Главная страница
Навигация по странице:

  • Ложные цели

  • Какие, по мнению австрийского ученого К. Лоренца, существуют препятствия человека к самопознанию

  • Какие мотивы определяют потребность в саморазвитии личности

  • Мотивы, связанные с актуализацией той или иной формы саморазвития

  • Мотивы саморазвития, связанные с актуализацией высших чувств человека.

  • Какие цели может ставить перед собой человек Если люди не смеются над вашими целями, значит ваши цели слишком мелкие


    Скачать 26.11 Kb.
    НазваниеКакие цели может ставить перед собой человек Если люди не смеются над вашими целями, значит ваши цели слишком мелкие
    Дата25.12.2021
    Размер26.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла25.docx
    ТипДокументы
    #318095

    1. Какие цели может ставить перед собой человек?


    «Если люди не смеются над вашими целями, значит ваши цели слишком мелкие», – Азим Премжи, индийский бизнесмен и филантроп.
    На протяжении своей жизни каждый человек ставит себе определенные цели. Они зависят от многих факторов: от мировоззрения человека, его воспитания, образования, моральных устоев, жизненных обстоятельств… Эти составляющие определяют то, какими бывают цели. Я считаю, что условно их можно разделить на истинные и ложные.
     Истинные цели приносят счастье и добро другим людям, их осуществление способствует общественному прогрессу, процветанию. Ложные цели обычно связаны с приумножением материального богатства отдельного человека. Такие цели ставят эгоистичные люди, которые думают исключительно о себе.

     Ложные цели, как правило, не приводят ни к чему хорошему.

    Таким образом, между истинными и ложными целями существует колоссальное отличие: истинные цели способствуют процветанию личности и, как следствие, общества; ложные же — деградации.

    Каждый человек должеё сам выбирать свои жизненные цели.

    Так как каждый из нас индивидуальен поэтому жизненные цели человека должны отражать его индивидуальность, если хотите добиться успеха в жизни, то Вам необходимо выбрать цели ,которые будут соответствовать вашим ценностям ,вашим сильным чертами, вашим пристрастиям и вашим желаемому стилю жизни. И уже после ощутил суть собственных перспективных целей ,человек способен достичь небывалых высот в творчетворческом, профессиональном и карьерном росте ,материальном благополучии,устройстве личной жизни.



    1. Какие, по мнению австрийского ученого К. Лоренца, существуют препятствия человека к самопознанию?

    Выдающийся австрийский ученый, один из основоположников этологии — науки о

    поведении животных — К. Лоренц выделяет три препятствия на пути

    самопознания человека:

    1)самое примитивное. Оно мешает самопознанию человека тем, что запрещает ему

    увидеть историю собственного возникновения. Другими словами, человек не желает признавать своего родства со своими братьями меньшими— животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что порождает самые невероятные теории о происхождении человека. (Как отмечает К.Лоренц, хотя происхождение от животных нередко и не отрицается прямое но близкое родство с шимпанзе либо перепрыгивается серией логических кульбитов, либо обходится изощренными окольными путями.);

    2) эмоциональная антипатия к признанию того, что наше поведение подчиняется законам естественной причинности. Это препятствие порождается противоречием между смутным чувством несвободы и вполне оправданной потребностью в свободе воли и столь же оправданным желанием, чтобы их действия определялись не случайными причинами, а высокими целями;

    3) наследие идеалистической философии, особенно в западной культуре, делящей мир на мир вещей и мир человеческого внутреннего закона, который лишь один заслуживает признания как ценности. Такое деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы — и потому нет ничего удивительного в том, что оно так глубоко вросло в общественное сознание.

    Таким образом, наиболее общими препятствиями к самопознанию человека, согласно представлениям К.Лоренца, являются нежелание человека осознать себя частью природы, приписывание себя к высшей ценности и считающим себя вправе управлять природой.

     

    Если с философских высот спуститься на уровень психологии отдельного человека, томожно выделить более прозаические барьеры, которые каждому из нас могут мешать познаватьсебя. Эти барьеры составляют две группы: первая обусловлена некоторыми объективными факторами, вторая — барьерами, которые сам человек выстраивает для себя.

