Главная страница
Навигация по странице:

  • Жанровое своеобразие «Записок охотника» И.А. Тургенева

  • контрольная работа. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Кафедра литературы Жанровое своеобразие Записок охотника И. А. Тургенева


    Скачать 38.71 Kb.
    НазваниеКафедра литературы Жанровое своеобразие Записок охотника И. А. Тургенева
    Анкорконтрольная работа
    Дата06.06.2022
    Размер38.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx
    ТипДокументы
    #572262

    Астраханский государственный университет


    Факультет Филологии и Журналистики

    кафедра литературы

    Жанровое своеобразие «Записок охотника» И.А. Тургенева

    Работу выполнила:

    Студентка группы ЗРЛ-31

    Сатубалдиева Айман Артуровна

    Проверил преподаватель:

    Спесивцева Л.В.

    Астрахань, 2021

    Оглавление


    Введение 2

    История создания «Записок охотника» 3

    Идейно – художественное своеобразие «Записок Охотника» Тургенева 5

    Идейно-художественные функции пейзажа в «Записках охотника». 11

    Заключение 12

    Список использованной литературы 13


    Введение


    Иван Сергеевич Тургенев принадлежит к тем великим писателям, чьи творения сыграли громадную роль в духовном развитии русского общества, обогатили общественную и мировую культуру.

    Жизнь и литературная деятельность Тургенева протекали в одну из самых значительных эпох всемирной и русской истории. Вражда к крепостному праву, искреннее сочувствие нуждам народа, прогрессивные гуманные идеи вдохновляли его творчество. «Непримиримый враг цепей и верный друг народа», - так называл Тургенева Некрасов.

    Наиболее полно и ярко взгляды Тургенева отражены в одной из самых удивительных книг в русской литературе - «Записки охотника».

    Хотя к этой проблеме обращались многие ученые и критики, она продолжает привлекать внимание благодаря её важности и остроте, особенно в наши дни в связи с многочисленными экологическими проблемами. «Записки охотника» продолжают быть интересными для исследования и в силу их художественного новаторства. Оригинален и нов сам жанр этого произведения осуществляющего переход от очерка к рассказу.

    «Записки охотника» возникли в русле того литературного направления («натуральная школа»), которое стремилось на основе реализма и демократизма к правдивому изображению жизни современного русского общества, в первую очередь, его социальных низов.

    В свете возрастающего научного интереса к жанровой поэтике тургеневских «Записок охотника» мы определяем актуальность темы нашей квалификационной работы. Новизна ее на наш взгляд заключается в проведенном нами практическом текстуальном анализе, углубляющем представление o жанровой природе тургеневской книги.

    История создания «Записок охотника»


    Сборник рассказов под названием «Записки охотника» И.С. Тургенева был опубликован единым изданием в 1852 году. Спустя продолжительное время писатель дополнил книгу еще тремя произведениями. Сборник вызывает много споров среди литературоведов относительно жанра опубликованных работ. Некоторые критики придерживаются мнения, что творения Ивана Сергеевича относятся к очеркам. Другие утверждают, что все произведения написаны в жанре рассказа.

    В 1846 году все лето и несколько недель осени Иван Сергеевич находился в Спасском-Лутовинове. Автор на время отошел от писательской работы. Все дни он проводил в наблюдениях. При любом удобном случае И.С. Тургенев отправлялся на охоту. Но он ходил не один. Компанию ему составлял местный егерь Афанасий Алифанов. В середине осени писатель был вынужден вернуться в Петербург. До автора дошла информация, что у журнала «Современник» новые владельцы. Руководящий пост поделили Некрасов и Иван Панаев. Обновленный редакторский состав попросил И.С. Тургенева внести изменения в произведения.

    В первом номере «Современника» был опубликован рассказ «Хорь и Калиныч». Это произошло в январе 1847 года. Произведение имело подзаголовок «Из записок охотника». Вариант был предложен Иваном Панаевым. Именно это название и стало впоследствии заглавием всего цикла рассказов.

    И.С. Тургенев изначально не представлял, какую книгу он хочет создать. Он долгое время обдумывал детали, сопоставлял факты, анализировал будущую композицию. Процесс шел постепенно, без особых взлетов и писательских простоев. Находясь в деревне, Иван Сергеевич собрал достаточно информации, которую он мечтал использовать в своем произведении. Наблюдений было так много, что они могли бы послужить основной для нескольких интересных книг и сборников. Своим творением «Записки охотника» Иван Сергеевич положил начало новому направлению в русской литературе.

