Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Философские идеи в основе труда экономиста 1.1 Предпосылки для возникновения марксистской философии

  • 1.2 Труд "Капитал" как образчик диалектического материализма

  • 1.3 Значение труда "Капитал" и теорий Маркса для развития философии

  • Актуален ли Капитал Карла Маркса. Карл Маркс, как один из финалистов классической политической экономии, оставил заметный след в истории экономической мысли


    Скачать 123 Kb.
    НазваниеКарл Маркс, как один из финалистов классической политической экономии, оставил заметный след в истории экономической мысли
    Дата27.11.2022
    Размер123 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАктуален ли Капитал Карла Маркса.doc
    ТипДокументы
    #815166

    Введение

    Карл Маркс, как один из финалистов классической политической экономии, оставил заметный след в истории экономической мысли. Его идеи выходят за рамки непосредственно экономических проблем, сочетая их с философскими, социологическими и политическими.

    Учение Маркса вышло на общественную арену в 1840-х годах и стало значительным идейно-политическим течением в Европе 1870-х и 1890-х годов. В России марксизм возник и окреп в конце 19 в. До середины 20 века она развивалась в различных регионах Азии, распространившись в Африке, Латинской Америке. Судьба марксизма в разных странах была неодинакова: в одних он был несколько оттеснен другими идеологическими типами, в других, наоборот, сумел стать главной, ведущей идейной силой. Но во всех случаях оно имело и до сих пор оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества.

    Особенно это заметно в политической сфере: партии и организации, считающие своей теоретической основой марксизм, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, есть и значительное влияние марксизма на народную науку, культуру, искусство, обыденное сознание и практическую жизнь.

    «Капитал» К. Маркса оказал революционное и разрушительное воздействие на основные принципы капитализма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что долгое время она была своеобразной библией для самых разных революционных движений, вне зависимости от того, в какой стране они действовали. Однако к концу 20 века эта книга уже утратила свою актуальность, поскольку уровень жизни в большинстве западных стран значительно повысился по сравнению со столетней давностью благодаря научно-техническому прогрессу.

    Современная философия предлагает нам разнообразие течений и теорий, от упорядоченного материализма до сложного постмодернизма, от тяготеющего к идеальному экзистенциализма до стремящегося проникнуть в глубины сознания психоанализа, и каждый вправе решить, какой философской концепции он будет поддерживаться. В конце концов, можно не придерживаться никакой и попросту не ставить перед собой философские вопросы. Однако ещё не так давно, в прошлом веке, в нашей стране все поголовно должны были отдавать предпочтение вполне конкретному течению – марксизму, а точнее, его побочной форме, ленинизму. И на протяжении долгих лет философская мысль в Советском Союзе буквально топталась на месте, поскольку не имела права выйти за рамки теории диалектического материализма. Причиной возникновения такой ситуации исследует и определяет отечественная история, часть из них обусловлена состоянием экономики, политики, международных отношений. Но самим явлением марксизма, самим рождением синтеза диалектики и крайнего материализма мы обязаны, по сути дела, человеку, который имел весьма опосредованное отношение к судьбе Российского государства. Он был экономистом, журналистом, исследователем, организатором революционных движений в европейских странах. А ещё - в первую очередь – философом. Его звали Карл Маркс.

    Не в пример тому, что было несколько десятков лет назад, сегодня марксизм не занимает господствующее положение в отечественной философии. Но законы диалектики, который исследовались Гегелем, Марксом, Энгельсом, признаны всеобщими, действительными для нашего бытия. Их действие прослеживается во многих науках, не только в философии, и Маркс был первым, кто доказал, что эти законы действуют и в экономике. Этому посвящён его монументальный многотомный труд "Капитал", из которого наиболее широко известен и читаем первый том, единственный, вышедший при жизни Маркса. Глубокий анализ механизмов капиталистических отношений, данный в этом трактате, представляется нам актуальным и по сей день, ведь сегодня практически все развитые страны мира живут при капитализме. Не столь уж устарело и философское значение работы Маркса, ведь сегодня существует такое вполне устойчивое и многообразное направление философской мысли, как неомарксизм.

    Цель данного реферата – определить степень и качество влияния экономического труда Карла Маркса "Капитал" на историю философии.

    В ходе работы над рефератом мной были определены следующие задачи:

    1. Рассмотреть предпосылки, создавшие условия для возникновения и массового распространения такого направления, как диалектический материализм.

    2. Проанализировать связь экономического труда "Капитал" с философским течением диалектического материализма.

    3. Сформировать собственное представление о значении создания труда "Капитал" для философии, обоснованное историческими фактами.

    Благодаря широкому распространению марксизма-ленинизма в Советском Союзе, учебники и очерки по философии, выпущенные в 60-80-хх годах ХХ века, неизменно посвящают возникновению и развитию марксизма, а также деятельности самого Маркса немало обширных параграфов. Однако нельзя говорить об абсолютной объективности этих сведений, так как они поданы в преувеличенно торжественной, восхваляющей манере. Информация, предлагаемая в более новых пособиях, довольно сжата, но более содержательна. Немало интересных статей на тему марксизма, биографии Маркса и его научной деятельности можно обнаружить в сети Internet.

