Пути трансформации государств. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII веке.. Как раз в эпоху абсолютных монархий феодальное окончательно становится пережитком. Одним из факторов отмирания дворянства, феодального класса, было то, что дворянские титулы покупались.
Скачать 1.2 Mb.
|
Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII веке. Европейское просвещение и рационализм. Влияние идей просвещения на мировое развитие. Европейские революции XVIII – XIX вв. (Тема №6) Как раз в эпоху абсолютных монархий феодальное окончательно становится пережитком. Одним из факторов отмирания дворянства, феодального класса, было то, что дворянские титулы покупались. Особенно это расцвело при Людовике XV. Существовали дворянства мантии и шпаги. Дворянство шпаги – приближенные к королевскому двору, в основном – бывшие феодалы, сдающие свое имение генеральным фермерам, чтобы были большие деньги на жизнь при дворе. Дворянство мантии – люди из суда и парламентов, купившие себе должность. С Парижским парламентом, одним из 17 парламентов страны, не в очень хороших отношениях был Людовик XIV, а затем Людовик XV (поддерживал парламент только Филип Орлеанский, который правил, пока Людовик XV был ребенком. Именно Парижский парламент помог Орлеанскому взайти на трон). При Людовике XIV страна была мощнейшей военной силой в Европе. Но при Филипе Орлеанском и, в особенности, при Людовике XV и мадам Помпадур потеряла авторитет на мировой арене из-за нескольких неудачных и ненужный войн (Война за польское наследство, (1733-1735), Война за австрийское наследство (1740-1748), Семилетняя война (1756-1763) и ухудшились настроения внутри страны (еще более прижимаемое в плане налогов третье сословие очень не любило правителей). Людовик XV Мадам Помпадур. Интересный факт: ей лестно было окружать себя художниками и писателями, обязанными рисовать ее портреты и сочинять мадригалы в ее честь. По ее воле приближен был и Вольтер к королевскому двору. Господствующий феодально-абсолютистский строй притормаживал развитие промышленности, торговли хотя рост капиталистических отношений происходил быстрее всего именно в этих сферах хозяйства. Мы будем рассматривать этот процесс на примере одной из стран западной Европы – Франции. С 1789 по 1814 год там протекала Великая Французская революция (путь трансформации абсолютизма), в результате которой произошло свержение монархии. Во Франции в XVIII веке сложились довольно развитые формы капиталистического уклада, особенно в торговле и промышленности, буржуазная в своей основе, светская идеология. Это период упадка французского абсолютизма и время подъема буржуазии. Как выглядела Франция накануне революции (1789 год). Предпосылки революции. В XVIII веке Франция представляла собой аграрную страну (1789 г – 25 млн. человек, 22 млн. из которых – крестьяне). По уровню развития торговли и промышленности опережала другие страны, кроме Англии. Много крупных городов. Основа экономики – сельское хозяйство (по своей ценности и по своему доходу сельскохозяйственные продукты (1826 ливров/год) превышали промышленные (525 ливров/год)). Почти все налоговое бремя лежало на третьем сословии. Аграрный строй Франции. (Отличался от других европейских стран, в которых преобладало крупное помещичье хозяйство, основанное на барщинном труде крепостных крестьян). Главная роль во французском сельскохозяйственном производстве принадлежала мелкому и мельчайшему хозяйству феодально зависимых крестьян, задавленных бесчисленными поборами в пользу сеньора, церкви и короля. Крестьяне давно являлись лично свободными, зависели от сеньора «по земле» (кроме 1 млн. «сервов» -крепостных). Владели в общей сложности не менее 35% всей земли страны, но лишь на феодальной основе («Нет земли без сеньора»), то есть не являлись собственниками. Таким образом, они были сильно зависимы от сеньоров, ведь без земли крестьянам не на что жить. И сеньоры этим пользовались: Крестьяне могли продать, сдать в аренду или заложить землю, но при этом было необходимо было уплатить особую подать сеньору, доходившую до 1/5 стоимости цензивы (казуальные платежи). Ценз/чинш –денежная рента, распространенная на севере, шампар (1/20 - 1/4 урожая) – на юге. Дорожные, мостовые, ярморочные пошлины. Лишь сеньор мог владеть мельницей, хлебопекарней, быком или боровом, давильней для винограда (все это необходимые вещи в сельском хозяйстве), а крестьяне должны были платить за пользование ими. Исключительно сеньоры могли охотиться, ловить рыбу, содержать голубятни/кроличьи садки. Охотники топтали крестьянские