Тарих. Какие государственные структуры жили на территории Казахстана в древности и средневековье
Скачать 67.65 Kb.
|
1. Предпосылки формирования и развития общественно-политической мысли в древности и средневековье. Первая государственная структура на территории Казахстана В VIII-III веках складывались сакские племенные союзы. Культура саков является одним из величайших достижений человеческой цивилизации. Надпись на чаше, найденной в городище Иссык, свидетельствует о том, что это был сакский алфавит. Саки, питавшие особое уважение к природе, искусно изображали животных в украшениях, называемых «звериным стилем». Сведения о саках пришли из древнегреческих и древнеперсидских писаний. Саки описываются в данных как отважные степняки. Тюркский период начинается в VI веке до нашей эры. В 552 году в Великой Степи был основан Тюркский каганат. Хотя Тюркский каганат распался, возникли Западнотюркский, Тюргешский, Карлукский каганаты, Огузское, Караханское государства и Кыпчакское ханство. После монгольского нашествия на территории Казахстана жила Золотая Орда, основанная потомками Чингисхана, а после ее распада – Белая Орда, Могульстанское и Абулхаирское ханства. На основе этих государственных объединений сформировался казахский народ и было создано Казахское ханство. На протяжении тысячелетий казахская государственность в Великой Степи формировалась на основе прототюркских, тюркских племен. От саков до современной независимой Республики Казахстан независимые государственные образования, существовавшие в разные исторические эпохи, назывались по-разному. При этом язык, антропологические особенности, обычаи и традиции местного населения остались стабильными и неизменными. Степняки вели свои хозяйства, приспособленные к природно-климатическим условиям окружающей среды. Запомнить Какие государственные структуры жили на территории Казахстана в древности и средневековье? Мы оставили позади тысячи лет и пережили судьбу нашей государственности, языка и культуры, ядра нашей нации. В будущем мы сохраним ее как зеницу ока на века и тысячелетия и будем следовать идее «Вечной страны» как маяка будущего. Мнения личностей мирового уровня важны для человечества. 2. Анахарсис, Модэ, Культегин, Коркыт Ата. Государственную идеологию формируют известные правители, мудрые мыслители, общественные деятели. Исторически социальным строительством занимался скифский ученый, известный как скиф Анахарсис. Он считал, что для справедливой жизни недостаточно хороших законов, нужны честные юристы. Он сказал, что люди равны перед законом, независимо от их социального положения и рода занятий. Анахарсис говорил, что «ревность и страх — худшие качества человека». Знаменитый гуннский правитель Модэ до н. э. Он пришел к власти в 209 г. Он провел ряд реформ в системе управления и объединил Гуннское государство в один центр. По китайским данным, Модэ создал регулярную армию численностью 300 тыс. человек. Организация гуннского войска основывалась на десятичной системе. Глубоко понимается, что земля — это прежде всего ценное достояние государства и народа: «Земля — основа государства. Как мы это даем?» Он сел на коня, защитил его силой руки и кончиком копья и оставил потомкам. Культегин – потомок знатного тюркского народа, один из самых известных глав государств. Надпись Культегина — прекрасный образец древнетюркской надписи. В 1893 году датский ученый В. Томсен определил тюркское значение рунических памятников, найденных в Монголии, и пришел к выводу, что надписи связаны с этим правителем. Его слова были высечены на камне в честь Культегина. «Я воскресил смертных, я сделал нагими, я обогатил бедных, я умножил немногих. Я сделал добро дружественной стране», — конечная цель Культегина — объединение страны и стремление к счастливой жизни. Культегин батыр — мощная фигура Тюркского каганата. В годы его правления возросла мощь ханства, расширилась территория, наладилась жизнь страны. «Ночью не спал, днем не сидел. Я пролил свою красную кровь и пролил свою черную кожу. Я сделал все, что мог», — сказал Культегин. Считать Какие мудрые поговорки и пословицы казахского народа о земле вы знаете? Памятник Культегину Великий средневековый мыслитель, жырау, кобызщик Коркыт Ата известен как гений, укрепивший единство страны, ученый, заложивший основы тюркского мировоззрения. Коркыт Ата – мудрый мыслитель, который ищет героя, который принесет людям вечное счастье. Он призывал уважать время, оставил потомкам бессмертное наследие. Назовите людей, способствовавших укреплению Тюркского каганата. 3. Абу Насир аль-Фараби и его наследие. Абу Насир Мухаммад ибн Мухаммад ибн Узлаг ибн Тархан аль-Фараби – великий мыслитель Востока. Его труды способствовали развитию научной мысли на Востоке и на Западе. Аль-Фараби опирался на политико-этические воззрения греческих философов Платона и Аристотеля, развил дальше социальные идеи Древнего Востока и предложил ценностный принцип общества. Мнение мыслителя Мудрый, вежливый и вдумчивый правитель хорошего города должен пользоваться большим уважением. Аль-Фараби считает, что глава государства должен быть умным, справедливым, духовно зрелым и скромным в быту. Он говорит о сохранении своего морального облика, противодействии сплетням, незаконному накоплению богатства, подчинении собственных интересов интересам общества. Если каждый лидер этих стран будет достоин этих качеств, народ будет жить счастливой и благополучной жизнью. В таком обществе граждане всегда находятся под опекой государства. Каждый гражданин должен получить свою долю государственного богатства. По словам аль-Фараби, «граждане достигают счастливой, хорошей жизни через взаимопомощь и единство». Создание счастливого, ненасильственного общества