    Данный реферат содержит только одну главу, вмещающую в себя три параграфа. В первом приводится обзор предпосылок для возникновения марксизма, рассматривается процесс формирования философских взглядов Карла Маркса. Во втором анализируется связь экономического трактата "Капитал" с течением диалектического материализма, также созданным Марксом, доказывается отражение в содержании "Капитала" трёх основных законов диалектики. И в третьем параграфе оценивается значение труда "Капитал" и изложенных в нём теорий Маркса для мировой философии и некоторых других наук, а также для судьбы нашего государства.
    1. Философские идеи в основе труда экономиста
    1.1 Предпосылки для возникновения марксистской философии
    Марксистская философия возникла в середине XIX века и до 1990-х годов оставалась влиятельным течением мировой философской мысли. Ее основоположниками были немецкие мыслители Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). В ее основе лежит философия диалектического материализма, с присущими ему специфическими принципами объяснения и понимания бытия мира, истории человечества и его развития. Как мы видели из предыдущих лекций, развитие философской мысли выражается в изменении принципов философствования. Следует отметить, что к середине 19 в. марксистская философия коренным образом пересмотрела устоявшиеся традиции и принципы европейской философии. Не было ни одного направления в философии, которое бы не критиковали творцы диалектического материализма, обвиняя их в общем «грехе» — с их точки зрения, они были либо недостаточно научными, либо вовсе ненаучными.

    Марксистская философия сформулировала исходный принцип понимания задачи новой философии, во многом определивший ее черты: прежние «философы только по-разному объясняли мир, а дело в том, чтобы изменить его». Они видели в своей философии инструмент революционного, радикального изменения мира. Но прежде чем изменить мир, вы должны объяснить и узнать его. Поэтому они разрабатывают соответствующие этой задаче теоретические основы своей философии, т. е. марксистской философии. Они считают, что главным вопросом философии является вопрос о соотношении материи и сознания, бытия и мышления. Те философы, которые признают первичность материи, природы, бытия, известны как материалисты.

    Марксистская философия исповедует принцип материализма, хотя новый материализм отличается от более ранних форм материализма, таких как материализм французских философов или антропологический материализм Л. Фейербаха. Любая форма материализма предполагает объяснять существование мира из самого мира, основой которого является природа, ничем не предшествующая, никем не созданная. Философия диалектического материализма не только исповедует этот философский постулат, но и признает и обосновывает саморазвитие природы и мира, существующего вне нас, по его естественным и несверхъестественным законам. В отличие от более ранних форм материализма, признававших объективные формы движения материи, природа признавалась преимущественно с точки зрения механистизма, что соответствовало научным представлениям 18 - начала 19 вв., принципу диалектики, развитию объективный мир, его качественное и направленное изменение утверждается в марксистской философии.

    Следует подчеркнуть, что на формирование марксистской философии оказали влияние материализм Л. Фейербаха и учение Г. Гегеля о развитии и саморазвитии, созданное им в рамках его объективной идеалистической философии. Как признавали сами основоположники марксистской философии, философия Л. Фейербаха и Гегеля послужила теоретической предпосылкой формирования диалектико-материалистического учения о бытии и развитии мира, как природного, так и общественного. Они придали материализму, как принципу объяснения мира, диалектический характер и, преобразовав диалектику Гегеля, придали ей материалистический характер.

    Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) во второй половине XIX века. и является составной частью более широкого учения - марксизма, включающего наряду с философией экономику (политэкономию) и социально-политические вопросы (научный коммунизм).

    Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

    В ряде стран (СССР, социалистических странах Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и превратилась в догму.

    Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

    1. ранняя материалистическая философия (Демокрит, Эпикур, английские материалисты 17 века - Бэкон, Гоббс и Локк, французские просветители 18 века и особенно атеистическая материалистическая философия Людвига Фейербаха в середине 19 века);

    2. бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционной теории Чарльза Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение телеграфа, паровоза, пара, автомобиль, фотография, многочисленные открытия в области производства, механизация труда);

    3.крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

    нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

    4.кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

    В 19 веке Англия, а вслед за ней и другие капиталистические страны Европы время от времени переживали экономические кризисы перепроизводства, результатом которых был рост безработицы, нищеты и голода рабочих. Таким образом, обнаружилось несоответствие между производительными силами и производственными отношениями.

    В XIX веке значительно выросший за несколько лет пролетариат впервые стал выступать как самостоятельная политическая сила. Постепенно объединяясь в общенациональном масштабе, английские трудящиеся создали Чартистскую партию, основной задачей которой была борьба за предоставление трудящимся гражданских прав и возможности участвовать в управлении страной. Неоднократные рабочие бунты в 1830-х гг. произошли во Франции, однако «июльская революция» 1830 г. закончилась не в их пользу.

