Килонова смута
Скачать 53.5 Kb.
|
Министерство науки и образования Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет» Доклад Тема: «Килонова смута» Выполнила: Сычева В.А., 1 курс Научный руководитель: Евсеев В.А. Иваново 2022 Эвпатриды - древнейшая аттическая аристократия. Создание класса эвпатридов традиция приписывает Теcею — по преданию, он разделил общество Аттики на эвпатридов (знать), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). Порядок древнего государственного устройства, существовавшего до Драконта, был следующий. На высшие должности выбирали по благородству происхождения и по богатству; правили должностные лица сначала пожизненно, а впоследствии в течение десяти лет.1 До второй половины VII в. владычество эвпатридов в Афинах было незыблемым и не встречало противодействия. Но с середины VII в. когда, с одной стороны, развивалась промышленность, торговля, входили в употребление и получали большое значение деньги, возвышалась новая сила - демос, а с другой стороны, усиливались произвол и злоупотребления господствующей аристократии, тяжелый экономический гнет, от которого страдала масса земледельческого населения, и ее задолженность. Недовольство массы, брожение в ее среде, борьба со знатью, - все это создает благоприятные условия и почву для тирании, которая в ту эпоху составляла обычное явление в Греции. Внутри афинского общества сложились различные политические группировки. Их интересы и требования были порой противоречивы, но в конце VII в до н.э. всех их объединяла ненависть к эвпатридам. Первая попытка свергнуть политическое господство эвпатридов была предпринята представителями самой родовой аристократии и известна под названием Килоновой смуты. Проблема датировки мятежа Килона стояла довольно долго перед учеными. Однако традиционно принято относить данное событие к досолоновскому времени. И.Е. Суриков датирует килоновский мятеж 636 г. до н.э.2 Килон – представитель старинного, благородного рода, вероятнее всего, – царского рода Медонтидов (его называют также и родом Кодридов). Кроме этого, он был победителем на Олимпийских играх. После своей победы Килон обратился к оракулу в Дельфах, где получил удовлетворивший его ответ. Ему предписывалось установить свою власть в Афинах. Считая, что правильно понял предсказание оракула, Килон в следующие Олимпийские игры совершил попытку установления тирании. Х. Туманс считает, что такая самоуверенность Килона объясняется его победой на Олимпийских играх и той славой, которую он снискал себе после.3 В эпоху архаики явление тирании было уже распространенно в некоторых греческих областях. Особенно важным представляется явление тирании в Мегарах. Килон был женат на дочери Феагена, мегарского тирана. Возможно, именно пример Феагена побудил Килона совершить попытку захвата власти. 4 Воспользовавшись скоплением народа в Афинах во время праздника в честь Зевса, Килон захватил Акрополь. Фуктид утверждает, что кроме группы приверженцев в его распоряжении были войска его родственника Феагена. Аристократ возлагал большие надежды на народ, но расчет на его поддержку не оправдался. Килон не выдвинул никакой программы социальных реформ, и народ не только не поддержал его, но даже принял участие в осаде Акрополя, организованной архонтами. Но так как осада затянулась, то "большинство афинян, утомленных ею, ушли, предоставив девяти архонтам сторожить Килона, дав им неограниченные полномочия на все прочее по собственному их усмотрению". Род Алкмеонидов, один из наиболее влиятельных аристократических родов того времени, возглавил подавление мятежа. Переговоры с Килоном вел так же представитель Алкмеонидов архонт Мегакл. Договориться не удалось. Аристократы собрали зависимый от них «народ с полей», вооружили палками и дубинками и погнали их штурм восставших. Килону и его брату удалось бежать, а их сторонники укрылись у алтаря в храме богини Афины. Убийство внутри храма, а тем более в алтаре считалось страшным грехом, а убийца считался осквернителем храма. Мятежников окружили и решили взять измором. Через несколько дней осаждённые, страдая от голода, сели у алтаря богини Афины Полиады в качестве молящих. Осаждавшие, дабы не осквернять священное место трупами, предложили голодающим мятежникам удалиться, обещая неприкосновенность. Но когда те покинули алтарь, их всех перебили. Плутарх добавляет деталь: будто бы, сходившие с акрополя привязали к статуе богини нить, но та оборвалась, после чего всё тот же архонт Мегакл объявил, что богиня отвернулась от просящих, и набросился со своими соратниками на мятежников. Обещание было нарушено, и сторонники Килона избиты, причем некоторые из них погибли у самых алтарей богов. После убийства мятежников было проведено очищение государства, а род Алкмеонидов был назван «нечестивым». Самой вероятной причиной изгнания данного рода и возложения на него полной вины за убийство заговорщиков является то, что род Алкмеонидов, по-видимому, был одним из наиболее влиятельных в период заговора Килона. Таким образом, представители знатных родов Аттики, тяготевшие к власти, сумели избавиться сразу от двух претендентов на господство в Афинах. Сперва был подавлен мятеж Килона, в ходе которого пресеклась первая в Афинах попытка установить тиранию. Затем на Алкмеонидов была возложена вина за убийство мятежников, а род был изгнан из государства.5 Приверженцы Килона, к которым примкнули в этом деле и противники Алкмеонидов, добились обвинения их