реф. Классификация преступлений в английском общем праве тризн, фелония и мисдиминор
Скачать 32.92 Kb.
|
Классификация преступлений в английском общем праве: тризн, фелония и мисдиминор Классификация преступлений по средневековому уголовному праву: преступления против религии и государства, преступления против частных лиц, классификация преступлений в английском праве, принципы (свойства) наказаний, обстоятельства, влияющие на наказание по германской Каролине 1532 г., цели и виды наказаний за отдельные преступления. В XIV в. измена - тризн выделяется из фелонии. Тризн (treason) - измена, которая наказывалась квалифицированной смертной казнью и конфискацией всего имущества осуждённого в пользу короля. За измену применялось повешение, разорвание на части и четвертование для мужчин, и сожжение для женщин. По общему праву измена подразделялась: 1) на «великую» (государственную) - нарушение долга верности королю со стороны его подданных и 2) «малую» - нарушение долга верности со стороны лица низшего по положению, в отношении высшего. Ко второй группе относились убийство вассалом своего сеньора, священником - епископа, женой - мужа, слугой - хозяина или его жены. Обвинение в «великой измене» было могущественным орудием в руках королевской власти в её борьбе против своих сильных противников - баронов и церкви. Король при этом извлекал материальную выгоду, ибо признанный виновным в этом преступлении лишался своего землевладения, которое переходило не к его наследникам, а королю. Поэтому королевские суды расширяли понятие великой измены, относя к ней всякое нарушение королевских прав, например, даже охоту на оленей в королевских лесах. Неопределённость понятия великой измены заставила издать Эдуарда III в 1351 г. статут об измене, который действует и до настоящего времени. Этот статут ограничил признаки государственной измены определёнными рамками и выделял семь видов великой измены: умышление смерти короля, его королевы или их старшего сына и наследника, понятие «умышления» включало в себя не только наличие умысла, но и действие, обнаруживающее его; изнасилование супруги короля, его незамужней старшей дочери или жены старшего сына и наследника, которое признавалось таковым и при согласии женщины, казни в царствование Генриха VIII (1509-1547) двух королев - Анны Болейн и Екатерины Говард - показывают, что королева, которая соглашается на домогательства своего любовника, в полной мере разделяет его ответственность за измену; ведение войны против короля в его королевстве; оказание помощи или содействие врагам короля; убийство канцлера, казначея или королевского судьи; подделка королевской печати; фальшивомонетничество. Фелóния - тяжкое уголовное преступление, которое каралось простой смертной казнью повешением с конфискацией имущества. Фелония - это такое преступление, совершение которого «стоит тебе твоей собственности». Само слово «фелония» уже содержало указание на конфискацию, поскольку этот термин происходит от слов «fee» - феодальное владение и «lon» - цена, то есть «фелония» означала преступление, которое всегда влекло конфискацию имущества преступника и, следовательно, разрушение благополучия всей семьи. За фелонию предусматривалась конфискация имущества, но за мисдиминоры он Ане назначалась. Вследствие этого преступник, укравший шиллинг, лишался всего имущества, между тем как тот, кто добыл 10000 фунтов стерлингов обманом оставался свободным от конфискации имущества. В Англии, начиная с XIII в. еретики осуждались церковными судами, а для наказания передавались светской власти. При Генрихе VIII в период реформации на основании закона, изданного в 1539 г., ересь стала преступлением, предусмотренным светским уголовным правом. Такие религиозные преступления как колдовство, святотатство, ересь, вероотступничество были отнесены к фелониям, которые карались сожжением на костре. Церковное законодательство, защищая государственную англиканскую церковь, преследовало как католиков, так и пуритан. Мисдиминор - менее опасные преступления, караемые штрафами и тюремным заключением порознь взятыми или употребляемыми в совокупности по усмотрению суда, с прибавлением в некоторых случаях телесного наказания – бичевания, членовредительского наказания - отрезания ушей и выставления у позорного столба. Совершение мисдиминора не влекло за собой обязательной конфискации имущества и никогда не наказывались смертной казнью. Мисдиминор развился постепенно из частных правонарушений - деликтов, ранее влекущих за собой лишь возмещение вреда потерпевшему. Мисдиминор - это частные правонарушения, столь важные и частые, что стали преследоваться государством. Английские законы о бродяжничестве: Английское законодательство с конца XV в. устанавливало жестокие наказания за бродяжничество, нищенство. Эти чисто формальные проступки, не причинявшие материального вреда обществу, ни нарушавшие ничьих прав, наказывались смертной казнью. Крестьян землевладельцы массами сгоняли с их земель. Они превращались в бродяг, которых по законам нещадно бичевали, клеймили и вешали. Лишённые жилищ и средств к существованию крестьяне считались бродягами - безнравственными людьми, которые не желают работать. В первой половине XVI в. десятки тысяч крестьян, обращённых в бродяг, бродивших по стране в поисках работы и хлеба, были повешены. В благочестивой протестантской Англии с «самым первым парламентом в мире» одного факта бедности было достаточно для того, чтобы оказаться на виселице. «Налагая на всех, способных к труду, обязанность трудиться, законодатель исходит из представления, что работы хватает на всех и что праздность есть проявление злой воли, с которой должно бороться суровыми уголовными карами. Нечего и говорить о том, что бродягой, негодяем, сильным нищим, по статутам Елизаветы, объявлялся всякий бедняк, отказывающийся работать за установленную властями плату. Статуты XVI в. причисляют к бродягам всякого, кто в известный срок не нашел себе работы, каковы бы ни были причины этой праздности. Статут 1536 г. Генриха VIII разрешал рабочему передвигаться только с аттестатами от хозяина: но и с аттестатом он может бродить, только месяц в поисках нового места, после этого он бродяга. Только по статуту 1572 г. Елизаветы льготный срок для приискания работы увеличен до 6 месяцев. А положение бродяги очень опасное». 49 Закон 1530 г. устанавливал, что только старые и неспособные к труду нищие получили разрешение собирать милостыню. Прошение милостыни здоровым мужчиной было объявлено преступлением. Нищие и бродяги, не получившие разрешение на сбор милостыни в качестве лиц, впавших в бедность не по своей вине, подлежали битью плетьми. Причём их следовало обнажёнными привязывать к тачке и бить до тех пор, пока кровь не заструится по телу. Затем с них следовало брать клятву возвратиться на родину или туда, где они провели последние три года, и «приняться за труд». Закон 1535 г. усиливал наказание. Если бродяга попадался во второй раз, наказание плетьми повторялось и, кроме того, отрезалась половина уха. Если же бродяга попадался в третий раз, его подвергали смертной казни. В борьбе с бродяжничеством были предприняты такие чрезвычайные меры, как устройство рабочих домов («домов ужаса») и ссылка. С целью избавиться от бродяг, нищих стала применяться в административном порядке как мера безопасности ссылка во вновь открытые колонии в Северной Америке. По закону 1597 г. пожизненная ссылка стала заменять смертную казнь. Таким образом, американская ссылка способствовала ограничению смертной казни в Англии. При Генрихе VIII (1509-1547) за бродяжничество подверглось смертной казни 72 тысячи насильственно согнанных с земли крестьян при населении 4-5 миллиона человек (это почти 4/5 тогдашнего населения 10-тысячного Лондона), при Елизавете (1558-1603) - свыше 89 тысяч при населении 6 миллионов человек, то есть около двух тысяч в год. Людей вешали только за бедность. Протестанты видели в каждом бедняке лентяя или преступника. Почему? Это ожесточение богатых против бедных объясняется религиозными взглядами протестантизма кальвинистского толка с его ключевой идеей предопределённости, которую выдвинул основатель кальвинизма Жан Кáльвин (1509-1564). Это означает, что люди изначально неравны. Бог до сотворения мира предопределил судьбы людей: одних - к спасению души, к жизни вечной, а других - к погибели, к вечной смерти. Люди делятся на избранное к спасению меньшинство и отверженных. Это было отходом от сути христианства с идеей религиозного братства людей (все люди - братья во Христе, он за всех нас пошёл на крест) назад, к ветхозаветной идее «избранного народа». Видимым признаком «богоизбранности» стало богатство. Бедность вызывала ненависть как симптом отверженности. Тем самым освящалось материальное обогащение, оправдывалась «богоизбранность» одних для богатства и эксплуатации других, бедных. Это обеспечивало «фарисейски спокойную совесть при наживе денег» (М. Вебер). Поэтому пуритане считали смыслом жизни материальное обогащение, наживу. Именно поэтому принятые в Англии законы о бедных поражают своей жестокостью. 