Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат по философии на тему:КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ. БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ Выполнил

  • Н. руководитель

  • 1.Понятие и сущность бытия.

  • Бытие и Ничто

  • Сущность и существование. Действительность и возможность. Сущность и существование

  • Действительность и возможность.

  • Документ Microsoft Word (2). Категория бытия. Бытие и небытие


    Скачать 45.25 Kb.
    НазваниеКатегория бытия. Бытие и небытие
    Дата18.05.2018
    Размер45.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word (2).docx
    ТипРеферат
    #44099


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

    АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

    КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОЛОГИИ

    Реферат по философии

    на тему:

    КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ. БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ

    Выполнил: студент 2 курса факультета

    нефти и газа (гр. 16–12)

    Ильтимиров А.В.

    Н. руководитель: к.ф.н., доцент кафедры

    ГОС Багаутдинов А.А.

    Альметьевск, 2017

    ВВЕДЕНИЕ

    Занимаясь бытием, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, обнаруживает уникальный и оригинальный предмет своих исследований, не сводимых ни к значению, ни к вере, не открывающийся ни в рациональных абстракциях, ни в мистической интуиции. Поиски бытия – это не узкопрофильные занятия небольшой группы людей, занимающихся своими кастовыми интересами и разговаривающих на специфическом языке (хотя это имеет место), а поиски человеком, говоря словами М. Хайдеггера, своего дома, преодоление своей бездомности и осиротелости, того, что Маркс назвал отчуждением. Поиски бытия – это поиски корней, притронувшись к которым человек может увидеть силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на эту бессмысленность, ни на свою конечность, почувствовать себя необходимой частью жизни, не менее существенной и необходимой, чем окружающее, "пастухом бытия", которому завещана весть о бытии, в появлении которой и стоит основная задача его жизни. Эти поиски и составляют незримую основу того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, совестью, долгом.

    1.Понятие и сущность бытия.

    Бытие, философское понятие, показывающее наличие явлений и предметов; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как часть понятийной оппозиции. Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология». Некогда онтология – философское учение о бытии – была универсальным учением о мире. Но по мере становления точных наук и экспериментального естествознания ее область неуклонно сужалась, и в конце концов она оказалась в положении короля Лира. В последние десятилетия подобная участь постигла и философскую теорию познания. На собственном поле ее теснят история науки, социология науки, когнитивные науки. Это они сейчас предлагают проверенные ответы на вопросы, о которых когда-то велось столько философских споров: о врожденном знании; о том, получается ли все знание индуктивным обобщением из опыта; являются ли кантовские синтетические априори вневременными основаниями знания и т.д.Дело, однако, не только в экспансии эмпирических наук в область философской теории познания, в которой она чувствовала прежде себя так уверенно, убежденная, что ее не постигнет судьба онтологии и метафизики. Проблемы философской теории познания не только пришли снаружи, но параллельно или, скорее, в резонансе они шли изнутри. Ее затруднительная ситуация связана с тем, что классические вопросы, которые задавала теория познания, утеряли смысл и актуальность. Ибо философскую теорию познания интересовали природа и происхождение не всякого знания, а знания-эпистеме в его противопоставлении доксе. В традиционном понимании это знание обоснованное, надежное, устойчивое (неизменяемое), одним словом, необходимое и всеобщее. Философская теория познания решала задачу: объяснить, как возможно такое знание, каковы его источники и природа. Поиски решения этой задачи разворачивались как взаимная критика эмпиристских тенденций в контексте развития науки. И привели эти поиски к общему признанию, что подобного знания-эпистеме вообще не существует.

    Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, всегда присутствует в любом рассуждении. Он появился вместе с зарождением философии, и будет постоянно сопровождать её, пока будут понимающие и мыслящие люди. Этот вопрос будет стоять перед людьми всегда. И смысл его содержания велика. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду максимально общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия – это синонимы. Бытие есть всё то, что есть и действительно. Фантазия, сказка, миф, даже бред больного воображения – всё это тоже существует как разновидность духовной реальности и действительности, как часть бытия.

    В обыденной речи слово «бытие» означает жить, существовать. В философии понятию бытия придаётся максимально обобщённый и универсальный характер.

