Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы.

  • Приложение «Тверская кадриль»

  • Русский танец. Канонизация танцевальных форм в процессе становления и развития русского народного танца


    Скачать 378.44 Kb.
    НазваниеКанонизация танцевальных форм в процессе становления и развития русского народного танца
    АнкорРусский танец.rtf
    Дата21.11.2017
    Размер378.44 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаРусский танец.rtf
    ТипРеферат
    #10331
    страница3 из 3
    1   2   3

    Выводы.

    1. Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Многие балетмейстеры, хореографы, искусствоведы изучали русский народный танец, пытаясь проследить всю его историю развития. В результате этого в настоящее время существует большое количество учебников, методических пособий и художественной литературы о русском народном танце. Как нам кажется, в этой работе хорошо удалось проследить становление именно народной хореографии, а точнее развитие русского народного танца от истоков до настоящего времени. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, и в наше время ведутся многочисленные фольклорные экспедиции по всей России по изучению особенностей русского народного танца.

    2. Русский музыкальный и танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон. Каждая из которых, имеет свои географические, климатические, жизненные и бытовые условия, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов, плясок и даже отдельных движений. В результате всего этого русский народный танец делится на отдельные формы и каждая из них имеет свои особенности. Мы думаем, что во второй главе описаны отличительные черты форм русского народного танца, хотя, конечно, это только самые яркие и основные. Так как каждый танец, исполняемый в разных областях, имеет между собой много отличий.

    3. Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Тогда почему мы изучаем история России и не изучаем русский народный танец, в котором отражена жизнь и быт нашего народа. Ведь в результате изучения русского народного танца воспитывается и эстетический вкус, развивается культура и манера общения, а также происходит знакомство с лучшими произведениями хореографии. В нашей работе описаны лишь малая часть из всех существующих в народе и хореографии элементов русского народного танца.


    Заключение.

    Глубинные истоки национальной культуры просматриваются, прежде всего, в крестьянских обычаях и установлениях, в силу большей сохранности устоев жизни сельского населения на протяжении веков, что содействовало консервации некоторых старых и даже древних элементов народного творчества.

    Однако нельзя оставить в стороне вопросы, связанные с жизнью народного хореографического искусства в условиях города. Начиная с середины XVIII, начали складываться особые жанры городского танцевального фольклора. Они развивались по своим законам и проявлялись совершенно в иных формах, нежели жанры крестьянской хореографии. Причем резкие изменения жизненного уклада городского населения вследствие бурных темпов индивидуализации, появление таких новых, форм как кино, телевидение, привело к отмиранию привычных ранее способов культурного общения и взаимодействия жителей городов. Все это требует поисков особых охранительных мер для еще теплящихся, но быстро угасающих традиций народной хореографии.

    Молодые люди, переехавшие из сел в города, внешне как будто стыдятся своего происхождения. В действительности же где-то в самых глубинах их души спрятана тяга ко всему укоренившемуся в их сознании в отчем доме, к истокам свей национальной культуры.

    Появление множества самодеятельных ансамблей вызвано в первую очередь, как своего рода реакция на деятельность профессиональных коллективов, стремящихся в большинстве своем к эстрадной развлекательности, почти полному исключению народных плясок.
    - 45 -

    Требуются поиски таких новых путей использования народного творчества, которые позволили бы возродить к жизни формы и жанры танцевального фольклора, утратившие сегодня естественную почву для своего существования. Проведение праздников и смотров народного искусства могло бы заметно украсить и обогатить культурную жизнь. И все это не единственный и возможный путь, надо искать и другие.

    Специального внимания заслуживает проблема сохранения и поддержки современных жанров фольклора, стимулирование новых творческих проявлений широких слоев населения.

    Традиции лишь тогда могут естественным образом сохраняться, если они переходят из поколения в поколение. Поэтому вся наша надежда на ищущую, чуткую ко всему родному, любящую свою историю, стремящуюся не оторваться от глубинных ее истоков талантливую молодежь. Мы считаем, что этими словами подтверждается поставленная гипотеза.

    Список литературы.

    1. Бахрушин Ю.А. «История русского балета», - М.,-1977

    2. Бачинская Н. «Русские хороводы и хороводные песни», М.-Л.,Музгиз,1958

    3. Блок Л.Д. «Классический танец. История и современность», М., Искусство, 1987

    4. Бочаров А., Лопухов А., Ширяев А. «Основы характерного танца», М.-Л., Искусство, 1939