    Германия - родина Карла Маркса - была отсталой страной по сравнению с Англией и Францией, она находилась в основном в производственной стадии капитализма. Немецкая буржуазия не имела политической власти, хотя и представляла значительную экономическую силу. Это означало приближение буржуазной революции. Здесь она созрела в условиях, когда капитализм уже господствовал в странах Западной Европы, а в самой Германии существовал более развитый пролетариат, уже заявивший о своих классовых притязаниях. Таким образом, здесь были созданы условия для развития классовой борьбы пролетариата и буржуазии в самом ходе буржуазной революции. Эта особенность социально-экономического развития Германии определила то, что она стала колыбелью марксизма, исторически подготовленного развитием капитализма и классовой борьбой пролетариата во всех европейских странах.

    Теоретические источники марксизма:

    1. классическая немецкая философия, в частности идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха;

    2. Классическая английская экономика и особенно учение Смита и Рикардо;

    3. Критический утопический социализм начала 19 в., особенно учения Сен-Симона и Ш. Фурье.

    Карл Маркс и Фридрих Энгельс критически подхватили «рациональное зерно» гегелевской диалектики и основные положения материализма Фейербаха на новом фактическом и теоретическом материале, материалистически переработали их и развили дальше.

    Заслуга А. Смита и Д. Рикардо состоит в том, что они заложили основы трудовой теории стоимости. Они утверждали, что стоимость товара определяется не его физическими свойствами, полезностью, спросом или предложением, а количеством общественно необходимого труда, затраченного на производство товара. Смит и Рикардо рассматривали закон стоимости как вечный естественный закон экономической справедливости. Марксисты высоко ценили идеи Смита и Рикардо о стоимости как воплощении общественно необходимого труда.

    Сен-Симон и К. Фурье пытались обосновать возможность и целесообразность перехода от капитализма к такому общественному строю, основой которого были бы общественная собственность и коллективный труд, где была бы покончена нищета масс и все были бы способны удовлетворить свои разумные потребности.

    В сочинениях Карла Маркса высоко оцениваются эти рациональные идеи, высказанные Сен-Симоном, Фурье и другими социалистами-утопистами. Революционно и критически переработав их, основоположники марксизма заложили научно-материалистическую основу социализма и связали ее с экономическим учением о прибавочной стоимости. Создание научного социализма имело большое значение для развития философии марксизма как теоретической основы научного социализма.

    Возникновение философии марксизма — исторический процесс, протекавший примерно в одно десятилетие, с конца 1830-х до конца 1840-х гг. В историческом процессе становления философии марксизма следует отметить два основных этапа:

    -переход Маркса и Энгельса с позиций идеализма и революционного демократизма на позиции диалектического материализма и научного коммунизма, который завершается к началу 1844 г.,

    -разработка основных положений диалектического и исторического материализма, увенчивающуюся созданием первых произведений зрелого марксизма — "Нищеты философии" (1847) и "Манифеста Коммунистической партии" (1848).

    Развитие мировоззрения Карла Маркса:

    1841 г. - Диссертация «Разница между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Маркс все еще находится под влиянием идеализма Гегеля, но интересуется античным материализмом. Высоко оценивая борьбу Эпикура против религиозности сознания, он привносит в свое творчество политический протест против порабощения личности социальной действительностью. Молодой Маркс делает вывод, что развитие философии неизбежно ведет к воплощению мысли в дела, в практику.

    1842 г. - Маркс становится редактором либерального «Рейнского блатта», он впервые решает встать на защиту интересов рабочего класса, защищает свободу печати и критикует отдельные законопроекты. Идет переход от идеализма к материализму и коммунизму.

    1843 - Закрывается «Рейнская газета», Маркс переезжает в Париж и вместе с А. Руге начинает издавать немецко-французские ежегодники. На мировоззрение Маркса в этот период повлиял антропологический материализм Л. Фейербаха. Однако он отрицает естественный характер возникновения религии, утверждая, что все верования являются результатом искажения общественных отношений, попыток порабощения и эксплуатации. Цель философии Маркс видит в «беспощадной критике всего сущего, беспощадной в двух смыслах: эта критика не боится собственных выводов и не отступает перед столкновением с власть имущими». Она не отделяет философию от практической деятельности, от борьбы и развития в обществе.

    1844 г. - в сводных изданиях франко-германских ежегодников окончательно зафиксирован переход Маркса (как и Фридриха Энгельса) от идеализма к диалектическому материализму и сформулировано положение о всемирно-исторической миссии пролетариата, сходные положения диалектического материализма и исторический материализм. В этом году создаются такие работы, как «К критике гегелевской философии права», «К еврейскому вопросу», «Экономико-философские рукописи 1844 года». Основной идеей рукописей является мысль об определяющей роли труда и материального производства в антропологическом становлении и последующем развитии человечества.

    Маркс считает, что главной целью производительного прогресса является устранение «отчужденного труда», то есть такой деятельности, которая, будучи главным условием жизни, лишает человека возможности развивать и удовлетворять свои способности и потребности. Наконец, в 1844 году Карл Маркс начал активное сотрудничество с Фридрихом Энгельсом, разделявшим его философские и политические убеждения, благодаря чему окончательно сформировалось течение диалектического материализма.

