Воспитание и обучение в Киевской Руси. Как школу Древней Руси описала в своём стихотворении Наталья Кончаловская
Скачать 32.17 Kb.
|
Как школу Древней Руси описала в своём стихотворении Наталья Кончаловская. И в старину учились дети – Их учил церковный дьяк – Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б – как Аз да Буки, В – как Веди, Г – глаголь И учитель для науки По субботам всех порол. Вот какой чудной в начале Наша грамота была! Вот каким пером писали – Из гусиного пера! Этот нож не без причины Назывался перочинный: Очиняли им перо, Если не было остро. Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ни чему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке. Воспитание и обучение в Киевской Руси 10-12 веков. В 988 г. в значительной степени под влиянием киевского князя Владимира славяне присоединились к восточной христианской церкви, приняв православную веру от Византийской империи. С этого времени население Киевской Руси стало называться христианами, чего не было ни в одной стране западного мира эпохи средневековья. Однако сам акт крещения не мог сразу изменить сложившееся за тысячелетия языческое мировоззрение восточных славян. Христианские представления лишь постепенно проникали в языческое сознание, взаимодействуя с ним. Славянское языческое сознание постигало христианство, знакомясь с его книжной основой – Священным писанием, отбирая для себя в первую очередь то, что было близко и понятно. Важной особенностью древнерусской культуры и образования было то, что языком богослужения, литературы и школы стал не греческий, как в Византии, не латинский, как в Западной Европе, а родной, славянский. Создателями славянской письменности Кириллом и Мефодием, одновременно был осуществлен перевод основных богослужебных книг и учебной литературы с греческого на славянский язык, что способствовало распространению религии и стимулировало процесс обучения грамоте. Это же обстоятельство, с одной стороны, обусловило самобытность древнерусской школы, а с другой – затрудняло доступ учителей и учеников к первоисточникам. Выбор веры был одновременно и выбором школы, характера образования. В 988 г. Киевская Русь приняла православие и князем Владимиром Святославичем была открыта первая школа «учения книжного». Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении новой религии как идеологической основы формировавшегося государства. Владимир заботился о распространении образования прежде всего среди господствующего сословия. Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу детям, «аки по мертвецам», не зная, что их ожидает. Первым источником, дошедшим до нас и сообщающим о возникновении первых школ – «Повесть временных лет» Нестора. Вывод на основании летописей: 1-ый вывод: школа древнерусская возникла с принятием христианства. 2-ой вывод: «плакуся» не означает отрицательное отношение к школе, неуважительного. Не боялись на Руси ни грамоты, ни книги. И с тем и с другими, как свидетельствует археологические, фольклорные и письменные источники, были знакомы. Слёзы матерей, отдавших детей в обучение можно объяснить тем, что во дворцовой школе им предстояло принять священнический сан, изменить семейной традиции наследования сыном профессии отца. 3-ий вывод: школа, учение дело было государственным, т.е. дворцовым В этом я и нахожу преемственность древнерусской школы с нашей современной. В каких же условиях идёт развитие древнерусской школы: а) в условиях уже существования славянской азбуки (славянская азбука возникла в XI-Xв.- кириллица) б) взаимодействие двух сил - языческой культуры восточных славян и христианской культуры, в условиях двоеверия. На протяжении 150 лет после принятия христианства люди продолжали верить в языческих богов, сохранялись праздники, песни, божества. в) и третьим условием развития Древнерусской школы было появление городов, образование государства. Где и кто открывал школы, кто её содержал Создателем первой школы на Руси является Владимир. 988 год – открытие в стольном Киеве дворцовой, т.е. государственной школы – «учения книжного». Существование этих школ зависело от князя, поддерживалось только его личной приверженностью. Теперь о термине «школа». Он отсутствовал. От глагола «учить» складывается более удобный термин «училище». В древнерусском обучении выделяется два этапа обучения: начальное (домашнее) образование и «учение книжное». Первоначальное обучение на Руси представляло собой непосредственное общение с учителем (домашнее образование), а не передача в училища. Обучение у учителя не выходило за рамки начального, а могло ограничиваться только обучением чтению элементарному. Следующий этап обучения – «учение книжное», повышенного уровня. «Учение книжное» - это не обучение грамоте, а школа, где преподавались науки, давалось серьезное образование по тому времени. Обучение на повышенном «книжном» уровне предполагало изучение в первую очередь Священного писания, творений отцов церкви и произведений церковно-учительской литературы. Традиционно на Руси знания приобретались через книги путём самообразования. При таком индивидуальном обучении надобность в книгах чисто учебного типа была невелика, они заменялись устными объяснениями учителя и работой над текстом. Одновременно с появлением письменности на Руси начали своё существование первые учебные пособия для овладения грамотой-азбуки. Без азбуки невозможно само обучение. В основе обучения чтению на протяжении всего средневековья лежал буквослагательный метод. Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще всего «мастерами грамоты» и было их основным ремеслом. Мастер мог иметь сразу нескольких учеников, которые и составляли «училище». Обучали их так же, как любой другой ремесленник обучал своих подмастерьев основам профессии. Знакомство с грамотой происходило с помощью буквослагательного метода, заимствованного из византийской школы. Сначала заучивались наименования букв в азбучной последовательности: а – аз, б – буки, в – веди, г – глаголь, д – добро и т. д. Затем учащиеся тренировались в написании букв на вощеных дощечках или вычерчивали их острым «писалом» на бересте. После усвоения азбуки в прямой последовательности приступали к упражнениям: азбука повторялась наизусть в обратном порядке и вразброс. Далее шло обучение чтению и написанию слогов (складов). Из слогов складывались слова. После этого ученики переходили к чтению и переписыванию молитв, псалтырных текстов. Обучение арифметике на начальном уровне в Древней Руси состояло в овладении нумерацией, а на повышенном заключалось в счете на абаке. Детей знакомили с так называемым цифровым алфавитом (а – 1, б – 2, в – З и т. д.), т. е. с буквенной записью цифр. Такому алфавиту учили последовательно, по частям. Алфавит и слоги должна была включать любая азбука: а первым связным текстом, прочитанным учеником, становится обычно текст Псалтыря – распространенный учебник, но кроме него изучали Измарагды, Златоусты, Златоструи. Обучение чтению, письму не составляло в Древней Руси единого процесса: письму учили не только позже, чем чтению, но и не всех. В Киевской Руси в XI-XIIв сложилось три основных типа школ: демократические школы мастеров грамоты, элитарные школы учения книжного и переводческие школы. В школах мастеров грамоты детей обучали упрощенному 32-буквенному алфавиту, а в дворцовых, соборных и монастырских – 44-45-буквенному, отражающему уже особенности не развивающейся древнерусской речи, а мертвеющей церковно-славянской (старославянской). В школах мастеров грамоты обучали навыкам делопроизводства, умению составлять письмо, договор, вести запись цифровых подсчетов. При Ярославе Мудром при храме Софии появилась особая переводческая школа, где переводчики, по-видимому, были те самые русские из детей «нарочитой чади», которых Владимир приказал набирать для обучения. Научное исследование памятников древнерусской литературы открывает всё большее количество переводов, которые были сделаны в XIв с греческого языка на русский язык, и при этом русскими переводчиками. А элитарные школы давали профессию «детям боярским». Оригинальным педагогическим памятником XII века является "Поучение детям" князя Владимира Мономаха''. Основной мотив этого произведения - призыв к труду и упрочнению нравственных норм. И по сей день современно звучат отрывки из этого великого произведения: "Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Напоите и накормите нищего. Не пропусти человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите..." В плане содержания образования Владимир Мономах интересовался вопросами естествознания и философии: "Како небо устроено, как ли солнце, како луна, и тьма, и свет, и земля на водах положена". Особой популярностью с Х века пользовались идеи византийского проповедника Иоанна Златоуста. Его творения дошли до нас в составе учительских сборников, называвшихся "Златоусты" и "Златоструи". Мысли о воспитании и обучении, исходившие от Златоуста, в условиях древнерусского государства были развиты Кириллом Туровским. Его идеи оказали прямое влияние на обучение в монастырских и церковные школах. Кирилл Туровский отстаивал дедуктивный способ обучения, ведущий от книжного знания к практической деятельности. Интересная страница развития древнерусской школы, что, свидетельствует о прогрессивном культурном развитии Руси. Это зарождение женского образования. «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постригались первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвят». Анка… Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам… Анка (Янка) – дочь киевского князя Всеволода Ярославича, сестра Владимира Мономаха. Княжна отличалась начитанностью. В 1086г при Андреевском монастыре открыла первое в Европе женское училище, которым она руководила 26 лет. Анка обладала незаурядными дипломатическими способностями: в 1089 г. возглавляла русское посольство в Византию. Оценивая просветительскую деятельность княжны, В.Н.Татищев писал: «Сия Анна, дочь Всеволода… по ея благочестному житию, прилежности и научению юношества и проч. достойна Анна великая или достохвальная именована быть». Какова же роль учителя была в древнерусской школе, его место среди детей, отношение к нему. В системе древнерусского обучения важнейшая роль отводилась учителю. От его знаний и умений, от силы его личности зависел успех труда учеников. И учение, и воспитание требовало «образца» примера: все поведение учителя, все его действия являлись для учеников прямым образцом для подражания. Слово «учитель» в древнерусской литературе употреблялось в его высшем значении – это наставник на жизненном пути, человек, проповедующий «учение». А термин «мастер грамоты» или просто «мастер» применялся к людям, профессионально занимавшимся обучением детей грамоте. Мастера грамоты были выходцами из непривилегированных слоев общества. Личность учителя как и в древности, так и сегодня влияет на судьбы учеников. Поэтому никогда не сможет прерваться традиция, существующая у всех народов, - чтить и уважать высокое звание Учителя. В Древней Руси существовала традиция дарить учителю в конце года горшок каши. В этом символическом подношении выражалась благодарность родителей и их уважение. Великая роль в древнерусской школе отводилась библиотекам Уже в первой половине XIв была создана библиотека Ярославом Мудрым при Киевском