реферат. Католицизм и культура средневекового Запада
Скачать 55 Kb.
|
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ на тему: «Католицизм и культура средневекового Запада» По дисциплине: Культурология Студентка: Коневцова Вероника Евгеньевна Группа: 09ТДв1610 Введение: Крупный исторический период, именуемый «Средними веками», не имеет общепринятых хронологических рамок. Во многом определяется различием взглядов на своеобразие и место данной эпохи в истории западноевропейских стран, культуру их народов. Так, до настоящего времени еще сохраняется взгляд на Средние века как период некого провала в культурном развитии между античностью и Новым временем. Этот взгляд был сформирован еще в эпоху Возрождения и получил более полное обоснование в творчестве просветителей. Характерный признак Средневековой цивилизации Запада господство мировой религии, христианства. Идеология в ее религиозной форме впервые стала доминирующим фактором в обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было времени, когда бы значение религии, церкви было столь велико. Христианство проникло в Европу вскоре после своего возникновения. Вначале распространение этой религии ограничивалось районами Средиземноморья и Альп, а также Ирландией и отчасти Британскими островами. Роль христианского вероучения и католической церкви в культуре средневекового Запада: К XIII в. христианство охватило всю Европу, однако в Средневековье оно не было единым. В III-V вв. наметилось разделение на две ветви: католическую (всеобщая, всемирная) и православную (истинная). Постепенно этот раскол принял необратимый характер и завершился в 1054 г. окончательным разделением христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную). Вслед за этим вся Европа разделилась по конфессиональному признаку. Страны Юго-Западной, Северной и Центральной Европы последовали за Римом, страны Юго-Восточной и Восточной Европы за Константинополем. В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизациявласти. Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V в. наименование папы римского. Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, буквально. В самом общем плане мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархической логикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней — Бог. Ниже идут ярусы или уровни священных персонажей: сначала Апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню. Средневековый европеец, включая и высшие слои общества, вплоть до королей и императоров, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности и образованности .Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовные семинарии и т.п. Масса мирян слушала полуграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Однако и их образованность, и грамотность была в массе, как сказано, очень невысока. Организация католической церкви. По своему устройству католическая церковь напоминала «феодальную лестницу». Низшим звеном были священники приходов.Приход объединял жителей деревни или части города, которые молились в одном храме. Священниками становились после особого обряда. Его проводил епископ —глава священников епархии (области).Приходские священники избирали епископа епархии. Во время обряда посвящения епископу в знак власти над верующими вручали кольцо и посох. Епископы нескольких епархий часто находились под главенством архиепископа. Епископы и архиепископы подчинялись римскому папе. Культура средневекового Запада. Варварское завоевание Римской империи в V в. способствовало упадку античной культуры: варвары разрушали города, где была сосредоточена культурная жизнь, уничтожали памятники античного искусства, библиотеки. Переход к натуральному хозяйству, нарушение торговых, экономических, политических некультурных связей ограничивали кругозор западных европейцев того времени. Крупнейшим культурным событием раннего Средневековья считается Каролингское Возрождение (VIII-IX вв.), названное по имени короля франков Карла Великого, который был коронован Папой в 800 г. как император всей Западной Европы. При его дворе была создана «Дворцовая академия» - первое в средневековой Европе международное интеллектуальное сообщество ученых, куда входили теолог, поэт и автор житийной литературы Алкуин (англосакс по национальности), поэт Теодульф (вестгот) и другие ученые времени. В ходе Каролингского Возрождения была реформирована система образования на основе развития латинской учености и христианской набожности. Наряду с теологическими дисциплинами в школе изучали риторику, грамматику, искусства, поощрялся интерес к античной культуре. Это был период формирования основных ступеней развития средневекового богословия через попытку переосмысления античного прошлого, рассмотрения соотношений между верой и разумом, свободы человека и Божьего предопределения. Церковная система образования , в которой доминирует христианская литература на латинском языке, ставшая цементирующим культурным и образовательным феноменом. Складываются своды народно-эпической литературы : ирландские саги, сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, исландский эпос. Высокое (классическое) средневековье – X-XIV вв. Период постепенного возрождения Западной Европы. Это период быстрого экономического подъема. В классический период европейское общество стало более богатым, чем римское. Осев на земле и превратившись в класс крупных землевладельцев, феодалы начали поощрять развитие сельскохозяйственного производства: расширяется площадь обрабатываемых земель и ассортимент сельскохозкультур, вводится трехпольный севооборот, распространяются железные орудия труда. Растут города, развиваются ранние формы предпринимательства. И в наше время основные города Европы сохранили свою торговую специализацию XII-XIII вв. Шерсть вывозилась из Англии, железо – из Германии, кожа и лошади – из Испании и т.