Концепция аномии. Реферат готовый. Концепция аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон)
Скачать 35.12 Kb.
|
Реферат по социологии на тему: «Концепция аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон)» Выполнила: Проверил: Сороковой С.И. Иркутск 2019 СодержаниеВВЕДЕНИЕ 2 Социальная аномия 3 ТЕОРИЯ АНОМИИ ПО Э. ДЮРКГЕЙМУ. 6 ТЕОРИЯ АНОМИИ ПО Р. МЕРТОНУ 7 Аномия – хаотическое состояние социальной системы 12 Заключение 15 Список используемых источников 17 ВВЕДЕНИЕВозникновение социологии как науки приходится на 1830-е гг., хотя попытки социологического анализа проблем общественной жизни предпринимались и раньше. Их наличие дает основание усматривать «начало» социологии одним автором в древности, связывая его с именами Платона и Аристотеля. Однако большинство исследователей считают, что появление социологии необходимо рассматривать в связи с развитием капитализма в первой трети XIX в. Именно капитализм поставил проблемы общества и личности в их взаимодействии в центр социального знания. Социология использует все богатство философского знания о сознании вообще и общественном сознании в частности, о деятельности и ее роли в социальной жизни, о влиянии объективных и субъективных условий на это сознание и поведение. Для социального анализа важны и выводы психологической науки о сознании и поведении каждого индивида, отдельных микро- и макрогрупп. Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов в различных школах в XIX веке, они все были едины в одном – объектом и предметом социологии является общество, вся общественная жизнь Данная тема выбрана мной для того чтобы разобраться, что является причиной отклоняющегося поведения людей. Какие мотивы приводят их к этому. Для этого я рассматриваю различные точки зрения известных социологов, их взгляд на эту проблему. Как они оценивают происхождение и развитие аномии, можно ли её избежать. И возможно ли, вообще, общество без данного явления. Английское слово «anomy», приведенное в Оксфордском словаре устаревших понятий, в значении, которое дал ему Уильям Ламбард в 1951 г.: «создание беспорядков, сеяние смуты и неопределенности». В современную социологию понятие «anomie» ввел Эмиль Дюркгейм, определивший его как временную утрату социальными нормами действенности в результате экономического или политического кризиса. Социальная аномияВ ходе довольно резкой смены целей и морали определенного социума отдельные социальные категории перестают ощущать собственную причастность к этому обществу. Понятие аномия являет собой процесс разрушения фундаментальных основ культуры, в частности этических норм. В результате происходит отчуждение таких категорий граждан. Кроме того, ими отвергаются новые социальные идеалы, нормы и морали, включая и социально провозглашенные образцы поведения. Вместо использования общепринятых средств достижения целей индивидуальной либо общественной направленности они выдвигают собственные, нередко, противоправные. Состояние аномии, задевая при социальных встрясках все пласты населения, особо сильно воздействуют именно на молодежь. Аномия это в социологии любые виды «отклонений» в ценностной и нормативной системе социума. Впервые ввел термин аномия Дюркгейм. Он считал аномией отсутствие закона, норм поведения, или их недостаточность. Дюркгейм акцентировал, что проблема аномии зарождается чаще в условиях динамичных реформ и в периоды экономических кризисов. Описываемое понятие провоцирует определенное психологическое состояние индивида, характеризуемое чувством утраты жизненных ориентиров, зарождающееся, когда субъект становится перед необходимостью приводить в исполнение противоречащие друг другу нормы. Другими словами, такое состояние зарождается, когда прежняя иерархия разрушена, а новая еще не сформировалась. Пока общественные силы, которые в кризисные периоды предоставлены самим себе, не прибудут в равновесие, сравнительную ценность их невозможно учесть, следовательно, всякая регламентация на некоторое время обнаруживается несостоятельной. Позднее данное явление понимается как состояние социума, вызванное избыточностью противоречивых норм (Мертон аномия). В подобных условиях индивид теряется, не понимая, каким именно нормам необходимо следовать. Рушится цельность нормативной системы, порядок регулирования общественных взаимоотношений. Люди в описанных условиях социально дезориентированы, они переживают тревогу, чувство обособленности от общества, что закономерно провоцирует девиантное поведенческое реагирование, преступность, маргинальность и иные асоциальные