зависит от образования и нравственности главы государства этой страны. Жители доброго города живут дружно, развивают науку и образование, помогают друг другу. Ученый предупреждает, что наряду с хорошими городами существуют и города невежественные, разоренные и жестокие. Ценные взгляды аль-Фараби на политику способствовали развитию политико-правовой науки в Европе, на Арабском Востоке и в Средней Азии. Выяснить Как мы можем воздать должное аль-Фараби в нашей стране? Юсуп Баласагуни 4. Юсуп Баласагуни. Был эпос «Кутадгу билик» («Основа Кута – билик»), который представил миру имя известного тюркского поэта и мыслителя Юсуфа Баласагуни. Баласагуни происходит из богатой семьи. Мудрость и способности мудреца, роль хас-хаджиба (главного министра) при царском дворце и его глубокие познания в области позднейшей литературы позволили ему сделать рациональные выводы о месте человека в обществе, совершенном обществе, штат. По мысли мыслителя, знания обладают великой силой в управлении страной. В творчестве поэта знание отражено как сущность жизни и мера культурно-духовного уровня общества. Великий мыслитель считал чтение и знания основой развития любого государства и общества. Он сказал, что система государственного управления, связи с общественностью соответствуют развитию образования и науки. В былине «Кутты билик» Ж. Баласагуни поднимает самые насущные вопросы жизни. Мудрое представление о личности и обществе, пути к счастью и созданию совершенного государства также важны для современного общества. Глава мыслителя утверждает, что Кунту (правитель государства Караханидов), верный правитель, должен быть умным и добрым - символический символ справедливости. В то время страна была счастлива. Справедливость — вечный столп хорошего общества. Это путь к счастью. Только тот правитель, который приносит добро своему народу, будет счастлив. Требование Баласагуни к беку страны (вождь - авт.) демонстрирует образ совершенного правителя. Дж. В своем произведении «Кутты билик» Баласагуни предлагает модель хорошего, совершенного общества, основанного на совершенной справедливости. Поэт также глубоко озабочен переходной жизнью и смертью. По его словам, человек должен руководствоваться не жизнью - гостем, мирскими интересами и желаниями, а любить Бога, добиваться добра, стремиться к знаниям. Он пишет: «Человек не вечен, его доброе имя останется навсегда». По словам Баласагуни, знания и мудрость необходимы для предотвращения зла человеческой и общественной жизни. Знания позволяют человеку найти свое место в жизни и быть добрым. Нам нужно ваше мнение Дж. Можно ли сравнивать ценности общества в творчестве Баласагуни с нашим современным обществом? Махмут Кашгари 5. Махмут Кашгари. Махмут Кашгари, потомок Сатук Богра-хана, правителя династии Караханидов, написал «Дивани Лугат-ат-тюрк» («Словарь тюркских языков»). Он посетил почти все тюркские народы и освоил арабо-персидские языки, литературу и культуру. Он первым создал научную грамматику тюркских языков того периода. Эта книга содержит ценные сведения о жизни и деятельности многих тюркских племен, живших в XI веке. Исследователь приводит пословицы того времени, на которых говорят в современном казахском языке. Махмут Кашгари считает тюркский язык одним из самых чистых языков в мире: «Я буду тюрком», тюркский - «самый ясный и самый прямой язык». Гулама относится к языку, на который не влияет другой язык. М. По Кашгари, развитие общества зависит от нравственных качеств. Для этого необходимо воспитывать граждан страны в духе патриотизма, любви к Отечеству, героизма и отваги. По мнению тюрков, родина состоит из родины, традиций и национальной культуры. Он желал всему человечеству мира, спокойствия и счастья, а своих современников в Кашгаре призывал развиваться самостоятельно: «Стремитесь к добру, не будьте высокомерны». О сборнике тюркских слов он писал: «Эта книга — путеводитель к вечной жизни, к распространению народного достояния из поколения в поколение». Считать М. Рассказываются ли пословицы произведения Кашгари в современном казахстанском обществе? Обложка «Книги мудрости» Ходжи Ахмеда Яссави 6. Ходжа Ахмед Ясави. Известный суфийский поэт Ходжа Ахмед Ясави писал свои произведения на тюркском литературном языке. Учения Ясави есть не только в Туркестане, но и Он достиг Мавераннахра, Хорасан, Поволжья, Азербайджана и Анатолии. Главный труд Ходжи Ахмета Ясави «Дивани хикмет» («Книга мудрости») связывает исламские принципы с тюркским мировоззрением. Книга написана на кыпчакском диалекте тюркского языка. В своей книге Мудрости он призывает человечество к нравственности, справедливости, честности и доброте. Ахмет Ясави продвигает суфийские идеи в сочетании с местными традициями. В мудрости поэта он пишет о вечности в мире: Наследие Ясави сыграло важную роль в духовном знании суфийских тюркских народов. Поэт-поэт призывает людей быть добрыми к нуждающимся, терпеть лишения, благодарить Творца, не теряя веры в него. Учение Ясави определяет место каждого человека в жизни по чистоте его внутренней души. Ходжа Ахмет Ясави, призывавший к единству страны, миру народа, нравственности и непорочности, стал святым тюркским народом. Всю свою энергию он отдавал родине, воспитанию подрастающего поколения. Присвоение имени Ходжи Ахмеда Яссави Туркестанскому университету, открытому в год независимости, является знаком большого уважения к нашему великому мыслителю и долгом поколений. Сегодня город Туркестан является центром Туркестанской области. Аль-Фараби, Ходжа Ахмед Яссави, Юсуф Баласагуни, Махмут Кашгари и другие. Благодаря трудам средневековых ученых формировалось общественно-политическое сознание казахского общества и укреплялось государственное устройство. |