    Судьба марксизма в разных странах сложилась по-разному: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, а в других, наоборот, сумел стать главной ведущей идеологической силой. Влияние марксизма на жизнь общества было особенно заметно в политической сфере: партии и организации, считающие марксизм своей теоретической основой, существовали и существуют до сих пор во многих странах мира. Несомненно и влияние марксизма на науку, культуру, искусство, повседневное творчество и практическую жизнь людей.

    В основе своей сущностью философии марксизма является изучение фундаментальных классических проблем, сосредоточенных на отношениях человека к миру и мира к человеку, отношениях людей друг к другу и природе (или сущности) человека. в целом. Это идеологическое «ядро» любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии основан ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции и т. д.), уже более тесно связаны с экономико-историческими науками, связаны разработка программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.
    1.2 Труд "Капитал" как образчик диалектического материализма

    По словам самого К. Маркса, как ученый он исходил одновременно из трех научных источников: классической английской политической экономии Смита и Рикардо, классической немецкой философии Гегеля и утопического социализма. От Смита и Рикардо он заимствовал трудовую теорию стоимости, положения закона традиции нормы прибыли с позиции производительного труда. Вторая - идеи диалектики и материализма, третья - концепция классовой борьбы, элементы социологической структуры общества. К. Маркс не единственный среди исследователей начала и середины XIX в., рассматривавший политику и государство как вторичные явления по сравнению с социально-экономическими, предпочитавший, следуя причинно-следственному подходу, классифицировать экономические категории как первичные и вторичные, которые расценивали экономические законы как капитализм, и, как следствие, рыночный механизм управления носит временный характер.

    В первом томе, озаглавленном «Процесс производства капитала», Маркс рассматривает исходные категории: стоимость, лежащая в основе цены, стоимость каждого товара определяется общественно необходимым для его производства трудом. «...потребительная стоимость, или благо, имеет стоимость только потому, что в ней воплощен или овеществлен абстрактный человеческий труд. Как можно измерить его стоимость? Конечно, по объему работы, которую она содержит, это «вещество, создающее стоимость». Само количество труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем, а рабочее время, в свою очередь, находит свой масштаб в определенных долях времени, как-то: час, день и т. п.», «... стоимость данная потребительная стоимость определяется только количеством труда или количеством рабочего времени, общественно необходимого для ее производства.

    В этом случае каждый отдельный товар имеет значение только как средний образец своего рода. Следовательно, товары, в которых содержатся равные количества труда или которые могут быть произведены за одно и то же рабочее время, имеют одинаковую стоимость. Стоимость одного товара связана со стоимостью любого другого товара, как рабочее время, необходимое для производства первого товара, связано с рабочим временем, необходимым для производства второго товара. Общественно необходимое время — это «рабочее время, необходимое для производства какой-либо потребительной стоимости при общественно нормальных условиях производства и среднем уровне квалификации и интенсивности труда в данном обществе».

    Второй том «Процесс обращения капитала» посвящен анализу движения капитала, его обращения и обращения. Обращение капитала есть процесс его непрерывного движения, последовательное прохождение трех стадий. На каждой стадии происходит изменение функциональной формы капитала: превращение денежного капитала в производительный капитал, производительного капитала в товар, товарного капитала обратно в денежный капитал. По схеме воспроизводства, предложенной Марксом, рассматриваются условия и пропорции обмена между двумя подразделениями: производством средств производства и производством предметов потребления.

    В третьем томе, "Процесс капиталистического производства, взятый в целом", рассматривается процесс распределения прибавочной стоимости (её превращённых форм) между получателями прибыли, процента, торговой прибыли, земельной ренты. Показан механизм трансформации стоимости товара в цену производства. В капиталистическом обществе равновеликие капиталы приносят равновеликие прибыли; цены формируются в соответствии с капитальными издержками и средней прибылью. Если товары продаются по ценам производства (а не по их стоимости), то тем самым сохраняется в несколько изменённом виде действие закона стоимости. Здесь возникает противоречие: если в первом томе "Капитал", где Маркс рассматривал отношения между отдельным рабочим, товары обмениваются по их стоимости, то в третьем, в котором анализировал производство в целом, товары обмениваются по ценам производства. Эти величины не совпадают, что создаёт формальное противоречие в теории. "Стоимость всякого капиталистически произведенного товара (W) выражается формулой: W = с + v + т. Если из этой стоимости продукта вычесть прибавочную стоимость т, то останется только эквивалент или стоимость, возмещающая в товаре капитальную стоимость с + v , израсходованную в виде элементов производства.

    Если, например, производство известного товара вызвало затрату капитала в 500 фунтов стерлингов: 20 ф. ст. на изнашивание средств труда, 380 ф. ст. на производственные материалы, 100 ф. ст. на рабочую силу, и если норма прибавочной стоимости составляет 100%, то стоимость продукта == 400 с + 100 v + + 100 m = 600 фунтам стерлингов."

    Четвертый том, "Теории прибавочной стоимости", содержит критический обзор экономических теорий с точки зрения трактовки существа и форм распределения прибавочной стоимости.

