презентация. Социология-Дрожжин Н.С. - ИПЗ. Классический этап развития социологии Выполнил презентацию
Скачать 1.24 Mb.
|
Классический этап развития социологии Выполнил презентацию Дрожжин Никита Сергеевич РСО-Б-0-3-2021-1 О.Конт (1798-1857) Основоположник позитивизма Позитивизм – исторически первое направление в социологии, задача которого – сформировать новую систему знаний об обществе на базе использования законов и методов естественных наук. Знание об обществе с точки зрения позитивизма должно быть: Точным Достоверным Реальным Полезным Должно добываться с помощью методов естественных наук: наблюдение и эксперимент Классификация наук по Конту Эволюционная теория Г.Спенсера Социология - всеобъемлющая наука, включающая в себя и этнографию, и антропологию, и общую теорию исторического развития. Предметом социологии должна стать конкретная объективная реальность самого общества Эволюционная теория Г.Спенсера Социология - наука, продолжающая разработку биологических законов на материалах общественного развития и превращающая их в законы социологические. ОБЩЕСТВО КАК ОРГАНИЗМ «общество есть организм, который имеет гораздо больше общего с живыми существами, нежели с неорганическими агрегатами». Социологическая теория Спенсера на положении, заимствованном в первую очередь из учения Дарвина о живом организме. Сходства между биологическим и социальным организмами общество, как и биологический организм, на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объеме; по мере роста общества в объеме усложняется его структура, как и структура организма в процессе биологической эволюции; как в биологическом, так и в социальном организме дифференциация структуры его элементов сопровождается аналогичной дифференциацией их функций. Различия между биологическим и социальным организмами в биологическом организме элементы живут ради целого, в обществе же – наоборот; способность чувствовать и мыслить сосредоточена лишь в определенных частях живого организма, тогда как в обществе сознание «разлито» по всему «агрегату». Общество существует для блага своих членов, земледелие и промышленность - выполняют функцию питания; институт торговли – функцию кровообращения; армия – это своеобразный кожный покров; транспорт – сосудистая система. земледелие и промышленность - выполняют функцию питания; институт торговли – функцию кровообращения; армия – это своеобразный кожный покров; транспорт – сосудистая система. Типология общества по Спенсеру (структура общества) ЭВОЛЮЦИОНИЗМ КАК ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ УЧЕНИЯ Г. СПЕНСЕРА Эволюция - переход из одного состояния в другое, более развитое, в рамках одной социальной системы. Процесс социальной эволюции является естественным, объективным, не зависящим от желаний и интересов людей. Хотят они того или нет, но социальная эволюция осуществляется и будет осуществляться. К. МАРКС И ЕГО РОЛЬ В СОЦИОЛОГИИ (1818-1883) МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ - ОСНОВА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ К. МАРКСА Учение об общественной формации «формация» - комплекс явлений и процессов общественной жизни в рамках исторически определенного этапа социального развития. «Ядром» выступает способ производства материальной жизни, включающий в себя две основные стороны: производительные силы и производственные отношения. Способ производства составляет сущность той или иной общественной формации, выступающей как исторически определенная ступень развития общества Все формации у Маркса делятся на две группы – базирующиеся на частной или общественной форме собственности. Общество начинает свое развитие с системы, основанной на общественной собственности (первобытнообщинная формация), и возвращается на самом высоком этапе своего развития (коммунистическая формация) к этой же форме собственности Механизм смены формаций П.С. И П.О. постоянно противоречат друг другу Классовая борьба 3. Социальная революция ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ Психологический эволюционизм ( Л. Уорд). Инстинктивизм в социологии (Уильям МакДуггал). Психология народов (В. Вунд). Групповая психология. (Г. Лебон). Теория подражания. (Г. Тард). Интеракционизм (Ч. Кули). Немецкая классическая социология «Понимающая социология М.Вебера» Спасибо за внимание ! |