Главная страница
Навигация по странице:

  • прав

  • современная

  • Гроций

  • люди

  • рубежный контроль 2 тесты. Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах


    Скачать 31.07 Kb.
    НазваниеКак формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах
    Дата18.01.2023
    Размер31.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларубежный контроль 2 тесты .docx
    ТипРуководство
    #893193

    1. Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах?

    По структуре ценностей, по критериям свободы и справедливости, которыми люди руководствовались в те или иные исторические эпохи, можно судить о степени социализации самого человечества. Эволюция системы ценностей жизни, выдвижение на передний план то одних, то других из них отражают логику и последовательность его развития.

    Первоначально в системе человеческих ценностей преобладают потребности преимущественно физиологического характера. Прежде всего, человек воспринимает себя как часть живой природы, как представитель животного мира. Как и любое другое живое существо, он уделял главное внимание и тратил всю свою энергию на добывание пищи, поддержание и защиту своей жизни, отражению угроз, исходивших от других живых существ и неведомых для него сил природы. В процессе длительной эволюции Homo erectus (прямоходящий) и Homo habilis (умелый) постепенно отделяется от других животных, как бы возвышается над ними, превращаясь в существо разумное — Homo sapiens.

    Структура потребностей и система ценностей Homo sapiens существенно отличаются от таковых у Homo habilis. Имеется в виду не только и даже не столько то, что одни ценности и потребности сменяются другими. Происходит расширение системы ценностей. Человек начинает находить в себе некое духовное начало и некую индивидуальность со специфическими данными, отличающими его от других ему подобных существ. Он начинает осознавать свои способности и дарования, испытывает радость и наслаждение в процессе их реализации.

    Но и здесь люди еще не вполне дифференцированы друг от друга. Нет еще четких норм жизни, не сформировались понятия права, свободы, личной жизни. Они почти целиком совпадают с понятием жить (на уровне существования), как бы входят в него. Все отношения между людьми определяются их силой, сноровкой, ловкостью. Жить — значит добывать пропитание, отражать опасности, исходящие отовсюду: от стихийных сил природы, от остальной части животного мира, от иноплеменников и т. д. Каждый обязан принимать посильное участие в жизни своего рода и племени. Все это, как и право на долю совместно добытого съестного, право на помощь и на поддержку со стороны соплеменников в случае нужды и опасности, понимается как естественное, само собою разумеющееся.

    Постепенно происходит естественная дифференциация общественных функций и обязанностей: наиболее сильные и ловкие охотятся, физически слабые (женщины и дети) собирают растительную пищу поблизости, готовят еду, присматривают за детьми. Члены социума с ярко выраженными интеллектуальными данными обобщают жизненный опыт, размышляют над многообразными проявлениями природы, ее повторяющимися явлениями, прогнозируют события, становятся прорицателями и жрецами.

    Удовлетворенные физиологические потребности порождают цепь новых потребностей и ценностей. Складываются семьи с отдельным (собственным) жильем, появляется потребность в отдыхе, формируется духовная культура. Поддержание духа, развитие ума становятся столь же важными, как и поддержание тела. Формируется потребность в накоплении знаний, обобщении опыта, в их распространении и передаче детям. Все эти функции закрепляются за отдельными членами рода, общины, племени, а иногда и за целыми семьями и родами. Ветхий Завет, Книги Моисея сообщают нам о том, как это происходило у древних иудеев: Бог продиктовал Моисею, кто чем и для какой цели должен заниматься. Если полагать, что Бог — это сама природа, ее жизнь, логика и законы, то так оно, вероятно, и было в действительности, но все происходило гораздо медленнее.

    В конечном итоге социальная дифференциация людей привела к индивидуализации, персонификации и институционализации власти со всеми вытекающими последствиями.

    1. Как изменился статус человека с образованием государства?

    С образованием государства в жизни людей произошли следующие изменения:

    1)      Власть правителя (фараоны, цари, раджи)

    2)      Установленные законы, ответственность перед ними

    3)      Обязательные налоги и подати

    4)      Защита государственных границ

    5)      Развитие ремесла и торговли

    6)      Постоянные войны с целью увеличения своих территорий и обложения данью побежденных государств.

    3. Опишите первые законы, определявшие права и обязанности человека.

    Первые законы были приняты королем. Эти законы были разработаны для того, чтобы контролировать людей королевства и гарантировать, что они повинуются его приказам.