    Основной вывод Маркса состоит в утверждении, что любая сторона жизни определяется материальными факторами. Как Гегель верил в прогресс Духа в направлении более высокого самосознания, так Маркс верил в поступательное развитие человеческой материальной жизни и человеческой природы. Внимание Маркса было направлено на материальную и физическую, а не на духовную реальность. Он выделяет рабочий класс как силу, которая воплощает в себе нищету и крайнее самоотчуждение. По Марксу, сущность человека состоит именно в том, чтобы создавать вещи, но только не в рамках частной собственности. Поэтому условия существования человека должны быть изменены посредством упразднения частной собственности и системы труда, при которой происходит эксплуатация человека человеком. Всё должно привести к освобождению людей от условий, при которых они все видят все под углом зрения рынка.

    Это содержание трактата "Капитал" как экономического исследования, а теперь я попытаюсь связать его с таким философским течением, как диалектический материализм.

    Вскрывая специфические законы экономического развития капитализма, Маркс обогащает вместе с тем и общее понятие закона, в том числе и научное понимание наиболее общих законов развития природы, общества и познания – законов диалектики.

    Ярким примером такого конкретного исследования наиболее общих законов всякого развития является данная Марксом характеристика всеобщего закона капиталистического накопления. Суть этого закона заключается в постоянно повторяющейся в условиях капитализма взаимосвязи между богатством и нищетой. Исследуя этот специфический закон капитализма, Маркс тем самым исследует также различные типы противоречий, многообразие форм взаимопревращения противоположностей, противоречивое единство сущности и явления, необходимости и случайности, возможности и действительности, общего, особенного и единичного и т.д. Следовательно, закон единства и борьбы противоположностей является у Маркса выводом из конкретного исследования.

    Развитие, по Марксу, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему, и этот процесс в его конкретно-исторической форме рассматривается Марксом в "Капитале", начиная с наиболее элементарных форм до наиболее сложных и развитых.

    Наряду с законом единства и борьбы противоположностей Маркс разрабатывает в "Капитале" и другие законы материалистической диалектики. Так, в связи с анализом исторического развития форм стоимости Маркс показывает, как расширение сферы товарного обмена и, следовательно, массы товаров приводит к качественному изменению: превращение случайной формы стоимости в полную или развёрнутую и затем во всеобщую форму. В этом процессе находит своё применение закон превращения количественных изменений в качественные. Исследование исторического процесса превращения денег в капитал также приводит к выводу, что количественные изменения (возрастание суммы денег в руках товаровладельца), достигнув определённого предела, порождают качественно новое общественное отношение – капитал. Закон превращения количественных изменений в качественные является необходимым специфическим выражением диалектически-противоречивого характера развития, которое в наиболее общей форме обуславливается законом единства и борьбы противоположностей.

    Важное место в "Капитале" занимает анализ закона отрицания отрицания. По мысли Маркса, социалистическая революция должна уничтожить капиталистическую собственность, и эта экспропорция эксплуататоров представляет собой одно из проявлений всеобщей диалектической закономерности отрицания отрицпания. "Отрицание капиталистического производства, - говорил Маркс. – производится им самим с необходимостью единственно-исторического процесса. Это – отрицание отрицания".

    Отрицание отрицания является, с точки зрения Маркса, законом поступательного развития в границах определённой исторической эпохи: оно характеризует её начало и её конец и, значит, также и переход к качественно иной исторической эпохе.

    В работе над "Капиталом" Маркс сознательно и полно применил своё понимание диалектики и оставил ряд точных указаний относительно этого понимания. Вывод был сделан в обычной для Маркса чёткой теоретической форме: "Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней"
    1.3 Значение труда "Капитал" и теорий Маркса для развития философии

    Каждый настоящий ученый после многих лет творческой работы задает себе вопрос - что сделано и что достигнуто? Очень часто для ответа на эти вопросы достаточно всего нескольких фраз. Например, Маркс, по-видимому, мог бы сказать следующее: начало новой философии — диалектического материализма. Это переработка диалектики Гегеля. В этой философии исходное положение состоит в допущении бытия, в первичности материи, в диалектике ее движения. В ней движение материи подчинено диалектической логике. Процесс познания состоит в познании этой логики. Если у Гегеля все противоречия чисто логические, и материя здесь как бы «ни при чем», то у «диалектического материализма» они суть и сущность необходимых моментов ее движения. В этом случае исчезает всякая мистика и идеализм. Дух становится реальностью. Без материи нет движения, нет противоречий, нет самой диалектики.

    Кроме того, Маркс открыл диалектику труда и на этой основе избрал концепцию истории как естественной последовательности общественных формаций — рабовладельческой общественно-экономической формации, затем феодальной, капиталистической, социалистической, коммунистической.

    Величайшим вкладом Маркса в науку является его диалектический материализм, хотя сам термин не встречается в его трудах. Коллизии истории могут таить в себе сюрпризы, но реальный мир от этого не перестанет быть материальным. Многие философы 20 века и сегодня пришли к выводу, что подлинно научное мировоззрение может быть только диалектическим и ничем иным.