    5. Голейзовский К. «образы русской народной хореографии», М., Искусство, 1964

    6. Захаров Р. «Беседы о танце», М.,1976

    7. Захаров Р. «Записки балетмейстера», М., Искусство, 1976

    8. Иноземцева Г.В. «Народный танец», М., Знание, 1978

    9. Карп П. «Младшая муза», М., Современник, 1997

    10. Казьмин П. «100 русских народных песен», М., Музгиз, 1958

    11. Карамзин Н.М. «История государства Российского», СПб.,1833

    12. Князева О.Н. «Танцы Урала», Свердловск, 1962

    13. Климов А.А. «Основы русского народного танца», М., Искусство, 1981

    14. Надеждина Н. «Русские танцы», М., 1951

    15. Надеждина Н., Эльми «Большой балет», М., Знание, 1964

    16. Руднева А.В. «Курские танки и карагоды», М.,1975

    17. «Русские кадрили», М., 1956

    18. «Русские народные танцы», М., 1949

    19. «Русские народные хороводы и танцы», М., 1948

    20. «Русский балет»: Энциклопедия, М.,1997

    21. Сахаров И. «сказания русского народа», СПб, 1841

    22. Сергеев К. «Сборник статей», М., Искусство, 1978

    23. Советский балет 1/87 «Славная страница», С.

    24. Советский балет 4/88 «Не иссякает красота и мудрость народа», А. Климов

    25. Терещенко А. «Быт русского народа», СПб., 1848

    26. Ткаченко Т. «Народный танец», М., Искусство, 1967

    27. Устинова Т. «Русский народный танец», М., Искусство, 1976

    28. Устинова Т. «Беречь красоту русского народного танца», М., Молодая гвардия, 1959

    29. Устинова Т. « Избранные русские народные танцы», М., Искусство, 1996

    30. Фаминцын А. «Скоморохи на Руси», СПб., 1889

    31. Чижова А. «Танцует «Березка»», М., Искусство, 1967

    32. Чудновский М. «Ансамбль И. Моисеева», 1972

    33. Эльяш Н. «Образцы танца», М., Знание, 1970

    34. Эльяш Н. «Русская Терпсихора», М., «Советская Россия», 1965



    Приложение

    «Тверская кадриль»

    Кадриль Тверской области отличается жизнерадостностью, задором и удалью. В основном исполняется на простых шагах. Но очень часто исполнители, сохраняя точный рисунок танца, создают собственные импровизации, проявляя мастерство и фантазию. Четкая и разнообразная дробь девушек и лихая присядка юношей, оригинальные «коленца» являются украшением тверской кадрили. Танец состоит из 5 фигур. Каждая из них имеет в народе свое название: первая - «Проходка», вторая - «Коситься», третья - «Цепочка», четвертая - «Весенняя» и пятая - «Прощальная».

    При смене фигур меняется и музыка. Танцуют этот танец под народные плясовые, шуточные песни, которые исполняются на баяне, гармонике или каком-нибудь другом музыкальном инструменте.

    Костюмы исполнителей

    У девушек разноцветные сарафаны, низ которых отделан двумя- тремя рядами лент. Кофты с широкими вышитыми рукавами. Цветные фартуки завязаны на талии. В косах ленты, на головах - яркие платки.

    Юноши в цветных рубашках- косоворотках с вышивкой на груди. Черные брюки заправлены в сапоги.

    Описание танца

    Перед началом танца 4 пары выходят друг за другом на сцену и становятся квадратом лицом к центру: первая пара - в левый передний угол, вторая пара - в правый передний угол, третья - в правый задний угол и четвертая - в левый задний угол, против второй пары.

    Первая фигура - «Проходка»

    Фигура эта называется так потому, что она похожа на «проходку» (прогулку); ходят, приплясывая, девушки и юноши, как бы прогуливаясь; меняются местами, знакомятся друг с другом и снова возвращаются к своим парам. Исполняется в умеренном темпе мелодия русской народной песни «Девушки не сидеть пришли№. Музыкальный размер - 4/4.

    Первая часть мелодии (4 такта).

    1-2 такты - приветливо улыбаясь друг другу, юноши идут в правую сторону, девушки впереди юношей - в левую, меняясь местами, руки раскрыты в стороны (движение 1 - «гармошка»).

    3-4 такты - танцующие возвращаются на свои места.

    Вторая часть мелодии (4 такта).

    1-2 такты- юноши первой и третьей пары правой рукой левую руку своей девушки и идут, начиная с правой ноги, к центру сцены, навстречу друг другу (7 простых шагов). Свободная рука отведена в сторону.

    На последнюю четверть 2 такта танцующие ударяют левой ногой об пол.

    Вторая и четвертая пары приплясывают на месте. Поводя плечами то вправо, то влево, одновременно раскрывают обе руки в стороны или попеременно то правую, то левую руку.

    3-4 такты - Встретившись в центре сцены, первая и третья пар отходят назад на свои места (8 шагов). Одновременно вторая и четвертая пары идут к центру простыми шагами. На последнюю четверть 4 такта ударяют левой ногой об пол.

