Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные направления развития культуры

  • Развитие издательского дела.

  • Периодическая печать.

  • Народное образование

  • Казахская литература

  • Развитие устного литературного и музыкального творчества.

  • Тема 11 Казахская культура ХХ века. Казахская культура в советский период


    Скачать 24.3 Kb.
    НазваниеКазахская культура в советский период
    Дата19.10.2021
    Размер24.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 11 Казахская культура ХХ века.docx
    ТипДокументы
    #251143

    Культура Казахстана в начале ХХ в.

    Казахская культура в советский период

    Ппоиск культурной идентичности является с одной стороны, адекватной реакцией на процессы суверенитета и независимости, а с другой, необходимым условием как национальной идентичности, так и в целом, государственного строительства. Чтобы понять всю сложность в культурной сфере, надо обратиться к процессу ее становления и развития в советское время. Общественная жизнь в СССР цементировалась советской культурой, возникшей и развивавшейся на основе культуры ведущего этноса страны – русского. Советское государство поддерживало развитие национальных культур, в первую очередь, культур коренных этносов руководствуясь политикой «коренизации». Казахскую культуру советского периода можно, несомненно, отнести к высоким культурам, поскольку после революции она получила письменность, была ликвидирована неграмотность населения, сложилась национальная система образования, науки, профессионального искусства и т.д. Вместе с тем казахская высокая культура советского периода оказалась ассимилированной русско-советской культурой, во многом утратив свое национальное своеобразие. Среди культур титульных этносов бывшего СССР казахская культура оказалась одной из наиболее ассимилированных русско-советской культурой, одной из наиболее русифицированных. Казахская советская культура развивалась, главным образом, как перенесение на казахскую национальную почву образцов культуры, произведенных в Москве. Это касалось литературы, балета, музыки, телевидения и т.д. Но такой способ развития культуры определяемый идеологией, не был органично связан с казахской национальной культурной традицией, духом народа и поэтому не вызывал у него интереса. Естественно, что казахская советская культура выглядела провинциальной и непрестижной, в том числе, и в глазах самих казахов. Закономерно, что в условиях выбора между высокой казахской культурой и высокой русско-советской культурой, люди отдавали предпочтение последней. Это касалось, в первую очередь, основополагающих элементов культуры – языка, образования, норм ценностей жизни и т.д

    Основные направления развития культуры

    Культура Казахстана начала ХХ в. явилась продолжением духовного наследия казахского народа, развивавшегося под воздействием новых социально-политических и экономических от-ношений. Российская революция 1905-1907 гг., Первая мировая война, подъем освободитель-ного процесса оказали значительное воздейст-вие специфику культурного развития. При этом духовное наследие предков, особенно устная поэзия, музыкальное искусство и другие формы национальной культуры, воспринимая лучшие образцы культуры соседних народов и стран, по-прежнему обогащало мировоззренческие устои коренного населения.

    Развитие издательского дела.

    В начале ХХ в. книгоиздание получило заметное развитие в Семипалатинске, Уральске, Омске, Оренбурге и некоторых других областных городах. Семипалатинский и Оренбургский подотделы, Туркестанский и Западносибирский отделы Русского географического общества оказали непосредственное содействие в организации издательских центров в Казахстане. Начали издаваться книги на казахском языке (арабским шрифтом). Разножанровые казахские книги издавались в Петербурге, Ташкенте, Казани.

    Первые книги выдающихся представителей национально-демократической культуры таких, как Ш.Кудайбердиев, М.Дулатов, С.Донентаев, А.Байтурсынов, впервые были изданы после революции 1905-1907 гг.

    Выпуск в 1909 г, сборника произведений Абая Кунанбаева познакомил общественность России с великими творениями «великана» степной поэзии. Это издание включало только две трети стихов Абая. Небольшое предисловие племянника поэта Какитая Исхакулы содержало краткие биографические сведения и самые общие данные о творчестве и взглядах Абая.

    Периодическая печать.

