Эссе ывплдвджлпжвадл. К здравому смыслу. Для Фихте Бог оказался моральным порядком, который осуществляет сам человек. Другими словами, Бог существует в той мере, в какой человек актуализирует этот порядок
Скачать 68 Kb.
|
к здравому смыслу. Для Фихте Бог оказался моральным порядком, который осуществляет сам человек. Другими словами, Бог существует в той мере, в какой человек актуализирует этот порядок. Гегель связал нерасторжимой связью постижение человеком самого себя в Боге с постижением Богом самого себя в человеке. Бог оказался этапом на пути самопознания исторического духа. Бруно Бауэр сравнил Гегеля с ветхозаветным змием и объявил час суда над ним, который должен сделать тайное явным. Вскрывая завуалированную суть гегелевской системы, он показал, что для Гегеля религиозное отношение есть не что иное, как внутреннее отношение самосознания к самому себе, что кажимые различия между сознанием и субстанцией есть лишь производное самого этого сознания, объективирующего свои состояния в религиозные представления. Субстанция – это лишь момент движения, в котором сознание расстаётся со своей конечностью на пути к самосознанию, которое воспримет бесконечность и всеобщность субстанции как свою сущность. Кто, говорит Бауэр, вкусил религиозное ядро этой системы, «тот умер для бога, ибо он считает бога за мертвеца». Набирающая мощь наука позволила О. Конту создать проект позитивной религии человечества. То есть религии без Бога, имеющей в качестве предмета почитания единое и истинное Великое Существо – социальный организм. Понятие религии Конту понадобилось лишь для того, чтобы подчеркнуть примат коллективного над индивидуальным, альтруистического – над эгоистическим, аффективного – над умозрительным в нравственном устройстве социума. ХХ век приступил к ещё более смелым антропологическим экспериментам. Бог в психоанализе оказался детерминированным бессознательными душевными процессами. Экзистенциализм разрушил представление о сущности человека, выдвинув на первый план категорию существования и вместе с тем отказав Богу в конституирующей функции по отношению к человеку. Этой стратегией воспользовалась постмодернистская линия, усилив её тем, что устранила из своей онтологии категорию ничто. Философия сакрального, оформившаяся на рубеже XIX–XX вв., подменила абсолютного трансцендентного Бога идеей абстрактного, в конечном итоге приватного сакрального. Таким образом, главным предметом изучения в новой философии становится человек, а значит и философия становится антропологической, главным вопросом которой станет поиск сущности человека идеальной для каждого и не имеющей возможности индивидуальности, невзирая на эпоху и приоритеты конкретного человека. Концепция Людвига Фейербаха получилась очень противоречивой. Он всячески противился религии, при этом создал новую, как потом ее нарекут последователи «человекобожие». Философ хотел уйти от глобального осмысления человеческого общества и трудиться над конкретным человеком, а в итоге стёр все рамки, пытаясь подогнать каждого индивидуума под созданный им идеальный и уникальный образ человека. Многие вопросы, например, о природе человеческих чувств или появлении жизни, он оставил для изучения медициной, биологией и другими науками. Несмотря на все это, его философия нашла широкую публику по всему миру, изменив взгляды на религию и жизнь в целом у многих интеллигентов того времени, нашла отклик в учениях Маркса и Энгельса. В антропологической философии Фейербах оставил множество открытых вопросов, которые в современном мире при достигнутом прогрессе ему удалось бы разгадать. |