    Вместо этого понятия некоторые философы часто используют понятие Универсума, под которым разумеют единственное самодостаточное целое, не оставляющее ничего вне себя. Когда говорят о бытие, то подразумевают всё то, что имеется в мире как реальность и действительность, как наличная данность. Философов интересует все существующие. Это и вещи с их свойствами и отношениями, и многочисленные явления сознания, разума, духа. При этом все общие и не общие свойства и характеристики конкретных явлений материальной и духовной реальности как бы выносятся за скобки их рассмотрения. О любом предмете, о любом явлении, о любом свойстве и отношении, о любой мысли и переживании можно сказать, что оно существует.

    На уровне предельно абстрактного понятия бытия противоположность материального и духовного не выделяется, так как мысль, дух, идеальное берутся в единстве с материальными вещами на том основании, что то и другое имеется в наличии, существуют. И в этом отношении сознание, идеи не менее реальны, чем вещи. Достоверность, например, зубной боли как реальности та же, что и достоверность самого больного зуба.

    Понятие бытия - самое абстрактное и поэтому самое бедное по содержанию, но по объёму - самое богатое, так оно включает все, что существует вокруг нас.

    Бытие является не каждой из имеющихся вещей, а только тем, что в каждой вещи своеобразно и поэтому выступает лишь одной стороной любой вещи. Используя понятие бытия, человек указывает на наличие того, что есть в его совокупности. Эта фиксация необходима, она сама по себе не являются конечной целью познания. Устанавливая правильность какого-либо явления, мы делаем его для себя понятным и известным. Известный немецкий философ Гегель писал: «то, что известно ещё не есть, поэтому познанное.» Когда- то человек не знал, что в состав бытия надо включать электромагнитное поле, магнитное поле, «чёрные дыры» (коллапсары), кварки и т.д. Когда информация об их наличии было установлено, приступили к главному- изучению их свойства и природы. В этой связи философская оценка бытия не может быть сведена лишь к общему описанию разных типов наличной реальности – будь- то неживая природа, живая природа от живой клетки до биосферы, общество в системе всех его частей и элементов, человек и ноосфера, человеческое познание во всех его формах направления.

    К тому же цель описания разных видов реальности и признания их в качестве определённого наличного бытия может быть решена лишь в рамках отдельно взятых наук и возникающей в результате обобщения их данных научной картины мира. Выявление его внутренней природы и универсальных взаимосвязей абсолютно всех его элементов находится в центре общефилософского анализа. Проблема о самом представлении бытия как одной из общих абстракций людского разума представляет первоначальным вопросом. Концепция бытия, с первых шагов общефилософской идеи, предназначалась логическим средствам представления мира как целого создания. С помощью нее первые философы античности абстрагировались в собственном уме от всего безграничного многообразия предметов и действий согласно орудиям духовной регистрации этого их сходства, что всем им присущ статус существующего, действительности. По этой причине признавалось, что мир целостен, потому что все его компоненты схожи согласно признаку существования, наличной данности. Быть - это общая оценка общества, что относится всему, что входит в его состав. Он был, есть и будет действовать вне зависимости от свободы и сознания людей, что бы не случилось. Исследование общефилософского определения бытия предполагает, в первую очередь всего, не выявление разных видов реального бытия, в основе которого находится переход мысли с единого к индивидуальному, а раскрытие разных компонентов содержания этого понятия. Таких элементов два: предметный и динамический; они легко обнаруживаются уже в смысловых оттенках слова «есть». Мы говорим «роза есть растение», то под этим подразумеваем, с одной стороны, тот факт, что роза является растением, т.е. представляет собой какую-то предметную реальность, а с другой то, что роза существует, т.е. длится во времени. Первый смысловой оттенок слова «есть» выражает предметный аспект бытия, второй - динамический. Понятие бытия отражается наличная данность качественной определённости всего, что существует, прежде всего в предметном аспекте. Динамический аспект бытия заключается в том, что некое бытие- это не только какой-то данный предмет, но и существование этого предмета как процесс смены его состояний и его реализация.

