Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание

  • 2.6. Отмена кормлений Заключение

  • 1. Личность Ивана Грозного

  • 2.Реформы по управлению государством

  • Список использованных источников

  • Реферат Грозный. Реферат Панова-Грозный. Иван Грозный поиск альтернативных путей социальнополитического развития Руси


    Скачать 61.37 Kb.
    НазваниеИван Грозный поиск альтернативных путей социальнополитического развития Руси
    АнкорРеферат Грозный
    Дата18.10.2022
    Размер61.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат Панова-Грозный.docx
    ТипРеферат
    #739669

    АНОО ВО СИБИТ

    Реферат

    на тему:

    Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси

    Студент: Панова Карина Михайловна

    группа УПН-1521(2)

    Содержание

    Введение

    1. Личность Ивана Грозного

    2. Реформы по управлению государством

    2.1.Избранная рада

    2.2. Земские соборы

    2.3.Судебная реформа

    2.4. Военная реформа

    2.5. Церковная реформа

    2.6. Отмена кормлений

    Заключение

    список использованных источников

    Введение
    От своего отца Василия III Иван IV принял в наследство большое государство, простирающееся от Урала до Финляндии, и от Белого моря до степей Дона. Громадная малонаселенная страна нуждалась в реформировании. Наместники злоупотребляли властью на местах. Правление их было бездарным. Административного аппарата не хватало. Многие отрасли хозяйства не развивались.

    Ивану Грозному удалось добиться качественного результата посредством нескольких эффективных реформ. Некоторые историки полагают, что большое значение в управлении государством и его реформировании имела Избранная Рада, существовавшая с 1549 по 1560 годы.

    Состав высшего сословно-представительного органа включал известные политические фигуры того времени: митрополит Макарий, священник Сильвестр, дворянин Алексей Адашев.

    Одной из важнейших заслуг Избранной Рады считается проведение реформы местного самоуправления - постепеннойпередачи административных, налоговых и судебных обязанностей от ставленников центрального аппарата управления к выборным должностям из местного населения.

    Главной целью реформ было укрепление государства, усиление власти царя. Задача реформ - поэтапное преобразование государственного аппарата.

    Содержание перемен:

    • рост бюрократического аппарата;

    • меньше назначаются на должности по принципу родовитости;

    • образование стрелецкого войска, вооружавшегося и получавшего жалование от государства;

    • сформировалось соотношение количества земли, принадлежащей феодалу, к количеству воинов, который тот должен был передать в случае военных действий;

    • усиление церкви как идеологической опоры царской власти. Стоглавый собор в 1551 году ограничил возможность накопления церковью материальных ресурсов с целью получения независимости от государства;

    • принятый в 1550 году Судебник (судебная реформа), ужесточил условия перехода крестьян, но уменьшил судебный произвол;

    • налоговая реформа предоставила большие льготы дворянам, немного меньше - церковникам, больше всего налогов платили простые горожане и крестьяне.

    Итогом реформ стало усиление самодержавия.


    1. Личность Ивана Грозного
    В 1533 году, перед смертью, Василий III, завещал московский престол трёхлетнему сыну Ивану. Государством стала управлять мать Ивана княгиня Елена с братьями князьями Глинскими. Воспользовавшись малолетством государя, различные группы бояр начали борьбу за престол. Рос он беспризорным, в обстановке придворных интриг, борьбы и насилия власть. Детство в его памяти осталось как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.

