Главная страница
Навигация по странице:

  • «симулякр»

  • 1 порядка

  • Симулякры. Ж. Бодрийяр уделял много внимания проблемам современности, он, скорее, критик современного общества с позиции постмодернизма


    Скачать 18.04 Kb.
    НазваниеЖ. Бодрийяр уделял много внимания проблемам современности, он, скорее, критик современного общества с позиции постмодернизма
    Дата31.10.2022
    Размер18.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСимулякры.docx
    ТипДокументы
    #764315

    1. Ж. Бодрийяр уделял много внимания проблемам современности, он, скорее, критик современного общества с позиции постмодернизма. Бодрийяр радикализировал до предела критику культуры. Говорит, что мир уничтожен. Человек убил мир. Кругом одни симулякры. Бодрийяр редко говорил, что все плохо. Спокойно объяснял, что мира нет, ничего нет. Все ложь. Не предрекает никакого разрушения цивилизации, заката Европы. Просто так получилось, что мира больше нет, и с этим надо как-то жить. Его тексты были провокационными, порой откровенно эпатажными. В силу своеобразной манеры письма они тяжело иногда воспринимаются. 

    2. Немалую роль в этом процессе Жан Бодрийяр отводит СМИ: по его мнению, современный безумный поток информации создаёт огромное количество копий и симулякров, которые в конце концов уничтожают реальность. Более того, замечает Бодрийяр, чем больше становится информации, тем меньше смысла, хотя, по логике, всё должно быть наоборот. Анализу именно этой проблемы посвящена целая глава его книги «Симулякры и симуляции» (1981 г.).

    3. Авторский термин «симулякр», традиционно приписывается Платону. В его модели репрезентации присутствуют идеальная модель – оригинал (эйдос), по отношению к которой возможны верные или неверные подражания. Модель репрезентации Платона – основана на неком соответсвии эйдоса материальному объекту. В этих отношениях может быть верное и неверное подражание (кот красивый и с колтунами). Истинность материальгого объекта определяется через категорию соответствия. Верные подражания – копии характеризуются своим сходством (с моделью), а неверные подражания – симулякры – своим отличием. Симулякр – знак, который разрушает реальность. По Бодрийяру, симулякр никаким образом не соотносится ни с какой реальностью, кроме своей собственной.
    4. Симулякр (фр. simulacres, от simulation - cимуляция) - это образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это копия, оригинал которой безвозвратно потерян.

    Ж. Бодрийяр обратил внимание на свойственное современному обществу явление симуляции - порождение абстракций, не имеющих связи с реальностью, замена реальности какими-то "знаками" реальности, или текстами. Концепция «симуляции» у Бодрийяра раскрыла виртуальный характер современной реальности.
    5. Стадии

    6. Например, Бодрийяр назвал симулякром войну 1991 года в Персидском заливе, в том смысле, что у наблюдающих за этой войной по CNN не было никакой возможности знать, было ли там что-нибудь
    на самом деле, или это просто пляска картинок и взволнованных пропагандистских репортажей на экранах их телевизоров. Именно в процессе имитации, симуляции реальности
    (пример — недобросовестное отображение CNN ситуации о Войне в Персидском заливе) получается продукт гиперреальности — симулякр

    7. Три порядка симулякров согласно теории Бодрийяра:

    • 1 порядка – имитации, подделки «Подделка работает пока лишь с субстанцией и формой,а не с отношениями и структурой» ;

    • 2 порядка – функциональные аналоги , серии;

    • 3 порядка - гиперреальность.


    Как известно, денежные знаки - это ограниченный ресурс и пока сохраняется их физическая ограниченность, сохраняется их ценность, то есть, их означаемое. Но представим себе, что я решил преодолеть эту ограниченность и подделать деньги. Я могу взять бумагу, краску, фломастеры и попробовать просто перерисовать купюру. Это будет симулякр первого порядка, а моё изделие будет называться подделкой. Конечно, так изготовленная купюра будет лишь намёком на оригинал и любой сможет увидеть её вопиющее несовершенство.

    Далее можно начать распечатывать купюры на принтере или раздобыть технику, которая по матрице могла бы делать невероятной схожести оттиски. Она могла бы симулировать изображение, цветовые тона, средства защиты, водяные знаки и прочее. От оригинальной купюры эту симуляцию сможет отличить только эксперт и то, приняв во внимание несовершенство тех или иных деталей, а не их отсутствие. Это будет симулякром второго порядка, для которого язык оставляет другое, нежели подделка, название; это фальшивка.

    Симулякр третьего порядка ничего не прячет за собой и ничего не пародирует, он даже не то, что встаёт в какие-то отношения с реальностью, он и есть самопровозглашённая реальность. Хотя здесь имеет место вопрос, на основании чего мы назвали бы такую идеальную поддельную купюру симулякром, обделив её названием купюры реальной. Дело здесь даже в авторстве изделия, а в другом неприметном факте: по сути симулякр третьего порядка не занимался воспроизведением реального, когда пытался обогнать эту реальность в совершенстве, он всего лишь симулировал различие, а не тождество.


    написать администратору сайта