    В конце Х1Х начале ХХ вв. в Казахстане издавались газеты «Акмолинские областные ведомости», «Киргизская степная газета», «Степной край», «Семипалатинский листок», «Оренбургский листок». 28 апреля 1870 г. Вышел в свет первый номер газеты «Туркестан уалаяты» на казахском и узбекском яыках. В числе лидеров изданий, наиболее полно выражавших мнения различных идейно-политических течений в Казахстане в начале ХХ в., были — газета «Казах» и журнал «Айкап».

    Газета «Казах», выходившая с 1913 по 1918 гг., выражала идеи либерально-демократического направления, Главным редактором был А. Байтурсынов. Газета быстро завоевала популярность, в конце первого года издания она имела 3000 подписчиков, а в начале 1917 г. — дошло до 8 тысяч человек. С июля 1917 г. газета «Казах» стала официальным печатным органом партии «Алаш». В 1918 г. газета была закрыта по решению Тургайского областного съезда Советов.

    Журнал «Айкап», выходивший в 1911-1915 гг., выражал аграрно-демократические направления. Главный редактор Мухамеджан Сералин. Главным вопросом в журнале были земельные отношения, переход кочевников к оседлости, изменение форм хозяйствования.

    Народное образование

    В начале ХХ в. народное образование было тесно связано с общественно-политической ситуацией:

    • В 190б г. принят «Закон о развитии просвещения», который положил начало открытию смешанных русско-казахских школ, создавая в то же время препятствия для конфессиональных учебных заведений. Ограничения в первую очередь распространялись на мусульманские школы: мектебы и медресе, работа которых зачастую протекала в условиях открытого гонения.

    • Правительственные субсидии, выделявшиеся для народного образования в национальных окраинах, были очень скудными и не удовлетворяли самые минимальные потребности учебных заведений: в Тургайской области— 6,9 копеек, в Уральской - 4, в Акмолинской— 2,5, в Семипалатинской — 2, в Семиреченской — 1,9, в Сырдарьинской — 1,8 коп. на душу населения.

    • В учебных заведениях не хватало подготовленных учителей, и представители коренного населения были в меньшинстве. Так, в одном из самых крупных учебных заведений — Туркестанской учительской семинарии за 1883-1904 гг. из 254 выпускников, казахов было только — 38 чел.(11,4%). В Оренбургской казахской учительской школе в 1901 г. обучалось 28 казахов.

    В пропаганде идей просвещения и образования среди разноплеменного населения края, расширении системы начального обучения позитивную роль сыграли такие органы печати, как журнал «Айкап», «Киргизская степная газета», «Степной край», газета «Казах», «Семипалатинский листок». Газеты, издававшиеся в Семипалатинске, Уральске, Верном, Оренбурге, Омске выражавшие интересы пределенных кругов, часто освещали деятельность организаторов гимназий, начальных учебных заведений. «Областные ведомости» - официальный печатный орган областных губернаторов, хотя и являлись «рупором» царизма, затрагивали проблемы народного просвещения.

    Русские учёные Е.П. Михаэлис, В.А. Обручев, Н. Пантусов, Н.Я. Коншин, некоторые чиновники колониального аппарата управления, независимо от занимаемых должностей, опубликовали немало интересных исследований по самым различным вопросам: истории Казахстана, экономике колониального аула, материальной и духовной культуре «аборигенов» степи, хотя для них защита государственных интересов самодержавной власти являлась главным предназначением.

    Вопросы широкого привлечения казахов к современной системе просвещения также освещались на страницах газет и журналов, издававшихся в смежных с Казахстаном регионах: «Сибирская жизнь», «Сибирский телеграф» и др.

    Таким образом, развитие системы народного образования и просвещения в Казахстане начала ХХ века сопровождалось огромным количеством проблем и трудноразрешимых вопросов.

    Казахская литература

    Казахская литература начала ХХ в. представлена целой плеядой талантливых писателей и поэтов в казахской литературе, развивающегося в демократическом направлении, таких как С. Торайгыров, С.Донентаев, Т.Изтилеуов, М.Ж.Копеев, и др.