феномены. Проблема аномии вызвана переходным характером исторического периода, временным спадом моральной регуляции новых экономико-капиталистических отношений. Аномия является продуктом неполного трансформации от механического единства к органическому единству, так как объективный фундамент последней (общественное распределение труда) прогрессирует интенсивнее, нежели отыскивает моральный базис в коллективном сознании. Факторы возникновения аномии: столкновение двух категорий социально порождаемых феноменов (первой – интересы и потребности, второй – ресурс для их удовлетворения). Согласно Дюркгейму, предпосылкой личностной целостности является сплоченный и устойчивый социум. При общепризнанных порядках способности индивидов и их потребности обеспечивались довольно просто, поскольку их сдерживало на низком уровне соответствующее коллективное сознание, мешая развитию индивидуализма, личностному освобождению, устанавливая строгие пределы того, что мог добиваться субъект законным путем в данном социальном положении. Иерархический феодальный социум (традиционный) был константным, потому что ставил перед разными слоями различные цели и позволял каждому его члену ощущать собственное бытие осмысленным внутри ограниченного замкнутого слоя. Развитие общественного процесса провоцирует рост «индивидуализации» и одновременно с этим надрывает силу группового надзора, устойчивые моральные границы, присущие старому времени. Степень личностной свободы от традиций, групповых нравов, предрассудков, наличие индивидуального выбора познаний и средств действия резко расширяется в новых условиях. Относительно свободное устройство промышленного социума перестает определять жизнедеятельность индивидов и постоянно воссоздает аномию, подразумевающую отсутствие устойчивых жизненных идеалов, норм и шаблонов поведения, что ставит большинство людей в положение неопределенности, лишает коллективного единства, ощущения связи с определенной категорией и в целом со всем социумом. Все перечисленное ведет к увеличению в обществе отклоняющихся и саморазрушающих поведенческих реакций. ТЕОРИЯ АНОМИИ ПО Э. ДЮРКГЕЙМУ.Аномия – это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Фундамент для теории аномии, используемой при объяснении причин преступности, заложил Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социально отклоняющееся поведение и преступность –это вполне нормальные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность – это плата за социальные изменения. В той же мере, в какой гений должен иметь возможность к самосовершенствованию, преступник должен иметь шанс на преступление. Общество без преступности немыслимо. Если бы перестало совершаться все то, что сейчас зовется преступным, в категорию преступности пришлось бы зачислить какие-то новые виды поведения. Ибо преступность неизбежна, неистребима. И причина этого не в том, что люди слабы и злы, а в том, что в обществе существует бесконечное множество самых различных видов поведения. Преступность – это фактор общественного здоровья, в обществе без преступности давление коллективного сознания было бы настолько сильным и жестким, что никто не смог бы ему противостоять. В этом случае преступность была бы, конечно, уничтожена. Но вместе с ней исчезла бы и всякая возможность прогрессивного социального развития. И если оригинальность идеалиста, чьи мечты опережают свой век, самовыражается, то должна найти свое выражение и «оригинальность» преступника, который изрядно отстает от своего века. Преступник – это не какое-то неспособное к социализации существо, не паразит, не чуждый элемент, не приспособившийся к обществу, а фактор, играющий в жизни общества определенную роль. По Дюркгейму, преступность бывает незначительной в обществе, где человеческой солидарности и социальной сплоченности достаточно. В результате социальных изменений, которые могут идти как в сторону экономического краха, так и в направлении расцвета, создаются благоприятные условия для разделения труда и большего разнообразия жизни, а интегрирующие силы ослабляются. Общество распадается и раскалывается. Отдельные его осколки изолируются. Когда единство социума разрушается, а изолированность его элементов увеличивается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают. Общество оказывается в состоянии аномии. В деле поддержания общественной солидарности большую роль играет, по Дюркгейму, наказание преступников. Изначальный и важнейший источник солидарности общества – это правильное понимание честности и порядочности. Наказание преступника необходимо, чтобы