Главная страница

Какая на ваш взгляд из точек зрения правильная Или возможно совместить как-то эти крайности. Какая на ваш взгляд из точек зрения правильная. Какая на ваш взгляд из точек зрения правильная Или возможно совместить както эти крайности


Скачать 15.46 Kb.
НазваниеКакая на ваш взгляд из точек зрения правильная Или возможно совместить както эти крайности
АнкорКакая на ваш взгляд из точек зрения правильная Или возможно совместить как-то эти крайности
Дата14.12.2022
Размер15.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКакая на ваш взгляд из точек зрения правильная.docx
ТипДокументы
#844751

Какая на ваш взгляд из точек зрения правильная? Или возможно совместить как-то эти крайности?

а) Бельгийский философ Л. Флам утверждает: "Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению, — это значит требовать, чтобы он перестал быть философом…".

б) "Философия не должна быть частью государственной идеологии, ибо идеология — средство достижения единомыслия, в том числе по мировоззренческим проблемам, а философия — это индивидуальная мыслительная деятельность" (М. Мамардашвилли). Ответ свой аргументировать с точки зрения философии.

Относительно точки зрения Флам. Философия не должна служить, однако она является средством описания Жизни, а жизнь меняет науку, эта перемена совершается вопреки ее строго-консервативной сущности. Жизнь тащит на поводу упирающуюся науку. И ход ее, исключаемый ее природою, ход насильственный, столь же непреднамеренный, как и самая жизнь, ее влачащая. История науки — не разматывание клубка, не развитие, не эволюция, а ряд больших и малых потрясений, разрушении, переворотов, взрывов, катастроф. История науки — перманентная революция. Но в этом ряде толчков, в этой постоянной ломке науки упорно пребывает нечто: ее требование метода, ее требование неизменности и ограниченности.

Философия может перенести простое отсутствие метода в житейском воззрении; но она беспощадна к искажению жизни в методе науки. Наука враждебна жизни. Но враг врага жизни, философ, через отрицание отрицания, возвращается к жизни.

Философия есть прямой рост бытового жизнепонимания, его непосредственная обработка, она требует неопределенной, бесконечной полноты своей области; как и житейское воззрение, философия требует наблюдателя жизни, а не застылой условной неподвижности.

В полном смысле, — «объяснять» — принадлежность не наук, с их мнимо неизменными углами зрения, с их иллюзорно пребывающими посылками, классификациями, терминами и методами, — а принадлежность философии, с ее непрерывно-приспособляющимся вживанием в предмет познания, ибо одна только философия методом своим избрала диалектику. Однако ни бурное продвижение естественных наук, ни расширение материала гуманитарных наук не могло предотвратить рост сомнения по отношению к науке.

Историко-социологическая причина этого кризиса заключена в массовом существовании. Факт превращения свободного исследования отдельных людей в научное предприятие привел к тому, что каждый считает себя способным в нем участвовать, если только он обладает рассудком и прилежанием. Возникает слой плебеев от науки; они создают в своих работах пустые аналогии, выдавая себя за исследователей, приводят любые установления, подсчеты, описания и объявляют их эмпирической наукой. Бесконечность принятых точек зрения, в результате чего все чаще люди друг друга не понимают, — лишь следствие того, что каждый безответственно смеет высказывать свое мнение, которое он вымучил, чтобы также иметь значение.

Результатом всего этого является сознание бессмысленности. Кризис науки — это кризис людей, который охватил их, когда они утратили подлинность безусловного желания знать. Поэтому сегодня в мире установилось искажение смысла науки. Наука пользуется чрезвычайным признанием. Поскольку массовый порядок возможен только посредством техники, а техника — только посредством науки, в нашу эпоху царит вера в науку. Но так как доступ к науке возможен лишь посредством методического образования, а удивление перед ее результатами еще не есть причастность к ее смыслу, то эта вера является суеверием.

Подлинная наука — это знание, в которое входит знание о методах и границах знания. Если же верят в результаты науки, которые знают только в качестве таковых, а не в связи с методом, посредством которого они достигнуты, то это суеверие в воображаемом понимании становится суррогатом подлинной веры. Создается уверенность в мнимой прочности научных достижений. Научное суеверие легко оборачивается во враждебность науке, в суеверие, которое ждет помощи от сил, отрицающих науку. Тот, кто в своей вере во всемогущество науки заставил молчать свое мышление перед лицом сведущего человека, знающего и указывающего, что правильно, разочарованно отворачивается при неудаче и обращается к шарлатану. Научное суеверие родственно мошенничеству.

Научное суеверие следует просветить и преодолеть. В нашу эпоху безудержного неверия к науке обратились как к предполагаемой твердой опоре, поверили в так называемые научные результаты, слепо подчинились мнимо сведущим людям, уверовали в то, что посредством науки и планирования можно внести порядок в мир в целом, стали ждать от науки целей жизни, которые наука никогда дать не может, ждать познания бытия в целом, что для науки недостижимо.

Создается впечатление, будто множество людей намеренно и непреднамеренно, трудясь во всех областях, участвует в деле достижения по существу неведомой им цели познания. Все это должно быть проверено, подтверждено или преобразовано. Это находит свое глубочайшее выражение в борьбе исследователя со своими собственными установками: решающим признаком человека науки стало то, что в исследовании он ищет своих противников, и прежде всего тех, кто ставит все под вопрос с помощью конкретных и определенных идей.

Следовательно, вера в науку, как и идеология должна присутствовать в современном обществе, то есть философия является частью идеологии, однако философия не монолит, а поток, который изменяет науку и идеологию. Роль же человека, не в том, чтобы он служил, а в том, чтобы он был исследовал новое, не стоя на месте в мировозренчиских проблемах.

Как вывод, хотелось бы сказать, что оба высказывания и правы и нет. Философия является важной частью общества, но это индивидуальная мыслительная деятельность каждого отдельного человека.


написать администратору сайта