Сочинение на тему: «Какие образы «Слова о полку Игореве» можно увидеть на картине В.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами?» В мировой литературе есть книги, к которым хочется возвращаться «вновь и вновь», потому что они притягивают внимание читателя, увлекая его в далёкое прошлое и указывая путь в будущее, потрясая своей мудростью и актуальностью. Одним из таких шедевров, несомненно, является «Слово о полку Игореве», связанное глубокими корнями с культурой народа. Это произведение – уникальный, удивительный памятник русской поэзии конца Хll века, кроме общей литературной важности, имеет большое значение, как единственный дошедший до нас письменный памятник самородной древней русской поэзии, блистающий яркими поэтическими красотами и полный исторической истины. Это первообраз самобытной русской эпической поэзии и в духе, и в формах, где главная идея и суть повествования- это стремление к единству Руси, к объединению князей и народа против внешних врагов, а главным героем является Русская земля - сильная и могущественная в прошлом, но раздробленная и уязвимая в настоящем.
В основе сюжета "Слова" лежит поход князя Игоря Святославича на половцев. «Слово о полку Игореве» на протяжении столетий волнует сердца писателей, музыкантов, художников. И не просто волнует, а завораживает и вдохновляет на создание подлинных шедевров по мотивам древнерусского памятника. Оставив глубокий след, это произведение, которое вполне можно назвать лирическим плачем, завораживает своей яркой образностью, любовью к страдающей родине. Образы «Слова» несут в себе удивительную поэтическую силу. «Слово о полку Игореве» вошло в русскую музыку: опера А. Бородина «Князь Игорь», а его сюжет широко использован в живописи: картины В.Г. Шварца «Плач Ярославны» и «Баян», В.Г. Перова «Плач Ярославны» и особенно знаменитая картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» В.М. Васнецова.
Как я уже сказала, среди исторических полотен великого художника Виктора Михайловича Васнецова есть картина « После побоища Игоря Святославича с половцами», написанная по сюжету «Слова о полку Игореве». Васнецов воспринимал задачу исторической живописи так же, как его современники ("Только тот исторический сюжет годится для искусства, который затрагивает настоящее с прошедшим по сродству идей..."(Ф.И.Буслаев "О задачах эстетической критики")). Он откликнулся своей картиной на взволновавшие русское общество военные события 1877-1878 годов, показав в ней присущую русскому народу беззаветную готовность мужественно отдать свою жизнь за родину, за правое дело. Образы отваги, единства, силы, веры и великого патриотизма, пронизывающие древнерусскую поэму, были близки реалистичным образам жизни и чувств русских людей в годы русско-турецкой войны.
В тексте "Слова" есть такие строки о битве русских с половцами: "Бились день, бились другой; на третий день к полудню пали знамена Игоря... тут не хватило кровавого вина; тут пир докончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли на землю Русскую. Никнет трава от жалости, а дерево печально к земле приклонилось", которые отображаются на полотне этого замечательного художника, и, кажется, еще совсем недавно здесь бились не на жизнь, а на смерть дружина Игоря и половецкие полчища. Васнецов не пугает нас потоками крови. На картине мы видим поникнувшие от жалости полевые цветы, словно оплакивающие сраженного вражеской стрелой отрока-воина и павшего рядом с ним воина-богатыря. Вся земля вокруг них усеяна оружием: топорами, копьями, саблями, луками и стрелами. А над полем уже бьются за добычу орлы-стервятники. Таким образом, в этой картине отражается один из главных образов «Слова» – образ Русской земли.