сохранить приверженность рядового гражданина к данной социальной структуре. Без угрозы наказания средний гражданин может потерять свою глубокую привязанность к данному обществу и свою готовность принести необходимую жертву ради сохранения этой привязанности. Кроме того, наказание преступника служит видимым общественным подтверждением его неполноценности и оправданности порицания любой преступной группы. Это порицание и умаление достоинства преступников усиливает среди основной массы населения чувство превосходства и собственной правоты, что в свою очередь укрепляет и солидарность всего общества. Оно группирует преступников по категориям, делая уголовные наказания сильнейшим из всех имеющихся средств оправдания и сохранения социальной солидарности. ТЕОРИЯ АНОМИИ ПО Р. МЕРТОНУРазвитие теории Дюркгейма продолжил Роберт Мертон (1938). Если для Дюркгейма аномия означает неспособность общества регулировать естественные импульсы и желания индивидов, то, по Мертону, многие желания индивидов необязательно оказываются «естественными», а чаще бывают обусловлены цивилизаторской деятельностью самого общества. Социальная структура ограничивает способность определенных общественных групп удовлетворять свои желания. Она оказывает давление на определенные личности в обществе, заставляя их вести себя не конформистски, а противоправно. Высшей целью западной цивилизации является достижение материального благополучия, благосостояния. Это накапливающееся благополучие в принципе приравнивается к личным ценностям и заслугам и связывается с высоким престижем и социальным статусом. Люди без денег деградируют. Цивилизация в западном индустриальном обществе толкает всех индивидуумов к тому, чтобы стремиться к возможно большему благополучию. В то же время существует эгалитарная, уравнительная идеология, заставляющая людей думать, что каждый член общества имеет одинаковые шансы добиваться благополучия. Однако никто не ожидает, что все люди достигнут этой цели, хотя каждый надеется хотя бы приблизиться к ней, в противном случае его будут считать лентяем и лишенным честолюбия. Западная цивилизация предоставляет человеку для достижения этой цели институциональные средства, одобренные обществом, и проверенные опытом нормы поведения. Общество требует соблюдения этих норм всеми его членами, желающими в соответствии с цивилизаторскими целями «выйти наверх». Институциональными средствами в западном обществе являются ценности среднего слоя, основанные на протестантской этике труда. Достижение цивилизаторской цели (материальное благополучие) должно обеспечиваться упорным трудом, честностью, хорошим воспитанием людей и предвосхищающим удовлетворением своих нужд. Насилие и обман как методы достижения благополучия запрещаются. Личность, применяющая дозволенные методы, получает меньшее признание в обществе, если она не добивается, по крайней мере уровня благополучия среднего слоя. Личность же, добивающаяся достаточно высокого уровня благополучия, обретает признание, престиж и высокий социальный статус даже в том случае, если она пользовалась не институциональными средствами, не социально структурированными путями. Этот циничный подход вызывает повышенный спрос на институциональные средства, оказывает особое влияние на ценностные представления людей, которые не могут добиться благополучия на путях, разрешенных обществом. Это, прежде всего представители низших слоев. В этих случаях способность достичь благополучия ограничивается не только нехваткой таланта или нужных качеств индивида, но и самой социальной структурой. С помощью институциональных средств и методов лишь те лица из низших слоев общества могут добиться благополучия, которые очень талантливы и работают исключительно упорно. Для большинства же представителей низших слоев такая возможность просто нереальна и потому особенно сильным оказывается влияние социально отклоняющегося поведения, делинквентности и преступности, к которым их толкают условия. Таким образом, в основе того сильного давления, которому подвергаются ценностные ориентации низших слоев населения, лежат два следующих момента: Первый состоит в том, что западная цивилизация делает больший упор на достижение материального благополучия, декларируя при этом, что достичь эту цель может каждый. Второй сводится к тому, что сама социальная структура существенно ограничивает низшим слоям возможности достижения этой цели общественно признанными путями. Отсюда аномия, по Мертону, - это крушение системы регулирования индивидуальных желаний, в результате чего личность начинает