Главная страница
Навигация по странице:

  • МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

  • 4.1.История_Князь и вече в Древней Руси. Князь и вече в Древней Руси


    Скачать 85 Kb.
    НазваниеКнязь и вече в Древней Руси
    Дата28.02.2023
    Размер85 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла4.1.История_Князь и вече в Древней Руси.doc
    ТипДоклад
    #960771

    ЧУ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

    «СТОЛИЧНЫЙ БИЗНЕС КОЛЛЕДЖ»

    МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
    Факультет «Коммерция»

    Форма обучения «Экстернат»
    ДОКЛАД

    Дисциплина «История»

    Тема: «Князь и вече в Древней Руси»
    Работу выполнил студент:

    Бутенко Данил Владимирович

    Работу проверил:

    Бакланов И.В.

    «___»_____________20___ г.

    _________________________

    (подпись)

    Москва

    2016 г.

    Содержание


    1 Древнерусское вече: понятие 3

    2 Структура и порядок Древнерусского вече 5

    3 Древнерусские княжества: князь и его роль в политической системе 9

    Список использованных источников 11


    1 Древнерусское вече: понятие



    Вече – это орган русского «народоправства». Однако, что касается реального наполнения данного термина в древнерусских источниках, то исследователи расходятся по целому ряду принципиальных вопросов. Например, В.Т. Пашуто особо выделял многозначность понятия «вече», которое могло связываться с: совещаниями знати, собраниями городских «меньших» людей, заговорами, военными советами, восстаниями и т.д.

    Сравнительно немногочисленные прямые упоминания о вечевых собраниях настолько неясны и неоднозначны, что позволяют высказывать самые разные предположения, вплоть до прямо противоположных. Так, по мнению С.В. Юшкова, речь идет о том, что «изначала власти Новгорода, Смоленска, Киева, Полоцка и власти всех других городов собираются на думу, на совещания (веча): на чем порешат власти старших городов, то должны выполнить и пригороды».

    Б.Д. Греков считал, что логическое ударение в приведенном отрывке сделано совсем на другом моменте, который «относится не только к существованию вечевого строя, сколько к обычной обязанности пригородов подчиняться городам...». Отмеченный момент никем не оспаривается. Действительно, пригороды не собирали свои веча и должны были подчиняться решению вечевых собраний «городов». Это для нас также представляет несомненный интерес. Однако вопрос о том, как понимать летописное «изначала» все же остается открытым.

    Так Б.Д. Греков не отрицая того, что вече – явление, относящееся к весьма древнему периоду, он в то же время писал о «молчании» веча с X по XII в.: «В этой книге, посвященной Киевскому государству, писать о вече можно только с оговоркой, по той простой причине, что в Киевском государстве, как таковом, вече, строго говоря, не функционировало. Рассвет вечевой деятельности падает уже на время феодальной раздробленности. Только в конце периода Киевского государства можно наблюдать в некоторых городах вечевые собрания, свидетельствующие о росте городов, готовых выйти из-под власти киевского великого князя.

    Оправданием этой главы служит лишь тот факт, что в литературе по вопросу о вече далеко не всегда различаются два периода в истории нашей страны:

    • период Киевского государства, когда вече молчит;

    • период феодальной раздробленности, когда вече говорит, и даже достаточно громко.

    Как считал В.И. Сергеевич, опиравшийся на текст Лаврентьевской летописи: «по мнению начального летописца и позднейшего, жившего в конце XII века, вече было всегда». И продолжал, ссылаясь на легендарные известия начальной русской летописи (о хазарской дани, о переговорах древлян с Ольгой, о белгородском киселе и др.): «Вече как явление обычного права существует с незапамятных времен... Событием первостепенной важности, проложившим путь к новому порядку вещей, является татарское завоевание... Нашествие татар впервые познакомило русские княжения с властью, которой надо подчиняться безусловно. Почва для развития вечевой деятельности была уничтожена сразу».

    Таким образом, можно полагать, что вече – предшественник и исток (или один из истоков) древнерусской государственности и нет никаких оснований для того, чтобы считать вече «молчащим» в XI в. – нет. Можно сослаться на аргументацию И.Я. Фроянова, который пришел к выводу: «Как показывают факты, веча собираются и X, и в XI, и в XII вв.».

    2 Структура и порядок Древнерусского вече



    Известия летописей о вечевой жизни на Руси многочисленны и разнообразны, хотя подробные описания вечевых собраний мы находим весьма редко.

    До образования и усиления великого княжества Киевского, отдельные племена, поляне, древляне и др., собираются, в случае надобности, на свои племенные собрания и совещаются со своими племенными князьками об общих делах.

    В X и в начале XI в. с усилением центральной власти в лице великого князя Киевского (Владимира Святого и Ярослава Мудрого) эти племенные сходки теряют свое политическое значение, а с середины XI века им на смену является активное и влиятельное вече старших областных городов.