    Первые законы были направлены на то, чтобы люди следовали правилам короля - и чтобы они не вызывали никаких проблем или конфликтов. Однако по мере того, как королевство росло, король начал издавать все больше законов, чтобы контролировать народ. Эти законы были разработаны для того, чтобы люди платили свои налоги и не бунтовали против короля.
    5. Постарайтесь установить влияние религиозных верований на решение проблемы прав и свобод человека.

    Религия может очень сильно повлиять на понимание статуса. Некоторые религии, такие как буддизм и ислам, учат, что все люди равны и что каждый имеет одинаковые права и свободы. Эти религии сосредоточены на важности человеческой жизни - и они учат, что ко всем следует относиться с уважением.

    Другие религии, такие как христианство, учат, что Бог - самое могущественное существо во вселенной и что он дал людям особые привилегии. Эти религии ставят людей выше всех других созданий - и они учат, что люди выше природы.
    6. Как религия влияет на понимание статуса человека?

    Первые религиозные верования были основаны на поклонении природе. Люди верили в духов и богов - и они боялись этих богов. Они верили, что боги контролируют все в мире, и им нужно было умилостивить богов, чтобы выжить.

    Со временем эти религиозные верования изменились - люди стали поклоняться богам, которые были более личными и доступными. Эти боги больше не были таинственными и страшными - они были дружелюбными и услужливыми богами.

    Шло время, и люди начали верить, что эти боги любили их и хотели им помочь. Это давало им надежду и утешение, а также давало им цель в жизни.

    7. Когда начинают формироваться современные взгляды на права и свободы человека?

    Понятие и классификация прав человека История развития концепции прав и свобод Считается, что современная концепция прав человека сформировалась в XVIII в. и впервые нашла свое выражение в Американской декларации независимости и Французской декларации прав человека и гражданина. Однако важно признать, что многие из ключевых элементов прав человека уже существовали в культуре и обществе западных и незападных стран еще в древние времена.

    8. Расскажите о взглядах Гроция, Локка и Пуфендорфа на права человека и народов

    Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться даже несправедливым предписаниям власти. Его позиция сводилась к тому, что поскольку с заключением соглашения (договора) о создании государства и учреждения гражданской власти все люди лишаются своих прав и свобод, постольку они лишаются и нрава на сопротивление.

    Локк говорит, что в естественном состоянии все люди равны. Однако важно подчеркнуть, что в концепции Локка правами наделены только взрослые особи мужского пола - представители знати и буржуазии. Неимущие не имеют правЛокк объясняет это следующим образом: в естественном состоянии люди жили с помощью своего труда и вели натуральное хозяйство. Этот ход вещей поменяло появление денег.

    С. Пуффендорф считает основанием естественного права разум, основным законом которого является требование мирной жизни между людьми.

    По мнению Пуффендорфа, в естественном состоянии отсутствуют и божеские, и гражданские законы и действует только естественное право, представляюшее собой стремление к свободе, к самосохранению, независимости и имеющее вечное и неизменное содержание.
    9. Какое влияние оказала Американская революция XVIII века на формирование теории прав человека?

    Гарантия прав и создание Наиболее совершенного Союза
    В 1783 году война наконец закончилась, и последовал период процветания. Национальное правительство по-прежнему работало в соответствии со Статьями Конфедерации и смогло решить вопрос Западных территорий, которые были переданы штатами в ведение Конгресса. Американские поселенцы быстро переезжали туда, и в 1790-е годы были образованы штаты Вермонт, Теннесси и Кентукки.

    Тем не менее, у национального правительства не было денег, чтобы выплатить европейским странам, частным банкам и американским гражданам долги, которые были взяты во время Войны за Независимость. Националисты во главе с Джорджем Вашингтоном, Александром Гамильтоном и другими ветеранами опасались, что конфедеративное государство окажется слишком слабым, чтобы выдержать международную войну, или даже восстание, как восстание Шейса в 1786 году в Массачусетсе.

    Националисты, выступающие за сильное центральное правительство назвали себя Федералистами, и убедили Конгресс собрать в 1787 году Филадельфийскую Конвенцию. На ней была принята современная Конституция США, предусматривающая сильное федеральное правительство с эффективной исполнительной властью. Для контроля над ним были созданы законодательная и судебная ветви власти.

    Над конституцией велись ожесточённые дебаты, но в 1788 году она всё же была принята. Первый кабинет исполнительной власти во главе с избранным президентом, Джорджем Вашингтоном, вступил в должности в марте 1789 года. Многие американцы опасались, что слишком сильное правительство будет ущемлять права штатов и граждан, поэтому они во главе с Джеймсом Мэдисоном провели в Конгрессе Билль о правах, первые десять поправок к конституции США, которые были приняты в 1791 году и гарантировали различные права гражданам.