    В 1847 году летом И.С. Тургенев вместе с Белинским посетил Зальцбрунн. Во время поездки автор не переставал работать над своим сборником. Писатель делился своими наработками со своими друзьями и товарищами. После прочтения рассказа «Бурмистр» у собравшихся была неоднозначная реакция. Белинский крайне эмоционально высказался о герое, описанном в книге. Под рассказом «Бурмистр» писатель оставил несколько строк, содержащих информацию о месте и времени написания. Больше этих данных он не указывал ни в одном произведении.

    Иван Сергеевич несколько лет работал над своей книгой «Записки охотника». В 1852 году она была издана отдельным сборником. С этим событием связаны небольшие разбирательства. Разрешение на печать работы И.С. Тургенева было выдано чиновником Владимиром Львовым. Для служащего цензурного ведомства все закончилась печально. Он был уволен. Коллеги Владимира Львова получили предупреждение о недопущении публикации подобных материалов.

    Писатель стремился внести в свое творение местные наречия, деревенский стиль высказываний. Однако этот прием понравился не всем критикам. Белинский и Аксаков протестовали против употребления в произведении диалектизмов и просторечных слов. Однако И.С. Тургенев был не согласен с их точкой зрения. Местный говор был необходим автору для передачи настроения деревенских жителей, описания их жизненного уклада и быта. Иван Сергеевич стремился передать царившую в деревне неповторимую атмосферу. Ему важно было показать, чем живет простой народ. В сборнике «Записки охотника» читатель словно следует за И.С. Тургеневым на его прогулке, видит своими глазами все происходящее вокруг.

    Идейно – художественное своеобразие «Записок Охотника» Тургенева


    В «Записках охотника» главенствуют три темы: жизнь крестьян, помещиков и смешанного образованного сословия. В русской литературе не было книги, в которой столько бы давалось картин жизни, рядом ставились лицом к лицу главные сословия. Даже «Мертвые души» - произведение, лишь «с одного боку» коснувшееся России. Более узкими по теме окажутся и позднее вышедшие «Губернские очерки» Салтыкова-Щедрина, где воспроизведен в основном провинциальный чиновничий мир. Главный пафос «Записок охотника» - в изображении сдавленных крепостничеством народных сил.
    Крепостничество выступает в «Записках охотника» во всех ракурсах жизни: название деревни - Колотовка («колотить»), «дубовщина» - может быть в значении силой, дубьем отнятая земля. Непроницаемый, недоверчивый Хорь заметно оживляется, когда собеседник заговаривает с ним о «свободе», о «воле», то есть об откупе от «доброго» барина. Рассказ «Бурмистр» - самое сильное антикрепостническое произведение Тургенева. В рассказе запечатлена главная картина крепостнических взаимоотношений. Зримо на одном полотне выведены барин и мужик. Лицемерно-вежливое распоряжение Пеночкина о камердинере, забывшем нагреть вино само за себя говорит. Можно себе представить, что ожидает двух непокорных крестьян у такого барина. Тургенев решился воспроизвести тяжелую картину порки крестьян, когда в имении помещика Стегунова до гостей, сидевших на балконе за чаем, долетал «звук мерных и частых ударов, раздававшихся в направлении конюшни: «Чуки-чуки-чук! Чуки-чук! Чуки-чук!» («Два помещика»). В «Записках охотника» много эзоповских иносказаний, намеков. Умирающая Лукерья в «Живых мощах» утешает себя: «Привыкла, обтерпелась - ничего; иным еще хуже бывает». Куда же еще хуже? Но она радеет о крестьянах, изнывающих на барщине и оброке.