    В 1543 г. 13-летний Иоанн восстал на бояр, отдал на растерзание псарям князя Андрея Шуйского. Власть перешла к Глинским, родственникам Иоанна, устранявшим соперников ссылками и казнями и вовлекавшим в свои меры юного великого князя, играя на жестоких инстинктах, и даже поощряя их в Иоанне. Не зная семейной ласки, страдая до перепуга от насилия в окружавшей среде в житейские будни, Иоанн с 5 лет выступал в роли могущественного монарха в церемониях и придворных праздниках: превращение собственной позы сопровождалось таким же превращением ненавидимой среды - первые наглядные и незабываемые уроки самодержавия. Направляя мысль, они воспитывали литературные вкусы и читательскую нетерпеливость. В дворцовой и митрополичьей библиотеке Иоанн книгу не прочитывал, а из книги вычитывал все, что могло обосновать его власть и величие прирожденного сана в противовес личному бессилию перед захватом власти боярами. Ему легко и обильно давались цитаты, не всегда точные, которыми он пестрил свои писания; за ним репутация начитаннейшего человека XVI столетия и богатейшей памяти. Обладая небольшой, но неистощимой энергией воображения, при досуге и уединенности душевной жизни Иоанн любил писать, его влекло к образу. Получив московскую власть, плохо организованную, как и сам, Иоанн перешел к воплощению образов в действительность. Идеи богоустановленности и неограниченности самодержавной власти, которой вольно казнить и миловать своих холопов - подданных и надлежит самой все "строить", были накрепко усвоены Иоанном, преследовали его, стоило лишь ему взяться за перо, и осуществлялись им позднее с безудержной ненавистью ко всему, что пыталось поставить его в зависимость от права, обычая или влияния окружающей среды. Создал в воображении образ царя, непризнанного и гонимого в своей стране, тщетно ищущего себе пристанища, образ, который Иоанн во вторую половину царствования настолько любил, что искренно верил в его реальность. С 1547 г. меняются условия жизни Иоанна и правительственная среда, руководителем которой становится на время митрополит Макарий. В 1547 же году, 16 января, Иоанн принимает торжественное венчание на царство, которое было шагом к осуществлению теории третьего Рима (в 1561 г. царский титул утвержден грамотой константинопольского патриарха). 3 февраля Иоанн женится на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой из старого боярского рода, к которой сохранил сильную привязанность до самой ее смерти.
    2.Реформы по управлению государством
    Правление Елены Глинской за сына, после её смерти сменилось 10-летней смутой. Нестабильность подготовила крупный бунт населения Москвы в 1547, причиной которого послужил грандиозный пожар, когда за 6 часов выгорели Кремль, большая часть посада, в огне сгорели 25 тысяч дворов. Четыре тысячи людей погибли, другие остались без крова. Москвичи начали стихийное восстание против Глинских, обвинённых в пожаре, убили в Успенском соборе князя Глинского Ю.В., некоторых бояр. После проведения вечевого собрания горожане двинулись в Воробьёво, где укрылся царь, и предъявили требования о выдаче других мнимых виновников пожара. В ходе этого бунта, подавленного правительством, дома многих бояр были разграблены. Волнения начались и в других городах - в Пскове, Устюге.

    Засилье боярской аристократии, отсталость России от Европы вызвали к жизни реформы Ивана IV. В борьбе против бояр царя поддержали дворяне. О подготовке реформ Иван IV объявил в декларации, сделанной им в 1549 на Красной площади в Москве. Он попросил у народа прощения, бояр называл причинами всех казней и бедствий и обещал, что отныне всё будет иначе. Этот собор иногда называют "Собором примирения". Идеологом дворянства и реформ выступил талантливый публицист Пересветов Иван Семёнович (ему принадлежит фраза: Государство без грозы, что конь без узды, - так он заканчивал свои челобитные царю). Инструментом реформ стал совещательный орган при царе - Избранная рада.

    2.1. Избранная рада
    Избранная рада - термин, которым в историографии традиционно обозначают правящий кружок при царе Иване IV Васильевиче Грозном.По­ня­тие ввёл в обо­рот князь А. М. Курб­ский.

    В мно­го­лет­ней дис­кус­сии о сро­ках дея­тель­но­сти и зна­че­нии Избранной рады од­ни ис­сле­до­ва­те­ли (С. Ф. Пла­то­нов, от­час­ти А. Е. Пре­сня­ков) ви­де­ли в Избранной раде «ча­ст­ный» кру­жок, соз­дан­ный вре­мен­щи­ка­ми при ца­ре и об­ла­дав­ший ши­ро­ки­ми вла­ст­ны­ми пол­но­мо­чия­ми, но не став­ший осо­бым уч­реж­де­ни­ем. Дру­гие рас­це­ни­ва­ли Избранную раду как ин­сти­тут, со­от­вет­ст­во­вав­ший или на­лич­но­му со­ста­ву Бо­яр­ской ду­мы (В. О. Клю­чев­ский), или Ближ­ней ду­ме (С. В. Бах­ру­шин, А. А. Зи­мин, с ря­дом осо­бен­но­стей - И. И. Смир­нов и Р. Г. Скрын­ни­ков). Тре­тьи оп­ре­де­ли­ли Избранную раду по ста­ту­су и функ­ци­ям как пра­ви­тель­ст­во, от­де­лён­ное от Ду­мы с её су­гу­бо со­ве­ща­тель­ны­ми пре­ро­га­ти­ва­ми, ари­сто­кра­тическим со­ста­вом и, в от­ли­чие от неё, дей­ст­вую­щее в ин­те­ре­сах ря­до­во­го дво­рян­ст­ва и по­сад­ско­го на­се­ле­ния (Д. Н. Аль­шиц). Дея­тель­ность Избранной рады трак­то­ва­лась в ито­ге как про­бо­яр­ская (С. М. Со­ловь­ёв) и про­дво­рян­ская (И. И. Смир­нов). Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли (С. Ф. Пла­то­нов, А. Е. Пре­сня­ков, С. В. Бах­ру­шин, А. А. Зи­мин, С. О. Шмидт и др.) под­чёр­ки­ва­ли ком­про­мисс­ный ха­рак­тер её внут­ри­по­ли­тического кур­са и про­ве­дён­ных пре­об­ра­зо­ва­ний. В современной ис­то­рио­гра­фии бла­го­да­ря комп­лекс­но­му изу­че­нию внутренней и внеш­ней по­ли­ти­ки Русского государства 1550-х годов сфор­ми­ро­вал­ся взгляд на Избранную раду на ос­но­ве бо­лее де­таль­но­го ана­ли­за про­цес­сов, в ко­то­рых взаи­мо­дейст­во­ва­ли и ока­зы­ва­ли друг на дру­га влия­ние мо­нарх и различные кру­ги зна­ти и двор­цо­во-при­каз­ной вер­хуш­ки, вер­хов­ная свет­ская и ду­хов­ная власть, свет­ская и цер­ков­ная эли­та и ши­ро­кие слои дво­рян­ст­ва и по­сад­ских лю­дей (Е. Н. Но­сов, С. М. Каш­та­нов, Р. Г. Скрын­ни­ков, А. П. Пав­лов, Б. Н. Фло­ря, В. Д. На­за­ров, А. И. Фи­люш­кин, М. М. Кром и др.).

