гдз. лит Предание. Когда и в связи
Скачать 17.59 Kb.
|
Когда и в связи с чем был сформулирован Символ веры? Символ веры - это исповедание веры, в котором содержатся все основные положения и догматы Православной Церкви. Составлен он в IV веке отцами I (325) и II (381) Вселенских Соборов. Состоит он из двенадцати положений, или членов. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни. В Древней Церкви существовали Символы веры, но они были связаны преимущественно с катехизацией и крещением. С возникновением и усилением ересей потребовалось составить более полное и догматически безупречное исповедание веры, которым могла бы пользоваться вся Вселенская Церковь. I Вселенский Собор был созван в городе Никее (Малая Азия) по поводу лжеучения пресвитера Ария, который утверждал, что Сын Божий, Иисус Христос, сотворен Богом Отцом, является не Истинным Богом, а лишь высшим творением. Собор осудил эту ересь, изложил православное учение, составив первые семь членов Символа веры. На II Вселенском Соборе в Константинополе (Царьграде), созванном для осуждения ереси Македония, который отвергал Божество Святого Духа, были даны последующие пять членов Символа веры (о Церкви; Крещении; воскресении и будущей жизни). По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео–Цареградского. Символ веры произносится принимающим крещение (“оглашенным”) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за литургией и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила. Почему русская богословская школа испытала и в значительной степени восприняла западное влияние? В XVII веке, когда начиналось формирование русской богословской традиции, на православном Востоке, увы, уже не было ни единой богословской школы, ни систематически развитой богословской науки. Греки подпали под власть мусульман, и наши «начинающие» русские богословы мало чему могли у них научиться. В ту эпоху существовала лишь одна действующая, научно развитая, методологически убедительная богословская школа – на католическом Западе. Русские искатели богословской образованности, конечно же, понимали, что латиняне имеют целый ряд заблуждений: учение о примате папы, «филиокве» (неприемлемое для нас с вами мнение о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына), вера в чистилище и так далее… И в то же время русским богословам казалось, что все прочие стороны католического догматического вероучения развиты очень хорошо, и что они вполне для нас приемлемы. И вот с этой мыслью на Запад отправлялись учиться многие русские молодые люди. Они приезжали в Европу, и им говорили: вы, конечно же, можете у нас поучиться, но мы принимаем в наши высшие школы только католиков, а потому вы должны перейти в латинскую веру и лишь тогда мы вас примем к себе в качестве студентов. И наши молодые люди «ничтоже сумняшеся» формально переходили в католицизм (увы, все происходило именно так), учились несколько лет на Западе, исповедовались, причащались в католических храмах, потом возвращались в Россию, приносили покаяние, проклинали «папежскую ересь» и порой начинали преподавать богословие будущим церковнослужителям, в дальнейшем занимаясь и опровержением латинских заблуждений. При этом нам с вами следует знать и вот о чем: помимо известных всякому мало-мальски богословски образованному православному человеку ложных католических догматов (папство, «филиокве» и др.), в католическом вероучении существовали и некоторые другие достаточно тонкие моменты, не столь заметные, как вышеперечисленные, но, тем не менее, столь же неприемлемые. Вот эти-то стороны католического вероучения как раз и усвоили, перенесли на почву нашего богословия получившие образование на Западе русские молодые люди. Таких католических заимствований в русской богословской науке накопилось достаточно много, и, осознав это, Церковь с конца XIX столетия и по сегодняшний день вынуждена с ними бороться. 5. Когда произошло разделение Восточной и Западной Церквей? Раскол христианской церкви произошел в 1054 году. Церковь разделилась на Римско-Католическую на Западе (центр в Риме) и Православную на Востоке (центр в Константинополе). Причинами стали, среди прочего, разногласия по догматическим, каноническим, литургическим и дисциплинарным вопросам. 9. Как называется древнейший церковный памятник, содержащий учение о крещении? Древнейшие памятники, содержащие учение о крещении: Дидахе (2 век), Рукопись Иустина Мученика( 2 век), Тертуллиан трактат "О крещении". Дидахе: "Глава 7. Крещение 1. А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. 2. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в теплой. 3. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. 4. А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня." Иустин Мученик говорит в своей рукописи, что крещение понимается как рождение: " Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились." 10. Назовите установительные слова Евангелия в отношении таинства Крещения. Мф:28:19. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа 28:20. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. 12. Назовите и охарактеризуйте этапы катехизации в древней Церкви. audientes- первый этап катехизации в Церкви. изучали библейскую историю проходили собеседование, записывались в книгу жизни(поручители) и становились "слушающими". electi- один из этапов катехизации в древней Церкви, второй по счету, в число electi принимали тех, кто успешно прошел испытательный срок и оглашение, то есть обучение. Они могли присутствовать при чтении Священного Писания и произнесении проповеди во время богослужения. изучали христианскую нравственность и основы христианской жизни. толковали 12 членов символа веры. готовились к принятию крещения. "Избранные"-крещение и принятие в общину верных. |