    До Маркса отдельно существовали школа материализма и школа диалектики. Философы Демокрит, Эпикур, а также известные французские просветители XVIII века во главе с Дидро — материалисты. И Гераклит, и представители немецкого классического идеализма, такие как Кант и Гегель, — диалектики. Первые мыслили о материальном без диалектики, вторые рассуждали о диалектических явлениях, не видя в них материальной основы. И только Маркс понял плодотворность единства этих двух направлений философской мысли. Он обогатил понятие материализма, углубив представление о бытии на основе законов диалектики. По Марксу, всякое бытие обусловлено материальностью реального мира, в котором источником (причиной) всякого движения является диалектическое противоречие. Произведя этот исторический синтез, он создал новую философию.

    Маркс не просто «заимствовал» учения старых материалистов и старых диалектических идеалистов, синтезируя их воедино. Его величайшая догадка состоит в том, что материализм может быть научным и полностью последовательным только тогда, когда он становится диалектическим, а подлинно научной диалектикой — только тогда, когда он становится материалистическим. С тех пор эти две стороны составили необычайное целое науки, имеющей поистине безграничную широту подхода. Она всеобъемлюща, это наука о науке, какой и должна быть истинная философия.

    Связывая воедино учение о бытии, об объективном мире, с учением об его отражении в человеческом сознании, эта философия есть теория познания и логики. Диалектический материализм разработал, в частности, новый взгляд на историю, развитие общества, его законы. В то же время следует отметить, что ни одна альтернативная философия на сегодняшний день не смогла предложить более широкое и адекватное действительности мировоззрение.

    Диалектический материализм Маркса — квинтэссенция всей европейской рационалистической мысли, имеющей долгую историю поступательного развития. Сегодня нет ни одной науки, которую можно было бы считать свободной от влияния этой философии. Математика, физика, астрономия, биология и т. д., каждая из них открыла в себе диалектику и блестяще подтвердила своими достижениями плодотворность тех философских концепций, которые были сформулированы в трудах Маркса. Эвристическая ценность его идей едва ли может быть исчерпана.

    Он внес большой вклад в политическую экономию и социальные науки. Его главная работа «Капитал» представляет собой скрупулезное исследование производительных сил капиталистического общества и важнейших производственных отношений.

    Значение «Капитала» для социологии и экономики пытался объяснить Владимир Ленин в своей работе «Что такое «друзья народа» и как они борются с социал-демократами: «Вот почему «Капитал» имел такой огромный успех, что эта книга... читателю вся капиталистическая общественная формация как живая...

    Подобно тому, как Дарвин положил конец взгляду на виды животных и растений как на неродственные, случайные, «сотворенные Богом» и неизменные, и впервые поставил биологию на вполне научную основу, установив изменчивость видов и преемственность между ними, так и Маркс поставил конец взгляду на общество как на механическую совокупность индивидов, допускающую всевозможные изменения по воле властей (или, по крайней мере, воли общества и правительства), возникающую и изменяющуюся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс.

    От диалектики труда Маркс перешел к сущности капитала и к анализу диалектики отношений, лежащих в основе всего капиталистического общества. Научная ценность теории Маркса состоит в том, что он показал, что капитал, будучи частным, обращается и функционирует как явление общественных отношений. Маркс раскрыл общественную функцию труда, показав, что он имеет широчайший спектр значений от индивидуальной деятельности до исторического процесса общественного производства, проникая во все сферы общественной жизни.
    Особое значение для развития русской, а затем и советской философии 20 века имели труды Маркса. Принято считать, что любая философия социалистического общества строилась на идеях Маркса, но это не совсем так.

    Перевод «Капитала» на русский язык Н. Даниэльсона стал первым переводом этого произведения на иностранный язык. Книга вышла в апреле 1872 года тиражом 3000 экземпляров. Цензоры сочли исследование не очень «опасным». Публикация «Капитала» на русском языке вызвала ажиотаж в прессе. Ответы были в основном приглушенными, но положительными. Конечно, оппозиционные круги чрезвычайно интересовались идеями Маркса, чему способствовала реакция на марксизм в печати и распространение других работ Маркса и Энгельса. У И. Ленина он утверждал, что «русская общественная мысль пострадала от марксизма».

    В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков в развитии марксизма признанными авторитетами были лидеры Интернационала - А. Бабель, К. Каутский, П. Лафарг, Э. Бернштейн, Г. Плеханов и другие. многое для распространения, популяризации и продвижения новой философии.

    ТЫ. Ленин. Он решительно выступал против догматического подхода к философии, смело отбрасывая положения, верные для своего времени, но утратившие смысл в изменившихся условиях. В результате философское течение, занявшее господствующее положение в нашей стране, получило название марксизм-ленинизм.

