если это выгодно. Поэтому изучение микросоциологических теорий – это первый шаг на пути к пониманию окружающего нас. Список литературыГуссерль Э. Логические исследования. Т. 2. М.: ДИК, 2001. С. 51, 337, 372—373, 382, 384—385, Вв., § 1, 3; Гуссерль Э.Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии Т 1. М.: ДИК, 1999. § 31-33, 50, 54, 56-57, с. 196—199. Гофман И. Г57 Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ., и вступ. статья А. Д. Ковалева. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 304 с. Гарфинкель Г. Исследования по методологии. — Питер, 2007. — С. 13. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова: — Л.: Наука. 1979.— 264 с. |