Главная страница

Философия Кондорсе. философия. Кондорсэ Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума


Скачать 20.29 Kb.
НазваниеКондорсэ Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума
АнкорФилософия Кондорсе
Дата05.12.2021
Размер20.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия.docx
ТипДокументы
#292339

Кондорсэ Ж.А. - Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума.

  • Первая эпоха. Люди соединены в племена

  • Вторая эпоха. Пастушеские народы. Переход от пастушеского состояния к земледелию

  • Третья эпоха. Прогресс земледельческих народов до изобретения письменности

  • Четвертая эпоха. Прогресс человеческого разума, в Греции до времени разделения наук в век Александра

  • Пятая эпоха. Прогресс наук от их разделения до их упадка

  • Шестая эпоха. Упадок просвещения до его возрождения ко времени крестовых походов

  • Седьмая эпоха. От первых успехов наук в период их возрождения на Западе до изобретения книгопечатания

  • Восьмая эпоха. От изобретения книгопечатания до периода, когда науки и философия сбросили иго авторитета

  • Девятая эпоха. От Декарта до образования французской республики

  • Десятая эпоха. О будущем прогрессе человеческого разума

Активно работает над конституцией, не прекращая выступлений против якобинского правления Францией. Конвент отверг проект конституции Кондорсе и издал приказ о его аресте, что заставило Кондорсе скрываться в доме вдовы скульптора Верно. В это время (1795) он пишет свое главное философско-историческое произведение «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». В марте 1794 г. его задержали и бросили в тюрьму Бур-ла-Рен, где он 29 марта покончил жизнь самоубийством

Историческую картину человечества Кондорсе рассматривал в «Эскизе...» сквозь призму десяти эпох, в шести из которых он использовал европейскую историю, разделив ее на три периода: древний, средневековый и нового времени. Начал он с исследования человечества на ранней стадии развития, когда индивиды могли обеспечить себя лишь самым необходимым. Поэтому его взгляд коснулся процессов формирования семьи, племени, языка, института вождей, зарождения власти. Есть здесь сведения о развитии орудий труда, оружия, астрономии, политической экономии (зарождение частной собственности и имущественного неравенства, совершенствование ремесел). Достаточно обоснованным является его рассуждения, согласно которому социальное неравенство вызвано преобразованием пленных в рабов, которых раньше убивали. Итак, опираясь на естественное право, Кондорсе рассматривал исторический процесс как ряд основных этапов (эпох) социального процесса.