земли, кролики объедали урожаи, пастбища. Обычно от 4 – 5 дней в году действовала барщина во многих местах Франции. Право тиража сеньоров (отгораживание и превращение в свою собственность трети всех общинных угодий). Сеньор сохранял значительную часть судебной власти над крестьянами (символ – виселица у ворот сеньорского замка). Решение по феодальным тяжбам. Свои поместья крупные сеньоры сдавали в аренду богатым капиталистам, а сами перебирались в крупные города типа Парижа или Версаля, чтобы быть поближе к королю (такая придворная жизнь стоила дорого). Выделялись из них «генеральные фермеры». Они брали на откуп сбор сеньориальных платежей и церковной десятины, взыскивали ее со строгостью, не свойственной сеньорам. Вели крупную торговлю вином, скотом, хлебом, занимались ростовщичеством. В XVIII веке наблюдалась интенсивная скупка дворянских земель, так что к началу революции в руках буржуазии было сосредоточено около 30% всей французской земли. Как я уже указывала ранее, в XVIII веке по уровню развития торговли и промышленности Франция опережала другие страны, кроме Англии. Процветало производство предметов роскоши, которые пользовались спросом у королевского двора и привилегированных сословий. Французские шелка, хрусталь, фарфор, мебель, ювелирные изделия пользовались популярностью во всей Европе. Париж стал «законодателем мод». Успехи в металлургической, хлопчатобумажной, угольной промышленностях. Франция была большой колониальной и морской державой, она имела большой военный и торговый флот. Ей принадлежали колонии в Индии, Африке, Америке. Крупнейший французский порт на Средиземном море – Марсель – центр торговли со странами Леванта, Северной Африки, Дальнего востока. Марсельский порт, XVIII век Торговые корабли совершали рейсы по знаменитому «треугольнику»: из Бордо и Нанта с солониной и мукой к берегу слоновой кости (Африка) за рабами, оттуда на Сан-Доминго или Мартинику, где солонина и рабы сбывались, корабли грузились сахаром-сырцом, хлопком, кофе и т.п. и возвращались во Францию. Стоит отметить статистику внешней французской торговли: с 1714 по 1785 годы экспорт сельскохозяйственной продукции возрос с 36 млн. до 93 млн. ливров, экспорт промышленных изделий – с 45 млн. до 123 млн., экспорт колониальных товаров из Америки – с 16 млн. до 165 млн. ливров. Пример торгового корабля XVIII века. Корабль одной из самых крупных торговых компаний – Ост-Индской. Мануфактура была особенно распространена в горном деле, металлургии, военном производстве, сукноделии и других старых отраслях. В 1712 году изобретается паровой двигатель, в 1720 году был открыт каменный уголь, с 1734 года начинается его добыча, а к 1789 году акционерная компания, разрабатывавшая Анзенские каменноугольные копи, имела 4 тысячи рабочих, применяла 12 паровых машин и получала 1200 тысяч ливров годового дохода. Прялка «Дженни», изобретенная в Англии, которых к 1790-му году в Англии было 20000, а во Франции – 900 штук. Механическая машина Аркрайта, в Англии к 1790-му году их было 143 штуки, а во Франции – 8. Просвещение — социальное и культурное движение, породившее новое мировоззрение на основе веры во всемогущество человеческого разума и в общественный прогресс. Вскоре идеи Просвещения охватили всю Европу. Своего расцвета Просвещение достигло во Франции. В разных странах Европы это явление имело свои особенности. Опыт голландской и английской революций повлияли на представление идеологов просвещения о реализации республиканских принципов и становлении буржуазного строя. В их сознании закрепилось, что истинная республика годна лишь для малых государств (вроде Голландии), а для больших государств (по примеру Англии) на данном этапе истории больше всего подходит конституционная монархия. Одним из главных представителей Просвещения и подлинным его «отцом» можно считать Франсуа-Мари Аруэ, которого мы знаем, как Вольтера (1694-1778). Немного из его интересной биографии: 2 раза сидел в Бастилии, первый раз в 1717 году – за эпиграммы (насмешки) на Филипа Орлеанского, а второй раз – за оскорбление аристократа, влиятельная родня которого добилась от короля ссылки Вольтера в Бастилию (1726). Под конвоем доставили в Кале, оттуда он отплыл в Англию, где и, как я понимаю, почерпал идею о конституционной монархии. Там он много работал, изучал страну, ее общественно-политический строй, литературу, и во Францию вернулся образованным человеком. В 1734 году издает книгу «английские письма», в которой отдает предпочтение английским конституционным порядкам, при которых « у короля руки развязаны, чтобы творить