50 Цели уголовного наказания Цели наказания в этот период определялись государственными и общественными интересами. Целями уголовного наказания являлись: 1. Ограждение общества от злой воли преступников полным их истреблением или изувечением их. Поэтому широко применялись смертная казнь и членовредительские наказания. Например, убийца подвергался казни, а у вора отрубали руку, у лжесвидетеля язык. 2. Предупреждение совершения преступлений путем устрашения преступников и всех других лиц от совершения преступлений тяжестью и жестокостью наказаний, «чтобы на то смотря, иным неповадно было так делать», как гласило русское Соборное уложение 1649 г. Каролина предписывала за квалифицированные убийства «для вящего устрашения» с целью увеличения страданий перед смертной казнью применять терзание калёными клещами или волочение к месту казни, привязанным к повозке или к хвосту лошади, лицом вниз, по всем улицам города (статьи 130, 131, 137). Цель предупреждения совершения преступлений путём устрашения удачно выразил один английский судья. На протест одного осужденного к повешению за конокрадство он ответил: «Ты будешь повешен не потому, что ты украл лошадь, но для того, чтобы не крали других лошадей». Во второй половине XIX века видный английский учёный - юрист Джеймс Ф. Стифен (1826-1897) писал, что повешение вызывает в людях отвращение, а так как за убийство назначено повешение, то многие и воздерживаются от этого преступления: «Есть люди, которые воздерживаются от убийства потому, что боятся быть повешенными, но сотни тысяч воздерживаются от того же преступления потому, что питают к нему омерзение, в числе же причин, почему они питают к нему омерзение, не последнее место занимает та, что убийцы подвергаются наказанию виселицею при сердечном одобрении их казни со стороны всех благомыслящих людей». Стифен выступал за наказание-возмездие: «В тех случаях, когда моральные чувства сообщества возмущены в наибольшей степени, чувство негодования и желание мести, которые волнуют умы порядочных людей, заслуживают, я думаю, законного удовлетворения. Если человек совершает жестокое тяжкое убийство или если он делает всё возможное для этого и неудача постигает его только в силу случайности, или если он насилует свою собственную дочь (мне известно несколько таких случаев), или если несколько мужчин, действуя сообща, насилуют женщину, прибегая к жестокому насилию для достижения своей цели, я полагаю, что они должны быть уничтожены, отчасти с целью удовлетворения негодования, которое вызывается такими преступлениями…, а отчасти с целью сделать мир здоровее, чем он был раньше, освободив его от людей, настолько же неуместных в цивилизованном обществе, насколько волки и тигры неуместны в многолюдном городе». 3. Возмездие, воздаяние преступнику посредством причинения личных мучений или боли за совершённое преступление, что выражалось такими изречениями: «по делам вору и мука», «собаке собачья смерть». В странах Европы доминировало стремление к мести, к изысканным мучениям, к наслаждению мучениями грешников: «сжигать еретикόв - значило совершать богоугодное дело, ибо нет музыки небесной более приятной Богу, как крики сонмища еретиков посреди пламени». По мнению инквизиторов, христианин должен находить удовольствие в созерцании адских мучений грешника. У инквизиторов Бог не любящий отец, а строгий судья, а то даже и садист. При возмездии широко применяется принцип символического талиона, или внешнего соответствия наказания с преступлением. Например, за умышленное убийство применялась смертная казнь для убийцы, за нанесение увечья - членовредительские наказания, за поджог - сожжение, за подделку денег - добавление простых металлов в серебряную монету - залитие горла расправленным металлом, за кражу - отсечение руки. 4. Стремление получить известную пользу, экономическую выгоду от преступника, что заставляло бережнее относиться к личности преступника и избегать таких наказаний, как смертная казнь и членовредительские наказания.