    Первая часть мелодии.

    1-2 такты - вторая и четвертая пары возвращаются на свои места. В то же время девушки первой и третьей пары проходят через центр, меняясь местами.

    3-4 такты - девушки первой и третьей пары делают полуповорот в право и возвращаются на свои места. Вторая и четвертая пары приплясывают на месте.

    Вторая часть мелодии.

    1-2 такты - за девушками юноши первой и третьей пары также меняются местами: юноша первой пары приходит на место юноши третьей, пары и наоборот.

    3-4 такты- юноши первой и третьей пары делают полуповорот вправо и возвращаются на свои места, проходя один мимо другого с правой стороны. Вторая и четвертая пары приплясывают на месте.

    Первая часть мелодии.

    1-4 такты - юноши первой третьей пары снова направляются к центру, обходят друг друга и, возвращаясь к девушкам своих пар, кружатся с ними вправо. Танцующие становятся друг к другу лицом, почти соприкасаясь правыми локтями. Делают шаг правой ногой вперед, шаг левой ногой вперед; шаг правой ногой вправо, шаг левой ногой назад.

    Вторая часть мелодии.

    Во время танца 2 и 4 пары 1 и 3, раскрыв руки в стороны, расходятся «гармошкой» то вправо, то влево.

    1-2 такт - девушки 2 и 4 пары идут на встречу друг другу, меняясь местами.

    3-4 такты - тоже делают и юноши этих пар.

    Первая часть мелодии.

    1-2 такты - девушки 2 и 4 пары направляются к центру сцены, делают перед друг другом притоп правой ногой.

    3-4 такты - юноши меняются местами проходя между девушками.

    Вторая часть мелодии.

    1-4 такты - юноши направляются к центру, обходят друг друга и направляются на противоположные места.

    1 такт - девушки подходят друг к другу.

    2-3 такт - девушки обходят друг друга.

    4 такт - девушки кружатся на месте вправо.

    Первая честь мелодии.

    1 такт - девушка 2 пары идет к юноше 4, делая притоп правой ногой. Девушка 4 пары идет к юноше 2 пары.

    2 такт - девушки отходят назад (4 шага).

    3-4 такт - мелкими шагами девушки подходят к юношам.

    Вторая часть мелодии.

    1-2 такты - повернувшись лицом к центру девушки, 2 и 4 пары возвращаются к центру сцены и подходят справа друг к другу.

    3-4 такты - девушки обходят друг друга и оказываются лицом к юношам своих пар.

    Повторяется вторая часть мелодии.

    1-2 такты - девушки 2 и 4 пары подходят к юношам своей пары.

    3-4 такты - 2 и 4 пары кружатся вправо. Так же кружатся 1 и 3 пары.

    Вторая фигура - «Коситься»

    Исполняется в умеренном темпе мелодия русской народной песни «Отдает меня батюшка замуж». Музыкальный размер 2/4.

    Эту фигуру исполняют 1 и 3 пары; 2 и 4 стоят на месте.

    Первая часть мелодии.

    Все пары двигаются «гармошкой» в сторону.

    5-8 такты - пары возвращаются на свои места «гармошкой» влево.

    Вторая часть мелодии.

    1-4 такты - юноша 1 пары исполняя «мелкую дробь», идет на встречу девушке 3 пары, которая исполняют «дробь в три ножки»

    5-8 такты - исполнители переходят на противоположные места.

    Первая часть мелодии.

    1-8 такты - юноша 2 пары и девушка 3 пары возвращаются в центр и отступают назад.

    Вторая часть мелодии

    1 такт - юноша 1 пары делает сильный притоп правой ногой, приглашая девушку 3 пары плясать с ним.

    2-4 такты - девушка, отвернувшись от юноши, идет влево, делая небольшой полукруг - «гармошка».

    5 такт - юноша продолжает делать притопы правой ногой.

    6 такт - девушка гордо делает поворот вправо.

    7-8 такты - девушка 3 пары подходит к девушке 1 пары, а юноша 1 пары подходить к юноше 3.

    Первая часть мелодии.

    1-4 такт - девушки 1 и 3 пары, став лицом друг к другу, раскрывают руки в стороны. Одну руку кладут на талию подруге, и обе кружатся вправо.

    5-8 такты - взявшись за руки, юноши образуют «воротца» и направляются к центру.

    Вторая часть мелодии.

    1-4 такт - девушка 3 пары идет на свое место и проходит в «воротца».

    5-8 такт - пройдя в «воротца», она доходит до своего места. Одновременно юноши, находящиеся в центре обходят друг друга; затем, сделав полуповорот вправо, каждый идет к девушке своей пары. Пары кружатся на месте.

    Т. Устинова «Избранные русские народные танцы»
    1   2   3


    написать администратору сайта