    Если подлинное бытие – это истина (бытие во-истине), то тогда понятно, почему оно вечно, неизменно и совершенно. И хотя сегодня (благодаря лингвистическому повороту) мы подчеркиваем метафорический характер подобных утверждений, метафора выступает здесь как источник образования.

    1. Бытие и Ничто

    Антитезой Бытия является Ничто. Бытие и Ничто не могут существовать друг без друга. Если их разделить так, чтобы они не могли переходить друг в друга, то всё исчезло бы. Почему? А потому что перестало бы двигаться: все вокруг лишилось бы одного из своих главных и неотъемлемых атрибутов, без которого оно рассыпалось бы в «пыль небытия». На первый взгляд нам кажется, что бытие не статично. Все конкретные формы существования материи, например самые крепкие металлы, большие звёздные скопления, растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия и становятся наличным бытием. Как бы много времени бытие вещей не продолжалось, оно приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определённость. Разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия-мыслится как небытие. Результат перехода одной формы бытия в другую есть возникающая форма бытия: бессмысленна попытка представить себе воспроизведение всего из ничего. Таким образом, небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. Бытие не безразлично для составляющей его реальности.

    Понятия «ничто» и «небытие» в истории философии нередко отождествлялись и рассматривались как абстракции, указывающее на отсутствие бытия вообще. Подобное их определение может показаться на первый взгляд ясным, понятным и само собою разумеющимся вплоть до такой степени, что у многочисленных людей не появляется практически никакого стремления распознавать роль сочетания слов «отсутствие бытия». Когда же задают вопрос об этом, в таком случае в ответ либо выражают озадаченность по поводу самой возможности недопонимания того, что и так понятно, или обходятся шутливой тавтологией: недостаток бытия - это бесспорное отсутствие всякого присутствия, то состояние, когда ничего нет.

    Мы можем показать недостаток какого- либо индивидуального бытия. однако мы никак не можем показать абсолютное недостаток бытия в целом. Так как в данном случае необходимо представить то, что никак не считается реальностью в целом. Возможно ли то, что наши идеи выйдут за порог действительности? Если б ей это удалось, конечно же она лишилась бы собственного предметного содержания и выходит закончила бы своё существование. В случае если мы чего-то никак не видим и нам данное в целом никак не предоставлено, нам и не понадобиться рассуждать об этом

    Бессмысленных мыслей не существует и не может быть. Уже античные философы это хорошо знали и даже использовали в построении следующего высказывания «Лгать- говорить о том, чего нет. Но о том, чего нет, ничего сказать нельзя. Следовательно, никто не может лгать». Здесь, мы видим, что ложь неверно выражается в качестве не существующего предметного содержания высказывания. Мы понимаем то, что всякое беспредметное высказывание в принципе невозможно, так как не может быть беспредметного мышления.

    Можно сделать вывод, что понятия нашего мышления, такие как «ничто» и «небытие» не могут быть беспредметными, иными словами, не могут быть изъяты, элиминированы из отношения к действительности. Разумеется под ними непросто чистое отсутствие вообще, а отсутствие бытия, мы тем самым опосредованно связываем их содержание с бытием. Отсутствие бытия- не абсолютная пустота, а процесс отрицания бытия, который представляет собой становление другим. Необходимым моментом бытия является ничто иное как понимание ничто и небытия лишь в качестве отрицания.

    Как переход в иное отрицание в самом бытии осуществляется либо в виде отношения одного определённого бытия (нечто) к другому, либо в виде процесса изменения, прохождение налично данного бытия, взятого самого по себе. Первое отрицание в философии осмысливается посредствам соотношения понятий «бытие» (нечто) и «ничто», второе - посредствам соотношения понятий «бытие» и «небытие». Все это позволяет различать нам понятия «ничто» и «небытие». Антонимом ничто выступает бытие как определённое нечто, а сопоставлением бытия является бытие как процесс познания, смены состояний, изменения. Если с помощью понятий «нечто» и ничто» мы понимаем отрицание на уровне предметного аспекта бытия, то посредствам понятий «бытие» и «небытие» отражается отрицание как процесс перехода в иное на уровне динамического аспекта бытия. Рассмотрим отрицание бытия в форме соотношения нечто и нечто. Отрицание реализуется в виде отношений различия и противоположности на уровне предметного бытия. Окружающее, которое представляется как бытие вообще, мы можем представить в качестве единого целого. Вместе с тем он есть бесконечное множество частных существований. Равнодушие – одна из всеобщих характеристик всего существующего в мире.