хотеть больше, чем она может добиться в рамках данной социальной структуры. Аномия – это полнейшее расхождение между декларируемыми цивилизаторскими целями и социально структурированными путями их достижения. Применительно к отдельной личности аномия есть искоренение ее моральных устоев. Личность при этом лишается всякого чувства преемственности, традиционности, лишается всех обязательств. Ее связь с обществом разрушена. Аномия – это отсутствие психической и социальной интеграции, целостности личности и общества в целом. Когда же ценностные и социальные структуры плохо интегрированы, когда сама структура ценностей требует определенного поведения и взглядов, а социальная структура мешает этому, тогда из этого вытекает тенденция к аномии, к коллапсу всех норм, к отсутствию всех правовых норм. Мертон различает пять видов индивидуального приспособления: Под конформизмом он понимает гармоничное соединение провозглашенных цивилизаторских целей и структурных путей их достижения. Конформизм – символ социальной стабильности. При всем цивилизаторском уповании на свой успех в достижении цели те, кто выбрал в качестве основного вида приспособления инновацию, понимают, что добиться этого социально признанными путями они могут не всегда. И тогда они обращаются к институционально не дозволенным, новым и зачастую весьма действенным средствам. Так, коммерсанты пытаются достичь желаемого путем разных хозяйственных правонарушений. Служащие совершают кражи у своих работодателей. Ритуализм предполагает сильное принижение цивилизаторских целей или даже полный отказ от них до тех пор, пока не удовлетворены запросы каждого в отдельности. Ритуализм означает принудительное, судорожное цепляние за институциональные нормы. Когда личность в течение долгого времени не может достичь цивилизаторской цели легитимными и даже нелегитимными средствами, она начинает реагировать на это отказом, апатией, уходом от мира, что также является видом приспособления (адаптации). Эти «сошедшие с поезда» люди живут в данном обществе чисто номинально, не будучи включенными, в него. К ним относятся душевнобольные, алкоголики, наркоманы, отвергнутые обществом, бродяги, бездомные. Они не чувствуют себя принадлежащими к своей цивилизации. Они не видят реальной возможности достижения успеха. И общество нередко криминализирует уход от мира, издает законы против бродяжничества, пьянства в общественных местах, злоупотребления наркотиками. При мятеже старые цели и методы отвергаются. Они заменяются новыми целями и методами. Примерами мятежа как вида приспособления служат революции, альтернативные формы существования. Мятеж вызывает к жизни такие преступные действия, как покушения на убийство, взрывы бомб или беспорядки с применением насилия. Эти виды приспособления (адаптации) не являются характеристиками личности. Они лишь дают наглядное представление о том, какой вид поведения выбирает индивидуум в качестве ответной реакции на усиливающуюся аномию. Была сделана попытка объяснить формы приспособления на примере спорта (Void, Bernard 1979). Если выигрыш в спорте преувеличить, то те, кто не способен выиграть по правилам, получат значительную мотивацию к обману (инновации). Однако они могут продолжать заниматься спортом и без надежды на успех (ритуализм). Они могут также и прекратить занятия спортом (уход от мира). Они могут начать заниматься другим видом спорта (мятеж). Новый аспект теории аномии был придан Ричардом Клоуардом, который показал, как структуры, возникшие случайно или в процессе приобретения криминального поведения, предлагают низшим слоям такие средства, как отклоняющееся поведение, делинквентность и преступность. У низших слоев не только ограниченный доступ к легальным путям, но и широкие возможности для нелегального достижения цели в своем ближайшем окружении. Теория аномии, предложенная Мертоном и делающая особый упор на специфику поведения низших слоев, подвергалась критике в двух аспектах: По теории Мертона, отклоняющееся поведение, противоправность и преступность рассматриваются как резкое, внезапное и крутое изменение взглядов (приспособление) под влиянием аномии. Это неверный подход, так как он не отражает действительность. Отклоняющееся поведение, правонарушение и преступление возникают не в результате сознательного выбора, как механическая реакция на действие какого-то фактора или на сочетание факторов в определенной ситуации, а в процессе взаимодействия в ходе продолжительного приспособления субъекта и его реакции на действия других. По данным современных исследований скрытой