    К первой группе можно отнести барьеры:

    -возникающие в результате несформированности мотивационных, процессуальных и оценочных компонентов самопознания (например, у человека отсутствует или слабо развита потребность в самопознании, нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки простого любопытства);

    -несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа, оценивания, принятия;

    -неумение полноценно использовать различные средства самопознания: идентификации и рефлексии;

    -неспособность выстроить адекватный образ самого себя, принять собственную личность, обрести чувство личной идентичности.

    Более интересной с точки зрения научного и практического познания является вторая группа барьеров, которые осознанно или неосознанно человек выстраивает сам:

    -боязнь познания себя. Она возникает в результате подспудного страха личности обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе, заблокировало потребность быть на уровне собственных требований. Наличие этого барьера приводит к тому, что человек отказывается от самопознания примерно по тем же причинам, по каким он отказывается обращаться к врачу, лечь на обследование.

    -стремление личности оценить себя в соответствии с требованиями социального окружения. Данный феномен хорошо описан в гуманистической психологии. Человек начинает жить, действовать в соответствии с требованиями социума, в результате его реальное Я все более отделяется от идеального Я

    1. Какие мотивы определяют потребность в саморазвитии личности?




     Потребность в самосовершенствовании находит выражение в широком спектре мотивов. Одним из первых в психологии на стремление к самосовершенствованию (к превосходству) как мотивационную тенденцию обратил внимание А. Адлер [1995]. По его мнению, данное стремление выступает в качестве компенсаторного механизма чувства неполноценности. Другой представитель психоанализа, К. Юнг стремление к совершенствованию считает врожденным, понимая его как индивидуацию (термин К. Юнга), т.е. раскрытие самости [Юнг, 1983]. В гуманистической психологии мотивы самосовершенствования рассматриваются в более широком контексте самоактуализации личности. Например, в известной пирамиде потребностей А. Маслоу потребность в самоактуализации и соответствующие ей мотивы венчает вершину пирамиды | Маслоу.

    В современной психологии описано множество мотивов, которые побуждают человека к самосовершенствованию, что обусловлено многообразием сфер, где он может проявлять себя в качестве субъекта своей жизнедеятельности. В соответствии с описанными нами ранее целями самосовершенствования, это могут быть мотивы достижения жизненных целей или некоторого идеального образа, мотивы совершенствования, приобретения или избавления от каких-то черт или качеств личности. Мотивами самосовершенствования могут быть и мотивы, характерные для других форм саморазвития, например самоутверждения. Человек может самосовершенствоваться не ради достижения какого-то идеала или приобретения какого-либо качества или умения, а ради утверждения себя в глазах других людей и в собственных глазах. В качестве специфической группы мотивов, как мы уже отмечали, выступает перфекционизм. Для перфекциониста основным мотивом является достижение совершенства и безупречности в делах, поступках, поведении, отношениях и т.п. Как известно, потребность в совершенстве как невротическая потребность была впервые описана К. Хорни [1993].

    Опираясь на анализ литературных источников и эмпирически полученные данные, обратимся к характеристике некоторых мотивов, которые более всего побуждают личностное саморазвитие человека. Для удобства анализа попытаемся представить их в некоторой системе. Мы выделяем шесть групп мотивов. Остановимся на краткой их характеристике.

    I. Мотивы саморазвития, связанные со стремлением походить на других людей, заслужить их любовь и признание и одновременно быть независимым.

    1. Подражание выступает важным и действенным мотивом саморазвития, особенно на начальных его этапах. Речь идет о подражании растущего человека наиболее ярким, нравственным, сильным или наиболее удачливым, богатым, преуспевающим и т.д. личностям. Образцами для развивающегося человека могут стать политики, общественные деятели, известные спортсмены, актеры, родители, учителя и т.д. Образцом может стать саморазвитие кого-либо. Примерами могут выступить развитие физических сил и выносливости А. В. Суворовым, развитие ораторских способностей В. В. Маяковским, совершенствование способности к самоорганизации А. А. Любищевым и др.