    Весь ужас был именно в этой обыденщине, обезличке, бесправности. Тургенев не изображает злодеев. А между тем чувствуется до предела накаленная атмосфера жизни. Самым тяжким преступлением крепостничества было убиение живой души в подневольном рабе, лишение его всех человеческих прав. Особенность изображения их у Тургенева - сдержанность, тонкость рисунка, многозначность ситуации, высокая обобщающая художественность. Вся бестолковщина крепостнического хозяйствования, убивающая у крестьян любовь к труду и самый смысл труда, показана в рассказе «Льгов». Из рук в руки переходившая ревизская душа, загнанная противоречивыми, капризными распоряжениями сменявшихся бар, дворовый мужик Сучок успел побывать и рыболовом (хотя в местной реке и рыбы-то нет), и кучером, два раза поваром (хотя ничего стряпать не умел), и «кофишенком» (кофе подавал), и звали его по приказу барыни не Кузьмой, а Антоном. Был он и «ахтером», и «фалетором» (форейтором), садовником, доезжачим, сапожником. Не дозволено было ему и жениться. Так бессмысленно прожил бобылем и доживает мужиченко по прозвищу Сучок, чуть не утопивший на своем дощанике автора-рассказчика.

    Тургенев осмеял горе-рационализаторские затеи помещицы, мало смыслившей в хозяйстве, но заведшей сельскую бюрократию («Контора»). Двойным гнетом легла на плечи мужиков разведенная бумажная волокита: появились кроме прежних начальников спевшиеся в круговой поруке главный конторщик нагловатый Николай Еремеич и его тунеядцы-секретари и кассиры... Комическую бессмыслицу барыни они превратили в источник наживы и за ее спиной вершили свои темные дела, обирая и ее.
    Не щадит своего же брата крестьянина чуть только пригретый господами дворовый или управляющий: бурмистр Софрон Яковлевич выглядит пострашнее самого упоминавшегося Пеночкина - «собака, а не человек».

    В «Записках охотника» разоблачаются и катастрофические экономические последствия «цивилизаторской» деятельности крепостников, подрывающей сами основы труда крестьянина на земле. В «Двух помещиках» рассказывается о хозяйственной деятельности важного сановника, вздумавшего было все свои поля засеять маком. С деятельностью этого сановника перекликается «хозяйствование» Чертопханова Пантелея Еремеевича. В бесчинствах провинциального помещика, как в капле воды, отражаются бесчинства иного, государственного ранга. Вспомним, например, Аракчеева – организатора военных поселений.

    Тургенев показывает развращающее воздействие крепостнического самодурства на психологию народа. Человек, подобный Кузьме Сучку, перестал быть хозяином своей судьбы и привык к противоестественному порядку вещей. Одна крестьянская судьба цепляется в книге Тургенева за другую, возникает единая, «хоровая» судьба народа в беззаконной, крепостнической стране. Со страниц «Записок охотника» встает монументальный образ крепостного строя жизни, губительно влияющего на жизнь всей русской нации.

    Живые силы России, подлинное величие русского человека, поэзия его души, деликатность чувств живут по преимуществу в среде простых крестьян. Почти во всех случаях встречи охотника с героями рассказов происходят обыденно: в поисках ночлега, тех мест, где хорошая тяга, где водятся глухари, вальдшнепы; но всегда эти встречи - открытия. А в рассказе «Бежин луг» использован поэтический прием: рассказчик-охотник заблудился в лесу и, наконец, с высокого обрыва увидел за речкой на лугу мальчиков и лошадей. К их огоньку он и подошел. Это - символический, художественно оправданный прием: заблудиться, чтобы открыть... А открыл он богатый, полный фантастики и мудрости народный духовный мир, мир поверий, сказок, пример удали, выразившийся во всей неподдельной искренности юных непорочных душ.

    Эта поэзия народной души подымается на более высокую ступень в рассказе «Певцы». С набожной серьезностью слушают крестьяне песни. Жиздринский рядчик, с его веселой, бездумной песенкой, не увлек слушающих так сильно, как Яшка Турок, с чувством пропевший «Не одна во поле дороженька пролегала». 
    Этот образ охватывает и природу. Через всю книгу проходит повторяющийся мотив изуродованного, безжизненного пейзажа. Впервые он появляется в «Хоре и Калиныче», где сообщается об орловской деревне, расположенной близ оврага. В «Певцах» деревня Колотовка рассечена на две половины «страшным оврагом», его не оживляют ни растительность, ни ключи. Образ страшного, проклятого людьми урочища возникает в «Бежине луге»: это Варнавицкий овраг, в котором бродит призрак грозного барина Ивана Ивановича.

    В «Записках охотника», кажется, все герои вышли из рук природы, ее нерушимых законов, а испорчены обществом. Все неприятности - от социальных отношений.