добро, и связаны, чтобы делать зло». Во всех своих произведениях Вольтер изобличал пороки и несправедливости общества. Мировоззрение Вольтера было противоречивым. Он был против феодального строя и сословного неравенства, отстаивал свободу личности и равенство всех перед законом. Представление о будущем: «Нужны люди, не имеющие ничего, кроме своих рук. Они будут свободны продавать свой труд тому, кто захочет за него больше заплатить» - общество, основанное на частной собственности и системе наемного труда. Идеальным политическим строем считал конституционную монархию, пропагандировал ее на английском примере. Понимал неизбежность революции. Вольтер был сильно против всех религий, но и атеистом не был. «Если бы бога не было, то его следовало бы выдумать, но вся природа говорит о том, что он есть». Обосновывал это тем, что без веры в сильного всевышнего в обществе не может быть ни нравственности, ни морали. Франсуа-Мари Аруэ или, как он себя прозвал, Вольтер (1694-1778) Дени Дидро (1713-1784) Энциклопедист, вместе с математиком Д’Аламбером издавал «Энциклопедию наук, искусств и ремесла» (1751-1772). В создании энциклопедии принимали участие крупные мыслители и ученые того времени, включая Вольтера, морки, инженеры, врачи, военные. Энциклопедия сыграла огромную роль в истории. Энцикдопедисты, такие как Дидро, Д’Аламбер, Гольбах, Гельвеций и др., были материалистами и воинствующими атеистами. Дидро считал мир материальным, все в мире ему представлялось как формы единой вечной материи, находящейся в непрерывном движении, источником которого является сама материя. Дидро ратовал за равенство всех перед законом. Гольбах писал: «Несчастия народов влекут за собой революции». Дени Дидро (1713-1784) Жан-Жак Руссо (1712-1778), один из наиболее популярных деятелей просвещения. Он находил, что в разумно устроенном обществе не должно быть ни богатых, ни бедных, так как оба эти состояния одинаково губительны для общественного блага. Новое направление общественной мысли – Эгалитаризм (уравнительство). «Ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, ни один – настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя». Был против частной собственности, но понимал ее незыблемость. По его мнению – источник и носитель верховной власти – народ, а исполнительная власть – агент общественной силы, приводящей в движение законы. Политическими правами, по его словам, должны обладать все граждане. Приводит пример Англии касаемо политиков и народа: «Английский народ считает себя свободным; он горько ошибается; он свободен только во время выборов членов парламента; как только они выбраны, он становится рабом, он ничто». Поддерживал идею о «прямой демократии»: «Если бы существовал народ, состоящий из богов, то он управлялся бы демократически. Такое совершенное правительство не годится для людей» Так же, как Вольтер, отвергал религии, но атеистом не являлся. Выступал за конституционную монархию Жан-Жак Руссо (1712-1778) Габриель Мабли (1709-1785) – за республику и коммунизм. Выступал за конституционную монархию. Заявлял, что «гражданская война является благом, когда общество без помощи этой операции подвергается риску погибнуть от деспотизма». Полагал, что необходимые реформы могут быть проведены мирным путем Считал, что люди должны быть равны, но, подобно другим просветителям XVIII века, кроме Руссо, испытывал опасение по поводу неимущих. Именно Мабли дал теоретические аргументы тем деятелям Учредительного собрания, которые разделяли граждан на категории «активных» и «пассивных». Габриель Мабли (1709-1785) Жан Мелье (Морелли) (1664-1729) – священник-атеист, выступал за утопический коммунизм. В отличие от вышеуказанных просветителей, ратовал за революцию, а не за реформы. Обращался к беднякам: «Постарайтесь объединиться, сколько вас есть, вы и вам подобные, чтобы окончательно стряхнуть с себя тираническое господство ваших властителе и королей. Ниспровергните повсюду эти троны несправедливости и нечестия, размозжите эти коронованные головы, сбейте гордость и спесь со всех ваших деспотов». Жан Мелье (Морелли) (1664-1729) ЧтоещехотелосьбыотметитьпоповодуXVIIIвека Необходимо отметить, что в эпоху зарождается научный атеизм, стремление рационализировать все. В 1712 году появляются паровые машины, происходит мощнейший технический и рыночный прогрессы, а значит, все решает не бог, а наука, человеческий мозг. «Американская декларация независимости» 1776 год. Натолкнула просветителей на мысль, что можно столкнуть короля. Но силу эта идея обрела лишь во время французской революции. |