    Однако в исключительных случаях (особенно в отсутствие князя) городское население проявляет свою активность и самодеятельность и в ранний период Киевского государства. Например, в 997 г. мы видим вече в осажденном печенегами Белгороде.

    После смерти Ярослава (в 1054 г.), когда Русская земля разделилась на несколько княжеств, вече главных волостных городов выступает в качестве носителя верховной власти в государстве.

    Когда князь был достаточно сильным и популярным, вече бездействовало и предоставляло князю ведение правительственных дел. Зато чрезвычайные случаи, как перемена на престоле или решение вопросов о войне и мире, вызывали властное вмешательство веча, и голос народного собрания в этих делах был решающим.

    Власть веча, его состав и компетенция не определялись никакими юридическими нормами. Вече было открытым собранием, всенародной сходкой, и все свободные могли принимать в нем участие. Вече было собранием горожан города; жители малых городов или пригородов имели право присутствовать на вече, но редко имели к тому фактическую возможность. Решение вечевого собрания старшего города считалось обязательным для жителей.

    Никакой закон не определял и не ограничивал компетенции веча. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший.

    Самым главным и обыкновенным предметом компетенции вечевых собраний было призвание, или принятие, князей и изгнание князей, не угодных народу.

    Призвание и перемена князей были не только политическими фактами, проистекавшими от реального соотношения сил, но были общепризнанным правом населения. Право это признавали и сами князья и их дружины.

    Социальный состав веча вызывает у исследователей наибольшие расхождения и разногласия.

    С.В. Юшков считал, что «веча были массовыми собраниями руководящих элементов города и земли по наиболее важным вопросам». Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для подчинения веча. Саботировать его решения она тоже была не в силах».

    И.Я. Фроянов ссылается на мнение Н.А. Рожкова о том, что в вечевых собраниях могли принимать участие и сельские жители. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что у Н.А. Рожкова речь шла не столько о реальном участии свободных селян, сколько о потенциальной, но чаще всего нереализуемой возможности такого участия:

    «Крестьянское население практически было мало заинтересовано в сохранении веча, потому что лишено было большею частью фактической возможности посещать вечевые сходки».

    Развернутую характеристику «аристократического» веча дал М.Б. Свердлов:

    «На основании известий о вече в древнерусских источниках и сравнительно-исторических материалов можно сделать вывод о прекращении практики вечевых собраний в X-XI вв. при решении государственных политических и судебных вопросов, а также об отсутствии областных органов народного самоуправления в условиях создания княжеского административно-судебного аппарата».

    Следовательно, в IX-X вв. простое свободное население было лишено права участвовать в политическом управлении государством; политический институт, посредством которого такое участие осуществлялось, – племенные народные собрания, или вече, исчез. Это означало, что вопрос о власти в Древней Руси был однозначно решен в пользу господствующего класса.

    Функции племенного веча были заменены высшими прерогативами князя – главы государства и иерархии господствующего класса, а совет старейшин племени сменила старшая дружина и высшая часть административного государственного аппарата.

    Рассмотрим порядок проведения вече. В обыденном мышлении вечевые собрания часто представляются как своеобразные митинги, на которых решение определяется силой крика участвующих. На самом деле, как показывают источники, вече, имело достаточно четкую организацию.

    Как пишет И.Я. Фроянов, «перед нами отнюдь не хаотическая толпа, кричащая на разный лад, а вполне упорядоченное совещание, проходящее с соблюдением правил. Выработанных вечевой практикой. Сошедшиеся к Софии киевляне рассаживаются, степенно ожидая начала веча. «Заседанием» руководит князь, митрополит и тысяцкий. Послы, как по этикету, приветствуют по очереди митрополита, тысяцкого, «киян». И только потом киевляне говорят им: «Молвита, с чим князь прислал». Все эти штрихи убеждают в наличии на Руси XII в. более или менее сложившихся приемов ведения веча».

    М.Н. Тихомиров счел вполне вероятным существование уже в ту пору протокольных записей вечевых решений

    Довольно любопытной деталью оказывается то, что на вече участники сидели. Многие исследователи полагают в связи с этим, что на вечевой площади должны были стоять скамьи. Эта деталь возвращает нас к вопросу о числе вечников.

    Точно установив место, где в Новгороде Великом происходили вечевые собрания, В.Л. Янин провел, так сказать, следственный эксперимент: на вечевую площадь были выставлены скамьи, на которые сели участники Новгородской археологической экспедиции и студенты местных вузов. Оказалось, что при таких условиях на площади могло разместиться не более 300-400 человек, что косвенно подтверждало упоминания Кильбургрера, будто Новгородом управляют 300 «золотых поясов». По мнению В.Л. Янина, 300 боярским семьям могли принадлежать практически все крупные усадьбы, размещавшиеся в городской черте.