    В со­от­вет­ст­вии со сло­жив­ши­ми­ся к середине XVI века по­ряд­ка­ми функ­цио­ни­ро­ва­ния вер­хов­ной вла­сти Избранную раду сле­ду­ет счи­тать Ближ­нюю ду­му Ива­на IV. В сво­ём пер­во­на­чаль­ном ви­де она сло­жи­лась в 1547-1549 годах под воз­дей­ст­ви­ем многих про­ти­во­ре­чи­вых фак­то­ров: фор­маль­ное ук­ре­п­ле­ние ав­то­ри­те­та и лич­ной вла­сти юно­го мо­нар­ха про­ис­хо­ди­ло на фо­не уг­луб­ляв­ше­го­ся кри­зи­са в по­ли­тической эли­те (каз­ни бо­яр и юных ари­сто­кра­тов в ию­ле 1546 года и январе 1547 года в свя­зи с ин­три­га­ми кня­зей Глин­ских); Мо­с­ков­ско­го вос­ста­ния 1547 года; не­уда­чи Ка­зан­ско­го по­хо­да 1547-1548 годов; от­сут­ст­вия дос­та­точ­ных средств в каз­не. Обо­стри­лось и при­об­ре­ло все­об­щий ха­рак­тер не­до­воль­ст­во уезд­но­го дво­рян­ст­ва, го­ро­жан, чер­но­сош­ных кре­сть­ян административными и су­деб­ны­ми ре­ше­ния­ми на­ме­ст­ни­ков и во­лос­те­лей, их зло­упот­реб­ле­ния­ми, «на­си­лия­ми» со сто­ро­ны зна­ти в по­зе­мель­ных и др. спо­рах. На­чаль­ная про­грам­ма пре­об­ра­зо­ва­ний бы­ла сфор­му­ли­ро­ва­на к т. н. Со­бо­ру при­ми­ре­ния в феврале 1549 года (тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся в ис­то­рио­гра­фии пер­вым зем­ским со­бо­ром), бо­лее про­стран­ный ва­ри­ант ре­форм был рас­смот­рен на Сто­гла­вом со­бо­ре 1551 года. Про­ек­ты вы­ра­ба­ты­ва­лись в рам­ках дея­тель­но­сти Избранной рады, а так­же Бо­яр­ской ду­мы в це­лом при ак­тив­ном уча­стии митрополита Ма­ка­рия, Силь­ве­ст­ра и др. ду­хов­ных лиц.

