мертвые души. Какова роль женских образов в поэме Н. В. Гоголя Мёртвые души
Скачать 18.2 Kb.
|
Какова роль женских образов в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»? В «Мертвых душах» мы не встретим ярких, поэтических женских образов, подобных пушкинской Татьяны или тургеневское Лизы Калитиной. Гоголевские героини, в большинстве своем, несут в себе элементы комического, являются объектами авторского сатиры, а вовсе не авторского восхищения. Наиболее значительный женский персонаж в поэме — помещик Коробочка. Очень отличительно Гоголь изображает внешность героини. Через «минуту вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиков, которые плачут на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов «. В. Гиппиус отмечает в Коробочке отсутствие «всякой внешности, всякой лица: фланель на шее, чепчик на голове». «Обезличивая» помещика, Гоголь подчеркивает ее типичность, большую распространенность подобного типа. Основные качества Коробочки — хозяйственность, бережливость, граничащая с скупостью. В хозяйстве помещика ничего не пропадает: нет ночные кофточки, ни нитяные мотки, ни распорот салоп. Всему этому суждено пролежать долго, а потом добраться «по духовному завещанию племяннице внучатой сестры вместе со всяким другим хламом». Коробочка простая и патриархальная, она живет по-старому. Чичикова она называет «мой отец», «батюшка», обращается к нему на «ты». Спит гость на огромных подушках, из которых летит перьев; в доме старинные стенные часы, странный звон которых напоминает Чичикову шипение змей; угощает его Коробочка простыми русскими блюдами: пирожками, блинами, шанешками. Простота и патриархальность употребляются в помещику с необычной тупостью, невежеством, трусостью и боязливость. Коробочка на редкость бестолковая, в отличие от Собакевича, она долго не может сообразить, в чем суть просьбы Чичикова, и даже спрашивает его, не собирается ли он откапывать мертвецов. «Дубинноголовая», — думает о ней Павел Иванович, видя, что здесь его «красноречие» бессильно. Трудом ему удается убедить Настасью Петровну продать ему мертвые души. Впрочем, Коробочка тут же пытается договориться с Чичиковым по подрядов, чтобы в будущем продать ему муку, сало, птичьи перья. Как мы уже отметили, Гоголь постоянно подчеркивает узнаваемость Коробочки, широкую распространенность такого типа людей в жизни. Или «точно такая большая пропасть, которая отделяет ее от сестры ее, недосягаемо защищенной стенами аристократического дома … что зевает за недочитанной книгой в ожидании остроумно-светского визита, где ей появится поле блеснуть умом и высказать мысли, витверджують … не о том , что делается в ее поместьях, запутанных и расстроенных … а о том, какой политический переворот готовится во Франции, какое направление принял модный католицизм «. Кроме Коробочки, Гоголь знакомит читателей с супругами Манилова и Собакевича, что является как бы продолжением своих мужей. Манилова — выпускница пансиона.Она миловидная, «одетая к лицу», любезна с окружением. Хозяйством она совершенно не занимается, хотя «много бы можно сделать разных запросов»: «Зачем, например, глупо и бесполезно готовится на кухне?зачем довольно пусто в кладовой?зачем воровка ключница «? «Но все это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо», — иронично замечает Гоголь. Манилова мечтательная и сентиментальная, она так же далека от реальности, как и ее муж. У героини нет ни капли здравого смысла: она позволяет мужчине назвать детей древнегреческими именами Фемистоклюс и Алкид, не понимая, насколько комические имена эти для русской жизни. Жена Собакевича — «госпожа очень высокая, в чепце, с лентами, перекрашенный домашней краской». Феодулия Ивановна чем-то напоминает своего неповоротливого, флегматичного мужчины: она спокойная и невозмутимая, движения ее напоминают движения актрис, «представляют королев». Держится она прямо, «как пальма». Жена Собакевича не так изящна, как Манилова, зато она хозяйственная и практическая, аккуратная и домовитая. Как и Коробочка, Феодулия Ивановна не занята «высокими материями», Собакевичи живут по-старинному, редко выезжая в город. «Городские дамы» ярко представлены у Гоголя в двух сборных образах — дамы «приятной» (Софьи Ивановны) и дамы «приятной во всех отношениях» (Анны Григорьевны). Манеры Анны Григорьевны просто «удивительные»: «всякое движение» выходит у нее «со вкусом», она любит стихи, иногда даже умеет «мечтательно … держать голову». И этого оказывается достаточно, чтобы общество сделало вывод, что она, «точно госпожа приятная во всех отношениях». Софья Ивановна не имеет так изящных манер и поэтому получает определение «просто приятной». Описание этих героинь насквозь проникнуто авторской сатирой. Госпожа эти придерживаются «светского этикета», озабочены «безупречностью своей репутации», но разговоры их примитивные и вульгарные. Они разговаривают о модах, платья, материи, как о предметах