Софийском соборе. Она сыграла выдающуюся культурно-просветительскую роль. Она являлась учебной базой дворцовой школы. Книжный фонд Киевской Руси был значителен: 130-140 тысяч томов. Ярослав Мудрый собрал большое количество книгописцев, которые занимались переводами и написали множество книг, по которым верующие люди могли учиться и наслаждаться учением божественным: «Мы пожинаем, учение получая книжное». При Ярославе Мудром появляются первые библиотеки, как при монастырях, так и частные. Книга становится на Руси главным источником знаний, средством достижения мудрости. Поэтому чтение книги не развлечение, а трудная духовная работа, постижение истинного смысла книги, нелегкий процесс «учения книжного». Именно в это время рождалось уважительное отношение славян к книге. В «Повести временных лет» о книгах говорилось так: «Это – реки, напоминающие вселенную, это источник мудрости, в книгах ведь неумеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей». Процесс школьного обучения не стоял на месте он совершенствовался из века в век. Доказательством являются школы при Ярославе Мудром. Строки из летописи: «Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, т.е. крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное». Слова летописца о том, что Владимир «вспахал» почву для развития просвещения, приняв христианство, а Ярослав посеял книжное учение, раскрывают определенную преемственность в развитии древнерусского образования, дают возможность представить устройство школ не как нагромождение кратковременных случайностей, а как длительный процесс в определенной последовательности. Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков готовились в школах, открытых со времени князя Владимира и Ярослава Мудрого при церквах. При Ярославе Мудром складывается система школьного образования: наряду с церковными, монастырскими школами существуют первые светские школы. В Новгороде Ярослав Мудрый создал школу для детей духовных лиц. При Андреевском монастыре в Киеве была основана первая женская школа. В ней учили письму, счету, богословию. Имелись школы высшего типа, готовившие лиц для государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киевско-Печерском монастыре, где наряду с богословием изучали философию, риторику. Киевская Русь при Ярославе Мудром – просвещенное государство, в котором распространялась грамотность, просыпалась потребность в иностранных языках, а книга заняла почетное место в русском обществе. Во время своего правления Ярослав Мудрый открывал школы «учения книжного» не только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII в. школы существовали уже в Переяслав-ле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Typoве, Ростове и в других городах. Вначале подобные училища создавались государством при княжеских дворах, но вскоре с упрочением церковной организации на Руси они постепенно переходили в ведение церкви. Необходимо отметить, что школы «ученья книжного» представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования. В них особенное внимание отводилось грамматике, риторике и диалектике, что было характерно для школ этого типа в Западной Европе того времени. В XIII в. школы «ученья книжного» приходят в упадок. Одной из причин явилось то, что православные священники, не обремененные обетом безбрачия, стали часто передавать профессию и связанные с ней знания по наследству. В то же самое время священники практиковали обучение грамоте детей из других семей у себя на дому и традиции семейного воспитания и обучения, таким образом, оказались сильнее попыток создавать школы. Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. Зачинателем таких монастырских центров считается русский, просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский. В них учились не только лица, готовившиеся к принятию духовного звания, но и просто желавшие овладеть грамотой и читать книги. При монастырях получили элементарное образование и воспитание значительное число русских людей. В монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как к духовному сокровищу, которое следует накапливать, «аки пчелы мед с цветков». На Западе формировалось стремление понять и исследовать Священное писание, а на Востоке – следовать ему. Не собственное мышление ученика, а послушание ценилось в монастырских кругах на Руси. Постепенно чтение церковных книг стало единственной возможностью удовлетворить стремление к знанию. Такое книжное обучение получило впоследствии название образования путем начетничества. По существу, оно являлось индивидуально-самодеятельным, так как помощь наставника была минимальной. Семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе народных традиций, правда, стала заметной тенденция взять его под государственный контроль. Так, в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и семейной жизни, о чем говорилось, в частности, в своде документов того времени – «Русской правде». Методы и приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, скороговорках, обрядах, календарных праздниках и играх. В многочисленных пословицах говорилось о необходимости организации воспитания детей: «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается»; «Ученье в детстве, как резьба по камню»; «Учить – ум точить». Школьное обучение в народе постепенно осознавалось как важное дело. В устной народной словесности тс родители, которые заботились об обучении детей, представлялись людьми, достойными подражания. В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что уровень освоения элементарной грамотности в Древней Руси был достаточно высок, грамотность проникала почти во все слои населения. |