Благодаря этой цели в Англии широкое распространение получила ссылка в колонии, во Франции каторжные работы на галерах, сущность которых состояла в том, что для гребного флота назначались осуждённые преступники, благодаря этому сохранявшие свою жизнь. Принципы (свойства) уголовных наказаний В этот период предусматривалась множественность наказаний, то есть за одно преступление следовало несколько наказаний. Например, сечение розгами и изгнание из страны. Наказания носили безусловно - неопределённый характер, то есть королевское законодательство ограничивалось общими положениями о наказуемости деяния, не устанавливая самого наказания или размера наказания, предоставляя судье назначить его. Например. «наказать по всей строгости законов», «Наказать как преступника законов», «поступить на основании законов». Выбор вида и размера наказаний во многом зависел от усмотрения суда. Судьи в назначении наказания не были вовсе ограничены законом. Каролина признавала, что в уложении «не могут быть упомянуты и описаны все непредвиденные случаи судебных решений и наказаний». Поэтому «если в нижеследующих статьях не установлены, не достаточно разъяснены или не понятны уголовные наказания в случае подлинно уголовных преступлений или обвинений, то судья и судебные заседатели должны обратиться за указаниями о том, каким образом должно применяться и толковаться наиболее правильно… Наше Уложение в сих непредвиденных или непонятных случаях и принимать своё решение согласно этому» (ст. CV, 105). Судьи должны были обращаться за разъяснениями к высшим судам, учёным законоведам из университетов. «В настоящем Нашем и Священной империи уложении многократно указано было, что уголовные суды должны всячески искать совета, если у суда в уголовных процессах возникают сомнения при отправлении правосудия и вынесении приговора. В этих случаях они должны просить и искать указаний у своих высших судов, сведущих в древних, сложных обычаях. …Судьи должны и обязаны искать совета в высших школах, …или у прочих законоведов, где только могут получить наставление с наименьшими издержками» (ст. CCIX, 209). Неопределённый характер носили предписания Соборного уложения «наказать нещадно», «наказать по вине». Если бояре и воеводы без государева указа за взятку отпускали со службы ратных людей, то их ожидало «жестокое наказание, что государь укажет». За убийство сыном или дочерью своих родителей по Соборному уложению их надлежало «казнить смертью безо всякой пощады», то есть можно было назначить любой вид смертной казни. Принцип неопределённости наказания, с одной стороны, создавал благоприятную почву для его индивидуализации. Каждый случай имеет свою индивидуальность, особенность. Например, воровство бедняка вследствие крайней нужды, голода, и воровство из желания вести роскошную жизнь и т.д. С другой стороны, этот принцип открывал широкие возможности для судебного произвола, когда судья действовал под влиянием подкупа, под влиянием настроения, и определял либо слишком жестокие, либо ничтожные наказания. Казнь в целях устрашения проводилась публично, в центре города, на людных площадях, при большом стечении народа разных званий и сословий, а для привлечения зрителей рассылали глашатаев и трубачей или же звонили в колокола, или на перекрестках больших дорог, где трупы казнённых были бы издали видны проходящим. Казнь была приятным зрелищем, развлечением, куда стекался народ разных званий и сословий с жёнами и детьми. Появление на площади во время казни считалось как бы обязанностью хорошего гражданина. Обезображенные трупы убитых не снимались целыми годами. «По городам, на площадях возвышались прочно построенные виселицы, на которых постоянно висело несколько десятков казнённых. По временам воздвигались костры, после которых оставался в иных местах лес обгорелых столбов, как памятник казней; здесь был выставлен колесованный, там шёл ряд кольев с воткнутыми на них головами, в другом месте были прибиты различные члены казненных. Если казнили далеко от места совершения преступления, то части казнённых посылались для выставки в том месте. Большие дороги представляли иногда ту же картину. В обществе всегда можно было встретить людей заклеймённых, то без ушей, то без носа, без руки или без ноги, которые отняты в виде наказания. Чем тяжелее было преступление, чем жёстче хотели наказать, тем торжественнее совершали казнь с процессиями, народ собирали звоном колоколов». 