    Со­став Избранной рады по со­хра­нив­шим­ся ис­точ­ни­кам точ­но не оп­ре­де­ля­ет­ся. Она бы­ла за­мет­но боль­ше по чис­лен­но­сти и пред­ста­ви­тель­ст­ву ро­до­вых кла­нов, чем Ближ­няя ду­ма великого князя мо­с­ков­ско­го Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча в 1520-1530-х годах. Часть чле­нов Избранной рады на­хо­ди­лась в ок­ру­же­нии ца­ря в его пер­вых по­езд­ках и по­хо­дах, а др. чле­ны Избранной рады ос­та­ва­лись в Мо­ск­ве в со­ста­ве бо­яр­ских ко­мис­сий. В сво­ей дея­тель­но­сти чле­ны Избранной рады опи­ра­лись на при­каз­ных лю­дей, пре­ж­де все­го цар­ской каз­ны, но так­же и двор­цо­вых ве­домств. Вклю­че­ние в «боль­шую по­ли­ти­ку» не­знат­ных мо­ло­дых фа­во­ри­тов или же мо­ло­дых пред­ста­ви­те­лей зна­ти про­ис­хо­ди­ло пу­тём вне­оче­ред­ных по­жа­ло­ва­ний долж­но­стей и дум­ных чи­нов (род­ст­вен­ни­ки ца­ри­цы А. Р. За­харь­и­ной-Юрь­е­вой из кла­на За­харь­и­ных-Кош­ки­ных) или же временного ус­та­нов­ле­ния но­во­го ста­тус­но­го чи­на («стряп­чие в ду­ме» А. Ф. Ада­шев и И. М. Веш­ня­ков в 1551 году). В рам­ках «по­ли­ти­ки при­ми­ре­ния» прин­ци­пи­аль­но из­ме­нил­ся ха­рак­тер со­пер­ни­че­ст­ва различных «пар­тий»: по­сле от­стра­не­ния их ли­де­ров от главных ры­ча­гов государственного управ­ле­ния пре­кра­ти­лись каз­ни, опа­лы с кон­фи­ска­ци­ей иму­ще­ст­ва и вот­чин, ли­ше­ние дум­ных чи­нов и ре­прес­сии про­тив род­ст­вен­ни­ков.

    Ис­то­рию Избранной рады ис­сле­до­ва­те­ли тра­ди­ци­он­но де­лят на 2 пе­рио­да: с конца 1547 года до ру­бе­жа 1554 и 1555 года, с начала 1555 года до вес­ны 1560 года. В 1-й пе­ри­од в рам­ках Избранной рады и Бо­яр­ской ду­мы в це­лом ак­тив­но се­бя про­яв­ля­ли «кла­ны» Ге­ди­ми­но­ви­чей (кня­зья Бель­ские, И. Ф. Мсти­слав­ский, Бул­га­ко­вы-Го­ли­цы­ны и Ще­ня­те­вы), кня­зей Во­ро­тын­ских, Обо­лен­ских (во гла­ве с Д. И. Кур­ля­те­вым), За­харь­и­ных-Кош­ки­ных (За­харь­и­ны-Юрь­е­вы, За­харь­и­ны-Яков­ли), Мо­ро­зо­вых, Во­рон­цо­вых и др. Од­ним из главных ко­ор­ди­на­то­ров восточной ди­пло­ма­тии и во­енной по­ли­ти­ки стал А. Ф. Ада­шев. Во вре­мя 2-го пе­рио­да ра­бо­ты Избранной рады при со­хра­не­нии в ней не­сколь­ких «групп влия­ния» Ада­шев стал главным ко­ор­ди­на­то­ром всей пра­ви­тельственной дея­тель­но­сти. При этом за­мет­ную роль в Избранной радн иг­ра­ли и др. фи­гу­ры (князь Ф. А. Бул­га­ков-Ку­ра­кин, князь Д. И. Кур­ля­тев, М. Я. Мо­ро­зов, Ф. И. Ум­ной-Ко­лы­чев, И. В. Боль­шой Ше­ре­ме­тев и др.), а так­же пред­ста­ви­те­ли вер­хуш­ки при­каз­но­го ап­па­ра­та (ка­зна­чей Ф. И. Су­кин, дья­ки И. Е. Цы­п­ля­тев, И. М. Вис­ко­ва­тый, Ю. Си­до­ров, С. М. Мит­ро­фа­нов-Не­ча­ев), обес­пе­чи­вав­ше­го про­ве­де­ние ре­форм и ре­аль­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние государственного управ­ле­ния.

    2.2 Земские Соборы
    Земские Соборы - русский вариант сословно-представительской демократии. Принципиально отличались от западноевропейских парламентов отсутствием войны "всех против всех". Особенность Земских Соборов заключалась в том, что они играли как законодательную, так и исполнительную роль.

    Первый Земский Собор был созван в 1549 году. Земские соборы просуществовали до 1684 года.

    В состав Земского Собора входили: царь, боярская дума, освященный собор во главе с митрополитом (патриархом), дети боярские, посадские, черносошные крестьяне (присутствовали на соборах лишь в 1613 и 1682 гг.) Служилое и тяглое население было объединено в единую группу. На собраниях также присутствовали представители определенных социальных слоев: атаманы от казаков, головы от стрельцов и т.д.

    Собору подлежала Верховная законодательная власть. Существенная роль Собора в вопросах кодификации права. Судебник 1550 и Уложение 1649 годов были приняты Соборами.