в нарушении клятвы и осквернении алтаря. Наконец, после долгого промежутка, когда многие из участников в этом святотатственном деле сошли уже в могилу, состоялся суд над святотатцами, причем судьями были 300 «лучших мужей». По их приговору трупы виновников были выброшены из могил, а род их предан вечному изгнанию.. «Килонова скверна» превратилась в орудие политической борьбы и политической пропаганды. И долго еще потом будут припоминать Алкмеонидам их участие в святотатственном деле при подавлении Килонова восстания; во времена афинского законодателя Клисфена, из рода Алкмеонидов, Перикла, по матери происходившего от них, этим будут пользоваться их враги. Существует предание, что в Афины для окончательного очищения города от «скверны» святотатства призван был Эпименид Критянин, мудрец и пророк, который и совершил ряд очистительных обрядов. Но личность Эпименида - полумифическая и рассказы о нем носят характер легендарный. Тяжесть положения и зависимость демоса от эвпатридов немало увеличивало то обстоятельство, что в Афинах не было тогда еще писаных законов и суд находился в руках аристократии. К тому же существовавшее обычное право мало уже соответствовало новым условиям жизни, не удовлетворяло вновь назревшим потребностям. И первое требование, с которым выступил афинский демос и на которое согласились эвпатриды, было издание писаных законов. Дело это было поручено Драконту, по-видимому, одному из фесмофетов, который издал законы в архонтство Аристехма, т. е., по всей вероятности, в 621 г. Кодекс Драконта целиком не сохранился. Но в конце V в. до P. X. по постановлению афинского народного собрания начертаны были на каменной стеле Драконтовы законы, касавшиеся убийства, и эта копия с оригинала VII столетия, в виде надписи, в обрывках, дошла до нас8. Кроме того, имеются цитаты у ораторов и некоторые другие данные. Но все же мы не можем в точности сказать, кодифицировал ли Драконт лишь существовавшее право или же внес что-либо новое в него и что именно. Мятеж Килона – следствие нарастающей социальной борьбы в верхах афинского общества. Данное событие стало предтечей к кодификации законов в Аттике. И.Е. Суриков полагает, что данные положения были приняты Драконтом для того, чтобы поддержать род Алкмеонидов. Законы об убийстве разграничивают убийство предумышленное и непредумышленное, и каждому соответствует отдельное наказание. По мнению И. Е. Сурикова, закон Драконта об убийствах соответствовал интересам пострадавшего рода при подавлении смуты.6 Возможно, здесь интересы рода Алкмеонидов и Драконта совпадали, ведь первый законодатель сам был из аристократической среды. Закон указывает на «оправданное убийство», скорее всего, действия Алкмеонидов попадали именно под эту категорию. Следовательно, и наказание было мягче, нежели за предумышленное преступление.7 заговор Килона стал неким прологом к регламентации правовой сферы Аттики. В эпоху архаики в Аттике довольно быстро и отчетливо происходило социальное расслоение. Афинская аристократия сконцентрировала у себя все рычаги политического управления. Такое доминирование одного социального слоя приводило к возникновению огромных противоречий между знатью и простым свободным народом. Особенно острыми социальные конфликты стали, когда Афины начали развиваться как торгово-экономический центр. Социальный слой торговцев и ремесленников начал выступать как промежуточный слой между аристократией и бедным населением. Однако наравне с данным процессом происходит еще один. Внутри аристократической среды усиливается борьба за власть над Афинами. Так как вся политическая сфера находилась в руках знати, то инициатива принятия письменного законодательства принадлежит аристократии. Килонова смута – предпосылка к фиксации законов. Мятеж Килона – это апогей аристократической борьбы, в результате чего афинская знать становится еще больше заинтересованной в регламентации правовой сферы. Таким образом, заговор Килона стал толчком для разрешения внутренних противоречий, которые охватывали не только борьбу между знатью, но и между аристократией и демосом. ЛИТЕРАТУРА Аристотель. «Афинская полития». Раздел 1, гл.1 https://studfile.net/preview/7856938/ Соловьева А.С. Заговор Килона – предпосылка первых законов Афин // Гуманитарный научный вестник. 2017. №7. С. 54-59. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv-2017-№7-Solovyeva.pdf Суриков Е.И. Аристократия и демос. Политическая элита архаических и классических Афин. М., 2009. Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии позднеархаической и раннеклассической эпох. М., 2000. Пальцева Л.А. Из истории архаической Греции: Мегары и мегарские колонии. Гос. Ун-т. СПб. : Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 1999. Туманс Х. Рождение Афины. СПб. Издательский Центр. «Гуманитарная Академия», 2002 1 Аристотель. «Афинская полития». Раздел 1, гл.1 https://studfile.net/preview/7856938/ 2 Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии позднеархаической и раннеклассической эпох. М., 2000. С.37 3 Туманс Х. Рождение Афины. СПб., 2002, стр. 184 4 Пальцева Л.А. Из истории архаической Греции: Мегары и мегарские колонии. СПб., 1999, стр.239 5 Соловьева А.С. Заговор Килона – предпосылка первых законов Афин. Гуманитарный научный вестник. 2017. №7, стр. 56. 6 Суриков И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М., 2004., стр..34 7 Суриков И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М., 2004., стр..45 |