Главная страница

Современная психология. Классификация отраслей психологии (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский)


Скачать 73.1 Kb.
НазваниеКлассификация отраслей психологии (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский)
Дата19.10.2020
Размер73.1 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСовременная психология.docx
ТипДокументы
#143967
страница2 из 4
1   2   3   4
Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Следует заметить, что в научной литературе в содержание понятие «личность» иногда включают все уровни иерархической организации человека, в том числе генетический и физиологический.

Для всестороннего раскрытия сущности категории «личность» в психологии необходимым является более детальное рассмотрение основных идей зарубежных концепций личности. Существует несколько точек зрения на классификацию теорий личности. По мнению Б. В. Зейгарник, их можно разделить на три основные группы. Так, представители первой считают, что движущей силой развития личности является ее прошлое (3. Фрейд); вторые – что движущую силу человеческой деятельности следует искать в направленности личности в будущее (Дж. Келли); представители последней группы считают, что при изучении движущих сил развития личности нужно исходить из категории настоящего (К. Роджерс).

Р. С. Немов, насчитывая около 50 теорий личности, делит их на:

• психодинамические, социодинамические, интеракционистские;

• экспериментальные и неэкспериментальные;

• структурные и динамические.

Другой отечественный психолог, А. А. Бодалев, разграничивает все теории на:

• ролевые;

• Я-концепции;

• когнитивные и гуманистические;

• экзистенциалистские.

А. Фернхем и П. Хейвен выделяют наиболее современные, по их мнению, подходы: имплицитный, или конструкционистский (личность зависит от того, что происходит между людьми и среди людей, а не внутри человека); вненаучную точку зрения (теории черт); частотный подход (рассматриваются индивидуальные различия другого уровня в отличие от теории черт).

Л. Хьелл и Д. Зиглер (2000) считают, что теории личности основываются на определенных исходных положениях о природе человека, различия между самими теоретиками по этим вопросам и составляют основу для различения имеющихся теорий (свобода – детерминизм, рациональность – иррациональность, холизм – элементализм, конституционализм – инвайронментализм, изменяемость – неизменность, субъективность – объективность, проактивность – реактивность, гомеостаз – гетеростаз, познаваемость – непознаваемость).

Сальваторе Мадди предлагает разделить все теории на три большие группы:

1) модель конфликта (3. Фрейд, Г. Мюррей);

2) модель самореализации (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Адлер, Г. Олпорт, Э. Фромм);

3) модель согласованности (Р. Ассаджиоли, Д. Келли, С. Мадди).

Также известны классификации таких зарубежных ученых, как Кук, Шульц, Юэн, Первин и др.

Когда идет речь о сравнении чего-либо, важно отметить не только черты различия, но и черты сходства. В данном случае:

• в большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности и индивидуальных различий;

• личность рассматривается как абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдений;

• личность относительно неизменна и постоянна во времени и окружающей обстановке;

• личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов.

 

Психоаналитическая теория З. Фрейда (1856–1939) представляет собой пример психодинамического подхода к изучению личности.

По мере того как человек превращается из младенца во взрослого, происходят определенные изменения в его желаниях и в том, как они удовлетворяются. Меняющиеся способы удовлетворения и физические области удовлетворения – основные элементы фрейдовского описания стадий развития. Структура личности отделилась от ее развития и динамики. Определяющим для развития личности являются отношения в семье, в ближайшем окружении ребенка. Фрейд первым предложил трехкомпонентную структуру личности, на которую впоследствии опиралось большинство последователей психоанализа. Раскрывая характер взаимодействия основных потребностей человека – либидонозной и агрессивной, – Фрейд выделяет в структуре личности следующие компоненты.

ID, или ОНО, содержит все унаследованное, заложенное в конституции. Состоит из инстинктов, представляющих собой изначальное содержание психики. У всех инстинктов есть источник – биологические нужды организма, и из этого источника они черпают свою энергию. Цель всех инстинктов сводится к удовлетворению напряжения, они функционируют в соответствии с принципом удовольствия, который предполагает вовлечение первичных процессов мышления, где воображаемые объекты обеспечивают воображаемое удовлетворение и снижение напряжения. Каждый человек обладает инстинктами жизни, смерти и сексуальными, причем последний является важнейшим.