    Появление земских соборов было результатом объединения русских земель в единое государство в конце 15 начале 16 вв., ослабления влияния на центральную власть княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и верхов посада. Созыв первого земского собора в 1549 совпадает с началом реформаторского периода в правлении Ивана IV Васильевича Грозного и тем резким обострением социального противостояния «низов» и «верхов» общества, особенно в столице, которым оно сопровождалось. Социальные конфликты заставили привилегированную верхушку общества сплотиться для проведения политики, укрепляющей их экономическое и политическое положение, государственную власть. Земский собор возник как общегосударственный аналог городовых советов, существовавших в крупных уездных городах ранее. Первое совещание Земского собора продолжалось два дня, на нем прозвучало три выступления царя, выступления бояр и наконец, состоялось заседание боярской думы, принявшей решение о неподсудности боярских детей наместникам. С этого события и началась история Земских соборов. Начиная с этого первого заседания повелось проводить обсуждения как бы в двух «палатах»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую – воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне.

    Компетенция Земских Соборов была весьма обширна. Ими решались вопросы избрания нового царя на царство (в 1584 году Земский собор избрал Федора Иоановича, в 1682, на последнем соборе, был избран Петр I). Известна роль земских соборов в вопросах кодификации права (Судебник 1550, Соборное Уложение 1649 были приняты Соборами). Соборы ведали также вопросами войны и мира, внутреннего и налогового управления. «церковного устроения» в годы раскола. Имелось у соборов и формальное право законодательной инициативы.

    2.3Судебная реформа
    Судебная реформа - ряд преобразований судебной системы, подготовленных при участии Избранной Рады, и выразившихся в принятии нового Судебника в 1550 году, с последующим его дополнениям.

    Основными направлениями реформы стали: расширение полномочий органов местного самоуправления, введение наказаний для судей за ненадлежащее исполнение обязанностей и стратификация системы штрафов.

    Основные причины и предпосылки судебной реформы:

    1. Судебник Ивана III (1497 г. в.) устарел, необходимо было обновить и дополнить его содержание в соответствии со сформировавшейся централизированной структурой Русского царства

    2. Необходимо было официально закрепить и упорядочить систему денежных штрафов и взысканий, налагающихся в результате рассмотрения правонарушений или судебных тяжб.

    3. Опыт губной реформы показал эффективность передачи части функций от присланных чиновников к прямым представителям из народа

    Суть и содержание Судебника:

    1. Ведение наказаний за взяточничество или ненадлежащее исполнение обязанностей для судей и прочих служащих суда

    2. Определялся порядок рассмотрения судебных процессов между подчиненными удельных князей и подчиненным царя, а также правила передачи судебных тяжб в высшие инстанции.

    3. Появилась стратификационная система штрафов за оскорбления (словом или делом) - в зависимости от сословной принадлежности пострадавшей стороны определялась сумма возмещаемого ущерба

    4. Суд над церковными служителями и лицами, зависящими от церкви (инвалиды и вдовы, живущие при монастярях и др.) - может осуществлять только церковный суд

    5. Ограничение власти на местах - наместникам и волостелям запрещалось осуществлять суд без присутствия выборных участников от населения (губные и земские старосты, лучшие люди и т.д.)

    6. Борьба с разбойниками - расширяя губную реформу на всю территорию Русского царства, судебник передавал обязанность розыска, поимки и суда за разбой от наместников и волостелей к губным старостам.

    7. Изменения правил судебного поединка - существовавший обычай в бою между истцом и ответчиком выяснять правоту получил ограничение: запрещалось сражаться воину с не воином (женщиной, инвалидом, стариком, монахом, ребенком), кроме случая,когда не воин сам хочет сразиться. В противном случае не воин мог выставить вместо себя на бой наймита.

    Следует понимать, что судебная реформа - это комплекс мероприятий по изменению системы суда и судопроизводства. Судебник 1550 года затронул и другие сферы жизни русского общества - социальные, экономические и административные.

    Итоги и результаты судебной реформы:

    Создание единого, хорошо систематизированного и отвечающего требованиям своего времени нормативно-правового документа позволило существенно упростить и ускорить процесс рассмотрения дел.

    Введение ограничений для царских и княжеских ставленников (волостелей и наместников) и передача части судебных функций к выборным от населения позволили снизить уровень преступности и повысить эффективности судебной системы на местах.

    2.4Военная реформа
    Иван Грозный вместе с узким кругом доверенных лиц («Избранная рада») решил провести масштабные реформы, в том числе в военной области. Старая система княжеских дружин изжила себя. Централизованному государству требовалась четко организованная армия.

    Основной внешнеполитической проблемой молодого царя стала угроза со стороны Казанского царства. Огромную проблему представляло собой местничество в армии. Обычно во время сборов и даже при ведении военных действий происходили яростные споры о том, кто кого «родовитее». Это было наглядно продемонстрировано во время первого неудачного казанского похода (1547-1548 гг.). В результате Иван Грозный ввел несение службы «без мест», что позволило выдвигаться на командные должности действительно талантливым, а не родовитым полководцам.