    Все вокруг, которое мы можем взять в совокупности своих свойств, есть налично сущее, т.е. нечто, обладающее качественной определенностью.

    В границах своего бытия вещь (нечто) является тождественной и полностью самостоятельной реальностью, развёртывающейся на паритетных началах с другими вещами, так что её бытие не может быть ни заимствовано, ни передано другими вещами.

    Уже после собственного возникновения всё установленное сущее равно как бы обречено на бытие в определенных пределах. Бытие какой – либо вещи в убеждении нельзя продлить за счёт прибавления бытия, присвоенного у другой вещи. Все без исключения вокруг, каждой объект существует в пределах собственного бытия. Люди проживают собственной жизнью. У нас нет способности взять хотя бы миг бытия другого человека и за счёт этого провести более чем ему отведено, но мы можем прекратить событие, какие никак не дадут возможность нам провести меньше возложенного. Сочетание слов «жить жизнью другого» содержит в себе обратный смысл, а собственно: воссоздавать содержание существования иного в содержании своего сознания и деятельности. Мы все без исключения проживаем существованием своих родных и друзей и жизнью окружающих людей нас людей, существованием каковых некто увлекается, вне зависимости с этого, считаются единица они его современниками либо причисляются к предыдущим поколениям. Но выходит, то что мы лишь отражаем в собственной жизни жизнедеятельность иных людей, оставаясь при этом целиком в пределах собственного индивидуального существования, ровным счетом ничего никак не добавляя и никак не уменьшая с собственного бытия, ибо как действительность он остаётся тем же самым. Мы как существо, владеющее сознанием и властью, способен прервать собственное людское (социальное и биологическое) наличие, в различий от предметов внешнего мира, но и мы никак не в силах прервать собственное физиологическое существование в качестве объектов материального мира

    Каждый из нас обладает свои бытием, равенством с самим собой и качественной определённостью, всякая данная вещь (нечто) относительно всех других выступает их отрицанием уже в силу только лишь своего отличия от них. Великий философ Спиноза эту мысль выразил в афоризме: «всякое определение есть отрицание». Иное бытие- это все, что существует за пределами бытия данной определённой вещи. Это тоже нечто, но такое, которое выступает иным, а не тем же самым, и поэтому заключает в себе отрицание бытия данной вещи. В мире нет абсолютно одинаковых, похожих друг на друга вещей вещей. Поскольку же в бытии каждой данной вещи отсутствует бытие другой, поскольку каждое данное нечто является ничто другого нечто. Ничто в действительности, таким образом, представляет собой факт существования отношения различия между конечными и единичными нечто. Когда устанавливается, что данная вещь есть не совсем то или совсем не то, что представляет собой другая вещь, то первая в отношении ко второй есть ничто последней, и наоборот. Более того, при рассмотрении взаимных отношений вещей каждая из них начинает выступать одновременно в качестве нечто и ничто: она есть определённое налично сущее и поэтому не есть то, чем являются другие вещи.

    Вопрос о соотношении бытия и небытия возникает в процессе осмысления природы конечного и переходящего существования вещей реального мира. Уже античные философы стали задумываться над тем, есть ли что – либо за границей всего бесконечного многообразия непосредственного бытия и что происходит с вещами после того, как они исчезают, т.е. прекращают своё существование. При этом бытие отождествлялось с непосредственным существованием единичных реальностей, а небытие – с тем, что выходит за пределы единичного бытия и тем самым само по себе уже не могло быть чем – то единичным и даже какой – то непосредственной реальностью. С понятием небытия в античной философии связывалось понятие сущности, единого и всеобщего, так как самим смыслом этого единичного бытия, данного нам в формах нашего чувственного восприятия. Тогда представлялось, что анаму небытия есть путь к раскрытию сущности бытия. Постижение же этой сущности рассматривалось конечной целю философского осмысления мира. Отсюда понятно следующее высказывание Платона: «Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью».