    Природа у Тургенева – образ универсальный, объединяющий обращенные к нему «частные» образные миры, собирающий в живое единство отдельные очерки и рассказы книги. По законам природной жизни возникают и разрешаются в «Записках» многочисленные конфликты, в том числе и конфликт основной, между двумя Россиями – «живой» и «мертвой». В мире людей, живущих в союзе с природой, зло и неправда относительны, как духота и зной. В жизни, как она изображается Тургеневым, есть свою диалектика, приводящая крайние проявления бытия к «снимающему», гармоническому разрешению. 

    Едва ли не ведущая роль в создании эстетического единства книги принадлежит охотнику-рассказчику. В нем есть удивительный талант приобщения, его присутствие никого не стесняет и часто остается как бы незамеченным. И хотя он дворянин, в строе мыслей и чувств повествователя важно совсем другое. Он – охотник, коренной русский человек. На этой общей для барина и мужика основе возникает особый характер взаимоотношений рассказчика с людьми из народа. Эти люди доверчиво сообщают ему свои тайны, обнажая перед ним интимные уголки своих душ. Повествователь ловит минуты таких сердечных откровений. Именно потому Россия в «Записках охотника» схвачена на поэтическом взлете, на едином дыхании. Охотнику широко доступно чужое «я», чувства и переживания человека из народа. Как Касьян – правдоискатель, он тоже человек бессемейный, непоседа и правдолюбец, скитающийся по Руси. Как Ермолай и Калиныч, он тонко чувствует лес вплоть до каждого дерева и каждой птицы в нем, степь вплоть до каждого насекомого и каждой былинки в ней.
    Образ рассказчика в «Записках охотника» очень нужный и активный. Он выступает в нескольких обличиях. То как охотник, сталкивающийся с интересными лицами, то он простой соглядатай встречи, разговора, то он барин, то рассказчик. Но всегда он симпатичен, благороден, ближе к крестьянам-праведникам, чем к господам.

    В «Записках охотника» Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое художественное целое. По отношению к этому универсальному образному миру с его внутренней гармонией будет оцениваться жизнеспособность лучших героев в романах Тургенева, да и в творчестве других русских писателей. 

    В книге Тургенева захватывается всероссийский социальный конфликт, сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая, с другой. И все герои, эту книгу населяющие, так или иначе тяготеют к двум полюсам – «мертвому» или «живому».
    Характеризуя героев из народа, Тургенев выходит за пределы «частных» индивидуальностей к общенациональным силам и стихиям жизни. Характеры Хоря и Калиныча, как два полюса магнита, начинают притягивать е себе всех последующих, живых героев книги. Одни из них тяготеют к поэтичному, душевно-мягкому Калинычу, другие - к деловому и практичному Хорю.

    Устойчивые, повторяющиеся черты у поэтически одаренных героев Тургенева проявляются даже в портретных характеристиках: внешний облик Калиныча перекликается с портретом Степушки и Касьяна. Родственных героев сопровождает, как правило, пейзажный лейтмотив.
    Такую же роль играет в книге тема музыкальной одаренности русского народа. Песня сближает людей: сквозь отдельные судьбы она ведет к судьбе общерусской, роднит героев между собою. Песня Якова Турка в «Певцах» «Не одна в поле дороженька пролегала» собирает в фокус лучшие душевные порывы Калинычей, Касьянов, Власов, Ермолаев и их подрастающую смену – детишек из «Бежина луга». Ведь мирный сон крестьянских детей у костра под звездами тоже овеян мечтой о сказочной земле, в которую верит, которую ищет странник Касьян. В ту же страну обетованную, где «живет человек в довольстве и справедливости», зовет героев протяжная русская песня Якова.

    Крестьяне в Записках охотника» - крепостные, зависимые люди, но рабство не превратило их в рабов. Как ни восхищен Тургенев поэтической мощью и нравственной чистотой России народной, он замечает, тем не менее, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли, гражданином. Эта мысль особенно тревожит писателя в созданных вслед за прославленными «Записками охотника» новыми повестями из народного быта, над которыми Тургенев работал в трудных условиях.

    Идейно-художественные функции пейзажа в «Записках охотника».