    Широко распространенные среди кочевников и известные в кругах передовой российской общественности произведения «Шұғаның белгісі» («Знак Шуги») Б.Майлина, «Калың мал» («Калым») С.Кубеева, «Камар сұлу» («Красавица Камар») С.Торайгырова глубоко затронули жизненные проблемы этой эпохи, показывая тяжёлую судьбу народа и до сих пор являются наиболее значительными творениями казахской литературы. Произведения С.Торайгырова глубоко отражали те перемены, которые утверждались в общественно-политической жизни казахского аула. Его стихи «Шәкірт ойы», «Алты аяк», «Бір адамға», «Адасқан әмір» создавали правдивую картину жизни казахов.

    На начало ХХ века приходится становление поэтического таланта Магжана Жумабаева и литературного дарования Жусупбека Аймаутова. Писать стихи Магжан начал в четырнадцать лет. Его печатают почти во всех газетах на казахском и татарском языках. Первый его сборник «Шолпан» вышел в 1912 году в Казани и стал событием в казахской литературе. К этому времени завязываются творческие связи молодого поэта с людьми, которые сыграли заметную роль в судьбе поэта и казахской литературы. Так же как и Магжан, еще подростком, в 13 лет, Жусупбек начал писать стихи. Вторая пора приобщения Аймаутова к писательской деятельности пришла в 19–20 лет. Впервые он печатался в 1913 году в газете «Қазақ». В 1916 году написал пьесу на тему отправки казахов на тыловые работы.

    Значительное влияние на развитие культуры Казахстана начала ХХ века оказала деятельность представителей казахской демократической интеллигенции.

    В развитии литературы особое место занимает Ахмет Байтурсынов (1873-1937). Первый сборник его произведений под названием «Маса» вышел в 1911 г. в Оренбурге. С 1913 г. он был главным редактором крупной газеты «Казах», на страницах которой часто публиковались произведения, отражавшие насущные задачи и нужды казахов в условиях колониальной зависимости.

    Крупным представителем казахской литературы является Шакарим Кудайбердиев (1858-1931), его отец Кудайберды — сын старшего султана Каракаралинского округа Кунанбая Оскенбаева. Шакарим был наиболее талантливым учеником Абая. Общественно-политические взгляды Кудайбердиева получили широкое отражение в его произведениях: «Родословная тюркских, киргизских и казахских ханов», изданная в 1911 г., «Условия мусульманства», поэмы «Калкаман-Мамыр», «Енлик-Кебек». В этих произведениях Шакарим предстает перед нами как просветитель-демократ, глубокий мыслитель, поэт и историк гуманистического направления. Видя тяжелое положение своего народа. Он искал пути выхода из кризиса, пропагандировал идеи просвещения и гуманизма, разоблачая антинародную политику крупных феодалов.

    В 1907 году в Санкт-Петербурге в качестве приложения к татарской газете «Улфат» издает газету «Серке» Миржакып Дулатов. Царским указом от 3 июля 1907 года казахи, как и все коренные народы Сибири и Средней Азии, были лишены права участия в Государственной Думе России, чем в корне подрывалась сама возможность самоуправления. В своей статье «Закон от 3 июля и казахи» Дулатов подверг критике это решение, как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может, логично считал он.

    Политическое кредо Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году в Казани выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, казак!» (Проснись, казах!). Первое издание - "Оян казак!",Мир-Якуб Дулатов, Уфа,Типография "Восточная печать" (Шарк) Товарищества "Каримов,Хусаинов и Ко". Сов­ременники назвали эту книгу «национальным манифестом». Автор в поэтической форме передает тяжелое положение казахского народа, а также предлагает пути выхода из этой сложной ситуации. М. Дулатов предлагает повсеместно строить мечети и медресе, регулярно читать молитвы, воспитывать молодежь в исламском духе. Прокурор Семи­палатинского окружного суда писал: «Брошюра «Проснись, казах» по содержанию своему представляет воззвание к киргизской молодежи, возбуждающее к ниспровержению существующего в государстве об­щественного строя». М. Дулатов был арестован царской охранкой и в течение полутора лет находился в тюрьме. Брошюра была немедленно конфискована. Он сумел переиздать её в 1911 году и вернулся в Тургай. В промежутке Миржакип опубликовал в 1910 году книгу «Бахытсыз Жамал» (Несчастная Жамал), которая является первым романом, написанным на казахском языке, а также, вероятно, первым на мусульманском Востоке художественным произведением, посвященным проблеме неравноправного положения женщины в тогдашнем обществе. Одновременно Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. Из-за своих публикаций он попадает под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки. Попав в чёрный список, он долго не может устроиться на работу в городе. А в 1911 году арестован в Семипалатинске и проводит год и восемь месяцев в заключении.