Русская земля в "Слове о полку Игореве" - это не просто фон, на котором разворачиваются события, а центральное действующее лицо произведения. Хотя Слово и насыщено обильно именами князей, от прадедов и дедов до современных "Слову" их внуков ,героем «Слова» является «Русская земля», добытая и устроенная трудом великим всего русского народа..." Образ Руси в "Слове о полку Игореве" - это образ сильной и могущественной страны, которая стала уязвимой из-за неразумной политики некоторых князей ( "...Кто же стяги древние хранит? Эти — Рюрик носит, те — Давид, Но не вместе их знамена плещут, Врозь поют их копия и блещут..."). Васнецов воссоздает этот образ могучей, но уязвимой Русской земли, изобразив поле после битвы, где в трагическом пафосе смерти выразил величие и беззаветность чувств, которые руководили воинами: размещением фигур павших художник показал, что русские сражались до последнего вздоха и падали последними на трупы своих врагов, другие, умирая, раскидывали широко свои могучие руки, как бы желая и мёртвым телом прикрыть, защитить родную землю. Недаром эпиграфом к данной картине стали следующие строки:
Пали полки Игоревы. Тут кровавого вина недостало, Тут пир окончили храбрые русичи, Сватов напоили и сами полегли
За землю Русскую.
Скорбь, постоянно выражающаяся в "Слове", не соединена с отчаянием: выход из нее находится в горячей любви к родине, в вере в ее внутреннюю силу и в мысли о единстве русской земли. То же самое мы можем увидеть на картине Васнецова, ведь художник заострил внимание на воспевание и возвеличивание князя Игоря и его воинов, переполненных духом патриотизма. В "Слове" Васнецову было созвучно полное мужества обращение князя Игоря к дружине, когда он "скрепил ум силою своею и поострил сердце своё мужеством; исполнившись ратного духа, навёл свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую...(«И сказал Игорь-князь дружине своей: "О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленённым"»). Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов – русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Художник стремился выразить эпическую значительность события. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзённый стрелой в сердце. В глубине поля, справа, торжественно и спокойно, как бы заснув, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатым лук. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершенного патриотического подвига.
Образы «Слова» напрямую связаны с природой: на протяжении всего произведения используются сравнения с животными и птицами ( "...О Боян, старинный соловей!.." "...Будь то черный ворон — половчин..." "...Серым волком рыская чуть свет,Старый Гзак на Дон бежит великий..." ) и с небесными светилами: солнцем, месяцем (луной) ( "...Но восходит солнце в небеси —Игорь-князь явился на Руси..." "...Два прекрасных месяца затмились —Молодой Олег и Святослав...").Персонажи картины также связаны художником с природой с помощью общей цветовой гаммы, что создает непрерывную связь между воинами и самим полем битвы. Юный князь Ростислав застыл как во сне со стрелой в самом сердце. Зрелый муж, лежащий с раскинутыми руками, – князь Изяслав, будто собирает свою богатырскую силу, черпает ее из родной земли. Васнецов подчеркивает нарядность их одежд, красоту и свободу поз. Враги-половцы же изображены в искривленных позах . И все это слито воедино с мрачными грозовыми тучами, тяжёлой синей пеленой, надвигающейся на поле битвы ,царящей мёртвой неподвижностью, которую не нарушают сцепившиеся в схватке орлы и тревожно-сумрачный облик восходящей луны. Весь строй картины и её живописное решение поэтичны и выразительны, начиная от образности и настроения самого “Слова», в котором, в отличие от других произведений своего времени, природа занимает особое место: она тесно связана с поступками героев, с их жизнью. Она-самостоятельно действующее лицо , выступающее в образе некого «художественного рассказчика» всего произведения.
Вслушаемся в ликующую музыку этих строк… Сколько гармонии звучит в них! Общение со “Словом…” всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит душу и воображение. Огромная значимость древнерусского памятника для развития русской культуры бесспорна и очевидна. Мотивы «Слова», очерченные в русской литературе, музыке, изобразительном искусстве, в частности, в полотне В.Васнецова, на мой взгляд - дань благоговейной памяти о великом прошлом Руси и её народе. Поэтому главный образ картины «После побоища Игоря Святославовича с половцами»- является образ реалистичной судьбы русского народа и земли Русской.
Весь тон пейзажа с мрачными грозовыми тучами, тяжелой синей пеленой, надвигающейся на поле битвы, царящая мертвая неподвижность, которую не нарушают сцепившиеся в схватке орлы, тревожно-сумрачный облик восходящей кроваво-красной Луны выражают вдохновенные образы "Слова" |