    10. Что вы знаете о «Декларации прав человека и гражданина» Французской революции?

    Важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека. Декларация была принята Национальным учредительным собранием 26 августа 1789 года. В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправия и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.

    11. Какие аспекты прав человека развиты Гегелем, Кантом и Марксом?

    Современная философия прав и свобод человека испытала на себе заметное влияние идей И. Канта, Г. В. Гегеля, К. Маркса. «Метафизика нравственности» И. Канта (1724—1804), его концепция правового закона и высказанные им идеи разделения и ограничения власти стали важными звеньями теории прав и свобод человека. Канту принадлежит определение государства как объединения людей, подчиненных правовым законам. Государство, по Канту, — это правовая организация, основанная на таких априорных принципах, как свобода, равенство и самостоятельность граждан. Кант указывает, таким образом, на объективные основы прав человека. Он считал, что разум является основой морали. Любые действия человека должны быть предприняты, исходя из диктуемого разумом чувства обязанности, и никаких действий не следует осуществлять, повинуясь только закону или обычаям. Свободу человека Кант понимал не как безграничную свободу анархии, но как свободу самоуправления, свободу осознанно повиноваться законам универсума как они познаются разумом.

    Гегель (1770—1831) полагал, что в результате длительного господства суеверий и деспотизма общество потеряло духовную и политическую свободу. Вернуть их можно, лишь переустроив общество коренным образом. Молодой Гегель связывал подобную возможность с революцией. Поля тетрадей студента Гегеля испещрены призывами: «Долой тиранов!», «Да здравствует свобода!», «Да здравствует Жан-Жак!» (Руссо). Восстановление свободы и раскрепощение человека первоначально он связывал с устранением государства как такового. Права человека на жизнь и на здоровье обращены не к отдельным людям, а к человечеству вообще. Обязанность содержать нуждающегося человека человечество возлагает не на отдельное лицо, а на государство или же наиболее близких ему людей[1]. Никакой договор, в том числе и конституция, не распространяется и не может распространяться на жизнь и честь человека. Не могут они распространяться также и на его мысль. Единственное, о чем можно говорить и требовать — чтобы конституция содержала в себе гарантии в том, что ничто не будет угрожать чести и достоинству человека, подавлять их, что общественная жизнь будет организована так, чтобы создавались оптимальные условия для жизни человека.

    Гегель рассматривал человека одновременно и как индивидуальность и как всеобщность. Каждый человек может выступать в жизни одновременно в нескольких ипостасях — как бюргер, мещанин, обыватель и, в то же время, как гражданин. Бюргер или обыватель действует несколько иначе, нежели гражданин. И права бюргера отличаются от прав гражданина. На протяжении большей части классовой истории всеобщность была определяющей. Даже в Греции и Риме не существовало индивидуальности, а если даже она как-то проявлялась, этому не придавали особого значения. Индивидуальностью обладал только правитель. Даже аристократия была лишена индивидуальности, она — окружение правителя, фон и элементы его индивидуальности. Иисус Христос — это индивидуальность, одна из первых личностей на Земле, однако феномен Иисуса был бы невозможен в Греции и Риме с их всеобщностью.

    Свободам человека Гегель придавал большее значение, нежели его правам. Главное — это свобода воли, свобода вообще, «а все другие свободы лишь ее виды... Существуют также гражданские свободы, свобода печати, политическая, религиозная свободы. Эти виды свободы представляют собой всеобщее понятие свободы, поскольку оно применено к особенным отношениям или предметам»[2]. С точки зрения права, полагал Гегель, следует исполнять только всеобщую волю. Само право заключается в том, чтобы каждый человек считался с каждым другим как со свободным существом, ибо по своей сущности каждый является свободным человеком[3].

    Мыслители нового времени размышляют об эмансипации не только отдельного человека, но и человечества в целом. Одним из первых вопрос об общечеловеческой эмансипации поставил Карл Маркс (1818—1883). Критика религии, продолжавшаяся с эпохи Просвещения, считал он, «завершилась учением, что человек — высшее существо для человека, завершилась, следовательно, категорическим императивом, повелевающим ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом...»[4].

    В ранних работах Маркса поставлен вопрос о соотношении политической эмансипации и человеческой эмансипации, сделан основной упор на освобождении человека путем ликвидации возвышающегося над ним и подавляющего его государства. При этом обращается внимание на несовпадение последствий политической эмансипации для государства и человека:

    Предел политической эмансипации уже с самого начала проявляется в том, — писал Маркс, — что государство может освободить себя от какого- либо ограничения без того, чтобы человек стал действительно свободным от этого ограничения, что государство может быть республикой (свободным государством) без того, чтобы человек стал свободным[5].