    Развитие устного литературного и музыкального творчества.

    В начале XX в. продолжали развиваться и традиционные виды казахского искусства: устная литература и музыкальное творчество. Особое развитие получает песенное искусство. Казахи продолжали петь песни Абая, Мусы Байжанулы, Биржан сала и Акан сери. К началу XX в. относится творчество целого ряда акынов и композиторов, оставивших заметный след в культуре казахского народа.

    Мусабек Байзакулы (1849-1932) родился на территории нынешней Южно-Казахстанской области, в местности Шоктас. Мусабек - поэт-лирик, воспевший любовь и природу, социальные темы выражались в основном в виде басен. Широко известны были айтысы Мусабека с другими певцами.

    Известным акыном и сочинителем поэм - "Кисса" был Арип Танирбергенов (1856-1924), родившийся в Семипалатинской области. Он известен целым рядом сочинений, в которых чувствуется влияние восточной классики. Арип был не только акыном, но и автором нескольких книг, опубликованных в Казани и Оренбурге.

    Поэтом-"книжником" был и Нуржан Наушабаев (1859-1919), родившийся на территории Костанайской области. Кроме опубликованных работ "Манзумат казакия" (1903), "Айтыс Нуржана и Сапаргали" (1903), ему принадлежит большое число неопубликованных песен и стихов.

    Один из наиболее известных акынов начала XX в. - Балуан Шолак (Нурмагамбет) Баймурзин (1864-1919) - родился на территории Северо-Казахстанской области. Его песни получили широкое распространение в народе, многие из них популярны и сегодня.

    Творчество замечательного народного акына Жамбыла Жабаева развивалось в условиях острых политических событий, которыми был охвачен казахский край. С детства, активно принимая участие в степных поэтических состязаниях – айтысах, Жамбыл постоянно совершенствовал свой талант импровизатора. Его творчество отличалось острой социальной направленностью, выражавшейся в разоблачении произвола крупных феодалов и царских чиновников.

    Выдающимся поэтом своей эпохи был Нурпеис Байганин, который снискал известность как страстный пропагандист народных сказаний – дастанов и героических преданий о славных казахских батырах.

    Казахская музыкальная культура этого периода представлена самобытным творчеством известных кюйши (виртуозов-домбристов) и народных композиторов.

    Певцами и композиторами, авторами интересных и оригинальных мелодий были Ыбрай Сандыбайулы, Есатай Берким-байулы, казахский соловей - Магира (Майра) Шамсутдинова, Култума Сармуратулы, Сары Батакулы, Acer Найманбайулы, Кенен Азербайулы , знаменитый композитор Сугур и другие. Развивалось и музыкальное творчество. Известными композиторами была Дина Нурпеисова, Казангап Тлепбергенов, Сейтек Оразалыулы.

    Песни народных композиторов Естая Беркимбаева «Майдаконыр», Укили Ыбырая «Гакку», кюи Дины Нурпеисовой «Конил ашар» представляют собой замечательные образцы казахской музыкальной классики.

    Исполнительское искусство Кали Байжанова, Манарбека Ержанова и Амре Кашаубаева сложилось в начале ХХ в.

    Казахское музыкальное творчество стало объектом изучения русских ученых. Так, в 1909 г. на заседании РГО (Русского Географического Общества) в Петербурге был сделан доклад на тему: "Киргизы (казахи) Тургайской области, их песенное и музыкальное творчество", автором которого был С.Рыбаков.

    Казахская культура начала ХХ века, развиваясь как часть мирового культурного процесса, имела свои специфические черты, обусловленные своеобразием кочевой жизни, самобытными традициями национального искусства, впитавшего в себя исконно народное творчество и индивидуальные стили представителей культурно-творческой интеллигенции.


    написать администратору сайта