     Потребность в любвипризнании в совокупности со стремлением к независимости выступают как одни из самых сильных мотивов человека. Вспомним строчки стихотворения Агнии Барто: «Все я делаю для мамы, для нее играю гаммы, для нее хожу к врачу, математику учу...» и т.д. Сила любви, побуждающая к саморазвитию, хорошо известна и взрослым людям, ее можно выразить словами поэта: «Для тебя, для тебя, для тебя самым лучшим мне хочется быть...». Стимулирует к саморазвитию и стремление к независимости. Маслоу, описывая пути самоактуализации, указывает, в частности, на способность человека «отважиться быть не таким, как другие, не желать нравиться другим, не быть конформистом» [Маслоу, 2011, с. 61].».

    II. Мотивы саморазвития, связанные с пониманием себя и обогащением своих сущностных сил.

    1. Познание и понимание себя выступают как важнейшие цель и мотивация саморазвития человека. Только зная себя, понимая свои потребности и принимая свои особенности, человек может стать эффективной личностью. Ставить осознанно цели по саморазвитию невозможно без хорошего знания своих особенностей. И наоборот, саморазвитие, в свою очередь, стимулирует стремление к самопознанию.

    2. В качестве базового мотива саморазвития может рассматриваться и стремление человека к обогащению своих сущностных сил. В современном консультировании и психотерапии происходят принципиальные изменения, связанные с тем, что люди обращаются к консультантам не как пациенты и не как клиенты, а как «студенты», целью которых выступает самосовершенствование

    III. Мотивы, связанные с актуализацией той или иной формы саморазвития.

    1. Стремление к самоутверждению, которое дает возможность, с одной стороны, получить общественное признание, с другой — утвердиться в своих собственных глазах.

    2. Стремление к самосовершенствованию — здесь выражается желание личности достигать новых рубежей в развитии своей личности, приобретать новые качества и свойства, компетенции, которые качественно улучшают ее жизнь и деятельность.

    3. Стремление к самоактуализации и самореализации — еще один из возможных мотивов личностного саморазвития. Для того чтобы в полной мере реализовать себя, необходимо встать на путь саморазвития, что позволяет накопить и актуализировать жизненный и личностный потенциал. Без него самореализация окажется невозможной. Мотив самореализации тесно связан с мотивом достижения ощущения полноты существования, полноты бытия, полноты личностного функционирования.

    4. Стремление к самовыражению как обнаружение своей самости и проявление ее в мире может выступать и как цель, и как мотив личностного саморазвития.

    IV. Мотивы саморазвития, связанные с актуализацией высших чувств человека.

    1. Чувство ответственности. Одним из существенных мотивов саморазвития может выступать осознание себя как причины собственного благополучия и неблагополучия, собственной радости и собственных дисфорий. Отсутствие убежденности в своей ответственности за происходящее делает человека беспомощным, неспособным к личностному саморазвитию. Оборотной стороной ответственности могут стать «пустые усилия», когда человек, переоценивая свои возможности, возлагает на себя ответственность за то, за что не может и не должен отвечать.

    2. Чувство вины как мотив саморазвития. Вина, с точки зрения И. Ялома [2000], есть субъективное состояние, переживаемое как «тревожная плохость». Различают невротическую и экзистенциальную вину. Если невротическая вина — аффективное состояние, которое должно быть проработано и устранено, то экзистенциальная вина, по мнению И. Ялома, — зов изнутри, который может стать проводником к самореализации.

    3. Страх смерти (идея смерти). Страх смерти, как бы это парадоксально ни звучало, также может выступать мотивом саморазвития. Тревога смерти — важный детерминант человеческого поведения. Смерть неизбежна, и поэтому она становится «движущей силой» человека к проявлению активности. Интересна мысль И. Ялома о том, что «физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его» [Ялом, 2000, с. 36].

    4. Страдание и наслаждение как мотивы саморазвития.

    Страдание как стимул саморазвития. Читаем у Канта: «Природа сделала страдание стимулом к деятельности человека, неизбежно толкающим его всегда к лучшему; даже в последние моменты жизни удовлетворение последним ее периодом можно назвать только сравнительным, потому что мы сравниваем свою судьбу и с судьбой других, и самим собой; оно никогда не бывает абсолютным и полным. Быть в жизни (абсолютно) довольным — это признак бездеятельного покоя и прекращение всех побуждений или притупления ощущений и связанной с ним деятельности» [Кант, 1999, с. 301].

