Главная страница
Навигация по странице:

  • Одежда русской крестьянки

  • Украшения русского костюма

  • Отличительные особенности

  • История костюма

  • Верхняя одежда

  • Мода замужних женщин

  • Детская одежда

  • Одежда женщин

  • Одежда пожилых женщин

  • презентация. Женский крестьянский костюм, повседневный и праздничный идейнообразное содержание, символика, сакральный смысл


    Скачать 0.75 Mb.
    НазваниеЖенский крестьянский костюм, повседневный и праздничный идейнообразное содержание, символика, сакральный смысл
    Анкорпрезентация. Жес
    Дата24.01.2022
    Размер0.75 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файла6_9765976.pptx
    ТипДокументы
    #340980

    Женский крестьянский костюм, повседневный и праздничный: идейно-образное содержание, символика, сакральный смысл

    Национальный костюм

    • Женский русский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской, ведь в женском облике заложены представления народа о женственности, красоте, семейных ценностях. В старину на Руси костюм был одним из проявления народного прикладного искусства и ремесел.
    • Основные элементы русского народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха прямого кроя «сорочица», которая шилась из домотканого плотна, с широкими рукавами. Обычно, женщина надевала не одну такую рубаху (минимум еще одна выступала в качестве нижнего белья).

    Одежда русской крестьянки

    • Одежда русской крестьянки состояла из такой вот рубахи, украшенной вышивкой, которая в русском народном костюме обычно размещалась на рукавах, подоле и по плечам. Сверху надевали однотонный сарафан, а также передник. Крестьянский костюм готовился с большим старанием, обычно в связи с трудовыми праздниками – жатвой, сенокосом, выгоном скота.
    • Сарафан – одна из главных деталей народного русского женского костюма. Нарядный вариант его носили в комплекте с рубахой, передником, подпоясанным поясом. В каждой местности был свой фасон сарафана, и узоры на нем, как и на других вариантах русских народных костюмов, имеет свои особенности. В южной части России предпочтение отдавали красному цвету, который имел множество различных оттенков. Вышивка на сарафанах выполнялась золотыми нитями и жемчугом.

    Украшения русского костюма

    • Русский национальный костюм используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона , назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).
    • При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. В центральной России носили костюм близкий по характеру к северному, однако, в некоторых отдельных местностях можно было увидеть костюм с чертами южнорусской одежды .

    Отличительные особенности

    • Отличительная особенность русского национального костюма - большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.
    • Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

    История костюма

    • Русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян , монахов , священников и дьячков. Вначале было введено венгерское платье, а потом верхне-саксонское и французское, камзол и нижнее бельё - немецкие. Женщины должны были носить немецкое платье. Со всех, въезжающих в город в русской одежде и бороде брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного .

    Верхняя одежда

    • Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень , с частыми пуговицами , украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

    Шубы

    • Знатные женщины любили носить шубки - женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.
    • Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай .

    Муфта

    • Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку.
    • Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15 - 20 килограммов.
    • Муфта - рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой.

    Мода замужних женщин

    • Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком , а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.
    • Одежда юга России - понева. Понева представляет собой юбку из трех полотнищ шерстяной ткани, стянутых на талии плетеным пояском. Её носили только замужние женщины. Понева очень древняя одежда. Упоминание о ней встречается в письменных источниках домонгольского периода. Поначалу слово понева обозначало отрез ткани или покрывало. Ткани для понев брали собственного изготовления преимущественно из шерсти овцы и из конопли. Чередование шерстяных и конопляных нитей создавало узорчатый рисунок плетения ткани. Поневы делились на праздничные и будничные. Будничные отделывались снизу полоской тесьмы. В праздничных поневах большое внимание уделялось нашивке по подолу. В ней демонстрировалось все богатство отделки.
    • В костюмах юга России превалирует красный цвет, который в северных и центральных губерниях используется только для праздничных одеяний. Словом "красное в сознании русского народа отождествляется с с "пре-красно-е", то есть "красивое ".
    • В отличие от северных мотивов народного рукоделия, в южных губерниях изобиловали геометрические узоры. Они гармонировали с общим стилем самого архаичного из всех форм южного русского костюма.

    Детская одежда

    • Когда ребенок начинал ходить, ему шили длинную (до колен или середины икры) белую, не украшенную ничем рубаху - конечно же, подпоясаную. В таких рубахах ходили и мальчики, и девочки лет до 6-7.
    • Отроками считались дети до 14-15 лет. Одежда в этом возрасте приобретала половые различия. Девочки начинали носить более длинные (до щиколотки) и уже украшенные рубахи. Кроме того, они получали первые бусы, которые тоже являлись оберегом — все тот же круг, как и пояс. Также в этом возрасте девочкам протыкали уши и дарили первые серьги.

    Одежда женщин

    • Женский костюм был длинным, ниже колена, с длинными рукавами. Делился костюм на верхнюю и нижнюю рубаху. Выкройка костюма была простая: крестообразная, прямая.Платья были повседневные, праздничные, свадебные.У молодых девушек древнерусский костюм женский дополнялся запоной. Запона – большой кусок ткани с вырезом посередине. Надевали его через голову поверх рубахи. Затем обязательно подпоясывалась.Главными элементами женской древнерусской одежды были красиво вышитые орнаменты, которые девушки вышивали сами, или доверяли дело специалисту-ремесленнику.

    Одежда пожилых женщин

    • Длинные рубахи носили знатные и пожилые людиГоловные уборы пожилых женщин были самыми скромными. Праздничные повойники пожилых женщин изготавливались из темного бархата и шитьем, как правило, не украшались. Праздничные чулки пожилые женщины повсеместно красили в синий цвет. Пожилые и женатые предпочитали одежду, закрывающую колени. 


    написать администратору сайта