Главная страница

Элитарная культура. Как правило, опережает уровень восприятия ее средеобразованным человеком


Скачать 17.69 Kb.
НазваниеКак правило, опережает уровень восприятия ее средеобразованным человеком
АнкорЭлитарная культура
Дата16.12.2021
Размер17.69 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭлитарная культура.docx
ТипДокументы
#305884

Элитарная культура - Вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите).

Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.

Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью

Создается «привилегированной частью общества» либо по ее заказу профессиональными творцами.

Как правило, опережает уровень восприятия ее средеобразованным человеком.

Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства.

Исторически элитарная культура возникла как антитеза массовой и свой смысл, основное значение проявляет в сопоставлении с последней. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована X. Ортегой-и-Гассетом( «Дегуманизация искусства» , «Восстание масс» ) и К. Манхеймом ( «Идеология и утопия» , «Человек и общество в век преобразований» , «Эссе социологии культуры» ), которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения — языком, вырабатываемым её носителями, где особые социальные группы — священнослужителей, политиков, деятелей искусств — используют и особые, закрытые для непосвященных языки, в том числе латынь и санскрит.

Особенности:

  • сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;

  • способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;

  • способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;

  • наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;

  • жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;

  • индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;

  • созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;

  • использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности;

  • смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех её исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей: Таким образом, элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке.

Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).

Федерико Феллини завоевал четыре Оскара за лучший зарубежный фильм (плюс почетный Оскар за вклад в киноискусство, итого - пять. – Ред

Со дня смерти мастера (в октябре 1993 года) прошло 28 лет, но тень от его творческого наследия так длинна, что в ней давно потерялись награды, звания и премии - то, что Феллини оставил нам, гораздо больше и важнее любых наград.

Видение мира, свойственное маэстро, было настолько уникальным и гипнотизирующим, что породило для этого карнавального стиля в кинематографе специальное обозначение (Felliniesque, феллиниевский).
Франц Кафка является мастером неожиданной развязки. В сюжетах его произведений содержатся подсказки и объяснения, но они не могут быть обнаружены сразу, поэтому многие читатели Кафки перечитывают его произведения и обнаруживают двойное толкование и новые смыслы. При прочтении его романов и рассказов не стоит концентрировать внимание на деталях. Символ, заложенный в его произведениях обнаруживается в целом. Поэтому начинать знакомство с литературой Кафки необходимо без какой-либо установки и желания отыскать тайные смыслы.

Фильмы Тарковского. перед нами спроецированное на киноэкран емкое послание человечеству. В XX веке кино оказалось самым выразительным и доступным языком для подобной цели. По словам французского режиссера Робера Брессона, кинематограф позволяет «достичь самое сердце сердца, которое не удается ухватить ни поэзии, ни философии».


написать администратору сайта