значительны. Как замечает Н. Л. Степанов, «уже сама преувеличенность, экспансивность, с которой говорят госпоже о бесполезные вещи … производит комическое впечатление». Обе дамы обожают сплетничать и злословить. Так, обсудив покупку Чичиковым крестьян, умерших, Анна Григорьевна и Софья Ивановна приходят к выводу, что он с помощью Ноздрева хочет увезти губернаторскую дочку. В короткий срок госпожа эти приводят в движение практически весь город, сумев «напустить такого тумана в глаза всем, что все, а особенно чиновники, несколько времени оставались потрясенными». Гоголь подчеркивает глупость и вздорность обеих героинь, пошлость их занятия и образа жизни, их чопорность и лицемерие. Анна Григорьевна и Софья Ивановна рады полихословиты по адресу губернаторской дочки, осуждая ее «манерность» и «аморальное поведение». Жизнь городских госпожа, по сути, такое же бессмысленное и пошла, как и жизнь представленных Гоголем помещиков. Особо хочется остановиться на образе губернаторской дочки, что пробудила в Чичикове поэтические мечтания. Образ этот какой-то степени противопоставлен всем остальным героиням поэмы. Как замечает Е. А. Смирнова, эта юная девушка должна была сыграть свою роль в духовном возрождении Чичикова. Когда Павел Иванович встречается с ней, он не только мечтает о будущем, но и «теряется», его обычная проницательность изменяет ему (сцена на балу). Лицо губернаторской дочки похоже на пасхальное яичко, в лице этом — свет, супротивные мрака жизни. Чичиков смотрит на этот свет, и душа его «силится вспомнить истинное благо, намек на который содержится в гармонической красоте губернаторской дочки, но его духовные ресурсы слишком ничтожны для этого». Таким образом, в поэме нет героини, которая представляет истинную добродетель.Духовность образа губернаторской дочки только намечена Гоголем. Остальные героини изображены автором сатирически, с иронией и сарказмом Чиновники города NN Читая поэму Н. В. Гоголя “Мертвые души”, мы то и дело сталкиваемся с образами чиновников той эпохи, столь тщательно очерченными автором. Рассказывая читателю о жизни губернского города NN, Гоголь сознательно старается максимально типизировать его, уточняя, что сам по себе город NN “никак не уступал другим губернским городам”. Из этой фразы мы делаем вывод, что город NN, о котором идет речь в поэме, является образом собирательным, олицетворяя собой все типичные губернские города Российской империи того времени. Благодаря приему типизации автор получает возможность идти от частного к общему – описывая нравы и быт чиновников одного, казалось бы, отдельно взятого губернского города, он в то же время дает нам понять, какими были на тот момент нравы всей России. И дома, и питейные заведения, и времяпрепровождение жителей города – все типично и в то же время утрированно. Конечно, жизнь чиновников города NN на первый взгляд кардинально отличается от сонной, вялотекущей, бедной событиями жизни помещиков. Ведь в городе кипит жизнь: общение, выезды в свет, званые обеды и ужины, пикники, сплетни, пересуды – казалось бы, каждый день чиновника насыщен событиями и хлопотами. Но в то же время, если попытаться проанализировать образ жизни городских чиновников и повнимательнее присмотреться к тому, что собой представляет их существование – мы увидим бесцельность и пустоту их повседневных занятий, которым они предаются с такой энергичностью. Административная власть города NN преимущественно состоит из малообразованных людей (сам автор с изрядной долей иронии называет их “более или менее просвещенными” людьми, объясняя свою оценку так: “кто читал Карамзина, кто “Московские ведомости”, кто даже и совсем ничего не читал…”). Тем не менее, данное обстоятельство никак не мешает чиновникам делать карьеру – ведь на фоне таких же малообразованных, скучных, ничем особо не интересующихся коллег они не кажутся ущербными. Постепенно они дослуживаются до более высоких чинов, а потом, со временем, и вовсе оставляют службу (по выражению автора, “делаются славными помещиками”, которые продолжают все такое же бесцельное существование, как и те, кто продолжает оставаться на государственной службе). Чиновники города NN за много лет службы научились создавать постоянную видимость бурной деятельности. В то же время на самом деле вся их кипучая работа больше напоминает иллюзию, своего рода мыльный пузырь, способный лопнуть от одного прикосновения. Все, чем они действительно способны заниматься (и преуспевают в этом), – это взяточничество, казнокрадство, постоянные поборы с местного населения. Поэтому здесь ничья судьба никого не волнует. Все живут и умирают бесцельно, не оставляя после себя сколько-либо существенных и значимых свершений. И трагизм ситуации состоит в том, что именно так выглядела реальная административная власть на местах в Российской империи той эпохи. Гоголь смог передать атмосферу того времени и описать чиновничий произвол, царящий в каждом городе. |