    Переход бытия в небытие и небытие в бытие реализуется в процессе изменения вещей. Чистой формой этого перехода является время, т.е. смена прошлого (того, чего уже нет) настоящим (тем, что есть), а настоящего будущим (тем, чего ещё нет). В этом плане всякое единичное существование развёртывается в виде перехода от небытия, которого уже нет, небытию, которого ещё нет, так что актуально данное конкретное бытие заключает в себе в снятом виде небытие в этих двух его аспектах.

    Подытоживая рассмотрение соотношения бытия (нечто) и ничто, бытия и небытия, следует указать, что философская категория бытия не может быть во всей полноте и глубине осмыслена без сравнения её с категорией отрицания. Из определения бытия как действительности, границы которой задаются её собственным отрицанием, с необходимостью вытекает понимание ничто и небытия в позитивном плане, т.е. в качестве инобытия. Если ничто представляет собой выражение отношений различия и противоположности в мире непосредственно данных личных существований, то небытие – своеобразное выражение смены состояний, прохождения, перехода в того или иного конкретного сущего. Ничто и небытие – это разные аспекты отрицания бытия, связанные с двойственно предметно – динамической структурой бытия. Они столь же реальны, сколь и само бытие. Именно так ничто и небытие осмысливались в продолжение всего исторического развития философии. Чисто негативное их понимание, связывающее с ними некое абсолютное отсутствие, иррационально и потому непродуктивно в философском постижении природы бытия.

    1. Сущность и существование. Действительность и возможность.

    Сущность и существование

    Существование, как сказано в философском словаре, “в марксистской философии синоним бытия”. Как мы помним, синонимом бытия в диалектическом материализме является также материя. И это не случайно. Ведь из этого можно сделать простой вывод, что материя и существование синонимы. То есть существует только материя, а то, что не материя (т. е. сознание) не существует. Такого вывода не делается, предполагается, что сознание тоже существует определённым образом, но если последовательно мыслить в заданных рамках, то такой вывод неизбежно сделать придётся. Что же касается собственно существования, то в истории философии эта категория употреблялась в паре с категорией сущности. Сущность (эссенция) – это внутреннее содержание предмета, вещи и постигается разумом. Существование выражает его внешнее бытие и постигается в опыте. Существование вещи никак не следует из сущности вещи и зависит от Бога. Только для Бога его существование можно вывести из его сущности. В этом и состоит онтологическое доказательство бытия (или существования) Бога. Особое место понятие существования занимает у Кьеркегора и экзистенциалистов. Для них существование предшествует сущности, постигается в личностном человеческом опыте, часто в пограничной со смертью ситуации, и такое постижение является определяющим моментом для человеческой личности.

    Действительность и возможность.

    Категория действительности может осознаваться и самостоятельно, за пределами взаимосвязи с категорией возможности. Когда мы сообщаем о чём-то “Этого в реальности никак не существует”, мы имеем ввиду, что это может быть результатом воображения, вымысла, обмана чувств, т. е. определённым способом имеет возможность быть, но это существование свойством объективности, всеобщности никак не обладает. Чаще категория действительности применяется равно как противоположность возможности. В общефилософском словаре заявлено: “Возможность – справедливая направленность развития объекта, выражающаяся в наличии обстоятельств для его происхождения. Действительность – справедливо имеющийся предмет равно как итог реализации определенной способности, в просторном значении, комплекс абсолютно всех реализованных возможностей”. Таким (образом свободно согласно понимаемая реальность сходится с бытием, как совокупностью всех предметов, явлений и процессов. Категории реальности и способности объединены с категориями действия и потенции. Допускается отметить, что же действительность – это актуальное бытие, а возможность – это вероятное бытие. Однако здесь необходимо иметь ввиду, что потенциальное бытие бытием в рассматриваемых нами значениях никак не представляется. О том, что же существует в проекте, удобнее заявлять, что оно в своем значении слова вдобавок никак не существует. Различают абстрактную (внешнюю) возможность и действительную вероятность. Официально может быть всё, что никак не противоречит самому себе. Формально существует вероятность на следующий день полететь на Марс. Однако формальной способности полететь на Марс вчера никак не существует. Настоящая вероятность характеризуется абсолютно всеми необходимыми критериями с целью собственной реализации. Ни у кого не имеется реальной способности полететь на Марс ни завтра ни через месяц, ни через год.

