Читатель. Изучение приёмов создания литературного характера как способ преодоления наивного реализма младшего школьника
Скачать 41.22 Kb.
|
«Изучение приёмов создания литературного характера как способ преодоления «наивного реализма» младшего школьника» Термин «наивный реализм читателя» означает, что, читатель воспринимает художественный образ как реальную личность, и литературный текст воспринимается как описание реальной жизненной ситуации. «Наивный реализм» маленького читателя – это поверхностное, прямое и непосредственное восприятие персонажей литературных произведений. Для того, чтобы постепенно формировать у младших школьников более глубокое понимание характера персонажа и его роли в повествовании, целесообразно вовлекать учащихся в обсуждение героев и сюжетных поворотов произведения, задавая соответствующие наводящие вопросы. Для целей нашего исследования была выбрана сказка В.П. Катаева «Цветик-семицветик». Выбор литературного произведения обусловлен неоднозначностью, разноплановостью характера главной героини. По мере повествования автор показывает читателю, как девочка Женя, проявившая себя поначалу как ленивая, эгоистичная, завистливая, показывает пример доброты, милосердия и жертвенности. Сказка «Цветик-семицветик» является частью круга чтения младших школьников и с эстетической точки зрения адекватна художественному уровню детей. Также в сказке «Цветик-семицветик» описываются очевидно сказочные события, так что читателю сразу становится понятно, что он имеет дело с художественным вымыслом. После прочтения сказки предполагается организовать обсуждение характера главной героини, предложив детям ряд вопросов. Отталкиваясь от ответов на данные вопросы, можно проследить, как меняется поведение героини, и более или менее объективно оценить ее характер и нравственный уровень. 1. Как вы думаете, это рассказ о реальных событиях или выдуманное повествование? Объясните, по каким именно эпизодам вы это поняли? 2. Хорошо ли ведет себя Женя в начале сказки? Почему? 3. Какое чувство испытывает Женя к мальчикам, которые играют в Северный полюс? Хорошо ли поступили с ней мальчики? Почему? 4. Что почувствовала Женя, когда увидела красивые игрушки у девочек? Хорошее ли это чувство? 5. Если бы сказка закончилась на этом месте, как можно было бы назвать Женю? Можно было бы назвать ее хорошей девочкой? 6. Что подумала Женя, когда увидела, что лепесток остался всего один? 7. Как мы смогли узнать, что именно Женя думает? Кто нам их подсказал? Кто видел все приключения Жени и читал ее мысли? 8. Что поняла Женя, когда познакомилась с мальчиком Витей? 9. Какие качества проявила Женя, когда истратила последний лепесток? 10. Так все-таки – хорошая ли девочка Женя? Почему? |