    Одним из немногих специалистов, выступавших против такой точки зрения, является В.Ф. Андреев. Он полагает, что средняя плотность новгородских усадеб была раз в 4 меньше, что по его мысли, должно резко увеличить число горожан, присутствовавших на вече.

    Однако более основательной сегодня представляется все-таки точка зрения В.Л. Янина. А это в свою очередь влечет за собой и косвенное признание преимущества точки зрения этого исследователя относительно социального состава веча.

    3 Древнерусские княжества: князь и его роль в политической системе



    Князь в отношении других владетельных князей был независимым государем. Внутри своей волости князь был главой администрации, высшим военачальником и судьей. Княжеская власть была необходимым элементом в составе государственной власти всех русских земель. Однако государственный строй древнерусских земель-княжений нельзя назвать монархическим.

    Государственный строй древнерусских княжеств X–XII вв. представляет собой род государственной власти: монархическим, в лице князя, и демократическим, в лице веча старших волостных городов.

    Власть князя не была абсолютной, она везде ограничена властью веча. Но власть веча и вмешательство его в дела проявлялись только в случаях чрезвычайных, тогда как власть княжеская была постоянно и повседневно действующим органом управления.

    На обязанности князя, прежде всего, лежало поддержание внешней безопасности и защита земли от нападений внешнего врага. Князь вел внешнюю политику, ведал сношениями с другими князьями и государствами, заключал союзы и договоры, объявлял войну и заключал мир (впрочем, в тех случаях, когда война требовала созыва народного ополчения, князь должен был заручиться согласием веча). Князь был военным организатором и вождем; он назначал начальника народного ополчения и во время военных действий командовал как своею дружиною, так и народным ополчением.

    Князь был законодателем, администратором и судьей. Князь часто поручал суд своим заместителям, но народ предпочитал личный суд князя.

    Князь был главой правительства и назначал всех чиновников. Областные управители, назначаемые князем, носили название «посадников». В руках посадников находилась власть административная и судебная. При князе и при посадниках были мелкие чиновники, частью из свободных, частью из их рабов, для всякого рода судебных и полицейских исполнительных действий – это были «вирники», «метальники», «детские», «отроки».

    Местное население, городское и сельское, составляло свои общины, или миры, имело своих выборных представителей, старост, которые защищали его интересы перед княжеской администрацией. При княжеском дворе состояло управление обширным княжеским хозяйством – «тиуны дворные».

    Доходы княжеские состояли из дани с населения, штрафов за преступления и торговых пошлин и доходов с княжеских имений.

    В своей правительственной деятельности князья обыкновенно пользовались советом и помощью своих старших дружинников. В важных случаях, особенно перед началом военных экспедиций, князья собирали на совет всю дружину. Дружинники были лично свободны и связаны с князем только узами личного договора и доверия. Но дума с боярами и дружинниками не была обязательной для князя, равно как и не налагала на него никаких формальных обязательств. Так же не существовало обязательного состава княжеского совета. Иногда князь советовался со всею дружиною, иногда только с ее высшим слоем, иногда – с двумя-тремя приближенными боярами. Поэтому тот «аристократический элемент власти», который некоторые историки усматривают в русской княжеской думе, был лишь совещательным и вспомогательным органом при князе.

    Но в этой дружинной или боярской думе сидели и «старцы градские», т.е. выборные военные власти города Киева, может быть, и других городов. Так самый вопрос о принятии христианства был решен князем по совету с боярами и «старцами градскими». Эти старцы, или старейшины городские, являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.

    Княжеская дружина в то же время оставалась еще во главе русского купечества, из которого выделилась, принимая деятельное участие в заморской торговле.

    Список использованных источников





    1. Вовина-Лебедева В.Г. История Древней Руси: учебник. – М.: Академия, 2011. – 246 с.

    2. Князьский С.Д. История России. Правитель Древней Руси: учебное пособие / С.Д. Внязьский, С.Д. Долаева. – Махачкала: Эпоха, 2011. – 254 с.

    3. Лисюченко И.В. Критерии и особенности государственной власти в Древней Руси // Вестник Удмуртского университета. Серия: история и филология. – 2015. – № 4-4. – С. 14-20.

    4. Орлов А.С. История России: учебник, - 4-е изд. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Издательство «Проспект», 2013. – 738 с.

    5. Поляков А.Н. История цивилизации в Древней Руси: учебное пособие. – Оренбург: Издательско-полиграфический комплекс «Университет», 2012. – 544 с.

    6. Пресняков А.Е. Княжеское право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь: монография. – М.: Издательство «Наука», 1993. – 635 с.

    7. Разиньков М.Е. История России: учебное пособие / М.Е. Разиньков, О.В. Антипова, В.Н. Гриднева, О.Н. Квасов, В.А. Корнев. – Воронеж: ВГЛА, 2014. – 120 с.




    написать администратору сайта