44 В благочестивой, просвещённой и свободолюбивой Англии считалось, что если младенец дотронулся ручкой до повешенного - это на счастье, а щепки от виселиц использовали для лечения зубов. То ли сосали её, то ли использовали как зубочистку. В учёной Германии существовало поверье, что верёвка повешенного приносит в дом счастье, а во Фландрии - что рука повешенного может помочь стать невидимкой. В Англии в 1788 г. был случай, когда толпа рванулась к только что повешенному и буквально разорвала этот ещё тёплый труп на «сувениры». Особенно крупно «повезло» местному кабатчику - он завладел головой и долго показывал её у себя в кабаке, привлекая публику, пока эта голова совсем не протухла1. 1 Мединский В. Р. О русском пьянстве, лени и жестокости. - 2-е изд., испр. М., 2008. С. 428.Казнённый раскачивался под виселицей, прокурор услышал негромкий голос: «Господин прокурор, вы играете в карты?» - «Нет. А что?» - невольно спросил он. - «Говорят, верёвка счастье приносит», - задумчиво произнёс голос. В XVI - XVIII веках применялись такие наказания как: смертная казнь, членовредительские и телесные наказания; конфискация имущества; денежные штрафы; лишение свободы; лишение прав; позорящие наказания. Обстоятельства, влияющие на уголовную ответственность по Каролине Общегерманская Каролина 1532 г. устанавливала обстоятельства, отягчающие и смягчающие вину, и тем самым влияющие на наказание. Отягчающие обстоятельства увеличивали наказание. Каролина к отягчающим обстоятельствам относила: 1. Публичный, дерзкий характер преступления. 2. Повторность (рецидив) - совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершённое преступление. Рецидив есть совершение преступления во второй, третий и так далее раз после суда и отбытия наказания за первое. Повторение преступления признавалось доказательством особой опасности рецидивиста для общества, поэтому совершение преступления во второй раз должно быть наказуемо строже, чем совершённое в первый. Рецидив увеличивал вину и усиливал наказание при отдельных преступлениях, в особенности при краже. Наказание увеличивалось при второй краже (ст. CLXI, 161), а в третий раз совершённое воровство независимо от размеров похищенного наказывалось смертной казнью (ст. CLXII, 162). 3. Крупный размер ущерба. Кражи различались по цене украденного (см. с…..). 4. «Дурная слава преступника». «Согласно праву, надлежит избегать не только совершения преступления, но и самой видимости зла, создающей дурную славу или вызывающей подозрения в преступлении. Тот, кто не делает этого, является сам причиной своих собственных страданий» (ч. 2 ст. LXV). 5. Запирательство и упорство в сознании своей вины, то есть когда обвиняемый не желал признавать свою вину и обличать самого себя. В инквизиционном процессе действовал принцип презумпции виновности обвиняемого, который должен был доказывать свою невиновность. Поэтому факт отрицания вины усиливал наказание. 6. Совершения преступления группой лиц. 7. Низкое социальное положение преступника. К смягчающим обстоятельствам были отнесены: 1. Неловкость, легкомыслие и непредусмотрительность, то есть неосторожность (ст. CXLVI, 146). 2. Совершение преступления «в запальчивости и гневе», другими словами, в состоянии аффекта. 