д. Появляются технические новинки: изобретение очков (XIII в.), механических часов (XIV в.), артиллерии, печатного пресса (станка) Гуттенберга (XV в.), развивается кораблестроительная техника. С Х в. государства укрупнились и создали сильные армии. Началась эпоха крестовых походов – 1099 г. – захват Израиля у мусульман, 1291 г. – потеря. Католическое христианство распространилось на Скандинавию, Польшу, Прибалтику, Богемию, Венгрию. Официальной целью крестовых походов было обратить неверные народы в христианство, на самом же деле это были завоевательные походы, результатом которых были бесчинства и грабежи владений мелких феодалов, прикрывающиеся именем Христа. Церковь сосредоточила в своих руках власть над всей Европой и над некоторыми европейскими колониями на Востоке. В V в. еще собирались Вселенские соборы, на которых обсуждались вопросы духовного понимания мира, предназначения человека, вопросы веры, ни о власти, ни о чем-либо социальном речи не шло. Тяготение к власти и деньгам объясняет появление такой странной формы отпущения грехов, как индульгенций (лат. – indulgentia – «милость, прощение – полное или частичное отпущение грехов, которое оформлялось в виде специальных грамот от имени римского Папы») и жестокую расправу над мнимыми еретиками – костры. Художественная культура. Романский стиль, романика (от лат. romanum – «римский») – стиль европейского искусства X-XII вв. возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и культуры варварских племен. До Х в. господствовал прароманский стиль. Здания отличались простотой, создавались из элементов римских построек или декорировались ими, в основном это были круглые или многоугольные церкви, заимствованные у византийской архитектуры. Например, собор Сан-Витало в Равенне 526-548 г., Готический стиль, готика (от ит. Gotico – «готский», от названия герм.племени готов) – художественный стиль, преимущественно архитектурный, господствовавший в искусства с XII до XV-XVI вв. Главный феномен готики – кафедральный собор. Главная особенность готического храма – крестовый нервюрный свод стрельчатой формы. Благодаря нервюру (стрельчатой дуги), готический храм устремлен ввысь, стены его кажутся более легкими, ажурными. Их прорезали огромные окна с многоцветными витражами. Характерная особенность готического храма - круглые витражные окна (т.наз. «розы»). Собор украшали стрельчатые арки, порталы, ажурные башни, статуи, скульптурные группы, орнаменты и химеры (фантастические фигуры зверей). Примеры готической архитектуры: собор Санта-Мария-дель-Фьоре и церковь Санта Кроче XIII - XIV вв. во Флоренции и тд. Средневековая музыка. Музыка в Средневековье различалась на светскую и духовную. Светская музыка представлена народными песнями, песнями вагантов, трубадуров, актеров и др. Музыка эта была монофонической, аккомпанемент – дудочка или струнный инструмент. Духовная музыка была непременным атрибутом католической мессы. Музыка входила в число «семи свободных искусств», центрами обучения в раннем Средневековье были монастыри, с XII в. – соборы и университеты. Средневековый театр. В истории средневекового театра выделяются два периода: – Ранний (V- XI вв.) период, для которого характерны народные праздники с элементами театрализации, часто связанные с языческими обрядами, а потому преследуемые церковью; и литургические мистерии. – Зрелый период (XII-XIV вв.). появляются профессиональные актеры, переезжающие с места на место. Первым средневековым драматургом считают Адама де Ла-Аль (ок.1238-ок.1287 гг.), в пьесах которого перемешаны сказочные мотивы с сатирическо-бытовыми. В XIV-XV вв. появляются театрализованные представления: 1. Фарс (от лат. Farcio - «начинаю») – небольшие комические пьесы бытового содержания. 2. Миракль (от лат. Miraculum – «чудо») – жанр религиозной драмы, сюжетную основу которой составляли легенды о чудесах, которые совершает Богоматерь, какой-нибудь святой, известный как покровитель данной местности. 3. Мистерия (от греч.mysterion – «тайный») – религиозное представление в Западной Европе дидактического содержания. Позднее средневековье (XIV - XV вв.). Кризисные тенденции: прекратилась распашка и освоение новых земель, экономическая депрессия, запустение деревень. Во многом экономическое истощение предопределила 100-летняя война между Францией и Англией. Прекращается строительство соборов. Банки – банкроты, девальвация монеты. Социальный кризис. В посл.трети XII в. по Европе прокатилась волна городских бунтов, восстаний черни. В 1315 -1317 гг. ненастная погода повлекла за собой неурожай, рост цен и всеобщий голод. С 1348 г. эпидемия (Великая чума). В Европе в сер. XIV в. умерло 22-28 млн. из 73 (74) млн. жителей. Тема смерти доминирует в искусстве и религиозном сознании. Новые религиозные движения – флагелланы (бичующие себя), которые делали акцент на умерщвлении плоти. Но наблюдаются и предвозрожденческие тенденции: социальная мобильность, опустошенные чумой города нуждаются в притоке новых сил. Открываются новые университеты с акцентом на изучение медицины, естественных наук, возрастает интерес к классической латыни, античным текстам. |