По его мнению, первая эпоха человечества связана с объединением в семье, а затем – в племена. Человек впервые начал заранее планировать расходование продуктов потребления. Вторая эпоха характеризуется разделением труда, возникновением частной собственности, неравенства, рабства. На третью эпоху приходится прогресс земледельческих народов, зарождения письменности, завоевание одними народами других, что тормозило или ускоряло эволюцию. В те времена стала ощутимой потребность в более совершенном законодательстве. С четвертой эпохой связан особый прогресс человеческого разума и знаний в Греции. Образование в ней республик, граждане которых были свободными и имели одинаковые права, касалось и познания истины. Безусловно, некоторые города чувствовали на себе гнет тирании, но она была редка и не влияла на общественный дух нации. Особенность пятой эпохи связана с деятельностью Демокрита, Пифагора, Гомера, Гиппократа и особенно Сократа, Платона, Аристотеля, которые внесли весомый вклад в науку и историю человечества. Шестая эпоха – несчастная, поскольку была поражена теологическими предрассудками, религиозной нетерпимостью. Особенно резким был упадок человеческого духа на Западе. Правда, свет разума здесь вспыхнул снова, чтобы уже никогда не погаснуть. На Востоке упадок был медленным, не таким тотальным, но там, как утверждал Кондорсе, еще не наступил момент, когда ум сможет его просветлить и разбить его оковы. Законодательство стран было запутанным и варварским. Преступник мог откупиться от наказания суммой, которая предназначалась за жизнь человека в зависимости от его социального статуса. Преступление рассматривалось не как покушение на общественную безопасность, а как оскорбление отдельного индивида, а семье жертвы разрешалось отомстить. Эта эпоха, по словам Кондорсе, должна быть предостережением для людей, чтобы они не пренебрегали никакими средствами для получения и хранения знаний, укрепление своей свободы и единства, если не хотят потерять преимуществ, полученных благодаря знаниям. В течение следующих трех эпох человеческий разум готовился к перевороту, который свершило книгопечатания. Сначала (седьмая эпоха) почти все крупные государства создали конституции, в которых право установления налогов, издания новых законов были разделены между королем, дворянством, духовенством и народом или между королем, баронами и коммунами. В некоторых странах люди еще не понимали своих прав. В Англии и Франции народ пытался восстановить свои права, но ему мешало чувство подавленности. Книгопечатание усилило стремление к образованию, разнообразило средства его получения, освободило образование от политических и религиозных ограничений. Люди начали сами себе выбирать учителей. В это время (восьмая эпоха – эпоха Реформации и рационализма) человек получил возможность познать земной шар, изучить человеческий род по всему миру. Благодаря науке и искусству народы, утверждал Кондорсе, поймут свое равенство и свободу, данную им природой. Реформация уничтожила исповедь, индульгенции, институт монахов и безбрачие, очистила мораль. В этот период еще шла борьба между авторитетом и разумом. Кондорсе считал, что победа будет за разумом: «Человеческий разум еще не был свободным, но он знал, что создан для свободы». К несомненным завоеваниям человеческого разума в девятой эпохе он относил идею естественного равенства людей в стремлении защитить личные интересы, права и свободы. В результате этого, отмечал Кондорсе, «никто не осмелится разделить людей на две различные расы, из которых одна предназначена управлять, а другая – подчиняться, одна обманывать, а другая – быть обманутой». Поскольку в обществе существует неравенство, главным средством ослабления всех его видов должно стать «искусство социального строительства», которое Кондорсе называл социальным искусством. Его цель – обеспечить всем возможность воспользоваться общими правами, к реализации которых люди предназначены природой . В десятой (прогностической) эпохе, Кондорсе описал будущее, которое должно быть лучше всех других времен. Оно появится из знания, могущества, которой знания предоставляют людям, чтобы они преодолевали физические и моральные преграды на пути к счастью. Прогресс, по мнению Кондорсе, обеспечит все большее равенство наций, устранит классовые различия, будет способствовать общему умственному, нравственному совершенствованию, что является следствием первых двух факторов. Все нации и расы станут высоко образованными. Демократия положит конец эксплуатации отсталых народов, европейцы будут скорее старшими братьями, чем господами чернокожих. В рамках каждой нации не будет существовать сословно-классового неравенства. Свобода выбора профессии, страхование для больных и пожилых людей, запрет войн, ликвидация нищеты, роскоши, равные права для женщин и мужчин, всеобщее образование создадут одинаковые шансы для всех.

 В «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума» он сделал попытку исследовать закономерности развития истории, ее основные этапы, движущие силы. Находясь под влиянием философских взглядов Ж.-Ж. Руссо, А. Тюрго, значительное внимание при изучении истории он уделял культуре народа. Был одним из создателей идеи исторического прогресса. Поступательное движение истории он объяснял безграничной возможностью развития человеческого разума. Связывал исторические эпохи с этапами развития человеческого разума, раскрывая роль хозяйственных и политических факторов в общественном развитии. Будучи сторонником теории естественного права, использовал ее для отрицания правомерности феодального общества, обоснования необходимости и рациональности буржуазного строя. Высшей ступенью в истории человечества считал общество, основанное на частной собственности, а будущее развитие человечества мыслил только в пределах буржуазного правопорядка.


написать администратору сайта