3. «Прямая голодная нужда» (ст. CLXVI, 166). Каролина имела в виду лишь сохранение жизни за счёт чужого имущества и предписывала прибегать к суду сведущих людей в тех случаях, когда кто-нибудь был вынужден для спасения себя, жены или детей украсть что-нибудь из съестных припасов: «Если кто-либо по прямой голодной нужде, от которой страдал он сам, его жена и дети, был вынужден украсть что-либо из съестных припасов, притом такая кража была незначительна и стала известна, то в таком случае судья и шеффены должны запросить указаний» (ст. 166). Статья 166 имела в виду столкновение жизни с имущественными благами и, при наличии указанных в законе условий (голодная нужда, мелкая кража съестных припасов, виновный пойман на месте преступления), отсылала дело на рассмотрение суда, которому был предоставлен простор наложить обычное наказание, смягчить его или освободить виновного от наказания. Саксонское зерцало упоминало о случае крайней необходимости: «Если у путешественника лошадь будет изнемогать, то он имеет право нарезать колосья и дать лошади столько, сколько он может (нарезать), стоя на дороге одной ногой; н он не должен (ничего) брать с собою» (II. 68). Таким образом, крайняя необходимость признавалась в двух случаях сохранения жизни за счёт чужого имущества: спасти свою жизнь. не умереть с голоду, спасти своего коня, целость которого в пути, несомненно, имеет огромное значение. 4. Малолетний возраст преступника - до 14 лет (ст. CLXIV, CLXXIX, 164, 179). 5. Сословная принадлежность преступника. Так, например, в статье 117, устанавливавшей смертную казнь за кровосмешение, имелось замечание: «Строгость этого закона терпит некоторые исключения; во-первых, во внимание к лицам высшего сословия или состояния, которых проступки, не оставаясь не наказанными, должны влечь за собою только изгнание или конфискацию половины имущества». Богохульник наказывался телесным наказанием или смертной казнью в зависимости от сословия, к которому принадлежал (ст. 106). 6. Выдача преступником по собственному побуждению сообщников. В инквизиционном процессе следственный судья, руководствуясь принципом «хорошая цель оправдывает дурные средства», назначал обвиняемому награду за выдачу сообщников, обещал ему за выдачу сообщников полную безнаказанность. Причём не считалось постыдным вероломно изменять обещанию. Подобным преступникам даже дозволялось, оставаясь на свободе, участвовать в совершении новых преступлений с условием выдачи своих сообщников. Смертная казнь Смертная казнь в XVI - XVIII веках являлась основным наказанием и устанавливалась за очень многие преступления, десятки и даже сотни случаев, не только тяжкие, но и малозначительные. С особой жестокостью наказывались преступления против религии и нравственности, против государства. За эти преступления смертная казнь была почти единственным наказанием. Например, во Франции, перед революцией конца XVIII в., насчитывалось 115 преступлений, за которые закон предусматривал смертную казнь. Это наказание назначалось, между прочим, за растрату сборщиком податей более 3 тысяч ливров, за приготовление к убийству, за некоторые подлоги, за напечатание книг без надлежащего разрешения, за проповедь протестантской религии, кражу со взломом в домах, за третью кражу, за дуэль, за контрабанду, небрежное ведение корабельного журнала: корабельный секретарь подлежал смертной казни за то, что он неверно записал в свой журнал какое-нибудь происшествие на корабле. В Общегерманской Каролине смертная казнь предусматривалась в 44 случаях следующими способами: четвертование, колесование, сожжение, разорвание на части, закапывание заживо, отсечение головы, утопление, повешение. В Германии при Карле V (1519-1556) было казнено около 100 тыс. человек. Классической страной применения смертной казни являлась старая, добрая Англия, в которой около 50 преступлений в XVII в. наказывались смертной казнью, а к началу XIX в. их число возросло до 220. Смертная казнь применялась в простой и квалифицированной форме. К простой смертной казни относились отсечение головы посредством топора, меча, утопление, расстрел, повешение на виселице. В Западной Европе применялись самые разнообразные и изощрённые способы квалифицированной смертной казни с целью увеличения страданий преступника, как-то: 1. Сожжение заживо применялось за ересь, колдовство, прелюбодеяние, гомосексуализм и скотоложство, кровосмешение, поджог, за убийство мужа женой, за отравление. Процесс сожжения совершался различно: иногда очень скоро, если сперва душили жертву, иногда очень долго, если последнюю клали на дурно горевшие угли и переворачивали несколько раз железным багром или же жгли медленным огнём тлеющей зелени. В средневековой Франции в пропитанной серой рубахе еретик приводился к костру с факелом в руках. Его прикрепляли цепью к виселице, возводили на костёр и сжигали. 