    Пейзаж в литературе (франц. Paysage, от pays - страна., местность) один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения: описание природы шире - любого незамкнутого пространства внешнего мира. Эстетическое отношение к природе - довольно позднее завоевание человечества: в фольклоре пейзаж антропоморфичен, в древнем эпосе мифологичен, то есть в обеих картинах мира он самостоятельной ценности не несёт. Пейзажа в современном мире понимании как общественно-реального изображения природы до 18 века в литературе не было. Открытие пейзажа связано с осознанием нового положения человека во Вселенной как включенного, вписанного в неё. Другой справочный источник определяет пейзаж как элемент композиции. Говорит, что это гармоничная, благодатная природа, противополагающая кричащим противоречиям социальной жизни ( А. С. Пушкин «Деревня», И. С. Тургенев «Записки охотника», Н. А. Некрасов «Железная дорога», А. П. Чехов «Припадок»). Пейзаж у Тургенева наделён глубокой перспективой. Поэтому-то и встает вопрос: «Каков же смысл пейзажа у Тургенева в «Записках охотника»? Каково его значение? Какие функции выполняет пейзаж в «Записках Охотника»? Картины природы с одной стороны и лиричны и созвучны состоянию души героев, а с другой – отражают философские размышления Тургенева о вечной, таинственной природной стихии. Пейзаж в «Записках охотника» И. С. Тургенева отличается богатой светотенью, динамизмом и соотносится с субъективным состоянием автора и его героев. При абсолютной достоверности описания природы у И. С. Тургенева поэтизируется в силу присущего автору лиризма. И. С. Тургенев унаследовал от А. С. Пушкина удивительную способность извлекать поэзию из любого прозаичного явления и факта: всё, что на первый взгляд может показаться серым и банальным, под пером И. С. Тургенева приобретает лирическую окраску и рельефную живописность.

    Заключение


    «Записки охотника» — поистине гениальное творение художника крестьянской души, изобразившего картину контрастов и гармонии удивительного русского характера, сочетающего в себе нетронутое природное начало, богатырскую силу и в тоже время чувствительность и ранимость. В них была и тема мести угнетателям, насколько мог ее коснуться писатель при Николае I, и апофеоз великого жизнелюбия русского народа. Была в них и великая правда о бедственном положении народа, его забитости, унижениях. Эту неподдельную правду Тургенев и считал «главным героем» своих «Записок охотника».

    Крестьянин, которого можно любить, которым можно восхищаться, который живет природой, красотой, искренностью и любовью, именно таким Тургенев видит русский народ, не скрывая своих чувств, любуясь и удивляясь ему, подчас даже роняя горячую слезу.

    Повествователь, голос которого мы слышим со страниц «Записок охотника», дает описание природы как человек, тонко чувствующий красоту своей страны. Он знает о природе столько, сколько и любой из крестьян.
    Писатель здесь открывается как истинный знаток своих персонажей, он обыгрывает каждую ситуацию так, чтобы как можно ярче проявилась та или иная черта народного характера. Тургенев отказывается от обобщений, он рисует своих героев как самобытных представителей нации.
    Невозможно остаться равнодушным к искреннему миру души, который раскрывается в каждой мелкой детали, в речи и действиях тургеневских персонажей. Писатель любит народ, он верит в него, играя струнами его сердца, он доказывает, что в нем нет темноты и забитости, слепой покорности и смирения; все, что есть плохого в русском мужике, обусловлено условиями существования. На страницах «Записок охотника» народ живет душой и сердцем, умея находить отдушины в непроглядном мраке, не теряясь в нем и не беднея духовно.

    Список использованной литературы


    1. Тургенев И. С. Записки охотника / Иван Тургенев. - М.: Гослитиздат, 1961. (Собрание сочинений: в 10 т. / Иван Тургенев; т. 1).

    2. Скатов Н. Н. История русской литературы XIX века. М.: Просвещение, 1991.

    3. Минералов Ю. И.История русской литературы 19 века.

    4. Лебедев Ю.В. Тургенев (Жизнь замечательных людей).[Электронный ресурс]//Lib.ru/Классика

    5. Записки охотника» И. С. Тургенева: жанровое своеобразие. [Электронный ресурс] https://studopedia.ru/19_355478_zapiski-ohotnika-i-s-turgeneva-zhanrovoe-svoeobrazie.html

    6. Жанровое своеобразие "Записок охотника" И.С. Тургенева [Электронный ресурс] https://cheloveknauka.com/zhanrovoe-svoeobrazie-zapisok-ohotnika-i-s-turgeneva


    написать администратору сайта