    Первые попытки реформирования армии

    3 октября 1550 г была создана т. н. избранная тысяча Ивана Грозного, превратившаяся в главный штаб и основу царской гвардии. Отбор был очень тщательный. В тысячу вошли «боярские лучшие слуги». Учитывались исключительно былые заслуги и «дела отцов». Все малоимущие «тысячники» были наделены подмосковными земельными поместьями.

    В 1550 г. была также предпринята первая попытка создания регулярного войска. Это выразилось в формировании корпуса численностью в три тысячи «стрельцов из пищали», полностью содержащегося за счет казны. Корпус размещался в подмосковной Воробьевской слободе. Он имел четкую структуру: 6 «статей» по 500 человек. Каждая «статья» подразделялась на сотни со своими командующими. Эта структура впоследствии стала основой формирования русской армии.

    Основой армии становилось конное помещичье ополчение (служилые люди «по отечеству»). Вдобавок государство полностью обеспечивало служилых людей «по прибору» (стрельцы, артиллеристы). Дополнительную роль играла «посоха» (набор из горожан и крестьян).

    Центральным пунктом военной реформы стало «Уложение о службе» (1555 г.), которое кардинально изменило законодательство в области поместного землевладения. Было установлено, что для нормальной службы «человека на коне и в доспехе полном» («в дальний поход о двуконь») было необходимо иметь 100 «четвертей доброй угожей земли» (около 150 десятин), поэтому любой служилый человек мог потребовать себе земельный участок не меньше такого размера. Первые сто четвертей полностью обеспечивали самого хозяина, с последующих он выводил своих вооруженных людей. Важным моментом стало уравнение вотчин с поместьями. Тем самым вотчинники становились такими же служилыми людьми, как и помещики.

    Помещик становился служилым человеком в возрасте 15 лет («новик»). Он был обязан нести службу до тех пор, пока позволяло здоровье или пока царь не назначал его на дипломатическую или административную должность. Неявка по призыву строго наказывалась: помещика били кнутом и отбирали все земельные владения.

    С этой реформой тесно связано введение общегосударственного налога — «кормленого откупа». Эти средства шли в государственную казну и выдавались тем помещикам, которые вывели людей сверх нормы, а также тем, чьи владения были меньше установленной нормы. Часть служилых людей получало такую «помогу» ежегодно, остальные — раз в три или четыре года. Те, кто вывел меньше людей, чем мог в действительности, подвергались штрафу или даже телесному наказанию.

    Таким образом, «Уложение о службе» становилось важнейшим элементом военной реформы Ивана 4. Вместо прежних военных дружин периода феодальной раздробленности создавалась четко организованная армия, главной фигурой в которой становился помещик-землевладелец.

    2.5. Церковная реформа.
    Значительная реформа была проведена в церковной жизни. В 1551 г.состоялся церковный собор, получивший название Стоглавого, поскольку егорешения были записаны в книге, состоящей из ста глав. Главными задачамицерковной реформы были унификация церковных обрядов и создание единогопантеона русских святых. Это было необходимо для того, чтобы ликвидироватьнакопившиеся во времена феодальной раздробленности различия в совершениицерковных обрядов и почитании святых. Другая задача состояла в поднятииавторитета церкви, который был подорван некоторым падениемнравственностидуховенства (злоупотребления церковных служащих, разврат, пьянство).

    Кроме того, на заседании церковногособора правительство Ивана выступило с предложением ликвидации монастырского землевладения, но оно небыло принято ввиду несогласия осифлянского большинства собора. Но все же удалось несколько ограничить монастырское землевладение за счетаннулирования в пользу Ивана IVкняжеско-боярских земель, пожалованных монастырям в годы его малолетства, начиная с 1533 г. Монастырям запрещалась покупка земель без царского разрешения, а потомки удельных княжат не имели права без ведома царя передавать свои земли церкви «на помин души». Этимправительство взяло подконтроль монастырское землевладение. В конечномитоге церковная реформа была существлена на основе компромисса междуосифлянским большинством духовенства и нестяжательски настроеннымправительством.

    2.6. Отмена кормлений


    В Древней Руси был разветвлённый управленческий аппарат. На каждую территорию, на каждое место удельные и великие князья ставили должностных лиц. Они должны были следить за административно-хозяйственной и судебной деятельностью региона. Каждый из них получал особую оплату за свою работу.

    Кормление – это вид жалования должностным лицам на местах в Древней Руси. Удельные и великие князья при такой форме не платили своим наместникам. Княжеская администрация на местах находилась на полном обеспечении местного населения на протяжении всего срока государственной службы.