    В дальнейшем Маркс и Энгельс приходят к выводу о необходимости полного преобразования самого общества, поскольку они видели в нем систему, которая подвергает людей калечащему их отчуждению. Общечеловеческая эмансипация требует радикальной революции, а в отдельных странах — частичной, политической революции. Последняя основана на том, что часть гражданского общества эмансипирует себя и достигает всеобщего господства и, исходя из своего особого положения, эмансипирует все общество. По мнению Маркса, это можно сделать лишь в том случае, если все общество или большинство его находится в положении этого класса. Последний должен возбудить энтузиазм в себе и в массах, брататься и сливаться со всем обществом, его должны смешивать с обществом, воспринимать и признавать в качестве его всеобщего представителя. Собственные притязания и права этого класса должны совпадать с правами и притязаниями всего общества, эмансипатор действительно должен представлять собой социальный разум и социальное сердце всего общества.

    Отдельный класс может притязать на всеобщее господство лишь во имя всеобщих прав общества, считал Маркс:

    Для завоевания этого положения освободителя, а, следовательно, для политического использования всех сфер обществ и интересах своей собственной сферы, — писал он, — недостаточно одной революционной энергии и духовного чувства собственного достоинства. Чтобы революция народа и эмансипация отдельного класса гражданского общества совпали друг с другом, чтобы одно сословие считалось сословием всего общества, — для этого, с другой стороны, все недостатки общества должны быть сосредоточены в каком-нибудь другом классе, для этого определенное сословие должно быть олицетворением общих препятствий, воплощением общей для всех преграды; для этого особая социальная сфера должна считаться общепризнанным преступлением в отношении всего общества, так что освобождение от этой сферы выступает в виде всеобщего самоосвобождения. Чтобы одно сословие было par excellence сословием-освободителем, для этого другое сословие должно быть, наоборот, явным сословием-поработителем[6].

    Освободительницей общества от феодальной зависимости стала молодая буржуазия. Ни один официальный класс капиталистического общества, по мнению Маркса, не способен выступать в роли освободителя общества от эксплуатации человека человеком. Ее может исполнять только новый класс — пролетариат (рабочий класс), не имеющий особых, отличных от общественных, интересов. Только он один, освобождая себя, может освободить и все общество, поставить всех его членов в действительно равноправные отношения. Эти идеи послужили в дальнейшем основой учения о всемирно-исторической миссии рабочего класса как освободителя человечества.

    К. Маркс одним из первых дифференцировал права человека, выявил их природу, а также общее и особенное между правами человека и правами гражданина. Он исходил из постулата приоритета экономической жизни перед другими сферами общественной жизни, а, соответственно, и социальных и экономических прав человека перед всеми остальными правами. Отсюда — то внимание, которое он уделял анализу условий жизни и труда разных групп и слоев общества, причин их неравноправия и условий утверждения свободы и общественного равенства. Маркс стремился познать условия, порождающие отчуждение человека, концентрировал внимание на социальных классах, конфликты которых подрывали несправедливый социальный порядок, и на организованных ассоциациях, которые могут перестроить социальный мир на основе социального равенства. Освобождение человека должно стать освобождением творческих и чувственных сил «реального индивида», а ликвидация частной собственности — вести к полному раскрепощению всех человеческих чувств и достоинств.

    «Если марксизм и был религией, — пишет американский социолог А. Гоул- днер, размышляя над этими положениями Маркса — то не религией общества, каким является функционализм, а религией человека. Это была религия гордости за человека и борьбы ради него, а не религия благочестия по отношению к обществу и статической комфортности»[7].

    X

    Великая Октябрьская революция, устранив элитарный характер субъектов прав и свобод, придала философии прав и свобод человека новое содержание. Общая философия прав человека содержится в Декларации прав граждан и народов России и конкретизирована во многих документах. «Буржуазия понимала под свободой печати свободу издания газет богатыми, захват прессы капиталистами, на деле приводившей повсюду... к продажности прессы, — говорилось на заседании ВЦИК 4(17) ноября 1917 года при обсуждении вопроса о свободе печати. — Рабочее и крестьянское правительство под свободой печати понимает освобождение прессы из-под гнета капитала, переход в собственность государства бумажных фабрик и типографий, предоставление каждой группе граждан, достигшей известной численности.., равного права на пользование соответственной долей запасов бумаги и соответственным количеством типографского труда». ВЦИК учредил комиссию для расследования связей периодических изданий с капиталом, установления источника их средств и доходов, состава их жертвователей, покрытия их дефицитов[8].