преступности, девиантность, противоправность и преступность не являются включительно или даже преимущественно проблемой низших слоев населения. Но даже если бы это и было так, мертоновская теория аномии не объясняет, почему основная масса представители низших слоев ведет себя в обществе конформистски. Между тем, по Мертону, аномия распространяется на все низшие слои. Аномия – хаотическое состояние социальной системыПонятие аномии обозначает одну из социальных модификаций онтологемы хаоса. Аномия может иметь первичный характер и представлять собой доправовое состояние с полным отсутствием порядка и "войной всех против всех". Аномия может выступать также как исторически переходное кризисно-катастрофическое состояние общественных и личностных структур при сменах социально-нормативных систем. В условиях переходной аномии обнаруживается динамика неуправляемого скольжения системы по наклонной. Состояние устойчивого равновесия сменяется состоянием неустойчивого равновесия, а затем обнаруживается уже полное отсутствие признаков равновесия и устойчивости. В условиях аномии следствия уже не соответствуют ни причинным воздействиям, ни социальным ожиданиям. Случайности занимают господствующее место, почти вытеснив то, что можно назвать необходимостью и законосообразностью. Система входит в состояние, которое трудно описать в терминах рациональности, ибо она как бы издает не вразумительные, членораздельные звуки, а исторгает какой-то устрашающий гул, в котором не прочитывается ничего, кроме метафизических "шума и ярости". Реальность, продолжающая оставаться разумной в своих некоторых составляющих, утрачивает эту разумность, когда берется как целое. В нормативно-ценностных структурах образуются роковые разломы, приводящие к тому, что одни морально-правовые регуляторы уже не действуют, а другие, сменяющие их, еще не действуют. Разрушаются все прежние иерархии норм и ценностей. Перестают функционировать принципы соподчинения целого и его частей. Социальные формы, в которых проявляется аномия – это резкое возрастание степени конфликтогенности социальных отношений, массовое падение нравов, разгул преступности, военные инциденты и т. п. Зло превращается в вездесущую и часто анонимную силу. Обретает невиданную прежде интенсивность отрицательный, "противоестественный" социальный отбор, в результате которого лучшие из граждан оказываются на социальном "дне" или просто гибнут, а наверх всплывают, обретают богатство и власть худшие из них. Те социальные слои, группы, индивиды, которые в условиях стабильности пребывали на социальной периферии, теперь могут быть вытолкнуты силою обстоятельств и их случайных стечений в самый эпицентр событий и оказаться на ключевых ролях в различных сферах и структурах. Аномия, как противоположность стабильного социального порядка, возникает там, где ослабевает контроль государства, общества и их институтов за поведением индивидов. Чаще всего это происходит в эпохи промышленных, экономических и социально-политических кризисов. Именно в такие эпохи начинают повсеместно возникать непредвиденные изменения дисфункционального характера, сопровождающиеся диссоциацией (медленным рассеиванием) структур и целостностей в социальном пространстве. Государственная мегасистема утрачивает внутреннюю уравновешенность. В социальных процессах возрастает степень непредсказуемости происходящих изменений, повышается роль случайных факторов, широко распространяются антагонизированные умонастроения, существенно понижается ценность человеческой жизни как чужой (возрастает число преступлений и, в частности, убийств), так и своей (возрастает число самоубийств). В пиковой фазе аномии распад социальных структур начинает происходить гораздо быстрее, чем прежде и приобретает лавинообразный характер. Абсолютное большинство индивидов не успевают приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям, выпадают из привычных социальных ячеек, что ведет к разрушению поведенческих стереотипов и падению нравов, моральным деформациям, экзистенциальным катастрофам. В индивидуально-личностном измерении аномия имеет двоякое значение. С одной стороны, аномийное поведение контрадаптивно, то есть направлено против общепринятых стереотипов законопослушного поведения, подчиненного нормам морали и права. С другой – оно адаптивно, позволяя человеку в условиях общественного кризиса и резкого возрастания степени непредсказуемости социальных событий приспособиться к обстоятельствам, приняв тот же стереотип социально не нормированных действий, чреватых непредсказуемостью и вседозволенностью. В