Главная страница
Навигация по странице:

  • Исторический материализм

  • Классовая теория структуры общества ПОВТОРЕНИЕ ПОВТОРЕНИЕ Классы в широком смысле слова

  • ПОВТОРЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX в. Основная характеристика - иррационализм

  • НАПРАВЛЕНИЯ

  • ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА

  • СЦИЕНТИЗМ АНТИСЦИЕНТИЗМ

  • Классическая философия xix в


    Скачать 3.19 Mb.
    НазваниеКлассическая философия xix в
    Дата31.03.2023
    Размер3.19 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файла228374.pptx
    ТипДокументы
    #1029165

    Философия XIX и XX вв.

    • Классическая философия XIX в.
    • Неклассическая философия XIX в.
    • Особенности философии ХХ в.

    КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX В.


    «…мне должно еще несколько остановиться на том философском учении, которое составляет поворотную точку и вместе с тем связь между периодами западной философии; я разумею систему Гегеля, которая, завершая собою и выражая во всей его исключительности философский рационализм, тем самым (именно делая очевидной его ограниченность) вызвала требование другой, не отвлеченно-логической, а положительной философии…»

    В.С. Соловьев. «Кризис западной философии»

    Позитивизм


    Огюст Конт –

    «отец социологии»

    Отправная точка философии – опыт

    Мы познаем только феномены, и наше знание всегда относительно

    Мы знаем только отношения между фактами

    Познаваемо только то, что подлежит наблюдению (= отношения между фактами)

    Познание внеопытных первоначал превышает возможности человека

    Цель положительной (позитивной) философии - привести разум к осознанию своих границ и возможностей.

    Эта граница - сфера человеческого опыта, мир явлений.

    Марксизм


    Ф. Энгельс

    К. Маркс

    Материалистически переработали идеалистическую диалектику Гегеля. Создали диалектический материализм

    ЭНГЕЛЬС. «Диалектика природы» : попытка создания натурфилософии посредством диалектического истолкования данных естествознания. Утверждается идентичность

    определенных «законов движения» в природе, обществе и мышлении.


    МАРКС. «Капиталл». Исторический материализм - теория развития общества. Бытие определяет сознание, экономика - политику, социальную и духовную сферу. Развитие общества – естественноисторический процесс, т.е. оно подчиняется в своем развитии как естественным, объективным законам, так и человеческой исторической деятельности, субъектом которой являются классы.
    Основа общественного прогресса - материальное производство, т.е. создание материальных благ в процессе преобразовательной деятельности человека.

    ПОВТОРЕНИЕ_ПОВТОРЕНИЕ_Классы_в_широком_смысле_слова'>Классовая теория структуры общества

    ПОВТОРЕНИЕ

    ПОВТОРЕНИЕ

    Классы в широком смысле слова -

    большие группы людей, имеющие свое отношение к средствам производства собственности и политическим институтам

    ПОВТОРЕНИЕ

    НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX в.


    Основная характеристика - иррационализм: отвергается понимание мира как целостной закономерной системы. Окружающий мир – это разрозненный хаос, неподконтрольный разуму.

    НАПРАВЛЕНИЯ:

    Волюнтаризм: признает волю первоосновой всего сущего.
    • А. Шопенгауэр

    • Философия жизни: центральными являются вопросы о смысле, цели и ценности жизни, стремление понять «жизнь из нее самой». Отдается предпочтение живому чувству, инстинкту как средствам постижения мира.
    • Ф. Ницше
    • А. Бергсон

    • Психоанализ: междисциплинарное направление в современной философии и психологии, объясняющее роль бессознательного и других, связанных с ним психических процессов в жизни человека и общества.
    • З. Фрейд
    • К.Г. Юнг
    • А. Адлер

    Артур Шопенгауэр

    Артур Шопенгауэр: волюнтаризм


    Окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека.

    Сущность мира – воля.

    Мировая воля есть сила, движение, творящее все вещи и процессы

    Воля лежит в основе сознания; является всеобщей сущностью вещей.

    Воля действует без всякого познания, определяется не мотивами, а причинами (раздражителями).

    Точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений.

    Воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли.

    Фридрих Ницше: философия жизни


    Идея «смерти Бога»

    Идея «воли к власти»

    Идея «сверхчеловека»

    имморализм (не путать с аморализмом!)


    Зигмунд Фрейд: психоанализ


    «Я и Оно»

    Оно (Ид) - бессознательное

    Я (Эго) – сознание

    Сверх-Я (Супер-Эго) – надсознательное: ценности, социальные установки и т.п.

    Либидо

    Сублимация

    ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА

    • Множество философских систем, соответствующих многообразию культур и их диалогу;
    • Новые философские традиции, сориентированные на различия между культурами и людьми, а не на их единство.
    • Отказ от принципов классической философии: от безусловного доверия разуму; от идеи субстанции как единой основы всего сущего; от диалектики как логики преодоления и разрешения противоречий; от принципа историзма; от традиционного европейского рационализма.
    • Значительный интерес к мистике, к иррациональному как способу познания, к восточной философии).
    • Два направления: сциентизм и антисциентизм.

    СЦИЕНТИЗМ

    АНТИСЦИЕНТИЗМ

    Наука - высшая ступень человеческого разума, научное знание - культурная ценность, в соответствии с которой необходимо ориентировать все иные формы духовного освоения бытия (в т.ч. философию).

    Наука - угроза существования человека и всей человеческой цивилизации.


    написать администратору сайта