    Первоначально кормление встречалось лишь эпизодически. Как правило, князья выплачивали должностным лицам жалование из казны. Определённые виды официальных лиц (строители, собиратели штрафов и др.) получали оплату за работу в виде продуктов питания от населения.

    Кормление стало глобальным явлением на Руси к XI-XIV вв. Тогда князья отправляли в волости своих наместников, получавших долю пошлины от коренного населения за свою работу. То есть жители районов их «кормили».

    Оно оказало огромное влияние на формирование системы самоуправления в городах и волостях. Как правило, наместниками были бояре, а тиунами - остальные категории служилых людей. Сохранились сведения о количестве и типах продуктов, которые кормленщики зарабатывали в день, в неделю для себя и для собственной челяди (например, в сутки - 2 куры, по средам и пятницам – сыр и т.д.). Также платили «кормчую» мясом, сыром, хлебом и др. Для лошадей кормленщиков предусматривалось регулярное выделения овса и сена.

    Позже частота получения «кормчей» была изменена. Кормленщики стали получать эти оплаты 3 раза в год на Пасху, Рождество, праздник Петра и Павла, и 1 раз при получении должности («въезжий корм»).

    Кормленщики придумывали и иные способы оплаты за свою работу. Например, с помощью полавочной, судебной (за клеймение), таможенной и других пошлин.

    Однако жажда наживы сыграла своё. Многие наместники злоупотребляли своим статусом и стремились как можно интенсивнее обогащаться, обирая местное население. Видя эту несправедливость, московские князья уже с XV в. старались ограничить и регламентировать их оплату посредством специальных уставных и «кормленых» грамот. А уже с конца XV - 1-ой пол. XVI вв. натуральную оплату стали заменять на денежную.

    А уже в 1556 г. при царе Иване Грозном кормления были окончательно отменены. Это было предусмотрено земской реформой и специальным указом царя.

    После 1556 г. вопрос с кормлением кардинально решён не был. Местное население по-прежнему платило этот налог на содержание царских чиновников. Но теперь он назывался уже «кормленым откупом» и поступал не напрямую наместникам, а в царскую казну. В некоторых регионах, несмотря на запреты, кормления продолжались до конца XVI в.

    В результате «кормленного откупа» местные чиновники стали получать стандартное денежное жалование. Также был установлен конкретный размер для разных земельных категорий (чёрных, дворянских, дворцовых).

    Собирание налогов на чёрных землях стали осуществлять земские старосты, в вотчинных наделах - городовые приказчики или особые сборщики.

    В провинциях управление (служба сыска и суд по важнейшим государственным делам) было отдано выборным представителям населения провинций: губным и земским старостам, городовым приказчикам.

    Эта реформа содействовала укреплению царского управления и углублению централизации.

    Слово «опричник» сейчас используется как символическое изображение безжалостного садиста на службе у преступного главаря. Исторически опричники все же играли другую роль. Но некоторые основания для такого символизма имеются.

    Опричнина существовала в Московском царстве с 1565 по 1572 год. Так называли земельные уделы, взятые Иваном Грозным под свое личное управление и подчинявшиеся только ему со всем населением. При этом в опричнину вписывали не всех бояр и дворян, имевших наделы на выделенной земле, некоторых пытались выселить, дав им наделы в других местах. Оставшиеся же знатные люди именовались опричниками и должны были составить личную царскую гвардию.

    В целом, получилось что-то вроде королевского домена средневековой Европы. Но была и разница - общение опричников с прочим населением (земщиной) строго ограничивалось, жили они по другим правилам. Само слово «опричнина» имеет корнем «опричь», что значит «кроме того», «за исключением». Такое разделение мотивируется главной причиной создания опричнины – желанием Грозного обезопасить себя от боярских измен и заговоров, гарантировать себе силовую поддержку в любом случае. Основания для опасений у него были: были обнаружены признаки нескольких заговоров (включая удельного князя Владимира Андреевича, родственника царя, и его матери), в Ливонской войне случился ряд неудач, изменил князь Курбский и несколько менее известных бояр, затяжной конфликт с Крымом тоже развивался неудачно.

    Можно говорить о паранойе Грозного – она у него таки была. Но основания у нее были реальные - мать Ивана убили, сам он с детства сталкивался с покушениями на свою жизнь.

    Некоторые историки усматривают в создании опричнины религиозную подоплеку - дескать, Грозный опасался на Руси чего-то вроде Реформации. Основанием для такой точки зрения полагается считать показательно монашеский образ жизни опричников, которые по полдня проводили на молебнах, а царь у них считался «игуменом».

    Бесспорно, причина появления опричнины и ее назначение - полностью светские. Но одна интересная параллель с церковной историей таки имеется. Символом опричника официально являлись собачья голова и метла, притороченные к седлу. По идее, это должно было говорить о том, что опричник, как верный пес, будет грызть врагов господина, и выметет из государства всю измену.