EGO (Эго), или Я, – та часть психического аппарата, которая находится в контакте с внешней деятельностью, она развивается из ID, защищая его и при этом беря у него энергию. С обретением опыта психика человека становится более дифференцированной; облегчается функционирование в соответствии с принципом реальности посредством вторичных процессов мышления. Основная задача Эго – самосохранение или защита, оно оставляет в сознании лишь те составляющие и формы инстинктов, которые с меньшей вероятностью влекут за собой наказания и вину. Соответствие принципу реальности обеспечивается посредством защитных процессов, которые сами по себе неосознаваемы.

SUPER EGO (Суперэго), или сверх-Я, – служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго, имеет три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. Именно наличие Суперэго делает возможным переживание вины – внутреннего отражения наказания, а в качестве предупреждения возникает тревога, причем человек начинает демонстрировать защитное поведение в той или иной форме, чтобы избежать тревоги, устранив инстинктивные импульсы из сферы сознания. Ценности и табу накладывают ограничения на возможные формы удовлетворения инстинктов.

Психоанализ выявил также ряд механизмов психологической защиты одной из подструктур личности Эго (отрицание, вытеснение, проекция, смещение и сублимация).

Фрейдом были выделены пять стадий психосексуального развития, в связи с которыми были определены следующие типы характера как совокупность черт.

Оральный: в качестве ведущих видов защиты выступает проекция (приписывание человеком другим людям тех черт, которыми он обладает сам), отрицание (отказ воспринимать угрожающие объекты или события внешнего мира) и интроекция (процесс слияния с другим человеком с целью избежать столкновения с пугающей сущностью этого человека или столкновения со своими собственными пугающими инстинктами). Среди типичных черт: оптимизм или пессимизм, доверчивость или подозрительность, восхищенность или завистливость.

Анальный: ведущие виды защиты – это интеллектуализация (замещение реальных, инстинктивного характера причин своих желаний и поступков на вымышленные, социально более приемлемые), изоляция (разрыв существующих в норме связей между когнитивными и аффективными компонентами желаний и импульсов для устранения тревоги). Среди типичных черт: скупость или щедрость, зажатость или экспансивность, аккуратность или нечистоплотность.

Фаллический: основной вид защиты – вытеснение (удаление из сознания инстинктивных желаний и действий с целью не допустить переживания тревоги), среди типичных черт выделяются тщеславие или ненависть к себе, элегантность или склонность к простоте.

Заслугой Фрейда можно также считать огромное количество учеников, которые впоследствии стали родоначальниками новых направлений в психологической науке.

 

Замечательным примером пересмотра психодинамической теории является аналитическая психология одного из первых учеников 3. Фрейда К. Г. Юнга (1875–1961).

 

По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов, которые обнаруживаются в сновидениях и творчестве. Юнг ввел понятие Я – это стремление человека к целостности и единству. В основу классификации личностных типов он положил направленность человека на себя и на объект, разделив всех людей на экстравертов и интровертов.

Экстраверсия – преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления и события. Интроверсия – преимущественная направленность личности на свой внутренний мир, собственное Я, личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Известно, что параметр «интроверсия-экстраверсия» был описан также Гиппократом, Галеном, Вундтом, Айзенком, Костой. Процесс индивидуализации Юнг рассматривал как психическое развитие личности, обращая внимание на две ее особенности: с одной стороны, на большую дифференциацию – развитие частей, усложнение структуры, с другой стороны – на достижение целостности. Процесс индивидуализации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивиду достичь самореализации. Таким образом, аналитическая психология Карла Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение движению личности в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.

 

Очень часто рядом с именами Фрейда и Юнга ставят другого последователя фрейдизма – основателя индивидуальной психологии – Альфреда Адлера (1870–1937).

Одно из основных открытий Адлера – введение понятия стиль жизни, который наиболее отчетливо проявляется в установках и поведении конкретной личности и формируется под влиянием социума.