    Противоположностью страдания является стремление к наслаждению и удовольствию, которое также может побуждать к саморазвитию. Кант разграничивает два способа удовольствия: «Один способ удовольствия есть в то же время культура, а именно увеличение способности испытывать еще большее удовольствие; таково удовольствие от наук и изящных искусств. Другой способ — истощение, которое делает нас все менее способными к дальнейшему наслаждению» [Там же, с. 304].

    V. Стремление к смыслу и освоению ценностей как мотивы саморазвития.

    1. Стремление к смыслу как мотивационная тенденция саморазвития. Согласно логотерапии В. Франкла, «стремление найти смысл в собственной жизни является первичной мотивирующей силой человека» [Франкл, 1997, с. 243]. Франкл говорит о воле к смыслу в противоположность принципу удовольствия, на котором центрируется психоанализ 3. Фрейда, а также в противоположность воле к власти, акцентируемой в психологии А. Адлера. Смысл уникален и специфичен потому, что он может быть реализован именно этим человеком и никем другим.

    2. Самоактуализирующимися личностями движет «метамотивация», или мотивация бытийными ценностями. В числе таких ценностей А. Маслоу называет истину, красоту, новизну, уникальность, справедливость, простоту, доброту, аккуратность, эффективность, любовь, честность, подлинность, покой, мир и т.п. Стремление человека к постижению этих ценностей стимулирует и его стремление к совершенству, быть лучше, т.е. к саморазвитию.

    VI. Профессиональные мотивы как стимулы саморазвития.

    В условиях современной культуры стремление человека к самореализации, самоутверждению, самовыражению, самоактуализации осуществляется, прежде всего, посредством его профессиональной деятельности, которая и сама может выступать стимулом личностного саморазвития. Профессиональная подготовка к получению специальности требует целеустремленной работы над собой. В профессиях, где личность специалиста играет существенную роль и выступает его профессиональным инструментом (психолог, психотерапевт, учитель и др.), личностное саморазвитие становится профессиональной необходимостью и условием успешной деятельности. Практически в любой профессии, если человек не занимается профессиональным саморазвитием, то он вряд ли достигнет высот в своей профессии. Маслоу пишет о том, что влюбленные в свое дело люди имеют тенденцию идентифицироваться со своей работой (сливаться с ней или ее интроецировать), делать ее определяющей характеристикой своего «Я». Работа становится частью их «Я» [Маслоу, 2011, с. 340].

    Говоря о мотивации саморазвития, необходимо указать на тот факт, что далеко не всегда человек в достаточной мере осознает свои мотивы. Это снижает уровень целенаправленности и продуктивности саморазвития. Поэтому очень важно создавать условия для повышения уровня такого осознания.

    Осознанность мотивации саморазвития выступает показателем личностного способа существования. Неосознаваемое, чтобы быть управляемым со стороны человека, должно стать осознанным — это единственный путь к овладению внутренними психическими содержаниями. Недостаточная ясность самосознания делает личность малоэффективной. Трудность осознания собственных мотиваций отмечается многими психологами. Как указывает С. Л. Рубинштейн, такая трудность встречается чаще всего тогда, когда частные побуждения того или иного поступка находятся в противоречии с устойчивыми установками и чувствами человека. Явления, которые для субъекта выступают как антагонистически действующие силы, взаимно тормозят их осознание.

    Неосознаваемые побуждения личности (ее «темная комната») могут стать причиной внутриличностных конфликтов. Результатом научного поиска Л. И. Божович явилось положение о том, что доминирование той или иной направленности может быть различным на сознательном и неосознанном уровнях. Поэтому некоторые люди сознательно могут стремиться к одному, а действовать иначе, в соответствии с мотивами, доминирующими на неосознанном уровне. Это приводит к дисгармоничному строению личности, которая как бы расколота изнутри и постоянно раздираема внутренними противоречиями.

    Таким образом, осознание собственных мотивов — важный шаг на пути овладения собственным поведением и достижения подлинной субъектности в саморазвитии


    написать администратору сайта