2. Четвертование и разрывание на части лошадьми применялось за государственные преступления, отцеубийство. Четвертование представляет собой отсечение у преступника рук, ног, а затем головы. По Каролине в тяжких случаях измены предусматривалось дополнительно отрезание языка или волочение к месту казни или терзание клещами перед смертной казнью. Перед четвертованием преступника подвергали пыткам. Ему могли отрубить руку, рассечь бёдра или грудь и залить в раны расплавленный свинец или кипящую смолу. В Англии вместо того, чтобы вести осуждённого за государственную измену к виселице в повозке, его влачили к ней по земле на плетях, вешали на некоторое время до приближения смерти, так, чтобы казнимый не умер. Затем полуживым снимали с виселицы, вспарывали брюшную полость, удаляли внутренности, сжигали их на глазах казнённого, затем тело четвертовали. Голова и рассеченные части тела надолго выставлялись в каком-либо видном месте для устрашения. Сожжение сердца, печени, лёгких и прочих внутренностей как одна из частей ритуала казни за великую измену объяснялось тем, что из них «такие извращенные мысли воспоследовали». Четвертование могло сочетаться с разорванием тела на части лошадьми и тогда процедура казни могла длиться часами. Такой лютой казнью в 1610 г. был казнен убийца французского короля Генриха IV Равальяк. Его положили спиной на эшафот и крепко привязали, в правую руку его вложили нож (орудие убийства) и сожгли ее серным огнем. Затем клещами рвали в разных местах тело и лили расплавленный свинец, масло и серу. Потом его тело было разорвано на части лошадьми, все части тела были собраны вместе и сожжены, а прах развеян по ветру. Дом, в котором Равальяк родился, был разрушен, без права его восстановления когда-либо. Его родители обязаны были покинуть Францию под страхом повешения в случае возвращения. Его сестрам, братьям и другим родственникам запретили носить его фамилию и предложили заменить её другой под страхом такого же наказания. В 1757 г. такой же казни подвергся Дамиен за покушение на жизнь французского короля Людовика XV. 3. Колесование применялось за умышленное убийство в засаде, за кражу лошади и вола, запряжённых в плуг, за ограбление церкви, мельницы или кладбища, за измену, за тайный поджог, за вероломство - выполнение чужих поручений в своих интересах (Саксонское зерцало. II. 13. § 4). Колесование есть переламывание тела тяжелым железным ломом. Преступника укладывали спиной на колесо и прочно привязывали к спицам. Палач, вооружившись кувалдой, ломом, ломал жертве одну за другой руки и ноги, нанося в конце концов удар в область живота и спинного хребта. 4. Посажение на заострённый дубовый кол применялось в Германии за кражу лошадей, изнасилование и детоубийство. 5. Зарывание живым в землю до наступления смерти применялось за измену государю, за прелюбодеяние, за детоубийство. В Германии прелюбодея и прелюбодейку закапывали в землю живыми и прибивали колом. По Каролине за убийство ребенка мать заживо закапывали и прибивали колом (ст. 131). Закапывание совершалось следующим образом: клали гроб с жертвой без крышки в яму и нажимали тремя железными брусьями: один - давил голову, другой живот, третий ноги, затем бросали на виновную землю. Более жестокий способ закапывания состоял в том, что палач, бросивший несчастной платок для прикрытия лица, взбирался на её тело и топтал ногами до тех пор, пока она не умирала. В России XVII в. эта казнь применялась к женам за убийство мужа. Осуждённую с завязанными назад руками зарывали в землю до самых плеч. Ей не давали ни пить, ни есть и держали её в таком положении, пока она не умирала. Агония продолжалась день, два, три, а иногда и до шести. 6. Утопление в зашитом мешке по образцу римского права за отцеубийство и мужеубийство. Отцеубийц после публичного телесного наказания зашивали в кожаный мешок вместе с кошкой, обезьяной и змеёй и бросали в реку. 7. Залитие горла расплавленным металлом применялось за фальшивомонетничество. 8. Кипячение в масле, в воде, в вине применялось за отцеубийство, за убийство господина, за убийство отравлением, за подделку монеты. |