    На деле было реализовано и право, о котором в свое время писал Джефферсон — право избирателей на отзыв своих избранников, — но которое никогда до сих пор не реализовывалось. «Какой бы то ни было выборный институт может считаться истинно демократическим и действительно представляющим волю народа только при условии признания и применения права отзыва избирателями своих выборных». В целях исключения случайностей и игнорирования воли избирателей, особенно при распределении мест по пропорциональной системе, когда легко собрать определенное количество подписей под требованием с отзывом депутата, было предусмотрено, что перевыборы назначаются советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, если отзыва требует более половины всех избирателей округа.

    Однако обеспечить полную гармонию прав и свобод человека, прежде всего индивидуальных прав, советской власти не удалось.

    К середине XX века человечество уже выработало достаточно четкую концепцию прав и свобод человека. А вторая половина XX века по праву может быть названа периодом самых плодотворных дискуссий о природе прав и свобод человека, систематизации этих прав и свобод, их международной кодификации и создания механизма их защиты.

    Таким образом, теория прав и свобод человека складывалась постепенно, дополняясь и обогащаясь опытом новых стран и революций разного типа. Многообразие стран, континентов и общественных систем, их соперничество и сотрудничество оказали, хотя и противоречивое, но в целом огромное позитивное влияние на ускоренное формирование современной системы прав и свобод человека.

    12. Какую роль сыграли социальные революции XIX-XX вв. в развитии теории и практики прав и свобод человека?

    Формирование гражданских обществ, их эволюция и прогресс неразрывно связаны и обязаны своим существованием стремлению человека к обеспечению безопасности для своей жизни, а также условий равноправного сосуществования со всеми своими соплеменниками Это стремление, все более усиливаясь и упорядочиваясь, способствовало ускорению процессов эмансипации человека, вело к грандиозным, имевшим всемирно-историческое значение, социальным революциям, которые оказывали активное обратное влияние на понимание прав и свобод, также меры справедливости отношений между членами социумов. Каждое поколение людей вступает в жизнь, располагая определенной степенью свобод, и, опираясь на нее, двигается дальше вперед, то чуть-чуть поднимаясь выше, то опускаясь ниже. Процесс этот неотделим от всемирно-исторического процесса в целом, от социального прогресса (регресса, застоя, кризисов и коллапсов), хотя темпы последнего в разных сферах жизни различны. Как и во всей общественной жизни, политический прогресс, демократия следуют за экономическим прогрессом, становятся его закономерным следствием, хотя временами происходит и наоборот.

    На протяжении десятков тысяч лет жизни человечества до возникновения государств человек рассматривался как часть социума (семьи, рода и племени), где почти все было нашим — принадлежащим семье, роду и племени. Внутри них статус индивидуума, его престиж и автономия (дозволенное ему) определялись его личными способностями, знаниями и умением, а также выполняемыми им в социуме функциями. После появления имущественного и социального неравенства, возникновения государства и закрепления неравенства в праве, единство между индивидом и социумом, особенно его политическим институтом в лице государства все более разрушается, и возникает естественная необходимость в закреплении прав и свобод человека и на индивидуальном уровне.

    Специфика прав и свобод человека такова, что, раз получив свое признание, они не исчезают и не забываются, как некоторые другие явления жизни, а напротив, расширяются и становятся богаче по своему содержанию.

    Философия прав и свобод человека складывалась на протяжении тысячелетий и несет на себе следы основных вех развития человечества. Чередуются способы общественного производства и политические системы, претерпевают изменения критерии свободы и справедливости, представления о человеке как главной ценности, о его месте в обществе и в государстве, понимание предназначения государства, а также взаимоотношений гражданского и политического обществ. Религиозно-мистические представления о человеке, обществе и государстве, доминировавшие на протяжении тысячелетий, под влиянием эпохи Просвещения и социальных революций XVIII—XX вв. заменяются научно-теоретическими концепциями. В Новое время государство стало рассматриваться как институт, формируемый обществом для защиты жизни, свободы, равенства его членов, для допущения несправедливости, вражды и анархии в социуме, защиты последнего от всех угроз, исходящих как изнутри, так и извне, а человек и гражданин — как главная цель, на которую должна быть ориентирована вся деятельность государственных и общественных институтов.

    ё


    написать администратору сайта