    Реальность.

    Категория реальность употребляется в разных смыслах. Это “всё существующее вообще (в этом значении понятие реальности приближается к понятию бытия); объективный мир (в том числе и объективированный мир человеческого духа, субъективно-объективный мир культуры), существующий независимо от человеческой воли и представлений; действительность (как актуальное бытие)”. В этом определении не совсем ясно, чем отличаются второй и третий смыслы.

    Действительность – это, вроде бы и есть реальный мир, независимый с человеческих взглядов. И объективированный мир культуры также может быть включён в реальность. По большому счету заявляя, категория действительности из всех рассмотренных, в случае если она применяется без прилагательного, мне представляется наиболее нестрогой из всех раннее рассмотренных. Никак не абсолютно понятно, которая с категорий представляется ей другой. Симпатия имеет возможность использоваться и равно как выражение существования, и равно как выражение настоящего, и равно как выражение реальности, а в рамках диалектического материализма – равно как выражение вещества. Скорее всего это связано для того, чтобы термин “реальность” с абсолютно всех упомянутых в повседневном слоге и зачастую заменяет нам их всегда . В одном из пособий согласно философии в первой же странице первого раздела проговорено, что определения “реальность” и “действительность” будут использоваться как синонимы. Иное дело, если мы используем слово “реальность” с прилагательным. В этом случае обнаруживается некоторая его особенность и в том числе и смена в “действительность” не всегда будет истинной.

    Субъективная реальность – это результат работы человека, вернее, его высокоразвитого мозга. Мы можем отметить, что сущности нет в действительности, нет в реальности, либо, что его реально не имеется, однако мы здесь же дадим согласие, что же в субъективной реальности он, бесспорно, есть. К субъективной реальности принадлежат идеи, определения, точки зрения, предрассудки, типы, научные и ненаучные познания. Явления и процессы, образующие субъективную действительность имеются, однако они существуют абсолютно не так, как вещи процессы и действия, охватываемые категорией “объективная реальность”. Справедливая и индивидуальная действительность сильно объединены и оказывают большое влияние друг на друга. Мысли образы, стремления, стереотипы вынуждают перемещаться, трудиться и для того наиболее изменять объективную действительность. Ну а то что, справедливая реальность влияет на субъективную, либо в том числе и ее определяет, представляется единым местом абсолютно всех мировоззренческих словарей и тренировочных пособий с 20-х до начала 90-х годов включая. В нынешних постмодернистских концепциях, наличие беспристрастной действительности по большому счету выносится за скобки, а рассматривается только лишь влияние некоторых реальностей (правительство, слога) в субъективную реальность, которая состоит из предрассудков и стандартов. В этом есть обусловленный смысл если вспомнить, что одни и те ведь события относящиеся, вроде бы, к беспристрастной действительности, к примеру, Октябрьская революция или война в Чечне, вызывают в каждый общественной группе настолько разнообразные точки зрения и действия, что поневоле допускается усомнится в какой-либо зависимости этих мнений и действий с объективной реальностью.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Вопрос о бытие и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Бытие является философской категорией, обозначающей реальность и действительность, существующую объективно, независимо от воли, сознания и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Будучи для человека чем-то внешним бытие полагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм деятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

    Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные. Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период – мифологическое истолкование бытия.

    Второй этап связан с рассмотрением бытия "самого по себе" (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования. Существо развития научного и философского знания заключается в том, что человек все более сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры.

    Список литературы

    1. Философия: пособие для высших учебных заведений (издание третье). – Москва: «Феникс», 2006. – 469с.

    2. Рогов М. Основные понятия бытия // Вопросы философии. 1987. - № 4.

    3. Скворцов Л.В. Культура личности. Человек в поисках истины бытия. Спб 1989.


    написать администратору сайта