    Диалектико-материалистическая концепция оказала большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли как в нашей стране, так и за рубежом. Однако историческая судьба этого наследия оказалась сложной и порой драматичной. В период культа личности И. Сталина и после него постоянно осуществлялось идеологическое обоснование порочных экономических, политических, социальных практик на основе декларируемого максимального уважения к диалектико-материалистическому учению. Однако в действительности многие идеи были искажены, более того, на практике они иногда даже действовали вопреки теории.

    Собственно, интерес к оригинальным теориям Маркса и его философско-экономическим трудам возник у советских ученых только после длительного периода застоя философии, вызванного наслаждением сталинским культом. С начала 60-х гг. одна за другой выходили книги, посвященные раскрепощенному творчеству, новому прочтению классики. Это работы М.М. Розенталь, Э.В. Ильенкова, Л.А. Маньковский, Б.М. Кедрова, Н.И. Лапин, В.В. Кешелава, В.А. Васюлин. Рассмотрена проблема соотношения идей раннего и позднего Маркса, проанализирована внутренняя логика и диалектика «Капитала», изучены гуманистические аспекты «Экономико-философских рукописей 1844 года».

    На протяжении всего существования Советского Союза, а вместе с ним и господства ленинизма, философы продолжали работать в марксистской парадигме, которая с одной стороны увлекала, а с другой устанавливала четкие теоретические «правила игры» и отделялась от которых , в наше время наблюдается значительная идейная неразбериха и эклектичное смешение методологических установок.

    Марксистская теория оказала большое влияние на многих мыслителей 19 и 20 веков. В 20 веке под влиянием марксизма возникло философское течение неомарксизм, интерпретировавшее идеи Марса с модернистской точки зрения. Оно возникло из сознательного отношения к трансформации марксизма или его синтезу с другими направлениями философской мысли. Так возник фрейдомарксизм Э. Фромма, экзистенциалистский марксизм, возникший во Франции под влиянием «позднего» Ж.П. Сартр, феноменологический марксизм, распространенный в США и Италии (Э. Пачи, П. Пиконе и др.), структуралистский вариант неомарксизма (Л. П. Альтюссер и его последователи).
    Заключение

    Карл Маркс считал, что долг философа не только объяснять мир, но и изменять его. Всю свою жизнь, все силы он посвятил созданию универсального, единого и истинного философского направления для всех веков и народов, несомненно, всем сердцем хотел изменить этот мир. И не нам судить, что было движущей силой его деятельности: честолюбие или вера в свою способность осчастливить будущее человечества, освободить людей от бремени капиталистических противоречий. Так или иначе, пытливый ум Маркса, его мировоззрение, находившееся под влиянием Гегеля и Фейербаха, идущее от идеализма к крайнему материализму, формировались и развивались в весьма благоприятных для этого условиях.

    Быстрое развитие экономики и, следовательно, частые кризисы, борьба между демократией и монархией, неустойчивость политического строя, появление новых классов — буржуазии и пролетариата — и явное неравное распределение благ и прав между ними - все это требовало рождения какой-то принципиально новой концепции и сильного, умного, волевого человека, способного ее сформулировать и передать в массы. Если бы Маркс не стал этим человеком, могущественному рабочему движению явился бы другой пророк, но это было неизбежно. Но, возможно, такого произведения, как «Капитал», не появилось бы. На первый взгляд, этот экономический трактат никак не может относиться к философии, он посвящен исключительно анализу капиталистических отношений, выявлению их слабостей, доказательству того, что существуют более эффективные способы экономической и политической организации общества.

    Но, во-первых, курс самого марксизма сосредоточен на материальных объектах — именно на тех, которыми обладает экономика. Во-вторых, по Марксу, «не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание». Иными словами, наша способность воспринимать этот мир и осознавать себя его частью напрямую зависит от общества, в котором мы существуем, его устройства, его законов и его комфортности жизни. И, наконец, все основные законы диалектики, рассматриваемые Марксом, начиная с теории Гегеля, отражены в «Капитале» в виде законов экономических отношений. Трагедия Маркса-исследователя заключалась в том, что созданная им социально-экономическая теория соединяла несовместимые альтернативы в единое целое. При анализе каждой из альтернатив Маркс проявляет себя как выдающийся исследователь, способствовавший развитию экономической мысли. Однако пользоваться его теорией в целом опасно, ибо это целое ложно (логически непоследовательно, как говорит логика, а не просто ложно, как говорит логика, оно обязательно ложно).

    А из логически ложной теории можно получить, не совершая никакой логической ошибки, любые положения, известные уже древним софистам. Это то, что марксисты сделали позже, пока не было обнаружено, что теория Маркса бессильна, потому что она ложна. Отмеченные «пробелы» в учении Маркса нельзя объяснить отсутствием у него научной проницательности, поскольку Маркс обладал прекрасными исследовательскими способностями. Скорее всего, его появление связано с тем, что он хотел быть не просто ученым, а пророком, доносящим до других неведомую Истину. Однако вряд ли какой-либо философ мог, создав произведение, сразу повлиять на философию, экономику, политику, историю, идеологию и различные естествознания. Карл Маркс получил именно то, чего так хотел – не просто объяснить мир, а изменить его.Возможно, он не изменил ее так, как ему самому хотелось бы, потому что философские идеи использовались как орудие в разрушении государств и в борьбе за власть, в агитации людей и в их собственной дискриминации. Однако не исключено, что Карл Маркс и его работа «Капитал» будут полностью забыты или полностью развенчаны в ближайшие годы. Идеи марксизма не всегда в конечном счете верны, но тем не менее они оказались близкими большому количеству людей и благодаря этому живут уже не одно столетие.