    Но в Европе точно такую символику, аналогично толкуемую, имел орден доминиканцев (domini canes – «псы господни»)! Из него выходили инквизиторы, и вообще все «ревнители веры» силовыми методами. Вполне возможно, что образованный Грозный, интересовавшийся жизнью на Западе, мог «позаимствовать» красноречивый символ.

    Прозвище Грозный первый царь получил в основном как раз за события периода опричнины. Начиналось все с реального поиска изменников, но вскоре процесс превратился в обычную феодальную свару за привилегии и богатства, подкрепленную особым расположением царя к опричникам и доверием к ним (можно, к примеру, вспомнить судьбу одного из известнейших опричников Федора Басманова).

    За периодом опричнины числятся такие преступления периода правления царя Ивана, как новгородский погром 1569-1570 годов, когда было убито около 15 тыс. человек, и массовые казни в Москве в 1570-1571 годах (со страшными издевательствами и уничтожением семей опальных). Казни были и внутри самой опричнины - там тоже очень быстро началась борьба за близость к царю, его расположение и награды. Символом этих жестокостей стало имя Малюты Скуратова - относительно незнатного человека, выдвинувшегося в разгар опричного террора и не брезговавшего никакими методами.

    Справедливости ради – при всем своем размахе опричный террор был вполне в духе времени. Опричники могли бы поучиться истреблению неугодных у герцога Альбы в Нидерландах или во время парижской Варфоломеевской ночи – все это происходило одновременно с существованием опричнины.

    Поводом к уничтожению опричнины стало не массовое возмущение, а неприятный прозаический случай – военный разгром. В 1571-1572 годах Москва подверглась очередному нападению крымского хана Девлет-Гирея. Опричники же просто… не явились на войну, в результате чего хан без проблем сжег Москву. После этого Грозный отменил опричнину, и даже запретил самое ее название.

    В результате, эта реформа совершенно не оправдала себя. Кратко говоря, введение опричнины привело к массовому террору, не давшему ни усиления центральной власти, ни искоренения реальной измены, ни увеличения военной мощи.
    Заключение
    Грозного смело можно назвать царем-реформатором. В его правление проведены: церковная реформа (Стоглавый собор), военная реформа (укрепление вооруженных сил), правовая реформа (Судебник 1550 г.), административная реформа (упорядочивание приказов), реформа местного самоуправления (ограничение местничества, передача функций от кормленщиков к выборным лицам), денежная реформа (создание единой монетарной системы в стране).

    Правление Ивана Грозного - одно из самых противоречивых в истории России. Историки отмечают, с одной стороны, значительное расширение территории, множество реформ, проведённых в данную эпоху, которые усилили государство, но, с другой стороны, жестокость, подозрительность Ивана Грозного, введение опричнины стали причинами поражений в Ливонской войне, множества репрессий в стране, привело к гибели тысяч людей, ни в чём не повинных.  Но несомненно Иван Грозный создал мощный фундамент для дальнейшего развития страны. Однако история страны пошла по иному сценарию. Всего через несколько лет придёт конец династии Рюриковичей и начнётся история новой династии - Романовых.

    Список использованных источников


    1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. Ленинград: Наука, 1988.-241с

    2. Бархушин С.В. Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Москва, 1963.-381с.

    3. Гумелёв В.Ю. Геополитика Руси. О Риме – первом, втором и третьем // Политика, государство и право. – Октябрь 2013. – № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2013/10/984 (дата обращения: 10.02.2021).

    4. Гумелёв В.Ю. Причины и геополитическое значение гибели Византийской империи. // Политика, государство и право. – Март, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2013/03/678 (дата обращения: 10.02.2021).

    5. Гумелёв В.Ю. Гибель великой империи. Падение Константинополя // Политика, государство и право. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/04/1498 (дата обращения: 10.02.2021).

    6. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: Очерки соц.-экон. и полит. истории середины XVI в. - Москва: Наука, 1960. -511с.

    7. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. - Москва: Наука, 1982. - 184 с.

    8. Никифоров Н.Н., Туркин П.И., Жеребцов А.А., Галиенко С.Г. Артиллерия / Под общ. ред. Чистякова М.Н. – Москва: Воениздат МО СССР, 1953. [Электронный ресурс] – URL: http://armor.kiev.ua/lib/artilery/01/(дата обращения: 10.02.2021)

    9. Хрес­то­ма­тия по ис­то­рии оте­че­ствен­но­го го­су­дарс­тва и пра­ва: учеб­ное по­со­бие. Москва: изд-во МГУ, 1994. -266 с.


    написать администратору сайта