Эссе на тему концепция детерминизма. Концепция детерминизма. Концепция детерминизма
Скачать 14.45 Kb.
|
Концепция детерминизма Детерминизм – это учение, по которому все явления обусловлены необходимой причинной связью. Сам детерминизм различными мыслителями интерпретировался по-разному. Многие из них (Демокрит, Б. Спиноза, П. Лаплас, П. Гольбах и др.), ограничивались лишь указанием одной непосредственно действующей причины. Сама идея каузальности (причинности) трактовалась чисто механистически. Игнорировались особенности биологической и социальной причинности. Отрицалась объективная природа случайности. Статистические связи и вероятность исключались из представлений о детерминизме. Подобные воззрения в истории философии сочетаются с телеологическими (телеология -учение о цели) концепциями. Приверженцы телеологии (Аристотель, Г. Лейбниц, Ф. Шеллинг, Гегель, А. Шопенгауэр и др.) исходили из идеалистической установки о наличии в природе внутренних целей, выступающих в качестве "конечных причин" развития. Но приписывание целей природе неправомерно. Способность к целеполаганию присуща лишь разумнымсуществам. Поэтому только человеческую деятельность уместно объяснять посредством целевой детерминации. В материалистической диалектике концепция детерминизма представлена учением о многообразных формах объективной взаимоопределенности явлений. Среди них можно выделить такие виды связей, как детерминацию Каузальную (причинно-следственную зависимость), помологическ ую (закономерная связь),функциональную, кондициональную (воздействие условиями), генетическую(детерминация порождения), системную (отношение организации) и др. В истории философского познания различные моменты универсальной взаимообусловленности предметов и явлений действительности "схватываются", как уже отмечалось, в категориях. Ими выражаются и обозначенные ранее три аспекта диалектики: структуры, процесса и развития. Усвоение категорий и законов, раскрывающих содержание каждого из них, углубляет понимание диалектической концепции детерминизма. В "гнездо" понятий, фиксирующих ее структурный аспект, входят прежде всего традиционные для философии категории "единичное - общее", "явление - сущность", "форма - содержание", "часть -целое". Соотношением этих парных противоположностей устанавливаются такие законы структурной детерминации, как законы взаимоопределения единичного и общего, проявления сущности, эмерджентности целого, доминирующей роли содержания. Диалектика же процесса во многом воспроизводится в законах взаимодополнения случайности и необходимости, взаимного генезиса возможности и действительности и др. К числу главнейших фрагментов в целостной концепции детерминизма при- надлежит философское учение о причине и следствии. |