Эссе. Изменение понимания культуры во второй половине XX века
Скачать 19.31 Kb.
|
«Изменение понимания культуры во второй половине XX века». Развитие культуры не стоит на месте, а вместе с ней меняются и теории ее понимания. Сложность анализа культуры во второй половине XX веке заключается во-первых, в политических изменениях.После окончания «холодной войны» мировая политика перешла в новую фазу, в которой незападные цивилизации перестали быть эксплуатируемыми реципиентами западной цивилизации, но стали дополнительными важными субъектами, присоединяющимися к Западу для формирования и перемещения мировой истории. Вопросами глобальной политики и возможных конфликтов занимался американский политолог С. Хантингтон. Его основная идея заключалась в том, что будущие войны будут вестись не между странами, а между культурами, и что исламский экстремизм станет самой большой угрозой. Несмотря на то, что теория Хантингтона подвергалась критике (так Э. Саид утверждал, что тезис о столкновении цивилизаций является примером «чистого коварного расизма, своего рода пародии на гитлеровскую науку, направленную сегодня против арабов и мусульман») на сегодняшний день угрозой мирового масштаба является именно Исламногое государство (ИГИЛ). Начиная с 2009 года, группировка регулярно заявляет о своей ответственности за взрывы, нападения и другие преступления Во-вторых, на период XX столетия пришлись существенные изменения в сфере экономики и производства. Углубляется индустриализация, что приводит к разрушению традиционного сельского уклада, а как следствие урбанизации в культуре. Начиная с 60-х годов возникают модели постиндустриального(информационного) общества, в котором экономическое и культурное развитие оказалось, сопряжено со сферами высоких технологий и информационных систем. Эти изменения тесно связанны с компьютеризацией, появлением разветвленных информационных систем, что послужило началом децентрализации. Основные идеи информационного (постиндустриального) общества были сформированные в работах Д. Белла. В своей теории ключевую роль Белл отводит важности обеспечения доступа к необходимой информации индивидов и групп. Знание и информацию Белл считает не только "агентом трансформации постиндустриального общества", но и "стратегическим ресурсом" такого общества. Его теория строится на таких общественных изменениях как: преобладание в экономике сферы услуг, развитие новых интеллектуальных технологий, ориентированность в будущее. Ещё одним автором концепции постиндустриального общества был Э. Тоффлер. В его основных работах приводится тезис о том, что человек переходит к новой технологической революции – третьей волне. По его мнению изменения затронут все сферы жизни человека от общественной деятельности до интимной сферы, приведут к созданию новых форм экономики и политики, индивидуального и общественного сознания, моделей семьи и стиля работы. На мой взгляд, идеи Тоффлера во много актуальны на сегодняшний день. Клип-культура, огромное влияние электронных технологий и социальных сетей, изменения в модели семьи и культура бездетности (childfree) все это уже стало привычным и повседневным. В-третьих, во второй половине XX века происходит массовизация общественной жизни. С развитием радио, кино, а затем и телевидения культура стала доступна для широкого потребления, массовое производство сделало возможным производить столько товаров, сколько требует потребитель, копирование и упрощение позволило иметь в своем доме любое произведение искусства.Массовая культура предоставляет человеку возможность отдохнуть от стрессов реальной жизни, ее ускоряющегося темпа, от шока будущего, почувствовать себя тем, кем ты хочешь быть. Вопросами общества потребления и симулякрами занимался французкий культуролог Ж. Бодрияр. Симулякры третьего порядка встречаются нами в повседневной жизни постоянно, а порой и дополняют нас самих, начиная от наращённых ресниц заканчивая пластическим скульптурированием тела. Бодрияр относит к ним все современные феномены, включая деньги, общественное мнение и моду. Писатели фантасты также предпринимали попытки описать возможное будущее опираясь на развитие технических достижений и направлений в культуре своего времени. Так РэйБрэдбери боялся того, что государство запретит читать книги. Олдос Хаксли боялся другого, что будут созданы условия, в которых люди не захотят больше читать книги. На сегодняшний многое из тех достижений будущего которые были описанные уже есть в нашем обиходе, но печатные издания по-прежнему имеют место быть. В заключение хотелось бы отметить, что концепции второй половины XX века во многом описывают культуру будущего. Перешагнув на рубеж XXI века можно с уверенностью сказать, что большинство из предположений заметны уже сегодня. Что-то наоборот выходит на новый уровень, так например, наблюдаются процессы демассовизации. Когда людям стали доступны сотни телеканалов — эфирных, кабельных, спутниковых, — процесс демассовизации (или демассофикации) переживает телевидение. Хотя и это явление было описано в концепции Э. Тоффлера «третья волна». |