    Список использованной литературы

    1. Kapital in den Comics. Карл Маркс для начинающих. - М.: Априори, Феникс, 2020. - 128 c.

    2. Великий учитель Карл Маркс. - М.: Детская литература ЦК ВЛКСМ, 2017. - 100 c.

    3. Волгоград Карл-Маркс-Штадт. Дружба навечно. - М.: Цайт им бильд, 2020. - 256 c.

    4. Всегда человек (Карл Маркс). - М.: Молодая Гвардия, 2018. - 240 c.

    5. Гемков, Генрих "Мы прожили не напрасно..." Биография Карла Маркса и Фридриха Энгельса / Генрих Гемков. - М.: Издательство политической литературы, 2018. - 336 c.

    6. Гуревич, С. М. Карл Маркс - публицист / С.М. Гуревич. - М.: Мысль, 2018. - 240 c.

    7. Гуревич, С. М. Карл Маркс и современная пресса / С.М. Гуревич. - М.: Издательство МГУ, 2017. - 248 c.

    8. Гуревич, С.М. Карл Маркс - Публицист / С.М. Гуревич. - М.: Мысль, 2017. - 237 c.

    9. Гуревич, С.М. Карл Маркс и современная пресса / С.М. Гуревич. - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), 2017. - 314 c.

    10. Жак, Аттали Карл Маркс / Аттали Жак. - М.: Молодая Гвардия, 2018. - 239 c.

    11. Зибер, Н.И. Давид Рикардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях / Н.И. Зибер. - М.: Книга по Требованию, 2020. - 554 c.

    12. Карл Маркс (1818-1883). - М.: ЁЁ Медиа, 2017. - 841 c.

    13. Карл Маркс и современная философия. - Москва: Огни, 2017. - 671 c.

    14. Конюшая, Р. П. Карл Маркс и революционная Россия / Р.П. Конюшая. - М.: Издательство политической литературы, 2018. - 344 c.

    15. Конюшая, Р. П. Карл Маркс и революционная Россия / Р.П. Конюшая. - М.: Издательство политической литературы, 2018. - 440 c.

    16. Корню, О. Карл Маркс и Фридрих Энгельс: жизнь и деятельность (комплект из 3 книг) / О. Корню. - М.: Издательство иностранной литературы, 2020. - 322 c.

    17. Ленин, В. И. Карл Маркс / В.И. Ленин. - М.: Государственное издательство политической литературы, 2018. - 933 c.

    18. Лисичкин, Г. Карл Маркс - злейший враг российских большевиков / Г. Лисичкин. - М.: Полифакт, Конкорд, 2017. - 112 c.

    19. Лонге, Роберт-Жан Карл Маркс - мой прадед / Роберт-Жан Лонге. - М.: Прогресс, 2018. - 248 c.

    20. Лонге, Роберт-Жан Карл Маркс - мой прадед / Роберт-Жан Лонге. - М.: Прогресс, 2020. - 248 c.

    21. Мамут, Л. С. Карл Маркс как теоретик государства / Л.С. Мамут. - М.: Наука, 2018. - 264 c.

    22. Мост, И. Капитал и труд. Популярное извлечение из "Капитала" Карла Маркса / И. Мост. - Москва: Высшая школа, 2017. - 950 c.

    23. Плеханов, Г. В. Еще раз г. Михайловский, еще раз "Триада". Смешение представлений: (Учение Л. Н. Толстого). Карл Маркс и Лев Толстой: моногр. / Г.В. Плеханов. - Москва: ИЛ, 2017. - 111 c.

    24. Рязанов, Д.Б. Карл Маркс и русские люди сороковых годов / Д.Б. Рязанов. - М.: Нобель Пресс, 2020. - 129 c.

    25. Серебрякова, Галина Карл Маркс / Галина Серебрякова. - М.: Молодая Гвардия, 2017. - 688 c.

    26. Уин, Ф. Карл Маркс / Ф. Уин. - М.: АСТ, 2019. - 159 c.

    27. Уин, Фрэнсис Карл Маркс / Фрэнсис Уин. - М.: АСТ, 2018. - 428 c.

    28. Шипсайд, С. "Капитал" Карла Маркса / С. Шипсайд. - М.: Попурри, 2020. - 730 c.

    29. Штерн, Х. Великое наследие. Исторический репортаж о литературном наследии Карла Маркса и Фридриха Энгельса / Х. Штерн, Д. Вольф. - М.: Издательство политической литературы, 2017. - 206 c.

    30. Энгельс, Ф. Карл Маркс / Ф. Энгельс. - М.: Издательство политической литературы, 2018. - 766 c.




    написать администратору сайта