Адлер выступил против деления личности на три инстанции, по его мнению, структура личности едина, а детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, которая, по сути, свойственна каждому человеку (нам всем чего-то не хватает по сравнению с окружающим миром), люди в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Адлер различал четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный. Создатель индивидуальной психологии предложил теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Основными ее принципами можно назвать следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также социальная принадлежность индивидуума. Таким образом, можно сказать, что его идеи были предвестниками современной гуманистической и феноменологической психологии. В. Н. Мясищев характеризует позицию личности Адлера как интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе. Большое влияние оказала теория на мировоззрение Л. С. Выготского.

 

Автором еще одного направления, уходящего своими корнями в фрейдизм, был Роберто Ассаджиоли (1888–1974). Свою теорию он не случайно назвал психосинтез в противоположность психоанализу, поскольку изучение «глубин» – бессознательного – недостаточно для гармонизации личности. Ассаджиоли определил психосинтез как динамическую концепцию нашей психической жизни, представляющую собой непрерывное взаимодействие и борьбу множества разных, в том числе и противодействующих, сил с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать.

Структура психического, по Ассаджиоли, или «карта внутреннего мира», значительно сложнее, чем у Фрейда и его последователей. Он выделяет в ней восемь подструктур: зона низшего бессознательного, среднее бессознательное, высшее бессознательное, поле сознания, личное Я, высшее Я, коллективное бессознательное и субличности, или подличости.

 

Низшее бессознательное (5) представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности. В него входят основные влечения, все виды элементарной психической деятельности, связанные с естественной жизнедеятельностью, управляющие жизнью тела, образцы кошмарных сновидений и фантазий, неконтролируемые парапсихические процессы. Это начало, основание развития личности.

Среднее бессознательное (предсознательное) (3) – область, где пребывают все психические навыки и состояния. Здесь происходит усвоение полученного опыта, готовится будущая деятельность, производятся интеллектуальная деятельность и работа воображения. Среднее бессознательное и сознание тесно связаны между собой и могут спонтанно переходить друг в друга.

Высшее бессознательное (супербессознательное) (6) – область формирования и источник вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств. Здесь в латентном состоянии находятся гениальные идеи, сверхнормальные возможности и способности, интуиция. Это резерв развития личности.

Поле сознания (2) – это непосредственно осознаваемая нами часть личности, непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу. На его границе со средним бессознательным находятся субличности, или подличности.

Сознательное Я, или центр чистого сознания и воли (1), является стабильным центром нашей личности, в то время как наш опыт преходящ и изменчив. Не осознаваемая нами часть личности. «Существующее между полем сознания и сознательным Я различие в каком-то смысле напоминает различие между освещенной зоной экрана и проецируемыми на ней изображениями».

Высшее Я (4) – наша истинная сущность, тоже центр сознания и воли, но его поле шире. Оно остается постоянным, даже когда сознательное Я «отключается», т. е. во время сна, гипноза, при анестезии или при коматозном состоянии. Оно присутствует во всех состояниях человека, в любых условиях и обстоятельствах. Это глубинный источник, ум, который контролирует все. Но сознательное Я и высшее Я неразрывно связаны.

Коллективное бессознательное (7). Ассаджиоли подчеркивает, что границы условны. Существует взаимопроникновение между человеком и его окружением. С одной стороны, человек подвергается, не осознавая этого, влиянию идеологии массы, давлению, склоняющему его к конформизму. С другой – климат воспитания может и положительно влиять на индивидуума.

Субличностями, или подличностями (8), называют полуавтономные части личности, которые, организовавшись вокруг определенной потребности и став достаточно сложными, стремятся к независимому существованию. Для своего самовыражения субличности используют инструменты – наши тело, эмоции, мышление. Активизация какой-либо субличности сопровождается определенными телесными ощущениями, позой тела, соответствующими эмоциональными состояниями, мыслями. Субличности могут образовываться в разном возрасте и закрепляются через регулярное повторение и подкрепление. Каждая субличность имеет свой стиль и собственную мотивацию, отличную от других, свои характеристики. Иногда может создаваться впечатление, что отдельные качества личности усиливаются, притяжение между ними возрастает и они начинают вести собственную независимую жизнь, имеющую свои цели и желания. В результате каждое человеческое существо можно представить как смесь отдельных субличностей. Нет плохих и хороших субличностей, все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашей индивидуальности. Субличности становятся вредными, когда начинают контролировать нас. Поэтому задачей личности является не позволить им подчинить нас и ограничить нашу свободу. Конечная цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как центр личности. Углубляясь в работу с субличностями, мы стремимся снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующих субличностей.