нормативно-ценностных структурах морального и правового сознания могут происходить негативные перемены инволюционного характера. В результате индивиды как бы впадают в первобытную дикость. У них начинают проявляться различные формы варварского поведения, вплоть до антропофагии. Говорить, будто все действительное в мире разумно, как считал Гегель, нельзя. В действительности, кроме того, что разумно, присутствует много внеразумного. И разум не является единственным строителем социального мира. Аномия является как раз такой эпохой, когда в социуме господствует дух неразумия, оказывающийся также и духом разрушения. Социальный хаос – это всегда распад, гибель, и поэтому он трагичен. В нем, в его вихрях и взрывах погибают те, кто вполне мог бы жить в обстановке порядка и стабильности. Поэтому хаос – это, говоря языком философа Якоба Беме, истинное "мучение" материи и духа. И очень немногим формам при этом удается устоять. ЗаключениеРешающим фактом существования деклассированных элементов и хронических безработных является их незаинтересованность в обществе. Если серьезно задуматься, то и общество в них не нуждается. Многие из класса большинства хотят, чтобы они просто исчезли, а если такое вдруг случится, их отсутствие едва ли будет заметно. Те, кто входит в эту группу, понимают это. Общество для них недосягаемо. Для них оно сводится к полиции, суду и, в меньшей степени, государственным учреждениям и служащим. С другой стороны, отсутствие заинтересованности в обществе стало свойственно не только; безработным и беднякам. Например, молодые люди склонны заимствовать ценности у социальных низов, даже если имеют работу и могли бы найти место среди большинства. Наблюдается любопытная схожесть культуры деклассированных и контркультуры среднего класса: она заключается в том, чтобы быть как бы «вне общества». Общей является и привычка игнорировать официальные нормы и ценности. Эта привычка – самая характерная черта стран ОЭСР в последние десятилетия XX века. Называется она «аномия». В обществе безгранично много способов выражения социальной напряженности и антагонизма. Уличные столкновения и забастовки, сопровождающиеся насилием, выборы и переговоры о размерах зарплаты, коллективная и индивидуальная мобильность – все вместе это явления одного происхождения. Сегодня появиласьеще одна форма воплощения конфликта. Он ныне – аномия. Такое состояние в обществе лишает людей коллективной солидарности, чувства связи с обществом, вследствие чего для многих единственным выходом из ситуации становится самоубийство. Роберт Мертон трактует anomie как «конфликт норм в культуре», возникающий, когда люди в силу своего общественного положения не способны подчиниться ценностно-нормативной системе общества. Если молодежи внушают, что для достижения карьеры Необходимо терпение и упорный труд, а на деле выходит, что скорее можно разбогатеть, спекулируя на рынках срочных контрактов и опционов или в результате валютных махинаций, то возникает аномия. Данное понятие получило характерное преломление в современном обществе. Часто утверждают, что число насильственных преступлений за последнее время возросло. Доказательства поверхностны и неубедительны. Сегодня явно участились преступления против собственности и преступления, связанные с наркотиками. Число убийств (и самоубийств) всегда колебалось, колеблется и сейчас; количество тяжких преступлений (куда относятся вооруженное нападение, грабеж с применением насилия и изнасилование) в некоторых странах возросло вдвое за период между пятидесятыми и восьмидесятыми; что касается сознание беспорядков, сеяние смуты и неопределенности – это уже достаточно плохо. Но еще большая опасность заключена в другом. Состояние аномии не может длиться долго. Это приглашение узурпаторам, желающим навязать обществу ложное ощущение порядка. Либералы ненавидят в защитниках «закона и порядка» именно то, что сами провоцируют отсутствием четкого осознания необходимости социальных институтов. Опасность аномии – тирания, в каком бы обличье она ни явилась. Список используемых источников1.Дарендорф Р. Современные социальные конфликты -«Иностранная литература», 1993, №4 2. Лавриненко В.Н., Нартов Н.А. Основы социологических знаний. Учебное пособие.- М.: 2000.-320 с. 3. Общая социология: учеб.пособие./Под ред.проф.А.Г. Эфендиева.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 654 с. 4.Социология.: Общий курс: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004.-332 с. 5. Шнайдер Г. Й. Уголовно-социологические теории. - В кн.: Криминология, М, 1994. |