Кроме структурной модели Ассаджиоли предлагает и функциональную модель личности, которая иллюстрирует гармоничное взаимодействие всех функций личности.

 

Шесть функций, называемые автором «каналами выражения и сообщения между внутрипсихической реальностью и миром явлений», становятся инструментами выражения своего Я (1–6). Они расположены не случайным образом, и хотя кажутся противопоставленными друг к другу: ощущения – интуиции, эмоции – интеллект, но в то же время дополняют одна другую. В центре находится ось, окруженная зоной, представляющей центральную точку сознания, неотделимого от воли, которая дает динамический импульс всем функциям и координирует их (7, 8). По образному выражению Роберто Ассаджиоли, воля выполняет роль дирижерской палочки в оркестре.

Воля имеет две полярности:

1) мужскую – активную, деятельностную, директивную, организаторскую;

2) женскую – гостеприимную, понимающую, спонтанно следующую всем функциям.

Психосинтез сосредоточивает внимание не на проблеме человека, а на его цели, на его позитивной мотивации, на том, к чему он хотел бы прийти.

Основными задачами психосинтеза, по Ассаджиоли, являются: постижение своего истинного (высшего) Я; достижение на основании этого внутренней гармонии; налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

Таким образом, психосинтез нацелен прежде всего на развитие и совершенствование личности, а затем – на гармонизацию ее отношений с Я и все более полное объединение с ним.

Смысл психического развития заключается в глобализации единства психики, т. е. в синтезе всего в человеке: психики и тела, сознательного и бессознательного. Можно предположить, что в идеях Ассаджиоли есть истоки создания гуманистической психологии и ее экзистенциальной парадигмы.

 

Теория ролей Д. Мида. Один из основных представителей теории ролей Д. Мид (1863–1931) в своих работах первым обратился к проблеме личности, показав, каким образом рождается осознание своего Я. Он доказывает, что человек находится в постоянном взаимоотношении с обществом, поэтому нельзя предсказать поведение личности. Человек является моделью тех межличностных отношений, которые наиболее часто повторяются в его жизни. Так как в общении с разными людьми субъект играет разные роли, его личность представляет собой своего рода объединение различных ролей, которые он постоянно на себя примеряет, причем язык имеет важнейшее значение.

Вначале у ребенка нет самосознания, но благодаря социальному взаимодействию, общению и языку оно у него развивается, он учится играть роли и получает опыт социального взаимодействия. Этот опыт позволяет ему объективно оценить свое поведение, таким образом у него возникает осознание себя как социального субъекта. В результате Я возникает из социального окружения и благодаря существованию разнообразных сред появляется возможность развития различных его типов.

Мид и его последователь М. Кун полагали, что основным механизмом и структурой личности является ролевая сущность. Происхождение теории ролей связано с борьбой против бихевиоризма. Человек действует определенным образом не потому, что он отвечает на какой-то стимул, а потому, что является членом некой социальной группы. Все развитие личности происходит только в процессе разыгрывания какой-то роли. Очень часто теорию ролей называют теорией ожиданий, поскольку выполнение определенной роли всегда связано с ожиданием окружающих и самого человека результатов исполнения этой роли. Именно в зависимости от ожидания и от прошлого опыта дети по-разному играют одни и те же роли.

Именно Д. Мид впервые обратился к проблемам социального научения и оказал значительное влияние на взгляды многих выдающихся отечественных и зарубежных психологов. Таким образом, Д. Мид и его последователи предприняли попытку психологизировать социальные отношения.

 

1   2   3   4


написать администратору сайта